Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Авторынок

Иркутские высоты

Рынка дилерских авто в 2012 году

В прошедшем году российский авторынок, несмотря ни на что — на прогнозы экспертов, завершение программ утилизации, прекрасные аппетиты банкиров и страховщиков, — опять рос. По количеству проданных дилерских авто взята новая историческая высота. Кстати, динамика иркутского авторынка вновь оказалась выше общефедеральной.

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2012 году в России через официальные, дилерские сети было приобретено 2,935 млн легковых и легких коммерческих автомобилей — это на 10,6% больше, чем годом ранее. Показатель даже немного превысил докризисный 2008 год, когда число продаж в стране достигло исторического максимума (2,91 млн). Однако динамика прошлогодних продаж оказалась нелинейной: после роста в первом полугодии обнаружился спад, и уже в ноябре прирост оказался практически нулевым.

Перестановки ожидаемые и не очень

По-иному в РФ сложился итоговый рейтинг марок и моделей. Так, если топ-пятерка брендов с некоторыми изменениями в показателях, но все же осталась неизменной — Lada, Chevrolet, Renault, Kia, Hyundai, причем все с производством в России, то ниже случились перестановки.

На шестое место сенсационно вышел Volkswagen с приростом в 40%, а Nissan и Toyota сместились на седьмое и восьмое места с незначительным разрывом в 700 автомобилей. Впервые за много лет топ-десятку покинула Daewoo, а ее место заняла Skoda с приростом в 34%. Очень хороший рост также показали некоторые китайские компании: Geely (+190%), Chery (+161%), Great Wall (+112%).

Характерно, что прогрессивно сработал и премиум-сегмент — его доля на российском рынке возросла почти до 7% (+1%). В Сибирском федеральном округе первое место по продажам новых премиум-автомобилей у компании Audi. За год ей удалось нарастить продажи на 40%. Залогом успеха немецкой марки стали внедорожники Q3 и Q5, которые вошли в топ-пятерку самых популярных моделей в сибирском премиум-сегменте. Хотя если смотреть ситуацию по городам Сибири, то здесь позиции этого бренда не так очевидны.

 

ТОП-5. РЕЙТИНГ АВТОБРЕНДОВ

Самые популярные*, итоги продаж, 2012 г.

Иркутск, шт.

1. Toyota

2873

+50%**

2. Nissan

2010

+35%

3. Lada

1596

-39%

4. Hyundai

1408

+14%

5. KIA

1369

+163%

Россия, тыс. шт.

Lada

537, 6

-7%

Chevrolet

205

+18%

Renault

189, 8

+23%

KIA

187, 3

+23%

Hyundai

174, 2

+7%

* Данные по объемам продаж иркутских дилеров

** Динамика по отношению к 2011 г.

Источник: www.38a.ru, АЕБ

 

 Вместе с тем можно говорить и о дальнейшем социальном разрыве, поскольку иные «массовые» бренды с позитивным имиджем — такие как Mitsubishi и Peugeot — вопреки ожиданиям реализовали машины на уровне 2011 года, без прироста. А вот компания Fiat и вовсе «сдулась» аж на две трети (-69%). Заметно потерял и недорогой бренд из Украины — автомобилей ZAZ было продано вполовину меньше, чем годом ранее.

Отмечены нетипичные явления и среди самих моделей, причем знаковых для рынка. Подиум занимают «наши»: Priora, Granta и «Калина», а вот традиционные претенденты на места ниже сдались. Так, хит продаж всех последних лет Renault Logan сбавил почти на треть (-28%). Вероятно, сказывается обострившаяся в данном секторе иномарок конкуренция — Kia Rio, к примеру, продали на 70% больше. А вот в востребованном С-сегменте существенно прибавил Chevrolet Cruze — на 68%, в то время как его конкурент и действующий лидер сегмента Ford Focus вырос только на 23%.

Свой почерк местного рейтинга

В Иркутске итоги продаж 2012 года схожи с общероссийской статистикой только отдаленно. У нас также есть свои подвижки в премиум-сегменте и среди китайских авто, но «просели» некоторые народные марки. И все же внутренняя картина с конечными цифрами и распределением мест по брендам и моделям традиционно имеет свой собственный почерк. Как и вообще свои покупательские предпочтения: например, ушедший год показал возросший интерес к спортивным автомобилям и минивэнам.

В целом в 2012 году через иркутскую дилерскую сеть с учетом появления новых игроков было продано 20,8 тыс. автомобилей, что на 15% превысило результат предыдущего года. То есть, прирост уже не такой впечатляющий, как в 2011-м (+65%), однако выше общефедерального. Ну а с подробными зарисовками итогов года знакомьтесь далее. Итак, первая двадцатка.

Смещенный год назад с первой ступени иркутского пьедестала, Focus по-прежнему составляет основу продаж Ford

Toyota. Кажется, что никакие рыночные вихри не могут поколебать положение бренда на нашем рынке: реализовано 2873 автомобиля — это в полтора раза больше, чем годом ранее, и возможность с приличным запасом оставаться абсолютным лидером среди брендов.

Ударная пятерка моделей, на которую приходится более двух третей продаж, остается прежней, однако в ней произошли перестановки. Очевидно благодаря выходу нового поколения восстановила статус-кво Camry — седан за год приобрели 612 покупателей, а это двойной рост. Тем самым модель вернула себе первое место во внутреннем рейтинге и сразу стала третьей в общем списке.

Другие «топы» тоже в приросте, хотя и в разных значениях. Второе и третье места с минимальной разницей разделили Corolla и Land Cruiser 200 — реализовано 493 (+53%) и 482 (+38%) автомобиля соответственно. Не намного отстал RAV4 — 458 кроссоверов, хотя прибавка здесь уже скромней — только 10%. А вот LC Prado на взлете — продано 405 внедорожников с приростом на 85%.

Nissan. Второе место в региональном рейтинге с результатом 2010 автомобилей, что более чем на треть превысило продажи 2011 года. Фаворит прежний: Qashqai — реализовано 523 кроссовера, из них 115 удлиненных версий «+2». А в целом прибавка по модели составила 30%. Не на шутку разошелся и Juke — в условиях монопольной ниши приобретено 363 кроссовера, что в три раза больше, чем годом ранее. Он даже оттеснил на третье место X-Trail — 320 экземпляров.

Смогла отстоять свой результат «старушка» Tiida — 160 авто, на треть вырос новый Patrol — 130 внедорожников, а вот Teana остановилась на предыдущем уровне — 120 седанов. На излете карьеры выстрелил Almera Classic — 83 седана. Почти поравнялись Pathfinder — 77 внедорожников, и Murano — 75 кроссоверов, притом если первый прибавил лишь символически (грядет новая модель!), то второй заметно подтянулся. Немного сбавил Note — 55 хэтчбеков, зато прибавил утилитарный NP300 — 49 пикапов. А вот люкс-пикап Navara остался на том же месте — 23 экземпляра.   

Lada. В Иркутске реализовано 1596 автомобилей, что со свертыванием программ господдержки и уходом «классики» оказалось все же лучше прогнозов, и в конечном итоге «бронза» на местном подиуме. Показатели во многом (более трети) обязаны новинке Lada Granta, которая нашла 591 покупателя. Осенью был продан последний ВАЗ-21074, но ушедшая в историю модель еще смогла отстоять второе место — 260 автомобилей. Уверенно прибавила традиционная «Нива» — 233 внедорожника, включая 33 длиннобазных. Есть спрос и на «Самару» — продан 181 автомобиль.

Лидирующая в РФ Priora в Иркутске выглядит слабенько — только 158 авто, причем более половины из них — универсалы. Однако еще меньше продано «Калины» — 127, теперь оживление к ней ожидается лишь с весенним рестайлингом. Замыкает рейтинг новинка года Lada Largus — реализовано только 46 автомобилей, но скромный результат исключительно из-за дефицита. По некоторым данным, к концу 2012 года иркутская очередь на модель составляла около 300 покупателей.

Hyundai. С результатом 1408 автомобилей завоевано четвертое место в иркутском рейтинге марок. Самую красивую во всех смыслах цифру показал Solaris — продано 939 моделей, что на 20% больше, чем в 2011-м, и вновь уверенное лидерство в общем зачете моделей. В своей нише не потерялся и кроссовер iX35 — его выбрал 231 покупатель. А вот третью ступень пьедестала на этот раз взял i30: выход этой модели С-сегмента в новом поколении явно пошел на пользу — продан 81 экземпляр с неплохим приростом.

Благодаря выходу нового поколения Camry показала двойной рост, вернув себе и первое место во внутреннем рейтинге иркутской Toyota

На четвертое место отодвинулся Santa Fe — реализовано 73 кроссовера, включая несколько машин нового поколения, которое появилось в самом конце года. Очевидно, этот же факт должен изменить позиции модели в новом году.

KIA. Два местных дилера подняли рейтинг марки с двойной силой: реализовано 1369 автомобилей, что является одним из рекордных ростов на иркутском рынке (+163%) и позволило войти в когорту его ведущих брендов.

Заводила предсказуем — модель Rio с результатом 566 автомобилей и внушительной прибавкой вдвое. Но и у Sportage один из лучших показателей в классе — продано 270 кроссоверов. Также привлекает Sorento — 126 экземпляров.

После смены поколения хорошо пошел в гору и Cee’d — 112 моделей. Пятерку авангарда замыкает седан Cerato с весомым для себя результатом в 80 машин.      

UAZ. Двумя иркутскими дилерами было продано 1354 УАЗа, что на 40 машин меньше, чем в 2011-м, хотя до этого присутствовал рост. Зато выросли продажи флагманского семейства Patriot: приобретено 563 внедорожника, из которых 90 — в кузове пикап. Кстати, в том числе увеличилась доля дизельных версий.

А вот семейство Hunter уже не так популярно — реализовано 225 таких внедорожников, что, тем не менее, вместе с Patriot составило большую часть продаж. Остальное пришлось на грузовые и грузопассажирские модели.

Renault. Результат 1230 автомобилей. Очень хороший прирост и решительный обгон ряда брендов, которые до того были впереди. Лидер по-прежнему Logan — его выбрали 426 покупателей, хотя, как и на общефедеральном уровне, продажи этой модели в Иркутске тоже снизились. Зато на второе место выскочил другой бестселлер: Duster — 296 кроссоверов при условии сохраняющегося дефицита. На третье место отодвинулся Sandero — 289 хэтчбеков, хотя модель год закончила с приростом.

Также прибавил Fluence — 95 моделей, и Megan — 62 автомобиля. Интерес был проявлен к новому фургончику Kangoo — 27 машин, а вот обновленный Koleos особо не показал себя — только 16 кроссоверов.  

Ford. Реализовано 967 автомобилей, что немного больше прошлогоднего показателя. Основу продаж по-прежнему составляет Focus, который остается главным автомобилем региона в С-сегменте — его предпочли 674 покупателя. В условиях острой конкуренции это лучший результат в классе, о чем также говорит пусть небольшой, но прирост — на 4,5%.

Mondeo со скромным результатом 85 машин даже немного сдал к предыдущему периоду. А вот Kuga показал лучший для себя результат — 41 кроссовер. Сразу за ним семейство Transit: продано 40 машин — прибавка вдвое. Фактически ушел в историю некогда популярный Fusion: реализовано только 23 хэтчбека — поставки модели прекращены, замены же пока нет. Обратил на себя внимание Explorer — в новом поколении эту модель выбрали 19 покупателей.

ТОП-10. РЕЙТИНГ МОДЕЛЕЙ

Самые популярные*, итоги продаж, Иркутск, 2012 г., шт.

Hyundai Solaris

939

Ford Focus

674

Toyota Camry

612

Chevrolet Niva

606

Lada Granta

591

Kia Rio

566

UAZ Patriot

563

Nissan Qashqai

523

Toyota Corolla

493

Toyota LC 200

482

* Данные по объемам продаж иркутских дилеров

Источник: www.38a.ru

Mitsubishi. Тот случай, когда слово «стабильность» подходит лучше всего: 896 автомобилей — это только чуть больше предыдущего результата, притом неизменна и топ-пятерка моделей, все категории 4х4. Первое место удерживает Outlander — реализовано 232 кроссовера с приростом, и выход модели нового поколения здесь сыграл свою роль. Следом идет ASX — 190 кроссоверов. Также стабильно высокий для своего класса спрос показывает L200 — реализовано 139 пикапов.

Вне конкуренции Pajero Sport — этот брутальный внедорожник предпочли 133 покупателя. Pajero IV тоже не ушел из виду — реализовано 86 внедорожников.

Chevrolet. В 2012 году в Иркутске открылся второй дилер этой марки, и вместе они «дали жару» — реализовано 834 автомобиля, что в три раза превысило прежний скромный показатель. Как ни странно, ведет колонну старина Lacetti — 288 автомобилей, хотя только чуть отстал от него набравший феноменальный ход Cruze — 267 моделей. И только на третьем месте новый Aveo — 116 моделей.

На одной ступеньке и с неожиданной динамикой в своих классах оказались минивэн Orlando и хэтчбек Spark — реализовано по 39 экземпляров. Интерес вызывает и полноразмерная модель класса SUV, заокеанский Tahoe — 36 машин. Из тени даже вышел седан Epica — реализовано 17 таких автомобилей. Не проигнорировали иркутяне и новую спортивную тему — продано два Camaro.

GM-АвтоВАЗ. Вопреки общероссийской практике, когда продажи Chevrolet Niva «хитро» плюсуют к другим Chevrolet, мы по своей традиции выделим этот уникум в отдельную строку.

Продукция совместного предприятия все так же представлена только одной моделью, но этот компактный и не имеющий аналогов джип растет во всех отношениях — спрос увеличивается, а производитель научился адекватно на него реагировать. И вот результат: к показательной цифре предшествующего года в 2012-м машина прибавила еще четверть — реализовано 606 экземпляров. 

Skoda. Реализовано 572 автомобиля с приростом — марка упорно расширяет свое место на рынке. Так, заметным явлением становится Octavia: в С-сегменте эту модель предпочли 276 человек — прибавка свыше четверти. Также все более воодушевляет Yeti — данный «зверь» подружился со 147 иркутянами, и в результате уже второе место. А вот бронзовым призером на этот раз оказалась Fabia — продано 108 хэтчбеков, хотя в В-сегменте это по-прежнему отличный показатель.

Peugeot. Продано меньше — 530 автомобилей, причем в отношении данной марки наблюдается любопытное смещение спроса. Не с таким отрывом, как раньше, но первой осталась 308-я — 118 моделей, однако ее «поджало», как ни странно, коммерческое семейство Boxer — реализовано 108 машин. А вот на третье место вышел новый кроссовер Peugeot 4007 — 67 экземпляров.

Не затерялся Partner — 58 фургончиков. Однако небывалое внимание обратил на себя Peugeot 3008 — этот высокотехничный минивэн предпочли 55 покупателей. Даже «народный» Peugeot 408 не успел так «взорвать» рынок — с осенней премьеры до конца года реализовали 43 экземпляра. И еще нетипичное явление: куплен 31 минихэтчбек Peugeot 107.    

Volkswagen. Из 469 реализованных автомобилей весомая часть ожидаемо пришлась на Polo — 187 моделей, хотя эта цифра немного меньше предыдущей. А вот Tiguan прибавил — продано 88 кроссоверов. Новый Touareg разошелся 56 экземплярами.

Особо стоит отметить возросший в Иркутске интерес к Amarok — приобретено 30 таких пикапов. Повысился спрос на минивэны Caravelle и Transporter — 14 и 12 автомобилей соответственно, не остался без своего покупателя и Caddy — 13 моделей.

Honda. Продажи 400 автомобилей с неплохим приростом по-прежнему в основном обязаны кроссоверу CR-V, который даже с учетом ограниченных квот надежно разошелся 256 экземплярами — на 25 машин больше прежнего. Как известно, в конце года интерес здесь был подогрет выходом CR-V нового поколения. Другие модели такими высокими и стабильными показателями не отличаются и проявили себя по-разному. Немного сбавил Accord — 55 экземпляров, хотя он и оказался на втором месте. И все из-за ухода с прежних позиций модели Civic — только 48 машин (в 2011 продали 124). Зато по-своему прибавили Pilot — 20 экземпляров, Crosstour — 17 автомобилей и Jazz — четыре хэтчбека.

Mazda. Результат в 359 автомобилей оказался даже чуть меньше предыдущего, что отчасти связано с ограниченными квотами на популярные модели. Тем не менее, вопреки ожиданиям больше всего продано Mazda3 — 119 экземпляров, и уже сразу за ней CX-5 — 115 кроссоверов. Другие наиболее востребованные модели: Mazda6 — 60 автомобилей, и CX-7 — 50 кроссоверов. Также было приобретено шесть пикапов BT-50, пять хэтчбеков Mazda2, три минивэна Mazda5 и даже один родстер MX-5.   

Mercedes-Benz. В Иркутске эта марка наглядно подтверждает тенденцию роста премиум-сегмента: с учетом коммерческих моделей реализовано 339 автомобилей, что на треть выше предыдущего показателя. Особенно востребованы кроссовер GLK и легковая модель C-класса — 64 и 63 экземпляра соответственно. Также в почете и с близким результатом оказались седаны Е-класса и кроссоверы М-класса — 54 и 53 экземпляра. Уважают у нас и внедорожник GLK — его выбрали 48 клиентов. Не зря появился на свет и новый В-класс — его купили семь человек.

Fiat. Два дилера смогли реализовать 332 автомобиля, и вопреки общероссийскому положению дел в Иркутске по этой марке падение совсем незначительное — всего на 12 экземпляров. Как и до того, львиную долю продаж составили коммерческие модели Ducato — 264 единицы, что абсолютный рекорд среди одноклассников-иномарок, причем с весны это семейство продается в новом поколении. А вот легковому сегменту Fiat выйти из тени пока так и не удалось.

Audi. Результат один в один повторил предыдущий — 253 автомобиля, хотя такая цифра «обязана» жестким квотам на самые востребованные модели. Среди них Q5 — реализовано 64 кроссовера, новинка года Q3 — этот кроссовер «достался» 55 покупателям, а «старшина» среди кроссоверов Q7 на третьей позиции — 36 машин. Востребован и бизнес-класс: реализовано 27 седанов A6. 

BMW. Приобретено 250 автомобилей этой марки, что почти на треть больше предыдущего года. И вопреки сложившимся стереотипам, лучшим спросом стали пользоваться более компактные модели: кроссоверы Х3 — 57 экземпляров, и кроссоверы Х1 — 44 автомобиля. На третьем месте седан пятой серии — 38 машин. И только потом идет «тяжелая артиллерия»: кроссоверы Х6 и Х5, которые почти не уступают друг другу — 28 и 27 экземпляров соответственно. Впрочем, пользуется спросом и новая модель 3-ей серии — 23 машины, а также есть интерес к самому маленькому BMW — модели первой серии, которую выбрал 21 покупатель.

Стая подержанных машин

И в заключение несколько цифр с рынка подержанных автомобилей. Со статистикой здесь все гораздо сложнее, ведь если дилерские сети организованны и головные офисы требуют там строгого учета и отчета, то продавцы машин б/у — птицы вольные. И размер этой стаи точно измерить невозможно.

Однако некоторые тенденции, характерные для этого сегмента российского авторынка, обнаружить можно. Например, с помощью специализированного сайта «AVITO Авто», опубликовавшего данные по продажам в 2012 году подержанных авто с помощью этой площадки.

Безоговорочными лидерами в категории «Бывшие в употреблении» стали иномарки (74%). Большая часть сделок пришлась на машины американских брендов (18% продаж). Следом расположились марки азиатских концернов — китайские (13%) и японские (11%). Устойчивыми в 2012 году оказались позиции и у «немцев» (около 7%).

Среди российских производителей с огромным отрывом, что предсказуемо, лидировал АвтоВАЗ — 87% отечественных авто, проданных в прошлом году, сошли годами ранее с тольяттинского конвейера. Ближайший к нему — Горьковский автозавод, с продукцией которого решили расстаться 8% автомобилистов.

Использована информация www.38a.ru 

Василий Ларин


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 1 (64) Февраль - Март 2013 года


  • Число просмотров: 1968

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть