Архив журнала «Капиталист»
Новости
Повышен уровень угрозы
Бизнес-интервенция в регион
На опасность вероятной бизнес-интервенции в регион, а также направление, откуда ее стоит ожидать, на прошедшей в Иркутске встрече с предпринимателями указал президент Союза маркетологов Вадим Ширяев. И не то, чтобы иркутяне не догадывались об угрозе, но лишний раз предупрежден — значит, вооружен.
Первый, самый очевидный и яркий тренд последнего времени, по мнению эксперта — это конкуренция, растущая в условиях, когда потребителей не становится больше и их покупательская способность не растет. Особенно остро конкуренция сейчас чувствуется в средней полосе России, где бизнес вынужден перемещаться из одной территории в другую и бороться с экспансией.
В этом смысле Красноярску, Иркутску, Хабаровску проще — эти города в силу географического положения находятся в некоторой локации, но с другой стороны эта же локация мешает развиваться: бизнесу некуда расти, утверждает Вадим Ширяев. Иркутскому бизнесу следует серьезно рассматривать конкуренцию с Бурятией и Китаем. В качестве иллюстрации эксперт рассказал о ситуации в Омске, где вначале скептически относились к предпринимателям из Казахстана, но в результате казахи сильно потеснили омские компании.
— Мы почему-то недооцениваем конкурентов, считая россиян сильнее в бизнесе, — заметил он. — А в итоге предприниматели из Казахстана, двигаясь в Омск, просто прошибают двери в российский бизнес. И если это происходит там, почему мы считаем, что Иркутску это не грозит? Сегодня Иркутск, возможно, еще не подвержен такой интервенции, хотя Китай неизбежно будет приходить сюда все активнее и активнее.
По словам эксперта, жесткая конкуренция в перспективе станет еще жестче по одной простой причине: новые потребители закончились, в их армии не прибывает, а те, что есть, уже все попробовали, познакомились с компанией, ее продуктами или услугами, и у них уже сложилось определенное мнение.
— В России 90-х годов рынки были чисты, — напоминает Вадим Ширяев. — Если бизнес выходил с каким-то товаром, услугой, то всем потребителям было любопытно, они покупали. И бизнес рос, все было отлично. Сегодня, если вашему бизнесу более десяти лет — это не преимущество, это беда. Потому что все потребители, которых вы могли в себя «влюбить», уже «влюбились» и их количество больше не станет. А все остальные, кто пробовал ваш продукт или услугу, либо разочаровались, либо проигнорировали.
Более того, продолжает эксперт, наступает молодежь — активная, прогрессивная, бесстрашная, глобальная. Другая.
Сегодня цена будет выше, а доходность больше, только если товар нестандартный |
— В Киеве видел одного такого местного предпринимателя — парню 20 лет, у него международные контракты, бизнес в Европе и США. Вытворяет все, что хочет на международных рынках. Таких много. Молодежь сегодня по-другому входит в бизнес. Это раньше нас учили американцы, что для того, чтобы открыть бизнес, нужно взять деньги в банке. Сегодня молодые предприниматели вообще не хотят брать деньги взаймы. Они уже изначально берут деньги из будущих потребителей — у клиентов в обмен на ценность, которую предлагают. Они развиваются в совершенно другой динамике, без стереотипов. Большие кабинеты, секретари, зал переговоров — этого нет, ничего лишнего. Только вложения в бизнес. Это новый полк предпринимателей, который, я думаю, будет доминировать через пять-семь лет. И в Иркутске, Новосибирске, Красноярске такой молодежи много. Это новый тренд.
В новой экономике, которая построена не на товарах, а на знаниях, предпринимателю, действующему по старинке, трудно оставаться конкурентоспособным. Ведь какое-то время знания развивались сами по себе, конкуренция сама по себе. Но когда появились такие компании, как Google, Facebook и т.д., все изменилось.
— Стоимость этих компаний на рынке оказалась гораздо выше, чем стоимость тех активов, которые в них были вложены. И когда инвесторы начали в первую очередь вкладывать в эти компании, насыщенные не материальными ресурсами, а ресурсами знаний, возник вопрос: что есть сегодняшняя конкуренция? Ведь если деньги с рынка идут туда, то конкурентоспособность именно там, — уверен также выступивший на встрече профессор московской бизнес-школы «МИРБИС» Александр Сазанович.
На вопрос, какая компания сегодня конкурентоспособна, эксперт ответил так: та, что быстрее и лучше других способна концентрировать, создавать и использовать знания во имя того, чтобы осуществлять лидерство в масштабе, скорости, уникальности. Почему так? Потому что сегодня цена будет выше, а доходность больше, только если товар нестандартный.
Продолжение материала о бизнес-форуме «Маркетинг успеха: стратегия 2012 года — движение на опережение» в рубрике «Инструменты»
- Число просмотров: 1149