Архив журнала «Капиталист»
Маркетинг
Десять цифр о бизнесе
Типичные проблемы предпринимателей и пути их решения
Как мы уже определились в прошлом номере, главный язык любого бизнеса, наиболее понятный каждому предпринимателю, — это цифры («Пять цифр о бизнесе», № 4(58), июнь-июль, 2012). Наращиваем обороты: сегодня в «Капиталисте» — десятка ситуаций, решение которых, опираясь на собственный предпринимательский опыт, предлагает иркутский бизнес-консультант Дмитрий Асламов.
Дмитрий АСЛАМОВ, бизнес-консультант |
Ведению бизнеса у нас в стране особо никто не учит, утверждает Дмитрий Асламов. А ведь свое дело, включающее производство, продажи, маркетинг, требует колоссального развития собственной личности, многих бизнес-навыков, деловых качеств, а также изучения большого количества соответствующей литературы.
— Приобретя опыт работы начальником отдела маркетинга в компании «Энерпром», в 2006 году я решил организовать собственный бизнес. Изучил много книг по бизнесу, прошел массу тренингов и прослушал столько же семинаров, перенимал опыт успешных бизнесменов. Все это натолкнуло на мысль о том, что можно и нужно делиться накопленными знаниями и техниками. Тем более что в России особенно наблюдается дефицит именно в практических знаниях и людях-практиках, способных не просто рассказать и обучить, а встроить навыки и технологии ведения бизнеса так, чтобы они работали автоматически, — уверен бизнес-консультант. А теперь ему слово.
Итак, вы владелец малого бизнеса. В нашей статье речь пойдет именно о малом бизнесе, во-первых, потому что даже те, кто стал средним или крупным предпринимателем, начинали с малого, а во-вторых, именно в этом сегменте сильнее всего проявляется эмоциональная составляющая.
Если у вас уже есть свое дело, это выгодно отличает вас от большей части населения планеты, вы уже в топе лучших, чем по праву можете гордиться. Бизнесмен — не просто гордое звание, это еще и особое состояние ума, образ мышления.
Бизнесменов выделяет ряд качеств, которые и позволяют им быть лучше. Это целеустремленность и нацеленность на результат, решительность и в то же время гибкость ума и т.п. Эти качества безусловно помогают достичь многого даже в других, не связанных с бизнесом сферах в жизни.
Однако у медали есть и обратная сторона. Любой владелец малого бизнеса практически постоянно находится если не в состоянии стресса, то по крайней мере он всегда наготове. Мозг бизнесмена работает 24 часа в сутки. У него всегда есть работа, даже в выходные и праздники ему есть чем занять себя.
Я сам начинал свой бизнес. И хорошо помню то состояние эйфории и притока жизненных сил, когда только делаешь первые шаги. Да, многое не получается, но ты полон сил и энергии, чтобы держать любые удары и вставать и вновь приниматься за дело. Это состояние помогает бизнесменам держаться на плаву, даже когда это, казалось бы, уже невозможно. И все же, как известно, большинство стартапов обречены…
А что же с теми, кто выстоял в первичном отборе? Дальше начинается работа — ежедневная, интересная и не очень, креативная и монотонная. У каждого дела свои особенности, но, консультируя совершенно разные по типу бизнесы, я пришел к выводу, что проблемы-то у всех принципиально мало чем отличаются.
Однако практически нигде не учат избегать реальных острых углов.
К примеру, когда человек регистрирует предприятие, его никто не предупреждает, что столкнется он, как и многие другие до него, с таким-то уже традиционным перечнем проблем. И новоиспеченный бизнесмен отправляется набивать собственные шишки, ступая по давно лежащим на своем традиционном месте граблям.
Так что же подстерегает предпринимателя при ведении своего дела и как преодолеть все препятствия на этом пути?
1
Я все сделаю сам
Одна из самых распространенных ошибок представителей малого бизнеса заключается в том, что они слишком многое в своем бизнесе делают сами. Как бы вам ни показалось странным, но это очень сильно тормозит развитие вашего дела.
Конечно, вы делаете все качественно, лучше, быстрее. И это действительно так: вы — лучший работник в вашей компании. Но, к сожалению, в одиночку вы не сможете выполнять всю работу, требуемую для поддержания и, главное, развития вашего бизнеса. Нанятые сотрудники действительно безответственны и безынициативны? Вам этого не изменить. Остается лишь принять как данность, смириться и работать с тем, кто есть.
Почему такое происходит? Дело вот в чем.
Первое: многие предприниматели начали дело, уже будучи профессионалами в своей области, поэтому они отлично знают, как правильно делать такую работу.
Вторая причина в том, что мы подсознательно следуем психологической стратегии избегания проблем. Предпочитаем выполнить работу качественно прямо сейчас и получить быстрый хороший результат, чем выстроить систему так, чтобы любой сотрудник выполнял эту работу качественно. Ведь для этого нужно проделать массу подготовительной работы: прописать регламенты, скрипты, должностные инструкции. А на такую «ерунду», конечно же, нет времени.
Совет. Пропишите все типовые бизнес-процессы вашего бизнеса. Для основных должностных позиций должны существовать четкие инструкции по тому, что и как нужно делать. Чем подробнее это будет расписано, тем лучше. И перестаньте, наконец, вмешиваться в непосредственные процессы производства, продаж, бухгалтерии и т.п. Старайтесь меньше находиться в офисе, на производстве. Занимайтесь больше тем, что непосредственно приносит вам деньги.
2
Не хватает времени
Где взять время на то, что действительно важно делать? В этом заключается вторая типичная проблема всех типичных трудоголиков. Им патологически не хватает времени. Они всегда до последнего откладывают дела, а потом случается аврал. Причем аврал у них постоянный…
Совет. Существует своеобразная технология организации времени и повышения эффективности его использования. Называется тайм-менеджмент. Рекомендую ознакомиться с некоторыми методами тайм-менеджмента и выбрать для себя оптимальный.
Кроме того, выпишите все (абсолютно все) свои дела на бумаге. Вычеркните из списка то, что давно устарело, не актуально, а также те вещи, которые неэффективны и не приносят вам денег (кроме стратегического планирования и особо важных мероприятий). Избавьтесь на своем рабочем месте от пожирателей времени (онлайн-игры, «аська», скайп и прочие прерывания). Выделите для себя определенный период рабочего времени — час или два, в течение которого ни при каких обстоятельствах не будете отвлекаться от намеченных дел. И делайте только то, что действительно важно.
3
Недостаток денег
Третья типичная проблема — недостаток денег. Хотя я бы назвал это не проблемой, а скорее отговоркой. Да, ведь главная причина отсутствия денег в бизнесе вытекает из первых двух. Перестаньте делать ненужные вещи и займитесь продажами. И деньги появятся.
Совет. ПРОДАВАЙТЕ! Занимайтесь как минимум половину вашего рабочего времени тем, что непосредственно приносит доход.
4
Кадровый вопрос
Следующая вечная тема — это кадры. Наверное, только ленивый бизнесмен не ругает собственных сотрудников. С этой проблемой сталкиваются практически все работодатели. Хотя многие и думают, что только у него одного «такие тупые сотрудники». Менеджер с кнутом, поедающий пряник, — отлично работающая схема мотивации персонала.
А если серьезно, пробуйте разные системы управления персоналом, изучайте больше специальной литературы. Это очень важно для любого бизнеса, ведь кадры решают почти все.
Совет. Нанимайте сотрудников в первую очередь не по профессиональным, а по личным качествам. Ведь профессионала можно выучить, а порядочности, ответственности и дисциплине обучить чрезвычайно трудно, а часто и невозможно.
5
Безответственность сотрудников
Эта проблема является еще одной кадровой. И тут тоже нужно понимать, что люди, работающие на вас, такие, какие они есть. Менять их — не только дело неблагодарное, но и практически бесполезное. Выстраивайте работу с подчиненными так, чтобы у них физически было как можно меньше возможностей и желания недобросовестно выполнять свои должностные обязанности.
Совет. Более жесткий контроль и отчетность. Штрафные санкции за невыполнение.
6
Высокие налоги
Да, налоги платить надо. И от этого никуда не денешься. Здесь все находятся в примерно равных условиях. Есть абсолютно легальные способы снизить налоги, например перейти на более выгодную систему упрощенного налогообложения.
Совет. Обратитесь к квалифицированным бухгалтерам и юристам для легальной оптимизации вашей налоговой нагрузки.
7
Самодисциплина
Обычно самих бизнесменов не нужно мотивировать. Если же вам действительно нужна специальная мотивация, чтобы заставить себя работать, то, наверное, стоит подумать: а стоит ли вообще заниматься тем, чем вы сейчас занимаетесь?
Совет. Разберитесь в себе. Снимите с себя обязанности, которыми не хотите заниматься. Доводите дела до конца, не оставляйте надолго проекты незавершенными.
8
Масса идей, до которых не доходят руки
То, что у вас масса идей, — очень хорошо. Их нужно обязательно воплощать и как можно больше. Запускайте параллельно сразу несколько проектов, но управлять ими ставьте других людей, оставляя за собой лишь общее руководство.
Совет. Делегируйте управление каждым новым проектом другому человеку.
9
Недостаток знаний
Проблема также больше надумана. Точнее недостаток знаний в чем-либо, как правило, не является причиной неудач. Очень многие бизнесмены доказали это своими делами. Есть люди, которые, не имея совершенно никаких специальных знаний, зарабатывают большие деньги, используя проверенные технологии ведения бизнеса и продаж.
Совет. Ищите работающие технологии продаж и делайте нужные шаги для достижения результата.
10
Отсутствие показателей работы компании
Все, что вы не измеряете, — вы не контролируете. Помимо объема продаж, который вы наверняка считаете.
Совет. Необходимо замерять как минимум следующие основные индикаторы, желательно за день, неделю, месяц и год:
— входящий поток потенциальных клиентов;
— процент конверсии потенциальных в реальных клиентов;
— средний чек за период;
— количество покупок одного клиента за период.
Также не забудьте замерять результаты всех ваших воздействий на клиентов (реклама, маркетинговые ходы и пр.).
Спортсмены знают: простое измерение результатов ведет к их улучшению. Поверьте, такая статистика будет просто неоценима — для аудита вашего бизнеса, оценки эффективности различных мероприятий и бизнеса в целом.
Нередко предприниматели уверены, что и так все знают. Однако почему же тогда ситуация в их компании не меняется? Почему ничего не предпринимается, чтобы изменить ее к лучшему? Все очень просто: мы опять стремимся избегать проблем. Думаем: «А вдруг не получится?», «А что если станет еще хуже?» Или «начну совершенствовать свой бизнес и себя, когда появится свободное время, деньги, когда закончу важный проект». И еще тысяча оправданий тому, почему мы не делаем…
Последний и самый простой совет: возьми и сделай. Установите свое самое слабое место, изучите максимальное количество информации (книг, статьей, тренингов) по этому вопросу. Найдите, в конце концов, человека, который уже сделал сам и сможет научить вас, как решить проблему, как внедрить правильные технологии в ваш бизнес и в вашу жизнь.
Как вы думаете, почему профессиональные спортсмены всегда нанимают тренера? Просто тренер заставляет делать именно то, что нужно для достижения максимального результата.
Итак, мы рассмотрели десять проблем, подстерегающих в бизнесе. Возможно, читая статью, вы поймали себя на мысли, что многое из вышеперечисленного знакомо. Что ж, это неудивительно. Приведенные трудности в разных комбинациях одолевают практически всех предпринимателей. Главное — теперь вы знаете своего врага, а это уже половина победы.
Автор выражает благодарность за помощь при написании статьи Андрею Парабеллуму и Николаю Мрочковскому.
- Число просмотров: 1599
Еще статьи в этой рубрике
- «Еврогеддон»: ищите только хорошее
- Раздутая мода по специальности «туризм»
- Десять цифр о бизнесе
- Эффективный источник заемных средств
- Когда дело уже не заводит
- Припой — основной элемент качества
- Гаджеты
- Рекламная пропись
- Как построить магазин. В Сети
- Слово на вес доллара
- Бизнес должен выделяться
- Продажи — легко
- Если долго смотреть в бездну