Архив журнала «Капиталист»
Опыт
Мопед как дополнение
К интернет-скоростям
Интернет-сети опутали мир, спрессовав расстояния и время. Товары приблизились настолько, что хватает одного клика, чтобы купить нужное... А далее переходим в реальную плоскость: вопрос с доставкой, скорость которой была бы адекватна быстроте выбора, пока окончательно не решен. Смогут ли скутеры и мопеды курьеров тягаться с мегабитами?
Автобус — книжная лавка
Идея этого бизнеса родилась у Анны Тихомировой из простого наблюдения: в стране подъем детского книгоиздания, но небольшие издатели не могут пробиться к своей аудитории. Так почему бы не изменить сам формат книготорговли — например организовать передвижные книжные магазины?
На запуск бизнеса у Анны и ее коллег ушло семь месяцев, первоначальные инвестиции в проект составили 400 тысяч рублей. Подержанный автобус, которому предстояло стать книжным магазином «Бампербук», нашли через интернет и взяли в аренду с правом выкупа.
Свою целевую аудиторию хозяйка «Бампербука» определила сразу.
— Мы сознательно сделали выбор не в пользу массовой, а в пользу качественной литературы. Если родители до наших книг еще не дозрели, мы стараемся выходить на них через детей, — говорит Анна.
Передвижной книжный магазин с «торговой площадью» в 24 кв. м курсирует по Москве и регионам России. За год с небольшим оборот «Бампербука» составил 4,5 млн рублей. Автобус уже проехал 15 тыс. км, побывал в 22 городах России.
По словам Анны Тихомировой, основные продажи связаны с поездками по школам и другим учебным заведениям. Как правило, зимой их бывает не меньше пяти в месяц, осенью-весной — по 10-12. В стандартную программу входит не только приезд автобуса на школьный двор, но и лекции для детей, рассказы о книгах, мастер-классы. За прошлый год «Бампербук» объехал 40 школ.
— Среднюю отдачу от одной поездки подсчитать сложно, — признается Анна. — Если продадим книг на 50 тыс. рублей — это хорошо, на 20 тысяч — нормально. 60% от выручки мы отдаем издательству, еще около 10 тысяч — это наши расходы. При этом надо учитывать, что следующие два-три дня мы простоим без поездок и практически ничего не заработаем. Основные затраты уходят на бензин, в зимнее время — еще и солярку.
Примерно 30% всех поездок «Бампербука» — некоммерческие. Организаторы добровольно приезжают в детские дома, интернаты и школы спальных районов, где продажи книг почти заведомо нулевые. Сам проект сейчас находится на грани окупаемости.
Мнение эксперта
Юрий Хорс, руководитель букинистической лавки «Искатель»
— Идея с автобусами не нова в принципе. В последние четыре года она активно эксплуатируется в разных ипостасях — автобус-бар, обувной магазин, продукты, теперь еще и книги. Но, думаю, в Иркутске нерентабельно запускать такой бизнес. По своему опыту знаю, что читающего населения у нас мало. Практика поездок в другие регионы, на мой взгляд, слишком затратная. Мы слишком удалены от крупных населенных пунктов. Ездить в школы тоже невыгодно. По крайней мере, в иркутских учебных заведениях автобус с книгами никому не нужен.
Бизнес в обход пробок
Предприниматели из Магнитогорска Роман Прилипко и Александр Бартенев не побоялись выйти на московский рынок экспресс-доставки. Конкурентов они победили оригинальным и вполне логичным способом — пересадили своих курьеров на скутеры и ловко «объехали» столичные заторы.
Запуская бизнес три года назад, предприниматели предварительно провели мини-исследование и замерили среднюю скорость экспресс-доставки по Москве у существующих на рынке компаний. Получилось примерно 2 часа 55 минут.
— В первый летний сезон наше среднее время доставки по Москве составило 42 минуты, — с гордостью говорит Роман Прилипко. — Собственно решение лежало на поверхности: курьеров посадили на скутеры. Чтобы проехать 50 с лишним километров из одного конца города в другой, им требуется не более часа.
Так компания Quickfrog стала одним из первопроходцев рынка мотодоставки в Москве.
Однако вложения в бизнес существенно превзошли первоначальные ожидания. Рассчитывали обойтись суммой в 4,5 млн рублей. Но в итоге пришлось вложить в бизнес за весь период его существования примерно 20 миллионов. Выйти на прибыль смогли только через два года после старта. Бизнес рос не так быстро, как хотелось, зато стабильно — на 10–15% в месяц. Операционные расходы компании составляют около миллиона рублей в месяц.
Ставка на то, что услуги быстрой доставки окажутся широко востребованными среди клиентов — физических лиц, по большому счету не оправдалась. Основной костяк клиентуры в итоге составили интернет-магазины.
Продолжая экспериментировать с различными транспортными средствами, предприниматели придумали посадить курьеров на трициклы. Это средство передвижения предназначено для перевозки малогабаритных грузов и представляет собой трехколесный скутер с крышей. Первые испытания показали, что транспорт вполне подходит для зимних московских улиц. К тому же выглядит достаточно броско, чтобы привлечь внимание к услуге одним своим видом.
Тестовый трицикл китайского производства достался предпринимателям довольно дорого, учитывая таможенные платежи и хлопоты с сертификацией и постановкой на учет. Но в дальнейшем его цена должна упасть до 100 тыс. рублей, то есть вдвое дешевле Daewoo Matiz, рассчитывают в Quickfrog.
Мнение эксперта
Андрей Горбунов, управляющий филиалом курьерской службы «Регион-Экспресс»
— Эта ниша в Иркутске свободная и обдумывалась нами не раз. Но на практике есть множество моментов, препятствующих доставке на мокиках (мопед, сделанный по схеме обычного мотоцикла). Это долгая и холодная зима, а значит, как минимум полугодовой простой техники. Грязь в городе — мотокурьер будет всегда неопрятно выглядеть. Погодные условия могут внезапно сорвать доставку, запланированную на мотокурьера. Есть еще ряд небольших минусов, которые все-таки перекроются плюсами в случае реализации данной идеи в Иркутске.
А теперь о плюсах:
— о службе, внедрившей мотодоставку, заговорят (почти бесплатная реклама)
— скорость доставки по центру города однозначно ускорится
— низкий порог вхождения (первоначальные затраты от 150 тыс. руб.)
— небольшие сопутствующие расходы
Однако в нашем случае минусы все же весомее. Основная причина — небольшой объем маленьких доставок в компании. Средний вес доставляемой почты 3 кг, конвертов и небольших посылочек очень мало.
Так как использование мокика — дело сезонное, начинающим такой бизнес я бы рекомендовал готовиться к его открытию с осени текущего года, чтобы к моменту начала эксплуатации потенциальные и существующие клиенты уже знали об услуге. А приобрести малую мототехнику можно недорого: ориентировочно 30 тыс. рублей за единицу.
Новичку в данном бизнесе в случае успешного окончания первого мотосезона уже можно будет думать и о более серьезном транспорте. Для существующей курьерской службы, думаю, для начала достаточно будет трех мокиков, чтобы проверить на деле эффективность и востребованность такого вида доставки. От себя лично и от нашего коллектива желаю успехов и удачи возможным реализаторам этой идеи.
- Число просмотров: 1252