Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Кадры

Раздутая мода по специальности «туризм»

Туристический рынок в последние годы столкнулся с перепроизводством кадров — специалистов этой сферы по всей стране выпускают более 300 вузов. С другой стороны, ощущается постоянный недостаток квалифицированных сотрудников. Как такое может быть — «Капиталист» выяснял с помощью завкафедрой туризма и гостеприимства Иркутского института международного туризма Элины Ржепки.

 
   

Элина РЖЕПКА,

завкафедрой туризма и гостеприимства Иркутского института международного туризма:

— Сейчас модно учиться на турменеджера. Кажется, что ничего не нужно делать. На самом деле крайне сложно работать там, где другие отдыхают.

Проблема подготовки кадров для отечественной туриндустрии заиграла новыми красками в преддверии таких  масштабных событий, как Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по футболу 2018 года и Универсиада в Казани. Квалифицированного линейного персонала — официантов, горничных, администраторов — катастрофически не хватает. Около 80% ныне действующих сотрудников среднего звена не имеют профильного образования, а выпускники вузов, по мнению работодателей, недостаточно подготовлены: их надо либо доучивать, либо переучивать.

По утверждению участников рынка, требованиям работодателей соответствует в лучшем случае один из десяти соискателей. Выпускники вузов не знают языков и не имеют такого важного качества, как клиенториентированность. Не умеют правильно говорить, у них не развиты навыки общения по телефону, отсутствуют знания по истории города и географии. Кроме того, руководители турфирм и отелей шокированы неумением кандидатов просчитать логистику и выйти из форс-мажорной ситуации.

В излишней теоретизированности и оторванности от реальной практики обвиняет современное образование в сфере туризма и руководитель Ростуризма Александр Радьков. По его мнению, многие преподаватели, не являясь практиками, только понаслышке знают суть того, что преподают. В то же время действующих специалистов турбизнеса крайне редко приглашают и мотивируют к участию в учебном процессе.

— Проблемы с подготовкой кадров для индустрии туризма начинаются еще в школе, — в свою очередь полагает Кирилл Кружалин, директор московского центра подготовки кадров «Туриндустрия». — По ряду направлений, в том числе и «Туризм», перечень дисциплин, необходимых для поступления в вуз, был изменен. Вместо географии — история, вместо иностранного языка — обществознание или география по выбору. Хотя основные претензии работодателей к выпускникам связаны именно с низким знанием убранных предметов. Конечно, вузам для поддержания конкурса проще работать с новым перечнем дисциплин ЕГЭ, однако это заметно снижает качество подготовки специалистов.

Ресторанный сектор «за бортом»

Год назад набор в туристические  вузы стал проходить по новым образовательным стандартам, определяющим не конкретные специальности, а направления подготовки — «Туризм», «Гостиничное дело» и «Сервис». Таким образом, вузы лишились возможности принимать студентов на непрофильные специальности. К тому же если раньше уровень образования определялся качеством преподавания по стандартным программам, определяемым государством, то теперь оно будет очень сильно зависеть от способности вуза разработать востребованные и популярные у студентов курсы.

Правда, оценить результат этой системы можно будет только после 2015 года, когда турбизнес получит первых выпускников-бакалавров, подготовленных по новым стандартам.

— В дальнейшем количество средне-специальных учебных заведений будут  приводить в соответствие с потребностями туриндустрии,  возможно, за счет снижения планов приема в вузы, — отмечает Кирилл Кружалин. — Сейчас 61% вузов реализует специальность «Туризм» и лишь 47% — «Гостиничный сервис». Налицо перекос, поскольку туриндустрия испытывает кадровый голод в основном в обслуживающем — ресторанном и гостиничном персонале.

Гостеприимство без опыта

Иркутские вузы ежегодно поставляют для туристической сферы около 200 специалистов. Для нашего региона этого вполне достаточно. Но местные туркомпании постоянно жалуются на острый дефицит кадров. А по данным рекрутинговых  агентств, в последние два-три года трудоустраиваются не более 20% выпускников туристических вузов.

— На данный момент у нас висит 30 вакансий, — в интервью нашему журналу говорит Элина Ржепка. — Причем совершенно разных — от менеджера въездного/выездного туризма до горничных. Мы отправляем студентов в эти компании, но либо они не подходят работодателю, либо, наоборот, условия труда не устраивают самих молодых специалистов. Дело в том, что если студент знает несколько языков, прошел зарубежные стажировки, имеет отличные теоретические навыки, то, соответственно, он сразу хочет получать хорошую зарплату — хотя бы от 20 тыс. рублей. Желание понятное, ведь на обучение уходит порядка 200 тыс. рублей. Но, принимая выпускников на работу, иркутские компании готовы им платить максимум десять тысяч, мотивируя это тем, что сотрудники не имеют опыта. А где же его было приобрести, если по окончании института у студентов в багаже лишь учеба и практика? Многие компании и вовсе предлагают платить вполовину меньше плюс проценты. Вот только студент не воспринимает слово проценты.

Те же, кто готов работать за четыре-пять тысяч рублей в месяц, как правило, не знают языков, не имеют зарубежных стажировок и не ориентируются в туристских продуктах. Логично, что такие люди не нужны иркутским работодателям, которые хотят за минимальную оплату получить, по сути, готового специалиста.

Здесь, по словам Элины Ржепка, возникает еще одна проблема: отток хороших специалистов за границу или в Москву, где начальная зарплата — от 40 тыс. рублей.

Очевидно, что у студентов нет мотивации, стимула учиться, ведь в нашем региональном туризме им не заработать больших денег. Средняя зарплата по Иркутску в этой сфере — от 15 тыс. рублей. В итоге студенты либо во время стажировок налаживают контакты за границей, либо учатся только ради диплома, чтобы затем быстро переквалифицироваться и уйти работать в  торговлю.

Лягушки в молоке

В последние годы иркутские вузы столкнулись с так называемой демографической ямой. Студентов мало, и университеты  берут всех. Отсюда и низкий процент трудоустроившихся выпускников. Кроме того, многие  выбирают профессию, следуя модным веяньям, куда не так давно попала и специальность «Туризм».

— Мы боремся с этой ситуацией с помощью зарубежных стажировок, в частности, в Турции, где русских практикантов не жалеют, — рассказывает Элина Ржепка. — Там они работают на самых низких должностях по 13 часов, в тяжелых условиях: жара, непонятный язык. Это напоминает мне историю про лягушек, которых кинули в молоко. Студенты вынуждены приспосабливаться и работать. Первые два месяца они воют и плачут. Зато в оставшиеся четыре понимают, что и как нужно делать.

Не более 20% выпускников туристических вузов Трудоустраиваются по специальности (данные рекрутинговых агентств)

Интересно, что за рубежом в четырех-пятизвездочных отелях и ресторанах персонал должен стоять всю смену, даже если нет клиентов. Иначе штраф — $20. Были проведены исследования, в ходе которых выяснилось, что человек, который стоит и постоянно готов к общению с клиентом, зарабатывает в несколько раз больше своих отдыхающих коллег.

Такая школа ломает стереотипы нерадивых студентов. Они уже понимают, нужна им такая работа или нет, избавляются от иллюзий. Зато после Турции другие стажировки кажутся путевкой на отдых. К примеру, в Греции, Франции рабочий день у стажеров длится не более шести часов, на тяжелую работу их ставить запрещено.

— В одной из лучших школ обучения гостиничному делу в Швейцарии учится «золотая молодежь» — дети владельцев крупных гостиничных сетей, ресторанов, комплексов, — продолжает Элина Ржепка. — После первого курса они месяц проходят практику — моют пол, посуду, убирают номера. Им говорят: вы не сможете управлять крупным предприятием, не зная, что должны требовать со своих подчиненных. Если же он сам смог убрать 20 номеров в день, то горничная уже не сможет сказать, что это невозможно.

Обслуживающим персоналом студенты иркутских туристических вузов работать категорически не хотят. В анкетах и резюме они, как правило, претендуют на вакансии руководителей и топ-менеджеров.

— Помните слова Чацкого из комедии «Горе от ума»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит Элина Ржепка. —  Но, наверное, в нашей сфере все же приходится иной раз «прислуживаться». И это не каждому дано. Ведь испортить туристу настроение и общие впечатления от поездки может официант, подавший кофе без улыбки, горничная, плохо убравшаяся в номере. Каждый винтик в этой общей машине играет свою роль. Сейчас модно учиться на турменеджера. Кажется, что ничего не нужно делать. На самом деле крайне сложно работать там, где другие отдыхают. Каждый раз угадывать, что нужно клиенту, предвосхищать его желания. Далеко не у всех есть предрасположенность к этому.

Бойцы индустрии впечатлений

Низкую квалификацию кадров продемонстрировал и первый городской конкурс «Иркутское гостеприимство-2012», где принимали участие горничные и администраторы гостиниц Иркутска.

На одном из этапов горничным за 25 минут предстояло убрать гостиничный номер. Во время уложилась только одна участница. Многие потратили большую часть конкурсного времени на то, чтобы заправить двухспальные кровати, не успев убрать грязь с пола, протереть пыль на тумбах, вымыть окна.

— Задача заключалась в том, чтобы привести в порядок номер после убытия гостя, — рассказывает Екатерина Процентова, директор иркутского отделения РГА, представитель оргкомитета конкурса. — Есть правила для всего. Начинать уборку нужно проветриванием. Заканчивать — наведением порядка в ванной комнате. Горничная должна действовать согласно стандартам, которых очень много. Заблуждаются те, кто считает эту профессию слишком простой. И наша задача заключается в том, чтобы повысить ее престиж.

По мнению наших экспертов, в вузы в последнее время приходят люди, не ориентированные на клиента. А научить этому невозможно. Многое зависит и от психотипа человека. Так, меланхолика и пессимиста нельзя поставить на должность менеджера по туризму или администратора. Изначально это должен быть экстраверт, который не устает от людей. Университет может лишь отшлифовать, направить природные данные в верное русло.

— Я знаю выпускников, которые прекрасно учились, окончили вуз с красным дипломом, но не пошли в туризм, потому что, по их словам, не хотят работать прислугой, — разводит руками Элина Ржепка. — А здесь ведь важно, как подать. Недавно проводила семинар для горничных. Они говорили о себе не иначе как о поломойках. Представляете, какая у людей мотивация? Но стоило сказать, что они работают в индустрии впечатлений, что от их ежедневного труда зависит, какое мнение составит в итоге турист о нашем городе, Байкале, как сразу расправляются плечи и появляется желание делать свою работу лучше и лучше.

Катерина Сухих


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (59) Август - Сентябрь 2012 года


  • Число просмотров: 1837

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть