Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Каникулы

Десять дней простоя

За чей счет?

Приближающийся Новый год с подачи законодателей дарит стране десять выходных дней. Много это или мало? С учетом того, что каждый работоспособный россиянин и так ровно пять месяцев* в году отдыхает, эти каникулы особой погоды не сделают. Но все же, как десятидневный простой скажется на отечественном бизнесе?

   
      

Анатолий КОЦ,

коммерческий директор транспортной компании «СКА»:

— Учитывая, что наша компания в основном взаимодействует с ВСЖД, небольшой спад в январе практически не ощущается. А вот те, кто работает с международными грузами, имеют большие потери.

Этот Новый год россияне смогут отмечать десять дней — с 30 декабря по 8 января.

Столь продолжительные новогодние праздники стали радовать граждан страны с 2005 года. До этого в январе было около 20 рабочих дней, сейчас — 15-17. С тех пор не прекращается и обсуждение влияния таких длинных каникул на экономику страны и отдельные ее отрасли.

Два лагеря

Эксперты, аналитики, политики разделились на два лагеря. Одни полагают, что страна из-за новогодних праздников в общей сложности теряет миллиарды. А по мнению Андрея Сахарова, аналитика независимого агентства «Инвесткафе», эта цифра достигает 1,5 трлн рублей. Представители аудиторской компании «ФБК» добавляют, что производство и промышленность в январе теряет около 10%, торговля — 20%, но компенсирует свои убыли накануне — в предновогодний период.

Согласно противоположному мнению, негативное влияние на экономику страны длительного январского отдыха явно преувеличено, поскольку многие предприятия не прекращают работу и в эти дни, например торговля, сфера услуг, пассажирские перевозки, многие производства. Или предприятия топливно-энергетического комплекса. А поскольку российская экономика по большей части сырьевая, экспорт сырья (нефть, газ) продолжается и в праздники. Значит, ни государственный бюджет, ни отдельные предприятия их воздействия не ощущают. Кроме того, зима для данной отрасли — урожайное время, так как потребление энергоресурсов в это время года растет.

Различные общественные объединения и предпринимательские союзы рассуждают таким образом: количество дней отдыха не увеличилось, просто они «раскиданы» по всему календарному году (как известно, в 2013 году часть выходных дней с новогодних праздников перенесли на майские). А раз нет потери в днях, значит, нет смысла говорить и о каких-то больших потерях прибылей.

— Мне непонятно, как считаются эти миллиардные цифры, отражающие ущерб российских компаний? Но даже если они верны, то в большинстве случаев они показывают не потери, а лишь перераспределение доходов и расходов. В этой ситуации не нужно подсчитывать убытки по месяцам, которые все равно возместятся в период роста деловой активности. Сегодня важно разработать бесперебойную систему, которая бы позволяла банкам, транспортным и грузовым компаниям, стратегическим и сопряженным с ними предприятиям работать в праздники в щадящем режиме, снижая их риски, — в сходном ключе в интервью «Капиталисту» размышляет Эдуард Яроцкий, председатель совета Иркутского регионального отделения «Опоры России».

Месяц инерции

Результаты исследований темы порталом Superjob были предсказуемы: сторонников продолжительного январского отдыха среди россиян значительно больше. На вопрос об их отношении к десятидневным январским и девятидневным майским каникулам большинство опрошенных (80%) высказали полное одобрение. Причем многие из этой группы респондентов заявили, что нуждаются в отдыхе и собираются отдыхать активно или отправиться в путешествие.

118 дней – число выходных и праздничных дней в России в 2013 году.

*С учетом очередного отпуска получается около 150 дней – пять месяцев

Лишь десятая часть респондентов выступила против длинных каникул. Доводы их серьезны и существенны. Во-первых, производительность падает не только в сами праздники. Работодатели жалуются, что уже за две-четыре недели работники, с нетерпением ожидающие предстоящие празднества, снижают свой рабочий ритм, а после праздников не сразу его восстанавливают. На практике такая «инерция» продолжается весь месяц.

Во-вторых, руководители предприятий часто отмечают, что праздники, сокращающие число рабочих дней, отрицательно влияют на составление финансовой и бухгалтерской отчетностей. В эти дни и после них трудно застать лично или получить какие-либо документы от партнеров, которые продолжают отдыхать.

В-третьих, недовольны сами работники. В период каникул возникают сложности с оплатой труда. Сотрудники фирм, особенно те, зарплата которых строится на выполненном объеме, сетуют, что получают в этот период почти в два раза меньше, чем обычно.

Интересно, что этот же вопрос интересует малый бизнес. Фактически полмесяца в компаниях не будет никакой деятельности. Однако обязательные зарплатные и социальные выплаты за период отдыха не уменьшаются.

Следующие 10% участников опроса затруднились как-то оценить распределение выходных дней в будущем году. Среди них нашлись те, кого данный вопрос не коснется, поскольку они работают по сменному графику. Но некоторые высказали опасение, что объем работы не уменьшится, а перераспределится. Значит, придется наверстывать весной и летом — именно тогда, когда больше всего хочется отдыхать.

Кто особо не волнуется насчет каникул, так это, естественно, крупные, стабильные компании и госучреждения.

Предъянварский рывок

 
    

Роман ЗАХАРОВ,

коммерческий директор иркутского филиала ОАО «Ростелеком»:

— В пред-  и в постпраздничные дни у наших клиентов несколько смещаются акценты. Как следствие, новый год начинается со снижения потребления трафика и уменьшения продаж.

Если смотреть в целом, то практически во всех сферах бизнеса предприниматели в ожидании январского застоя стараются в декабре перевыполнить свой план.

Но если одни из них в любом случае остаются в выигрыше, получая по сравнению с остальными месяцами двойную, а то и тройную выручку, то другие вынуждены снижать обороты.

Например, рынок недвижимости, на котором в конце года происходит традиционное подорожание квадратных метров. Как сообщил «Капиталисту» Александр Крапин, гендиректор аналитического агентства «RWAY», на декабрь и январь в России приходится не менее 25% сделок купли-продажи жилья.

— Прошлый период — с декабря 2011-го по январь 2012-го — отличился высокой деловой активностью. За это время сделок было совершено примерно в полтора раза больше, чем за два среднестатистических месяца календарного года. Тем не менее, в январе наблюдается двухкратный спад. Смотрите: в декабрь 2011 года в России было совершено порядка 660 тысяч сделок купли-продажи жилья, а в следующем месяце уже в два раза меньше — 311,3 тысячи, — подчеркивает эксперт.

Строительные компании также снижают свои обороты. Но это лишь отчасти связано с январскими каникулами как таковыми. Основная причина — холодное время года. Зимнее удорожание строительства, обусловленное дополнительными расходами (сезонные технологии и добавки, обогрев стройки и рабочих, периодическая очистка строительной площадки от снега и т.д.), побуждает многие компании в указанный период приостанавливать свою деятельность или снижать ее темпы. В силу падения спроса простаивают бетонные заводы и предприятия, производящие и поставляющие стройматериалы. Поэтому многие производители в зимний период снижают цены на них. По оценкам некоторых экспертов, разница между летней и зимней стоимостью строительных материалов составляет минимум 15%.

Снижение зимой потребности в стройматериалах и ресурсов для производства ведет к уменьшению объемов грузоперевозок.

— В январе мы имеем небольшой спад — примерно 10%. Однако, учитывая, что наша компания в основном взаимодействует с ВСЖД, это снижение практически не ощущается. А вот компании, которые работают с международными грузами, имеют большие потери, — в интервью нашему журналу говорит Анатолий Коц, коммерческий директор транспортной компании «СКА».

Роман Захаров, коммерческий директор иркутского филиала ОАО «Ростелеком», также полагает, что январский спад во многих отраслях обусловлен чрезмерной активностью в декабре:

— В январе происходит традиционное снижение деловой активности, и телекоммуникационные компании не исключение. В пред— и в постпраздничные дни у наших клиентов несколько смещаются акценты. Перед новогодними праздниками люди усиленно тратят деньги, активно готовятся к путешествиям, усиленно звонят и пишут СМС родственникам и друзьям. Как следствие, новый год начинается с сокращения расходов — в нашем случае, со снижения потребления трафика и уменьшения продаж.

Розница делает план загодя

 

Мария ТРЕБИНА,

директор турфирмы «Байкалия Тур»:

— В отличие от многих отраслей производства в туризме длительные новогодние каникулы формируют краткосрочный высокий сезон с повышенным спросом.

    

— Самый большой ущерб январские каникулы наносят предприятиям с непрерывным циклом производства, у которых велики издержки на остановку производства. В первую очередь это относится к предприятиям химической и металлургической отраслей, — считает Андрей Сахаров.

Сферу услуг и розничные продажи эксперт рассматривает в плюсе. Продолжительные выходные способствуют росту посещаемости магазинов и развлекательных заведений и, как следствие, значительному росту выручки и прибылей.

Однако, несмотря на предположения аналитика, товарооборот розницы в январе все же сокращается. Год назад Центр экономических и финансовых исследований и разработок Российской экономической школы (ЦЭФИР РЭШ) провел исследование, которое данное положение подтвердило. Покупательская активность повышается в предпраздничные дни. С полок и витрин тогда сметаются продовольственные и непродовольственные товары — в качестве будущих подарков и просто закупок на месяц вперед. С января, причем с первых его чисел, потребители становятся намного более пассивными.

Только торговцы алкоголем собирают выручку в течение всех январских праздников. Большинство же розничных продавцов сбывают основную часть товара до конца года.

Но не вся розница «цветет» в новогодний период. Ежегодно в это время спад переживает, к примеру, обувной сегмент. Если свой гардероб к праздникам потребители еще как-то стремятся обновить, то зимняя обувь, как правило, приобретается еще до сезона, то есть осенью.

— В сезоне «осень-зима» январь имеет самые низкие показатели по продажам по сравнению с другими зимними месяцами. На опыте нашей обувной сети «Вестфалика» можно сказать, что, несмотря на хорошие скидки (до 40%), в январе наблюдается снижение продаж на 30-40% по отношению к декабрю. Это связано с тем, что большинство людей уже купили зимнюю обувь, а покупать весеннюю еще не планируют. К тому же покупатели тратят большую часть своего бюджета на новогодние подарки, поэтому и в декабре, и в январе им уже не до покупки обуви, — объясняет Елена Хворова, руководитель отдела закупа и сбыта ГК «Обувь России».

Все в поход

Что касается сферы услуг, то начало нового года особенно радует туристическую отрасль. С каждым годом число россиян, предпочитающих в новогодние праздники уезжать из дома, становится больше.

— В отличие от многих отраслей производства и даже некоторых областей сферы услуг, в туризме длительные новогодние каникулы формируют краткосрочный высокий сезон с повышенным спросом, — утверждает Мария Требина, директор туристической фирмы «Байкалия Тур». — Для очень многих людей январские праздники и каникулы — это, прежде всего, возможность отдохнуть с семьей и близкими. В связи с этим в нашей отрасли последний месяц уходящего года отмечен напряженными трудовыми буднями: большая часть клиентов заранее бронирует поездки на новогодние каникулы. По нашей оценке, увеличение клиентского потока в декабре к другим зимним месяцам составляет до 100%. В новогодние каникулы сотрудники турфирм сопровождают иногородних клиентов, отдыхающих на Байкале, организовывают отдых иркутян на оставшиеся дни каникул, прежде всего, на базах отдыха с зимними развлечениями.

Становится ясно, что январь — прибыльный месяц и для коммерческой авиации. Так, по данным сетевого ресурса «Большой бизнес», в прошлогодний период, с 30 декабря 2011 года по 9 января 2012 года, через российские аэропорты прошло почти 7% от общего количества пассажиров, перевозимых за год. Это очень высокий показатель.

…Сейчас новогодние каникулы уже в зоне прямой видимости. Споры относительно них поутихли. Исследователи, которые против, готовятся работать в праздники, собирать свежую информацию, анализировать и, видимо, после выдвигать новые аргументы — уже к майским девятидневным каникулам. А предпринимателям, особенно представителям малого бизнеса, после традиционного предновогоднего корпоратива придется останавливать свое дело на полмесяца и даже более. Редакции «Капиталиста» знакомы немало тех бизнесменов, кто сделает это со вздохом… 

Екатерина Надыкто


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 9 (63) Декабрь 2012 - Январь 2013 2012 года


  • Число просмотров: 1506

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть