Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

ВЭД

Свое дело на их территории

Особенности работы с китайскими коллегами

Торговый оборот России и Китая продолжает расти. К примеру, по данным главного таможенного управления КНР, за девять месяцев этого года он увеличился на 14,2% и составил $66 млрд. Согласно местной статистике, в Иркутской области тренды те же.

 

    

Татьяна КОКОТ,

генеральный директор российско-китайского торгового дома «CHIN-RU», ВЭД-агента, внешнеэкономического и мультимодального оператора. Собственный филиал с экспортно-импортной лицензией в КНР (Пекин, Шанхай), лицензия таможенного представителя. Опыт во внешнеторговых отношениях с Китаем — более 16 лет.

Юго-восточный сосед по-прежнему является главным внешнеторговым партнером нашего региона — 33,8% в общем объеме ВЭД. Свою долю в эти показатели, конечно, добавляют и сибирские предприниматели, интерес которых к сотрудничеству с китайскими коллегами не уменьшается.

По мнению экспертов, к которым обратился «Капиталист», в последнее время российско-китайские экономические отношения получили новое развитие. Это связано с государственной стратегией, которую вот уже несколько лет развивает Поднебесная — повышение качества и конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке.

Следствием подобной стратегии называют, к примеру, введение с 2010 года прямого валютного обмена «рубль-юань», динамику интересов китайских инвесторов в высокотехнологичных отраслях российского бизнеса. Естественно, что немало отечественных предпринимателей также рассматривают возможности организовать свое дело непосредственно на территории Китая и совместно с представителями бизнеса этой страны.

Но Китай — непростая страна для развития иностранного предпринимательства. О вероятных «подводных камнях» в сотрудничестве с китайским бизнесом в интервью нашему журналу рассказывает гендиректор торгового дома «CHIN-RU» Татьяна Кокот.

— Татьяна Викторовна, существуют ли какие-то особенности в товарообороте с Китаем в сравнении, например, с Европой?

— Безусловно, они есть. Во-первых, в товарной номенклатуре импорта и экспорта. Из ЕС к нам чаще везут высокотехнологичное оборудование, продукцию химической переработки, продукты питания, ингредиенты и добавки для их производства, мебель и одежду. По экспорту в Европу наша страна занимает третье место (10,4% от всего импорта ЕС) после США и Китая. В основном это нефте— и газопродукты, а также металлы. Из Китая к нам поступают товары народного потребления, одежда, обувь, аксессуары, бижутерия, канцелярские товары.

Во-вторых, есть различия в сроках поставок. Из ЕС до Москвы — пять-семь дней, до Сибири — 12-15. А из Китая до Москвы груз идет до 50 дней, в Сибирь — две недели и более.

В-третьих, отличаются формы финансовых расчетов. Китай практически не практикует аккредитивные формы расчетов и лизинг, но активно дает рассрочки и отсрочки платежей. В Европе все наоборот. В КНР финансы проходят путь «рубль-доллар-юань», в Европе — «рубль-евро». Это означает, что потери при конвертации и валютные риски на разных направлениях поставок будут существенно различаться.

В-четвертых, российская таможня. К китайским грузам она относится с особым пристрастием. Кстати, это одна из причин того, почему сейчас огромное количество товаров из КНР ввозится в Россию через Казахстан.

В-пятых, контрафакт. В Европе вы его не купите. Данные экспорта уже открыты для российской таможни. Более того, ужесточаются требования таможенного законодательства — теперь данные о ввозимом грузе подаются на таможенный пост заблаговременно, и таможня имеет возможности сверить их с европейскими базами. Такое же будущее ждет и китайский импорт, но для выстраивания подобной системы на Востоке необходимо время.

Пока же в Китае ситуация такова, что вы можете и не знать, что производитель поставляет вам товар с соседней фабрики или производит его нелегально в ночную смену.

— Что наиболее целесообразно для сибирских предпринимателей: размещать там свое производство или экспортировать уже готовую продукцию?

— Для крупных российских предприятий наиболее выгодным сегодня является создание с Китаем совместных производств, когда туда поставляются сырье и полуфабрикаты, они перерабатываются, и затем готовая продукция ввозится обратно. Некоторые российские производства просто покупают в Китае готовые товары и потом, переклеив шильдики, товарные марки, продают их в России, как свои.

Открывать там свое производство достаточно сложно и трудозатратно. Необходим очень сильный контроль. Китайцы — отличные копиисты. Пока вы будете там строить завод, они рядом построят аналог и через месяц начнут выпускать ту же самую продукцию. Самое лучшее положение — когда китайская компания находится в постоянной зависимости от вашей. На закон также полагаться особо не следует. Практика показывает, что в большинстве случаев китайских суд принимает сторону китайских компаний.

— Наверно, открыть офис проще…

— Открытие офиса — не проблема. Но не забывайте: мы — гости в Китае. Помимо коммерческих знаний надо еще уметь общаться и жить с китайцами. Это другие люди и другая страна. Мне очень понравилось одно определение этой страны: «Китай — это отдельная цивилизация на Земле, которая хочет всему миру казаться обычной страной». Россияне плохо знают эту страну, ее язык, менталитет и практически не стремятся углублять свои знания. Наша самоуверенность и принципы «авось, небось и как-нибудь» там играют злую шутку.

Статистика показывает, что из начинающих бизнес в Китае 70% прекращают его почти в самом начале, 25% — в течение первого года деятельности, через три года остается всего лишь 0,5-1% — это те, у кого что-то получается. Открывать свой офис в КНР необходимо, если у компании очень серьезные бизнес-основа и намерения.

— Кстати, о начинающих. Допустим, фирма хочет выйти на внешние рынки. Сколько времени ей в среднем потребуется на подготовку, разведку, сбор информации? От каких факторов будет зависеть то, какие финансовые ресурсы при этом будут израсходованы?

— Для выхода на внешний рынок уходит около года, но дело не во времени и даже не в расходах. Сама компания должна быть готова к тому, чтобы заниматься внешнеэкономической деятельностью в России. ВЭД — это самостоятельный бизнес. Для этого необходимы соответствующие специалисты по международной логистике, закупкам, таможне, по сертификации и документообороту, товароведы, юристы-международники, валютные бухгалтеры и финансисты, и т.д. Такую команду непросто собрать, особенно в регионах. Сегодня квалифицированные ВЭД-специалисты — это редкость и в российских, и в китайских компаниях. Именно из-за этого совершается большинство ошибок на всех стадиях поставок.

— Можно ли снизить риск совершения ошибок, и как это сделать?

— Я рекомендую использовать профессиональные компании, оказывающие услуги в сфере ВЭД. Но и здесь надо быть осторожнее: сложное и многовариантное законодательство на этом рынке, много авантюристов и любителей «серых» таможенных и финансовых схем. Если у компании надежный партнер по ВЭД, его прибыли растут. Ведь прямая поставка дешевле посреднической в три-пять раз, а по Китаю и в десять раз. Выйти на зарубежных производителей и покупателей в Европе несложно. В Китае — наоборот. Судите сами: 1,5 млрд жителей, более 6 млн производителей всех уровней, от «фирмы в подворотне» до современных заводов и фабрик, более 8,6 млн компаний-посредников, более 3 млн аферистов и мошенников. Все они хотят получить ваши деньги. Впрочем, и все мы — их деньги тоже… Так уж устроен бизнес.

— Как вы думаете, китайские компании заинтересованы в российских партнерах?

— Китай — крупнейший мировой производитель. Многие эксперты считают, что он в ближайшие годы обгонит даже нынешнего лидера — США. В своем экспорте КНР ориентируется на страны Северной Америки и Европы — более 43% продукции вывозится к ним. Они очень заинтересованы в сырье, высокотехнологичной продукции, нанотехнологиях и изобретениях, в том числе и из России. Россия при этом имеет преимущественное географическое положение перед другими странами.

Несмотря на это, наша страна по-прежнему по объемам китайского экспорта находится где-то во второй десятке. Поэтому когда мы приезжаем в Китай и хотим показать себя крупными потребителями и закупщиками, то китайцы не обращают на нас особого внимания. Таких, как российские бизнесмены, у них со всего мира в день десятки желающих. Многие иностранные закупщики натурально мечутся среди китайских производителей в поиске наиболее дешевого товара.

Китайцы знают, что предложений всегда будет много и вероятность того, что компания предложит повторную сделку, не велика. Поэтому в китайской деловой среде ценится постоянство. Такой уж у них бизнес-менталитет. Зарубежная фирма становится для них партнером только после четырех-пяти закупок, до этого она — просто обычный клиент с улицы.

— Вы упомянули про бизнес-менталитет. Расскажите поподробнее, как китайцы привыкли вести дела с иностранными компаниями?

— Как крупнейший производитель, Китай много потребляет и импортирует, причем по очень выгодным для себя ценам. Во внешнеэкономической деятельности КНР поддерживает своих производителей. Если какая-то страна начинает ставить заградительные барьеры, то Китай тут же урезает инвестирование или финансовую помощь, сдерживает импорт или резко ограничивает закупки. Учитывая огромные объемы торговли, такие меры ставят экономику и обеспечение многих стран в сложное положение. Пока вы инвестируете в Китай, вы в авторитете, как только закончили — вы такой же, как все. А если начали выводить деньги из страны — почти злодей.

— Исходя из вашей практики, существуют ли какие-то особенности работы в нашем регионе?

— Пожалуй, самая сложная задача в моей практике, возникшая в Иркутской области, — это логистическая проблема по экспорту из Сибири через Владивосток. По этому пути проходят в основном экспортное сырье, древесина, нефтепродукты. Монополия железной дороги является ее силой и проклятием одновременно. Объем грузопотоков на экспорт из Восточной Сибири превышает мощности железной дороги и порта Владивостока. Периодические коллапсы, особенно в зимний период, не позволяют выполнять поставки продукции в срок. В договоре РЖД даже раздел об исполнении заявленных сроков неоднозначен: монополист оставляет за собой право менять сроки. Сегодня, работая с сибирским экспортом, мы заранее оговариваем с нашими партнерами возможные сдвиги сроков.

— Как вы оцениваете перспективы развития российско-китайских экономических отношений?

— Торговый оборот между нашими странами растет, но он по-прежнему занимает далеко не первые места во всем внешнеторговом обороте КНР — всего 2,3%. К сожалению, наша собственная продукция проигрывает китайской и по цене, и по качеству. Конечно, в том случае, если только наши импортеры не закупают товары в «подвальных» производствах.

Еще один момент. В Китае очень низкая покупательская способность: средняя месячная зарплата по стране — около $10 на человека, а в крупных городах она достигает $200-300 для специалистов. Поэтому, чтобы продавать там нашу продукцию, надо провести серьезный маркетинговый анализ рынка и заранее знать своего потребителя.

Тем не менее, несмотря на всю сложность работы с Китаем, продолжать необходимо. Мировые тенденции не первый год подтверждают, что даже ничтожное отставание от рынка приведет к тому, что этот самый рынок «вынесет» компанию на обочину, и она станет неконкурентоспособной. Важно лишь системно подходить к решению задач, взвешенно выбирать партнеров по бизнесу, подрядчиков, внимательно относиться к международным документам, нормативно-правовым актам, защищая себя и свой бизнес от рисков.

 


   
   

Мнение

Александр Борзин,

начальник отдела внешнеэкономической деятельности департамента по развитию услуг ТПП Восточной Сибири

— Надо признать, что сегодня заметно большую выгоду от нашего сотрудничества получают китайские предприятия. Мы вывозим туда сырье, получая обратную продукцию в готовом виде, тем самым поддерживая китайских производителей. Новые рабочие места, пополнение бюджета налогами, высокая добавленная стоимость — все это становится их «достижениями». Хотя в последнее время увеличивается объем вывоза продукции (в основном из лесной отрасли) с определенной долей переработки, а региональные предприниматели продолжают оснащать свои предприятия современным деревообрабатывающим оборудованием, все же по всем экономическим показателям мы количественно проигрываем нашему соседу.

Тем не менее, Китай есть и будет основным партнером для Иркутской области, хотя бы ввиду географического положения. Нам есть что предложить и Европе, но одни только транспортные расходы существенно ограничивают наш экспорт в том направлении.

 

Екатерина Надыкто


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 9 (63) Декабрь 2012 - Январь 2013 2012 года


  • Число просмотров: 1256

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть