Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Проверки

Раскошмаренный бизнес

По-прежнему держит оборону

1,5 млн плановых и 70 тысяч внеплановых проверок бизнеса не состоялось только за два последних года — именно столько раз Генпрокуратура России отказала в этом «удовольствии» контролирующим органам. Столь значительные цифры — один из результатов вступившего в силу три года назад закона, ограничившего массовое увлечение надзорных ведомств рейдами по предпринимателям.

Очевидно, что объявленный Правительством РФ в 2008 году курс на снижение налоговой и административной нагрузки на малый и средний бизнес довольно быстро принес свои плоды. Вот только предприниматели опять жалуются на жесткий прессинг чиновников, да и ведомства, утратившие былой контроль, с таким положением дел мирились недолго и постепенно начинают отвоевывать прежние позиции.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» вступил  в силу 1 мая 2009 года. С этого дня контрольные и надзорные мероприятия в одночасье перестали быть прибыльным бизнесом и «кормушкой для чиновников», как их однажды окрестил тогдашний премьер Владимир Путин.

В частности, контролерам запретили заниматься (по-путински — «кошмарить». — «Капиталист») неугодным предприятием сколь угодно долго. Были обозначены конкретные сроки проверки: не более 20 рабочих дней и 50 часов в год для малого предприятия. Плановые проверки — не чаще, чем один раз в три года. А внеплановый контроль разрешено проводить лишь в установленных законом случаях, причем чаще всего с санкций прокуратуры. За нарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий проверяющим пригрозили административной ответственностью.

Для защиты прав предпринимателей в Генпрокуратуре РФ было даже создано специальное управление, состоящее из двух подразделений: по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей и по надзору за законностью проверок органов контроля. Руководителем ведомства назначен первый замгенпрокурора Александр Буксман.

Контроль для контролера

САМЫЕ ПРОВЕРЯЮЩИЕ

Лидеры по числу проведенных проверок, Россия, 2011 г.

МЧС

672 тыс.* (27,4%)

Роспотребнадзор

387 тыс. (15,7%)

ФНС

362 тыс. (14,7%)

Ростехнадзор

170 тыс. (7%)

Роструд

156 тыс. (6,4%)

*Количество проверок в год

Источник: Минэкономразвития РФ

Как и ожидалось, для чиновников новый закон стал нелегким испытанием. Ведь теперь для проверки деятельности предпринимателя соответствующие органы (пожарная, санитарная и другие надзорные службы) должны сначала обратиться в прокуратуру за разрешением, доказать необходимость внеплановой проверки и только после этого получить санкцию прокурора.

Контролирующему ведомству для согласования проверки также необходимо подготовить целый пакет документов. Самым сложным для чиновников оказалось составление заявления в соответствии с регламентом, принятым Правительством РФ. В нем должны быть заложены все нормы (дата проверки, основания, продолжительность), прописанные в законе. К заявлению прикладывается распоряжение, которое готовится согласно приказу Минэкономразвития. Кроме того, проверяющий должен приложить жалобу конкретного гражданина на деятельность предпринимателя, свой приказ, регламент проверки и даже приказ о приеме на работу руководителя, который подписал эти документы.

Если пакет документов неполный или там есть ошибки и неточности, прокуратура имеет все основания отказать в проведении проверки. Также сотрудники прокуратуры проверяют жалобу и выясняют, существует ли гражданин, ее писавший, и собственно он ли ее писал.

За несколько первых месяцев действия федерального закона в прокуратуру от контролирующих органов поступило свыше 23 тысяч заявлений о проведении проверок. В согласовании было отказано почти в половине случаев. А в ряде регионов прокуратура не приняла порядка 90% обращений.

В Иркутской области проверяющим отказали в проведении 54% внеплановых проверок. Среди причин отказа — отсутствие документов, подтверждающих основания проведения такой проверки и полномочий контролирующих органов, а также несоблюдение требований к оформлению соответствующих документов.

Чиновничьи схемы

Как пояснили «Капиталисту» сотрудники отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы иркутской областной прокуратуры, ведомства часто пытались провести проверки в тех сферах, проверять которые они вообще не уполномочены. Немалое число документов просто не приняты к рассмотрению — чиновники неправильно их оформляли.

Вот только как ни старались законодатели, совладать с различными чиновничьими схемами им не удалось. Различными методами контролеры более или менее успешно продолжают «монетизировать» результаты своей проверочной активности. Схемы, в частности, включают различные аккредитованные предприятия, отвечающие за консалтинг и аудит. Проще говоря, формально эти предприятия «внешние», но в реальности либо аффилированы с кем-то из высокопоставленных чиновников, либо «подкармливают» их.

— По нашим данным, большая часть инспекторов пожарного надзора имеет от десяти до 50% дохода компаний, сотрудничество с которыми они настоятельно рекомендуют предпринимателям, — утверждает Илья Хандриков, глава общероссийского движения «За честный рынок». — В 2009 году я чуть не лишился бизнеса, поскольку отказывался воспользоваться дорогостоящими услугами компании, которую мне настоятельно «советовал» инспектор.

Как отмечают эксперты, органам государственной власти не всегда удается выдерживать сроки и воздерживаться от дублирования проверок. Открытым остается вопрос и о проверках крупных компаний, имеющих большую сеть филиалов.

Земля и лес под особым контролем

Между тем спустя три года упорной борьбы тренд на снижение числа проверок сохраняется. Так, по сравнению с 2010 годом около 80% органов исполнительной власти снизили интенсивность надзорных мероприятий. Лидерами в этой области стали Росалкогольрегулирование (снижение на 48%), МВД (31%), Роскомнадзор (28,6%), Ростехнадзор (21,4%) и ФМС (17,6%).

— Из общей тенденции выбивается только МЧС, у которого число проверок выросло за счет поручения правительства о проведении проверки всех избирательных участков, — поясняет  замглавы департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Евгений Ковтун.

САМЫЕ ПРОВЕРЯЮЩИЕ

Лидеры по числу проведенных проверок, Иркутская область, 2011 г.

ФМС

12900*

МЧС

9934

Ростехнадзор

6920

Роспотребнадзор

6111

*Количество проверок в год

Источник: прокуратура Иркутской области

Подтверждая общую статистику, продолжает уменьшаться число проверок на региональном и муниципальном уровнях. По информации иркутской областной прокуратуры, в 2012 году контролирующими органами федерального, регионального и муниципального уровня планировалось провести более 20 тысяч проверок. По инициативе прокуратуры  предотвращено 4500 незаконных мероприятий. Основная причина отказа — отсутствие оснований для их проведения.

По оценкам специалистов, за первое полугодие 2012 года в областную прокуратуру поступило порядка 300 заявлений на согласование проведения внеплановых выездных проверок, что на треть меньше аналогичного периода прошлого года. Примечательно, что в  каждом третьем случае в проверке было отказано. Главные причины отказа — отсутствие достаточных документов, подтверждающих необходимость проведения внеплановых проверок, а также несоблюдение требований к оформлению решения о проведении проверки.

Ежегодно сотрудники областной прокуратуры выявляют около двух тысяч  нарушений при проведении проверок на местах. Основаниями для прокурорского вмешательства нередко служит введение необоснованных процедур, незаконные отказы в реализации прав предпринимателей, истребование излишних документов, установление непредусмотренных платежей, а также различные коррупционные злоупотребления должностных лиц.

— В основной массе незаконные нормы выявляются в нормативных правовых актах органов местного самоуправления о проведении муниципального земельного и лесного контроля,— отмечают сотрудники иркутской областной прокуратуры. — В целом же проверки стали более прозрачными и находятся под нашим постоянным пристальным вниманием. Сформирована особая рабочая подгруппа по защите прав предпринимателей. Регулярно проводятся заседания этого отдела под председательством руководителей прокуратуры области.

Повод найдется

Очевидно, что со временем контролеры все же разобрались, как нужно оформлять и подавать документы в прокуратуру. Более того, многие ведомства даже включились в борьбу за возвращение отнятых полномочий. В немалой степени этому поспособствовал ФЗ №242 («О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 18.07.2011).

Крайности с запугиванием сотрудников уходят в прошлое, а изъятые во время обыска компьютеры нередко возвращаются обратно

Свои права удалось вернуть отдельным контрольным органам, в том числе таможенному контролю и пожнадзору. Для ФМС был расширен перечень случаев проведения внеплановых проверок, а инспекция труда и вовсе обладает правом проводить проверку в любое время суток без предварительного согласования с прокуратурой.

Так или иначе, сегодня внеплановая проверка может быть инициирована любым третьим лицом. А за препятствие контролерам в  осуществлении их деятельности на предприятие теперь налагается штраф в размере 100 тыс. рублей.

При этом пугающая бизнес проверка не по плану часто оказывается менее результативной, чем ожидаемый визит контролеров. По статистике Минэкономразвития, плановые проверки приводят к выявлению нарушений в 74% случаев, в то время как внеплановые — лишь в половине.

В то же время, как отмечают предприниматели, методы проверяющих стали более тонкими, а в ряде случаев даже более мягкими. Крайности с запугиванием сотрудников и лжедоносы уходят в прошлое, а изъятые во время обыска компьютеры и прочая техника в итоге нередко возвращаются обратно.

— Несмотря на общий вектор снижения количества проверок и приведение «отношений по их поводу» в цивилизованный вид, этот процесс сопровождается напряженной борьбой и постоянными попытками административной машины вернуть себе то, что у нее забрали, — замечает вице-президент общественной организации предпринимателей «Опора России» Владислав Корочкин. — Эта борьба будет продолжаться, но общий тренд к улучшению условий для бизнеса все-таки прослеживается.

Между тем российские компании при одном лишь упоминании словосочетания «внеплановая проверка» приходят в ужас и продолжают готовиться к худшему даже при запланированных визитах контролеров. Эксперты в свою очередь советуют не терять бдительность и регулярно проверять, попала ли ваша компания в список плановых проверок. Посмотреть эту информацию можно на сайте Генпрокуратуры, а также заранее готовить свой персонал к любым неожиданностям. Как говорится, кто предупрежден… 

Катерина Сухих


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 7 (61) Октябрь - Ноябрь 2012 года


  • Число просмотров: 1287

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть