Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Комиссионная торговля

Сегмент невысокой рентабельности

Комиссионная торговля

Как считают некоторые аналитики потребительского рынка, последний экономический кризис дал шанс порядком подзабытой сейчас комиссионной торговле. Желание сэкономить должно было заглушить у многих граждан определенную предвзятость относительно качества «бывшего в употреблении» товара и заставить вновь присмотреться к комиссионным магазинам. В каком состоянии эта сфера сейчас в Иркутске? — выяснял «Капиталист».

Комиссионная торговля была весьма развита в Советском Союзе, поскольку во времена дефицита в комиссионных магазинах можно было найти не только бывшие в употреблении вещи, но и новые импортные товары. Существовал у советских граждан, имеющих возможность выезжать за рубеж в командировки и отоваривать чеки в валютных «Березках», такой неофициальный бизнес — конвертировать заработанную валюту в заграничный товар, а его через комиссионки — в рубли. С приличной прибылью.

КОМИССИОНКА VS СЕКОНД-ХЭНД

Соотношение числа магазинов, шт., 2012 г.

 

Комиссионный  магазин

Секонд-хэнд

Иркутск

4

17

Шелехов

-

4

Ангарск

5

4

Источник: 2ГИС

В постперестроечные годы комиссионки, или по-новому — комки, вышли на следующий виток развития. В самом начале эпохи «челноков» продавалось и покупалось все — произведенное еще советской промышленностью и привезенное уже в тюках из-за рубежа. Комки росли, как грибы. Едва ли не самым популярным в Иркутске в начале 90-х годов прошлого века считался двухэтажный комиссионный магазин на улице Карла Маркса, 33/1, где с утра и до его закрытия было не протолкнуться…

Но время сильно изменило потребительские пристрастия. Сегодня 67% россиян убеждены, что подержанными могут быть товары только плохого качества, и данное обстоятельство не оправдывается низкой ценой. Такая оценка сделана экспертами компании «Финам» на основе ежегодного исследования потребительского поведения европейцев 12 стран, в котором приведены национальные предпочтения на рынке товаров б/у. Исследование показало, что даже в условиях кризиса российский потребитель — один из самых осторожных в этом сегменте.

Кстати, другое исследовательское агентство — inFOLIO Research Group, в разгар последнего кризиса изучая состояние московского рынка товаров б/у, отметило незначительное влияние экономической нестабильности на изменение спроса на этом рынке в сторону увеличения. Тогда приобрести подержанную бытовую технику были готовы 8%, а подержанные детские товары — 29% москвичей.

В поиске новых ходов

Сейчас ситуация для традиционных комиссионок мало изменилась. Однако они продолжают открываться и примерять на себя некоторые бизнес-новшества. Например, торговля бывшими в употреблении потребительскими товарами активно развивается на интернет-площадках — так называемые сайты бесплатных объявлений по сути переняли некоторые основные принципы комиссионной торговли, за исключением разве что удержания продавцом своего процента.

Не отстают и оффлайновые комиссионки — у тех владельцев, кто пошел в Сеть, в бизнесе наблюдаются положительные изменения. К примеру, в Москве большинство из них обзавелись собственными сайтами. Есть и те, кто работает только в виртуальном пространстве.

Некоторые организуют доставку товара к потребителю. Другие используют все современные возможности сразу. Например, свадебный комиссионный салон «Умная свадьба» позиционирует себя как первый дисконтный салон свадебных товаров, осуществляющий их продажу, прокат, прием и доставку в любой город России. Кстати, один из своих филиалов компания открыла в Иркутске в формате домашнего салона. А вот из девяти местных комиссионных магазинов, обнаруженных «Капиталистом» в Иркутске и Ангарске, в Сети представлен лишь один.

Вторая жизнь надоевшего бренда

Как уже было упомянуто выше, нынешние комиссионные магазины отличаются от советских. В силу дефицитности многих товаров тогда их клиентами были практически все категории населения. А сами комиссионки советского периода имели немалое разнообразие товарной номенклатуры. Так, в одной «точке» могли продавать сразу одежду, постельные принадлежности, бытовую технику, мебель и прочее.

ОТНОШЕНИЕ К ТОВАРУ

Оценка потребителями возможности приобрести то вары б/у, Европа, 2010 г.

Положительно настроены и активно покупают

Германия

Венгрия

Польша

Франция

Негативно настроены и осторожны в покупках

Россия

Португалия

Испания

Источник: «Финам»

Сегодняшние предприниматели нередко строят комиссионный бизнес вокруг определенного сегмента — при организации такого бизнеса важно точно определить своего потребителя. Наиболее привлекательны детские товары: дети быстро растут, следовательно, период использования любой детской вещи невелик, а стоимость ее значительна.

Комиссионные магазины в крупнейших городах теперь можно классифицировать и по другому принципу. Там действуют как традиционные магазины, ориентированные на население с невысоким доходом, так и набирающие популярность элитные комиссионки, торгующие одеждой и аксессуарами всемирно известных марок. Самые известные из них — «Второе дыхание», «Мечта», «Удачная находка», Сomfortclothes, Paradise и другие. Некоторые разрослись до сети. Например, открывшаяся в 2000 году в Москве «Вторая жизнь» сегодня представлена шестью магазинами.

Однако элитные комиссионки — не для регионов. Если учесть, что свежие модные тенденции доходят сюда с опозданием, брендовые вещи б/у — явление штучное. А слоган столичной элитной комиссионной сети: «Если вы не знаете, что делать с порядком надоевшими брендовыми вещами, не спешите их выбрасывать» — для нас неактуален.

Специфика региональной модной индустрии делает невозможным в настоящее время развивать в Иркутске комиссионные магазины формата люкс. Поэтому сейчас предприниматели, затеявшие такой бизнес, могут рассчитывать на следующие категории покупателей: людей с невысоким доходом, желающих сэкономить на конкретной вещи, а также ищущих штучную, редкую, раритетную вещь.

Однако современный коллекционер не ограничен территориально, поэтому он предпочитает и другие каналы поиска товара: частные объявления, аукционы, интернет-сообщества.

Комиссионки посещают и состоятельные граждане, но они редко становятся постоянными покупателями. Зачастую комиссионка для них — запасной, второстепенный вариант поиска какой-либо вещи. Однако стоит учитывать, что обособленные, на первый взгляд, комиссионки сами по себе несут функцию социальной поддержки населения. А иркутский «Комиссионный магазин №1» еще и развивает ее, сотрудничая с благотворительными фондами.

Выстоят не все

Различные эксперты в последнее время не раз анализировали рынки товаров б/у в целом, сегмент секонд-хэндов. Но трудно припомнить хотя бы одно исследование именно комиссионного рынка. Следовательно, напрашивается вывод: интерес к комиссионным магазинам невелик, и не только со стороны экспертов, но и — самих покупателей. И говорить о значительных перспективах этого рынка, за исключением, наверное, крупнейших российских городов, не приходится.

   
   

Тем не менее, предприниматели регулярно пробуют свои силы — такие магазины периодически открываются. Но, правда, в дальнейшем выстоять могут не все. Работники иркутского комиссионного магазина детских товаров «Мишутка» рассказали корреспонденту нашего журнала, что одновременно с ними полтора года назад открылось еще два подобных магазина в разных районах города, но они продержались недолго.

Иркутскую сферу комиссионной торговли сейчас нельзя воспринимать как отдельную отрасль, так как представлено в ней всего четыре магазина. Это, а также то, что иркутяне больше сдают, чем покупают, делает вопрос спроса неоднозначным. В городе есть категории потребителей, ориентированных на б/у вещи. Однако предприниматели в один голос отмечают, что во время кризиса число людей, готовых сдать вещь, возросло, но количество желающих ее купить не изменилось.

Долгожителем в Иркутске можно назвать «Комиссионный магазин №1», который за четыре года своего существования разросся с 6 до 80 квадратных метров. Его сотрудники считают, что для развития магазина необходимы положительное отношение к данной деятельности и время, чтобы обрасти постоянными клиентами. Это обеспечит хотя и небольшую, но стабильную прибыль. Магазин развивался как традиционная комиссионка, в которой можно было найти различный товар: верхнюю одежду, головные уборы, бытовую технику, мобильные телефоны, наручные часы, ювелирные изделия, предметы интерьера. Строить бизнес на одном виде товара, сужая круг своих клиентов, сотрудники магазина считают нецелесообразным.

Зеркальные предпочтения

По мнению самих предпринимателей, данный бизнес высокой рентабельностью не отличается. Чтобы поддерживать себя, магазины реализуют как комиссионные, так и стоковые вещи либо становятся дополнительной ветвью другого бизнеса.

А лучшим способом, чтобы проинформировать горожан о своих услугах, иркутские комиссионки считают «сарафанное радио». «Хотя на этапе открытия полноценная реклама, безусловно, нужна», — делятся своим опытом сотрудники комиссионного магазина «Томас и друзья».

В регионах комиссионный бизнес наиболее успешен в сегменте товаров длительного пользования и слабо подверженных влиянию фактора моды. Здешний рынок и его предпочтения, образно говоря, зеркальны московским. В столичных комиссионках лучше расходятся детские вещи, хуже — бытовая техника. В регионах, в том числе и в Иркутске, ситуация обратная. Потребитель согласен приобрести бывшую в употреблении мебель или сэкономить на бытовой технике, но товар первой необходимости признает только новым. Поэтому одежда, к примеру, для взрослых является товаром, наименее пользующимся вниманием в комиссионной торговле.

   
    

Существенная особенность комиссионок — они принимают товар от физических лиц. Сдающий назначает свою цену, по которой вещь будет выставлена в продажу. Но комиссионный магазин имеет право не принять ее в случае, если запрашиваемая цена будет намного превосходить реальную.

Как правило, если товар не продается в первые 20 – 30 дней, то магазин снижает цену. Уценка увеличивается пропорционально количеству дней, в которые товар находится на реализации в магазине. Окончательная судьба вещи в различных комиссионках определяется по-своему. Некоторые магазины оставляют у себя товар на неопределенный срок, удерживая с комитента плату за его хранение, другие — возвращают не проданный вовремя товар.

Важный вопрос стабильной работы магазина — размер комиссии. В «Томас и друзья» это подтверждают: «Магазины, установившие комиссию сразу ниже 30 – 40%, быстро закрылись. За рубежом нормальной считается комиссия в 50%, даже 60%. Наш потребитель на такое не согласится».

Действительно, в организации этого бизнеса менталитет играет не последнюю роль. Это нужно учитывать. Российский потребитель, всегда ориентированный на мнение общества, считает зазорным покупать ношеные вещи. А рациональный западный потребитель видит в этом как способ сэкономить, так и отчасти решить некоторые социальные, экологические и другие проблемы.

Кстати, сотрудники магазина «Томас и друзья» вспоминали о своей недавней встрече с воодушевленной предпринимательницей-иностранкой, собиравшейся открыть комиссионный магазин в Иркутске. Учтет ли она местный менталитет и оправдает ли ожидания иностранного продавца иркутский покупатель, пока неизвестно.

Превосходство неконкурентов

По мнению некоторых наблюдателей, в комиссионках скапливается большое количество морально устаревших вещей. Этот факт в том числе побуждает потребителя идти в секонд-хэнды, где одежда может быть недорогой, качественной и даже иногда абсолютно новой. Секонд-хэнды действительно потеснили комиссионки: в Иркутске и ближайших Ангарске и Шелехове это численное превосходство более чем в два с половиной раза.

Собеседники «Капиталиста» отметили, что не в пользу комиссионок и усиление интереса участников рынка к торговле в формате «жесткого» дискаунтера, предлагающего качественный товар по ценам, приближенным к оптовым. Однако, говоря о секонд-хэндах, в «Комиссионном магазине №1», «Мишутке» и в «Томас и друзья» нам в один голос заявили, что не рассматривают их в качестве своих конкурентов. «У нас товар разный. В секонд-хэндах не найти обуви, верхней одежды, детской коляски. Только текстиль, — поясняют сотрудники «Мишутки». Владимир Рудаков, директор «Комиссионного магазина №1», с ними согласен: «Поставщик нашего товара — население, а секонд-хэнды скупают нереализованный европейский товар со склада производителя»…

Есть еще оно направление комиссионной торговли, которое уже два десятилетия грандиозными прибылями выделяется на фоне скромной жизни своих собратьев. Это торговля подержанными автомобилями и спецтранспортом. Подробно останавливаться на ней не будем — там свои правила, схемы и денежные обороты.

Текст и фото Екатерина Надыкто


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 1 (55) Февраль - Март 2012 года


  • Число просмотров: 2780

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть