Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Автомобильный рынок

Последний рекорд перед торможением

В этом году российский автомобильный рынок вновь ставил рекорды. К ноябрю стало ясно, что по итогам первых десяти месяцев преодолена планка в два миллиона проданных машин, что характеризует рост объемов на 43%.

Посчитано, что суммарный размер выданных автокредитов к концу декабря достигнет цифры $17,1 млрд (в прошлом году — $10,1 млрд), а обеспеченность россиян легковыми автомобилями — отметки в 250 машин на тысячу жителей. То есть автомобиль будет у каждого четвертого жителя нашей страны, считая даже младенцев.

   
 
   

Solaris — недорогой хит этого года, потеснивший в рейтинге Toyota Camry

Действительно, в уходящем году автомобилизация в России продолжилась и поначалу шла хорошими темпами: по данным Ассоциации европейского бизнеса, первая половина года показала рост продаж легковых автомобилей на 56% по сравнению с тем же периодом 2010-го. Однако затем рынок рос не с таким воодушевлением: уже в августе темпы снизились до 37%, а в сентябре до 26%, хотя 27% за октябрь говорит о стабилизации. В целом итоговый прогноз года получается неплохим, с ростом около 40% с общим объемом продаж не менее 2,5 млн легковых автомобилей. Однако прогнозы на следующий год пока туманны и в целом не очень оптимистичные.

На динамику развития авторынка в текущем году повлияло много факторов, в том числе природные: из-за весенних катаклизмов ведущие японские автокомпании сокращали свое производство, объемы выпуска автомобилей упали, сроки поставок выросли, да и курсы валют при этом тоже «штормило». Вместе с тем в России производство «родных» автомобилей увеличилось на 12%, а моделей иностранных марок так и вовсе на 75%, что по-своему смягчило последствия от «японской стихии».

Например, еще в начале года в Петербурге был запущен целый завод по производству недорогой модели Hyundai Solaris, которая теперь входит в список наиболее популярных. Сейчас завод работает в две смены. Плюс ко всему наблюдалось увеличение доли «кредитных» автомобилей, которых и без того почти половина. Хотя к концу года этот показатель также перестал расти.

АВТОВАЗ. НЕДОРОГО, НО МАЛО

Однако это далеко не все факторы, оказавшие влияние на развитие авторынка. Так, завершение программы утилизации привело к осенней стагнации продаж у АвтоВАЗа. Теперь перспективы завода будут зависеть от новой малобюджетной модели Lada Granta (от 230 тыс. руб.), разработанной на платформе «Калины». Однако объем производства пока небольшой — в течение зимы удастся выпустить только 25 тыс. автомобилей на всю страну. Так что в случае, если даже рыночный спрос в следующем году переключится на недорогие автомобили, АвтоВАЗ не сможет его полностью удовлетворить.

Первый экземпляр Lada Granta появился в Иркутске еще месяц назад, но купить ее было нельзя. Единичные продажи начинаются только в декабре. И уже сейчас известно, что иркутский дистрибьютор АвтоВАЗа в ближайшие месяцы просто не в состоянии обеспечить всех желающих «Грантой» — до весны на наш регион их выделено буквально единицы.

Впрочем, несмотря на рекордную долю среди других брендов, продукция АвтоВАЗа уже давно не играет ключевой роли на рынке. Здесь теперь властвуют иностранные компании. А текущий год хоть и не показал абсолютно рекордные темпы общего роста продаж, зато изрядно отличился по части перераспределения сфер влияния между автокомпаниями.

CHEVROLET. УЖЕ НЕ «ВСЕГДА ПЕРВЫЙ»

АВТОРЫНОК СИБИРИ

Доли в общесибирских продажах, данные за три квартала 2011 г., в%

1. Красноярск

20,96

+0,29

2. Новосибирск

16,42

-0,12

3. Кемерово

14,39

-0,13

4. Иркутск

12,22

+0,11

5. Барнаул

10,21

-0,56

6. Омск

10,20

+0,01

7. Новокузнецк

9,14

+0,82

8. Томск

6,45

-0,43

Источник: «Континент Сибирь»

Так, уже к октябрю на первое место среди иностранных брендов в России вырвался Hyundai, оттеснив «всегда первый» Chevrolet. К слову, для этого некогда чисто американского бренда Иркутск уже не первый год остается самым проигрышным среди крупных сибирских городов — восьмое место в соответствующем рейтинге.

Впервые в российской истории на третье место по продажам взошел Nissan, «подвинув» даже Renault. Всемогущая Toyota уступила свои прежние позиции, а вот Volkswagen, наоборот, резко «пошел в гору», почти догнав Renault и оказавшись в пятерке лидеров. Такой успех VW связан с полным обновлением модельного ряда и увеличением продаж своей «козырной карты» — российского седана VW Polo, относящегося к группе недорогих иномарок. В то же время KIA , которая осенью запустила свою «бомбу» в виде нового поколения модели Rio, пока не удалось выстрелить должным образом.

Вообще, сегодня в России выигрывают те автокомпании, кто располагает наиболее подходящими в соотношении цена/качество моделями малого и среднего класса, а также автомобилями категории SU V (кроссоверы и внедорожники) среднего ценового диапазона.

Последние исследования аналитического агентства «Автостат» дают такую градацию рынка по секторам: автомобили С-сегмента на первом месте и уже занимают 37%, компактный В-сегмент идет следом с долей в 28%, а сразу за ним автомобили категории SU V с показателем 25%. На остальных участников (модели бизнес-класса, минивэны, субкомпактный А-сегмент, легкие коммерческие автомобили) приходится незначительная доля.

ДЕБЮТАНТЫ ЛОМАЮТ РЕЙТИНГ

 
   

К концу года Россия достигнет показателя 250 машин на тысячу жителей. В Европе эта цифра — 480 автомобилей.

Иркутский авторынок по доле в общесибирских продажах по итогам трех кварталов 2011 года находится на четвертом месте после Красноярска, Новосибирска и Кемерово. В течение года он также вел себя активно: показывал рост и значимые «перетусовки» среди дилеров. Так, еще по итогам полугодия было очевидно, что среди иностранных брендов первое место безраздельно удерживает Toyota (за первых шесть месяцев было продано 850 автомобилей). Но вот последующий рейтинг марок изменился почти революционно.

На второе место впервые и очень уверенно вышел Nissan (580 автомобилей), а третье безапелляционно занял Hyundai (506 автомобилей). В результате два дебютанта «подиума» вытеснили на четвертое место Ford, который до того всегда был вторым после Toyota. А замкнул пятерку лидеров неожиданно Mitsubishi, которому удалось «подвинуть» даже Renault. Отличные темпы роста показал и Peugeot.

Изменился в первом полугодии и рейтинг моделей: если на первом и втором месте остались Ford Focus (396 автомобилей) и Renault Logan (278), то на третье место, где до того «сидела» Toyota Camry, вскочил Hyundai Solaris (226). Четвертое место сохранила Chevrolet Niva, а замкнул пятерку лидеров Toyota RAV-4, который умудрился выйти в лидеры продаж среди Toyota, опередив даже Corolla.

Но это, повторимся, результаты иркутского рынка только за первое полугодие. Итоги всего года традиционно станут известны лишь в начале 2012-го. Но можно предположить, что все развивается в русле общероссийских тенденций, хотя и со своими, местными, нюансами.

TOYOTA. В БОЛЬШОМ АВТОРИТЕТЕ

Все же вряд ли Toyota по итогам года уступит первенство среди иностранных брендов — на иркутском рынке эта марка по-прежнему в большом авторитете. К тому более всех пострадавший от весенней стихии лидер островного автопрома в августе полностью восстановил плановый объем производства, даже увеличив его. Улучшилось и модельное предложение.

Еще год назад на рынке дебютировали новые для России нишевые модели — люкс-кроссовер Highlander и пикап HiLux, а уже в конце текущего года вышло новое поколение самого продаваемого в России седана бизнес-класса Camry, обновилась роскошная семейная модель Avensis. Плюс ко всему объявлено о выходе люкс-минивэна Toyota Alphard, который до того продавался только на японском рынке. Так что Toyota сегодня вооружена как никогда и обладает всевозможными средствами для укрепления позиций.

А вот за следующие четыре места, похоже, разворачивается настоящая конкурентная битва. Результаты продаж за первое полугодие в этом «коридоре» очень плотные, и на итогах года скажутся все «ударные» факторы: привлекательность модельного ряда, условия продаж и, как наиболее значимый — оперативная ситуация по наличию автомобилей. Ведь у кого-то квоты закончились еще задолго до конца года, а у кого-то склады еще «ломятся» от машин.

NISSAN. ПЕРВАЯ ТЫСЯЧА

РЕЙТИНГ АВТОБРЕНДОВ*

Самые продаваемые, Иркутск, I полугодие, 2011 г., в шт.

1. Toyota

«Иркут БКТ»

850**

2. Nissan

«Агат-Авто»

580

3. Hyundai

«Интерлайн»

506

4. Ford

«Форд Центр Иркутск»

478

5. Mitsubishi

«Россо-Траст»

412

6. Peugeot

«Марсель Авто»

363

* Первые шесть позиций в рейтинге продаж иностранных брендов

** Данные по объемам продаж иркутских дилеров

С большой долей вероятности можно сказать, что иркутский Nissan сможет удержать второе место даже в отсутствии «малобюджетной» модели, что стало палочкойвыручалочкой для многих других. И без того у дилера на то есть веские основания: новый и крупнейший в регионе автоцентр, открывшийся летом, широкий модельный ряд с популярными кроссоверами Qashqai, X-Trail и новинкой Juke, а также большой наличный склад, что обусловлено, в том числе, производством ряда моделей в России.

Однако в конце следующего года компания все же планирует выпуск в России недорогой модели семейного класса, и тогда шансы на «престол» резко возрастут. Более того, Nissan ставит амбициозную задачу стать на иркутском рынке иностранной маркой номер один — об этом еще на открытии нового автоцентра в Иркутске заявил директор регионального подразделения «Ниссан-Восток» Франсуа Гупиль де Буйе. Как «затравкой» сказанного можно считать решение иркутского дилера уже в текущем году выйти на продажи не менее тысячи автомобилей.

И все же буквально в затылок дышит Hyundai — его Solaris на пике востребованности, к тому же у него есть и другие хит-модели. Нет пока современного крупного автоцентра, но он активно строится и должен быть запущен в следующем году.

ДВИЖЕНИЕ ВА-БАНК

Кстати, все шансы пойти ва-банк по-прежнему есть у Ford — летом начались продажи Focus нового, третьего, поколения, который традиционно вызвал повышенный покупательский интерес, в том числе благодаря самому широкому в классе выбору модификаций. Если с поставками не будет затруднений, то почему бы «Форду» по итогам года не отыграть второе или хотя бы третье место?

Для Renault больших рычагов для возвращения позиции нет: рывок за счет популярного семейства Logan/Sandero теоретически возможен, но пока он нереальный — сдерживают дефицит и очереди, то есть элементарная нехватка автомобилей. Вся надежда только на увеличение объемов выпуска. Однако российский завод «Автофрамос» и без того работает на пределе возможностей, хотя и планирует в 2012-м увеличение производственных мощностей на 10%. Сборка же Renault в цехах «АвтоВАЗа» пока в будущем.

Выход другого потенциального бестселлера — малобюджетного кроссовера Duster на платформе все того же Logan также состоится только в следующем году. Да и он в первое время вряд ли будет свободно доступным из-за высокого спроса. Поэтому четвертое или пятое место вполне по силам отвоевать Mitsubishi или Peugeot. А вот для Volkswagen побороться за пятерку лидеров вряд ли окажется возможным. И хотя местный дилер в текущем году тоже переехал в новый современный автоцентр, и ведущую модель Polo-седан стало проще купить (очереди уменьшились в два раза), все же быстро сократить большой разрыв с лидерами будет тяжело. К тому же другие модели VW в основном тоже не в свободной продаже — приходится заказывать и ждать месяцами.

ПЕРВЫЕ МЕСТА ВТОРОГО ПЛАНА

В состоянии подтянуться к лидерам Suzuki. Сравнительно молодой среди иркутских «официалов» японский бренд прогрессирует, причем, по сути, за счет одной модели — кроссовера среднего класса Grand Vitara, ставшего у нас очень популярным в своем сегменте. И все же, чтобы метить на высокое место, одной «ударной» модели по нынешним временам мало. Например, в С-сегменте позиции Suzuki не раскручены, а компактный кроссовер S X4 на массовые тиражи пока тоже не вышел — сдерживает цена.

2,9 млн автомобилей было продано в 2008 году — самом успешном для российской автоиндустрии

Впрочем, уже в текущем году в Иркутске появился еще один кандидат потягаться за роль «второго плана» — это KIA . И дело не только в «ходовом» модельном ассортименте среднего ценового уровня, но и в таком нетипичном для Иркутска явлении, как два дилерских центра. Один открылся еще весной, а другой — совсем недавно — осенью, причем у центров разные владельцы — известные автохолдинги, у которых есть опыт и мощные маркетинговые средства для продвижения бренда. Судя по всему, на пару им удастся выдвинуть KIA на передовые позиции.

Кого-то из других дилеров видеть в авангарде рынка пока не представляется возможным, хотя потенциал у некоторых есть. Так, находившийся в аутсайдерах иркутского рынка Citroen в текущем году сменил прописку — перешел под «крышу» другого автохолдинга, причем сразу в отдельно построенный для него автоцентр. Дилерские полномочия были переданы как раз ввиду неэффективной работы прежнего дилера. Теперь у французского бренда появился новый шанс для роста, ведь модельный ряд Citroen в группе наиболее востребованных рынком — легковые модели и кроссоверы среднего ценового уровня.

ШТУЧНЫЙ, НО СТАБИЛЬНЫЙ ПРЕМИУМ

Как обычно, не вызывают особого беспокойства перспективы премиум-сегмента, который составляет немногим более 5% всего рынка — его «электорат», как уже давно показал российский опыт, обладает куда более сильным экономическим иммунитетом.

Например, представительство Jaguar и Land Rover обнародовало в ноябре программу совместного стратегического развития, согласно которой в следующие пять лет в России планируется втрое увеличить объемы продаж. Притом не только за счет оптимизации бизнеса с объединением брендов под единую дилерскую крышу, но также за счет вывода восьми новых моделей и модернизации существующих. Премьера в текущем году нетипичного для семейства Range Rover компактного купекроссовера Evoque, вызвавшего ажиотаж, только подтверждает обоснованность таких решений.

Нет поводов для грусти и у Audi, являющейся в Сибири лидером премиум-сегмента (+ 23% за три квартала 2011 г.). В Иркутске этот бренд уже демонстрировал рост продаж, в то время когда у всех других показатели безнадежно падали. А сейчас вышел в свет новый кроссовер — Audi Q3. Он хоть и самый маленький в линейке фирмы, но тоже премиум-класса, при этом по сравнительно невысоким ценам, что обеспечит дилерам надежную «подушку безопасности», даже если нахлынет вторая волна кризиса.

Новый крупный автоцентр открылся у иркутского дилера BMW. И хотя это случилось аж на окраине Ново-ленино, но центр отвечает всем требованиям компании, предполагая тем самым и согласованность по территориальному размещению.

2012. КОРРЕКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ

РЕЙТИНГ МОДЕЛЕЙ*

Самые продаваемые, Иркутск, I полугодие, 2011 г., в шт.

1. Ford Focus

«Форд Центр Иркутск»

396

2. Renault Logan

«Сибирские автомобили и принадлежности»

278

3. Hyundai Solaris

«Интерлайн»

226

4. Chevrolet Niva

«Арлан-Сибирь»

201

5. Toyota RAV-4 

«Иркут БКТ»

170

* Первые пять позиций в рейтинге продаж иностранных брендов

** Данные по объемам продаж иркутских дилеров

В беседах с «Капиталистом» относительно перспектив-2012 иркутские дилеры, в общем-то, не унывают. У всех планы по продажам только на прирост, хотя какой именно, остается неизвестным. С одной стороны, у большинства для этого все есть: обновляющийся ассортимент моделей и вполне приличные автоцентры. Но с другой — многое напрямую зависит от общей экономической ситуации и, как следствие, от покупательской способности, а также от уровня квотирования.

Прогнозы экспертов, в целом, в отношении российского авторынка на следующий год не столь оптимистичны: повторить столь урожайный год российскому автопрому в 2012-м не удастся. Хотя падения в минус не ожидается, но развитие замедлится — прирост в лучшем случае составит 10 – 12%, причем с большой долей вероятности повторения во втором полугодии ситуации 2008 года.

«В следующем году такого роста не стоит ожидать, поскольку не будет ни поддерживающих факторов, ни стимулирующих программ. К примеру, только программа льготного кредитования давала суммарно до 7 – 9% от общего объема продаж. Кроме того, в 2012-м уже не будет играть роль фактор потребительской уверенности. Скорее всего, вторая волна кризиса скорректирует настроения потребителей, а соответственно, и спрос на товары длительного пользования», — уверен аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.

Итак, призрак «второй волны», который и в 2008 году сыграл свою плохую службу, начинает влиять на авторынок. Уже сейчас отмечается снижение продаж именно в массовых сегментах, где к колебаниям валютных курсов и прочим негативным явлениям чувствительность особо высокая. Известно, что покупку автомобилей стали осторожней кредитовать банки, причем как раз популярные модели невысокого ценового сегмента. К тому же в наступающем году ожидается повышение ставок кредитования по «всем фронтам», и в первую очередь на те «счастливые» автомобили, что предлагались по программе льготного кредитования. Поэтому следующий год не сулит поводов к дальнейшему расцветанию рынка. Общее же настроение его участников сейчас можно охарактеризовать как ограниченный оптимизм.

Текст Василий Ларин. Фото Евгений Иващенко, Борис Слепнев, Константин Куликов


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 9 (54) Декабрь 2011 - Январь 2012 2011 года


  • Число просмотров: 1404

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть