Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Наличные деньги юрлиц

СВЫШЕ 600 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

БАНКИ БУДУТ СООБЩАТЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 28 мая
Новости
С ИЮЛЯ ВВОЗ ПРАВОРУЛЬНЫХ МАШИН УЖЕСТОЧИТСЯ
Торговые тенденции
РОССИЯНЕ СКУПИЛИ ХОЛОДИЛЬНИКИ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Котенок в дар

ФинСовет-Иркутск

DI клиника

Мастер-класс

Глазковская типография

ДиТранс

Орнамент Group

БайкалЭкоПродукт

Архив журнала «Капиталист»

Инновации

Пять минут на то, чтобы оценили

В процессе монетизации изобретений

Ряд перспективных инновационных проектов, вызвавших интерес инвесторов, был представлен в финале регионального конкурса «БИТ-Байкал»*, который прошел в рамках XI Инвестиционной сессии Байкальской сети бизнес-ангелов. Среди них проекты в сферах информационных технологий, энергетики, лазерной техники, химии, машино - и авиастроения, многие — в стадии действующего бизнеса разных ступеней развития.

Из 39 проектов экспертная комиссия отобрала 13 финалистов. Среди них особый интерес жюри вызвал проект по производству огнестойких стройматериалов нового поколения – пенозола и винизола. Он оказался самым обоснованным и просчитанным инвестиционным предложением.

Новые материалы из отходов

    

Научные исследования по разработке винизола (заменитель пластмасс и натуральной древесины) и теплоизоляционного материала пенозола на базе НИ ИрГТУ велись в течение нескольких лет. Компания-разработчик выиграла даже два гранта на создание и изучение свойств новых огнестойких материалов.

— Наша разработка конкурентоспособна на рынке, уже приносит доход, — сообщила руководитель проекта, профессор кафедры обогащения полезных ископаемых и инженерной экологии НИ ИрГТУ Елена Зелинская. — Мы предлагаем инвесторам выгодные условия: вкладывая 35 млн рублей в развитие бизнеса, через два года, по нашим расчетам, их прибыль составит более 300 млн рублей.

Из винизола и пенозола компания выпускает террасную доску, декинг и  теплоизоляционные материалы. Благодаря винизолу террасная доска и декинг приобретают качества, которых нет у древесно-полимерного композита (ДПК) — легкость, водостойкость, гидрофобность поверхности, плавучесть. Винизол превосходит натуральную древесину по огне-, теплостойкости, морозоустойчивости, химической и биологической стойкости (гниение, образование плесени) и долговечности, однако может обладать специфическими свойствами древесины — поверхностная текстура, цвет, запах.

Теплоизоляционные материалы из пенозола используются для эффективной теплоизоляции промышленных и жилых зданий в качестве слоя наружных стеновых панелей и внутренних перегородок, чердачных перекрытий, «черных» полов. А также для теплоизоляции магистральных нефте— и газопроводов и локальных теплотрасс.

— Наполнитель — зола уноса ТЭЦ — удешевляет стоимость продукции, снижает способность к распространению пламени по поверхности и дымообразующую способность, — уточнила Елена Зелинская. — Потенциальные потребители продукции — предприятия строительной индустрии, теплоэнергетики, газо— и нефтедобывающей промышленности.

Разрушитель издательской сферы

Второе место досталось быстрому способу публикации и распространения текстового контента в интернете «AtContent». Сервис создан для авторов электронных книг, статей, журналистов, блогеров, газет, журналов, исследовательских компаний и любых других владельцев контента. По сути, он разрушает существующий рынок издательства, публикации и дистрибьюции.

— Мы разработали технологию, с помощью которой автор может выложить во Всемирную паутину, например, свою книгу, статью или что-то другое, а дистрибьюторы смогут легально размещать ее на других ресурсах, — объясняет представитель разработчика Дмитрий Бондарев. — Если контент был приобретен на этом ресурсе, дистрибьютор-распространитель получает 5–10% от доходов автора. Наша компания дает авторам до 90% от продаж — это один из самых высоких процентов. За три недели существования в проект включились 500 авторов из США. А в конце апреля «AtContent» попал в число лучших проектов, функционирующих на платформе Microsoft Windows Azure, на престижном конкурсе «Your Business — Your Fame». 

На данный момент компания делает упор на зарубежные рынки, где ее продукт хорошо знаком пользователям. Перед его выходом на международный уровень разработчикам удалось уже привлечь $250 тыс. от одного из иркутских инвесторов. Ведь родился проект в нашем регионе, его придумала группа молодых людей — студентов и выпускников ИГУ и ИрГУПС.  Впоследствии команда разработчиков разделилась: часть осталась в Иркутске, остальные работают в Москве и Калифорнии.

Иркутских инвесторов IT-продукт явно заинтересовал. Правда, смутила сумма необходимых инвестиций — практически в десять раз больше нынешней стоимости предприятия — $500 тыс. При этом доля, предлагаемая инвестору, составила лишь 20-27%.

Обогреватель с солнечным управлением

И, наконец, «бронза» досталась проекту «Тепловентиляторы, работающие на солнечной энергии и инфракрасном излучении». Его суть понятна из названия.

«БИТ-Байкал»

Проекты — победители конкурса, 2012 г.

1. «Материалы пенозол и винизол»

2. «AtContent»

3. «Тепловентиляторы, работающие на солнечной энергии и инфракрасном излучении»

Кроме того, по словам разработчика, устройство, регулируемое солнцем, запускается и останавливается автоматически. Также тепловентилятор может работать от электрической сети.

Использовать прибор можно где угодно: в транспорте, офисе, квартире или доме. По размерам он сопоставим с традиционным масляным обогревателем. А его производительность составляет как минимум 60 м3/час. В Сибири дом в 100 кв. м  можно отапливать на 40-50% тремя тепловентиляторами. В южных регионах они могут полностью заменить обычное отопление. Схожие приборы есть в Финляндии и Америке, но их мощность на порядок ниже.

Пока опытные образцы собирает своими руками группа иркутян-единомышленников. Стоимость прибора составляет сейчас около трех тысяч рублей. Аналогичные приборы зарубежных производителей — от 15 тыс. рублей.

Чтобы наладить массовое производство и вывести установку на розничную стоимость в полторы тысячи рублей, разработчику необходимо $100 тыс. За это он готов отдать инвестору 50% доли в компании. Инвестиции главным образом пойдут на разработку дизайна и расширение производства тепловентиляторов.

Как бы инновации

Между тем на конкурс представлялись и проекты, вызвавшие откровенное недоумение бывалых иркутских бизнес-ангелов.

— Некоторые участники БИТа предлагают вложить деньги в разработку сферического коня в вакууме, — метко прокомментировала ситуацию член жюри Анна Суркова.

В частности, поразил жюри разработчик проекта AeroGreen. Компания занимается проектированием ветроустановок закрытого типа. Уже создан демонстрационный образец. Для дальнейшего развития предприятию необходимо 20 млн рублей. Однако вопрос об объемах рынка ввел разработчика в ступор:

— По сути, установка в России никому не нужна, альтернативные источники энергии не востребованы. Возможно, ориентироваться нужно на безграничный европейский рынок.

— Я сейчас загуглил и узнал, что в Австрии производятся точно такие же установки и стоят они в три раза дешевле, чем ваша разработка, — заметил Артем Сапрыкин, руководитель иркутского регионального представительства Softline. 

Разработчик приуныл, пожаловался на невозможность расширить объемы производства, а соответственно, удешевить и улучшить качества продукта. И признался, что в дальнейшем будет стоять вопрос о продаже авторских прав и лицензий на ветроустановки.

В свою очередь представитель команды  «Байкал» — проект по производству низкозатратной жидкой сверхтонкой теплоизоляции — честно призналась, что технологию они «подсмотрели» у одного из западных производителей. При этом у компании не зарегистрировано право на ее использование, нет патента и производства. Есть лишь опытный образец краски, но опять же до сих пор точно не изучены ее параметры. Представитель компании не смог ответить и на вопрос о составе продукта.

Инвесторам же предлагалось вложить порядка 10 млн рублей в НИОКР, то бишь в разработку инновационной составляющей продукта. А заодно и создать производство чудо-краски.

Технологии без платформы

Особенно жаркие споры разгорелись вокруг проекта «Геоинформационный сервис Semantic Maps of Lake Baikal» от Libretto Labs. Не так давно компанию объявили резидентом Сколково, и, казалось бы, проект априори должен был стать фаворитом конкурса. Однако идею создания сайта по системе Libretto — объединение методов построения баз знаний и облачного программирования — инвесторы раскритиковали в пух и прах.

Суть проекта — в запуске сайта, где сосредоточена вся информация о туристических продуктах, маршрутах и отелях на Байкале. Предполагается, что большую часть контента будет составлять информация и комментарии самих туристов, а работа пользователей — строиться по принципу «сконструируй свой маршрут сам».

Ориентируются разработчики, прежде всего, на иностранных туристов, которые по отзывам и обзорам сайта смогут самостоятельно спланировать свое путешествие по Байкалу и здесь же оплатить его.

Для реализации идеи инноваторам необходим $1 млн. Причем большая часть суммы пойдет как раз на разработку контента и маркетинг проекта.

— Не понимаю, как вы будете загонять пользователей на сайт, чтобы одни оставляли информацию, а другие выбирали себе маршрут? — поинтересовалась Анна Суркова. — Кроме того, баз отдыха, где можно оплачивать проживание безналом, на Байкале практически нет.

— Для такого сайта у нас пока нет соответствующей инфраструктуры, — согласился Антон Черноусов, член жюри «БИТ-Байкал». — Соответственно, возникают проблемы с транспортом, сервисом на турбазах и в кафе. Не все официанты могут грамотно изъясняться по-русски, чего уж об английском говорить? И что вы будете делать, если турист приедет на Байкал через ваш сайт и попадет не туда, куда рассчитывал, не сможет объясниться? И еще, на фоне других сайтов с туристической информацией о Байкале в чем ваше конкурентное преимущество?

Ответ разработчиков был кратким, но мало что объясняющим: «В Web 2:0».

— Иркутским инноваторам необходимы антрепренеры, — по итогам «БИТ-Байкал 2012» сделал вывод Евгений Семенов, зампредседателя комитета по экономике мэрии Иркутска, начальник управления по стратегическому развитию и инвестиционной политике. — На подобных конкурсах очень многое зависит именно от презентации проекта. Инвесторов нужно уметь заинтересовать всего за пять-семь минут. В этот раз это получилось далеко не у всех участников. Разработчики терялись при обсуждении объемов рынка и бизнес-планов, а подкованные в финансовой части менеджеры были абсолютно некомпетентны в технических вопросах. В то же время нужно понимать, что мы находимся в начале пути. Инноваторы только учатся отделять зерна от плевел, общаться с инвесторами на их языке.

Работа по привлечению инвестиций в инновационный бизнес Иркутска продолжается. Следующий этап — III Байкальская венчурная ярмарка, которая пройдет в Иркутске 20-21 сентября.


* «БИТ-Байкал» — региональный этап федерального конкурса «БИТ — бизнес инновационных технологий», проходит в Иркутске второй раз.

Катерина Сухих


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (58) Июнь - Июль 2012 года


  • Число просмотров: 993

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

Олиговская Рыба

Yamaguchi

Российский Экспортный Центр

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть