Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Так это было

Новый год в Иркутске и окрестностях

Традицию встречать Новый год в ночь на 1 января ввел Петр I. При Николае I в России укоренился обычай наряжать рождественскую елку. К этому же периоду относятся и первые документальные свидетельства о празднествах по такому случаю в Сибири. Сегодня в исторической рубрике «Капиталиста» целая подборка разнообразных фактов и эпизодов о том, как иркутяне встречали Новый год в прошлом веке и намного ранее.

 
    К середине XIX века елку ставили от пола до потолка и украшали восковыми свечами, стеклянными шарами и бусами

Итак, своим указом в 1700 году царь Петр перенес Новый год с 1 сентября на 1 января и повелел, чтобы ель стала новогодним символом. Но повсеместно наряжать елку и делать это к Рождеству, которое праздновалось 25 декабря как главный праздник, а Новый год был просто его продолжением, в России стали лишь в следующем веке при царе Николае I. Его супруга, императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами, под которую она раскладывала подарки. Это быстро стало популярным среди придворных, потом среди жителей Санкт-Петербурга и затем всей России.

Первая публичная рождественская елка в России была установлена в 1852 году в Петербурге.

Обычай уходит в Сибирь

Благодаря переписке жены декабриста Фонвизина, Натальи Дмитриевны, с подругами и знакомыми, достоверно известно, что к 1830-1840-м годам в Сибири уже существовал обычай встречать Новый год в семье в ночь с 31 декабря на 1 января. В этот же период елка становится главным действующим лицом праздника. Например, известное упоминание о детской елке принадлежит Екатерине Семеновне Поярковой, которая 23 января 1839 года писала из Барнаула, что в сочельник она устроила для детей елку.

Во время установки елки и во все последующие дни празднования Нового года очень популярны были гадания, связанные с разного рода приметами. К примеру, в Тюмени тех лет в этот день в ходу были приметы, связанные с магией первого дня. Считалось, что если 1 января «кто, поскользнувшись, упадет, то в этот год непременно умрет». Гадали не только в Новый год, но и в другие дни святок. Сроки святочных гаданий были весьма продолжительны, например, в эти же годы из Тобольска писали, что «в простонародье гадают даже в крещение».

По предположениям некоторых историков, в Иркутске в широкий обиход обычай наряжать елку вошел в 50-х годах XIX столетия. Однако согласно сохранившимся данным, новогодние традиции, связанные с елкой, появились уже в 1830-х годах, а к середине XIX века елку стали ставить от пола до потолка и украшали восковыми свечами, стеклянными шарами и бусами. Иногда игрушки заменялись яблоками и конфетами, тогда устраивались утренники для детворы, где эти прелести можно было сорвать и угоститься. Так чаще наряжали елку на сочельник в домах купцов и чиновников.

Кстати, долгое время елочные украшения и новогодние подарки делались своими руками. Часто игрушки для елки делались съедобными: фигурки из песочного теста, оборачиваемые в цветную фольгу, золоченые орехи, фрукты и т.д.

Новогодняя торговля

 
Долгое время елочные украшения и новогодние подарки делались своими руками    

В XIX веке в Иркутске постоянно проходили так называемые декабрьские ярмарки, на которые съезжались торговцы со всей Сибири, а иногда заглядывали и диковинные гости — бухарцы и венгры. Здесь можно было купить все — от железа и мехов до восточных сладостей. Но новогодняя кутерьма начиналась с торговой рекламы — внешнего оформления магазинов. Особенно красивы были витрины на улицах Большой и Пестеревской.

В витрине магазина игрушек Семена Семеновича Кальмеера была представлена сценка «У лукоморья дуб зеленый». Там имелся дуб, златая цепь, заводной черный кот, страшный леший, который выглядывал из-за кустов, и говорящая сорока. Родители покупали здесь для своих чад заводных мышек, плюшевых медведей, оловянных солдатиков и книги со сказками.

Столь же внушительно была оформлена витрина магазина детской одежды: горка-катушка, а на ней мальчишки с санками — кто катался, кто в сугроб упал, кто снежную бабу лепил. С таким оформлением витрин шубки, шапки и шарфики покупались гораздо охотнее.

В «Пассаже» на Пестеревской улице (ныне — Урицкого) кавалеры приобретали в подарок дамам часы, золотые и серебряные изделия. Те, кто считал, что лучший подарок — книга, искали подарки в «Книжной торговле Синицина», где к Новому году поступали в продажу также и календари отрывные и в форме книжек.

Немало иркутян считали, что нет ничего лучше, чем самодельный подарок. Они преподносили своим родным вышитые книжные закладки, диванные подушечки и прочие приятные мелочи. Всю эту атрибутику и заготовки для ручных поделок к Новому году тоже можно было купить в том же книжном магазине Синицина.

Новогодние распродажи по сниженным ценам устраивались напротив «Пассажа» — в доме Плетюхина (угол Большой и Ивановской, ныне — Маркса и Пролетарской). Здесь всегда было множество безделушек, которые в качестве подарков раздавали тем, кто сделал крупную покупку.

Балы и маскарады

 
   

Благотворительные елки одновременно проходили в городской управе, доме генерал-губернатора, сиропитательном доме купчихи Медведниковой

В новогодние праздники проводилось сразу несколько детских и взрослых балов. Эти мероприятия были традиционными, из года в год повторяющимися.

В зале Общественного собрания (ныне — филармония) устраивали рождественскую гранд-елку с танцами, подарками и угощением. Популярными танцами были вальсы и французская кадриль.

Благотворительные елки проходили сразу же в нескольких местах: в городской управе, доме генерал-губернатора, сиропитательном доме купчихи Медведниковой. Там проводились лотереи-аллегри, базары-маскарады, доход от которых шел в помощь культурным и образовательным учреждениям, а также беднейшим жителям Иркутска.

Например, в помещении городской управы (ныне — администрация Иркутска) устраивались елки для детей беднейших жителей, на которых детей одевали в новые костюмы и полушубки с шапками, дарили подарки, а затем развозили по домам.

Самыми блестящими приемами в конце XIX века славился дом миллионера Петра Александровича Сиверса, зятя богатейшего иркутского купца Ивана Ивановича Базанова, на Тихвинской площади (ныне — сквер Кирова). Здесь на балу присутствовало только избранное общество: генерал-губернатор и штабные офицеры в полной униформе, нарядные дамы. На балконе зала для танцев располагался полковой оркестр, а у фонтана в большом зимнем саду, освещенном гигантскими китайскими фонарями, весь вечер играл городской струнный оркестр.

Аналогичный, но уже бал-маскарад устраивался в резиденции генерал-губернатора, где также были и елка, и танцы.

Спрос на ситец

 

1903 год. Крестьяне на Рождественские гуляния

   

Ежегодно, в новогоднюю пору, в здании Общественного собрания устраивался «Ситцевый бал». Его организатором был крупнейший в Сибири торговец мануфактурой Александр Федорович Второв. Придумал он эту идею для того, чтобы и зимой, не в сезон, поддерживать спрос на эту ткань. По всему городу были расклеены афиши про «Ситцевый бал». «А кто самый красивый наряд сошьет — тому приз!» — указывалось в рекламе. И девушки Иркутска уже задолго до праздников готовились, покупали ситец и шили себе различные наряды для маскарадных балов, или, как их называли, для «машкаратов». Костюмы были русскими, цыганскими, малоросскими и польскими.

Любимым местом уличных развлечений, в основном для молодежи, был каток на Тихвинской площади. В вечернее время он заполнялся до отказа молодежью.

В бумагах жандармерии, хранящихся в фондах Государственного архива Иркутской области, указывается, что каток на Тихвинской являлся популярным местом для свиданий возлюбленных.

Два раза в неделю на катке играл оркестр, иногда устраивались фейерверки и иллюминация. Абонемент на весь сезон стоил для учащихся три рубля, для всех остальных — шесть. На площади, как и сейчас, строились ледяные горки, устанавливались расписные качели. Громадная елка была украшением праздника. Ее высота доходила до 20-22 метров.

Рядом, по периметру круга елки, стояли столбы с призами. Ловкачи влезали на столбы за часами, гармониками и другими призами, проезжали под ведром с водой. Бродячие кукольники показывали спектакли. Три ярко украшенных балагана-вертепа с кукольными актерами завораживали не избалованных увеселениями горожан.

Во время новогодних праздников на Тихвинской площади работал африканский зверинец циркача Сутормина с панорамой, фонографом. В зверинце было несколько видов попугаев, обезьян, аллигатор, два дикобраза и дрессированный медведь.

Запрет на немецкий праздник

 
     Рождественская открытка начала XX века

Но имелись в истории нашей страны периоды, когда Новый год вместе с елкой попадали в опалу. К примеру, в 1916 году ставить новогоднюю елку не рекомендовал священный Синод, который считал недопустимым следовать «немецким обычаям» во время войны с Германией. А в 1918 году уже большевики записали рождественскую елку в религиозно-буржуазные пережитки. Но люди все равно праздновали, а советская власть в первые годы после революции на этот праздник не покушалась.

Правда, в новогоднюю ночь 1920 года в Иркутске праздника не получилось вообще — в связи с беспрерывными уличными боями.

А в 1924 году из-за экономической разрухи на улицах не было освещения. И иркутские комсомольцы в новогоднюю ночь организовали факельное шествие.

В 1925 году 1 января было объявлено выходным днем. Москвичей развлекали с помощью «новейшего достижения техники» — радио. Новогодний радиоконцерт, как писали в газетах, прошел с «исключительным успехом».

Через несколько лет, во время борьбы с Троцким, Политбюро разглядело в традициях праздновать Новый год идеологическую угрозу советской власти. И праздник запретили. В 1929 году его исключили из списка нерабочих дней. Вместо этого дополнительный выходной был предусмотрен 22 января, в «День памяти 9 января 1905 г. и памяти В.И. Ленина». Некоторые комсомольцы даже подвергали активной критике обычай отправлять друг другу поздравления по почте или телеграфом.

«Когда во славу нелепой «новогодней» традиции из конца в конец СССР прокатывается бушующий вал телеграмм со всякими «приветствуем, с новым счастьем, целуем», приходится скорбеть, что лучшего помощника человека — электричество — заставляют быть на побегушках у пошлости... В ночь на «Новый год» через московский Центральный телеграф вместо обычных 56-57 тысяч депеш прошло 69 тысяч! Сколько же было брошено на ветер слов и денег по всей стране?!» — писал «Московский комсомолец» в номере от 3 января 1930 года.

Инициатива Постышева

 
Новогодняя открытка начала XX века    

Новогодний праздник реабилитировали к новому, 1936 году. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышло по-пролетарски прочувствованное письмо Павла Постышева, тогда второго секретаря ЦК КП(б) Украинской ССР, с призывом: «Давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

«В дореволюционное время, — писал Постышев, — буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».

А на следующий день газета «Правда» опубликовала уже постановление ЦК ВЛКСМ «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового, 1936 года». В нем говорилось: «Рекомендовать комсомольским и пионерским организациям провести 31 декабря с.г. в школах вечера учащихся 7, 8, 9 и 10 классов, посвященные встрече нового, 1936 года». Далее описывалось, как должны пройти эти вечера: «…весело и организованно на основе самодеятельности самих учащихся: пение, декламация, музыка, физкультурные выступления и игры, самодеятельные спектакли, инсценировки». И — самое интересное: «…не допуская на этих вечерах всякого рода докладов о деятельности школы, об общих задачах наступающего года и т.п.». То есть чтобы праздник стал праздником.

Возможно, это было обычным совпадением, но в Иркутске власти сделали горожанам очень ценный новогодний подарок годом ранее. 30 декабря 1934 года открылся колхозный базар. Среди продуктов, которые туда привезли на продажу, не было, конечно, привычных сейчас для нас новогодних мандаринов или шоколадных конфет, а продавались лишь мясо, молоко и масло. Но все это в преддверии праздника разлеталось в один миг. Через год власти города официально учредили день праздничных распродаж — с 30 на 31 декабря. 

В 1937 году в Москве была открыта Кремлевская елка. 15-метровая красавица производила на современников грандиозное впечатление. С того момента началось создание советской индустрии новогодних украшений и подарков. 

Интересно, елочные игрушки тех лет отражали политические темы. По этому поводу существовал анекдот: в 1937 году была выпущена серия елочных шариков с изображением членов Политбюро. Генсек Сталин усмехнулся, подойдя с готовой продукцией к елке. И обратился к собравшимся членам Политбюро со словами: «Товарищи, если шарик с вашим изображением упадет из рук, успевайте загадать желание. Потом посмотрим, сбудется ли».

От елки — в бой

 
   

Новогодняя открытка времен Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны праздновать Новый год считалось обязательным. Так страна демонстрировала свой несгибаемый дух и уверенность, что враг будет разбит и люди вернутся к мирной жизни. Но праздничным и выходным днем 1 января стало только 23 декабря 1947 года указом Президиума ВС СССР.

Как историк, могу предположить, что в полной мере новогодняя индустрия этого праздника окрепла именно благодаря тяжелым событиям 1941-1943 годов. Советские люди, а также руководство страны, страстно верили в победу, одним из атрибутов которой были дом, семья, достаток — как раз все то, что символизирует и Новый год. Этим же обстоятельством объясняется тот факт, что новогодние игрушки, выпущенные в первые послевоенные годы, своим дизайном и конфигурацией отличались в лучшую сторону от аналогичной продукции, которую стали штамповать позже — с 1963 года (кукуруза, однообразные серийные шары и шишки).

В Иркутске в годы Великой Отечественной войны елку ставили во всех государственных и общественных заведениях города. Так, елка для детворы и студентов устанавливалась в здании библиотеки, которая сейчас названа именем путешественницы Александры Потаниной (ул. Байкальская, рядом со зданием Госархива). Обязательным правилом для тех, кто устраивал елку, была организация сюрпризов для всех входящих или приглашенных на праздник.

Устанавливать елку в сквере Кирова начали с середины 1950-х годов, одновременно с ее открытием устраивая и утренники для школьников.

Ремарка ко дню сегодняшнему

В настоящее время поддержанием старых новогодних традиций наиболее успешно и заметно занимается архитектурно-этнографический музей «Тальцы».

В интервью нашему журналу Лариса Кондратская, заведующая отделом маркетинга, сообщила, что новогодние празднества у гостей их музея в первую очередь ассоциируются с ледяными горками.

— И это не просто развлечение, а экспозиция, воссозданная по чертежам XIX века, на основе которых в Иркутске недалеко от Тихвинской площади строились зимние горки с ледовым покрытием, — говорит Лариса Леонидовна. — Наши горки приносят основной доход музею, но, понятное дело, только зимой. А с позапрошлого года подобные горки стали устанавливать по всему городу.

Когда я листал далее подшивки старых газет в поисках информации о Новом годе и его коммерческом содержании в дореволюционные годы, у меня возникло желание. Например, поменять новогоднее меню в ресторане музея к нынешним праздникам и сделать блюда такими, какими они были в ресторанах Иркутска с 30 на 31 декабря 1901 года:

1. Суп-томат. Консоме по-тифю

2. Роне соте

3. Навага фри

4. Филе мин ион

5. Шарлот деопом

6. Свежая спаржа

7. Блины с красной икрой

 


Использованы материалы и фото из архива редакции, открытых источников, а также:

С. Исполатов, «Иркутск новогодний»

И. Бержинский, «В Рождественскую неделю Иркутск гулял с размахом»

 

Владимир Титов, историк


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 9 (63) Декабрь 2012 - Январь 2013 2012 года


  • Число просмотров: 2334

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть