Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Налоги

Устранение базовой неясности

Прошедшим летом налоговые органы активно трудились. К июлю им удалось добиться снижения задолженности налогоплательщиков региона на 6,5%, а это 668 млн рублей. Массовой рассылкой соответствующих уведомлений предпринимателям напомнили о том, что так называемые «зарплатные» комиссии не отдыхают и в сезон отпусков. Совершенствуется, как обычно, и главный налоговый документ. Сегодня «Капиталист» публикует комментарии к некоторым очередным изменениям НК РФ. По мнению эксперта рубрики Татьяны Колосовой, предпринимателям стоит обратить на них свое внимание.

ДОХОДНОСТЬ ТОРГОВОГО АВТОМАТА

С 1 июля 2011 года плательщики ЕНВД, реализующие товары через торговые автоматы, при расчете единого налога должны применять физический показатель «торговый автомат». Базовая доходность по данному виду деятельности установлена в размере 4500 рублей в месяц. Такие изменения внесены в п. 3 ст. 346.29 НК РФ Федеральным законом от 07.03.2011 № 25-ФЗ.

Минфин России в Письме от 13.05.2011 № 03 – 11 – 10/24 указал, что для применения новых правил представительным органам муниципальных образований не требуется принимать дополнительных решений о переводе на уплату ЕНВД деятельности по реализации товаров через торговые автоматы. Это касается муниципальных образований, в которых розничная торговля через стационарную торговую сеть, не имеющую торговых залов, и нестационарную торговую сеть переведена на ЕНВД.

Кроме того, финансовое ведомство разъяснило также, в каком порядке применяется корректирующий коэффициент К2 в отношении деятельности по реализации товаров через торговые автоматы.

Напомним, что значение К2 определяется не менее чем на календарный год и может быть установлено в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.29 НК РФ). Если на 2011 год для стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, или для нестационарной торговой сети уполномоченные органы утвердили значение коэффициента К2, то в зависимости от того, к какому из указанных видов розничной торговли относится торговый автомат, базовая доходность (4500 рублей в месяц) корректируется на соответствующее значение К2.

Таким образом, разрешилась существовавшая ранее неопределенность в вопросе о том, какой размер базовой доходности нужно применять плательщику ЕНВД при реализации товаров через торговые автоматы. Минфин России разъяснял, что ответ на этот вопрос зависит от того, является ли торговый автомат стационарным или передвижным (Письмо от 07.04.2009 № 03 – 11 – 09/12). Соответственно, применялась базовая доходность, предусмотренная либо для розничной торговли через стационарную сеть, не имеющую торговых залов, либо для развозной торговли. С 1 июля текущего года неясность в данном вопросе устранена.

ПОНИЖЕННЫЕ ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Федеральным законом от 28.12.2010 № 432-ФЗ для некоторых плательщиков налога при УСН установлены пониженные тарифы. Размер взносов снижен за счет уменьшения перечислений в ПФР. Если основным видом деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, является производство пищевых продуктов, обуви, резиновых и пластмассовых изделий, мебели, транспортных средств, оборудования и др., то эти плательщики в течение 2011 и 2012 гг. могут использовать льготный тариф.

При замене паспорта в 45 лет генеральный директор компании должен в течение трех дней успеть сообщить об этом в регистрирующий орган

Платить взносы в меньшем размере могут также лица, которые осуществляют научные исследования и разработки, ремонт бытовых изделий и автотранспортных средств, а также ведут деятельность в сферах образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг, строительства и др. Закрытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых применяется льготный тариф, приведен в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Еще раз отметим, что такая деятельность должна являться основной, т.е. доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по ней не может составлять менее 70% общего объема доходов (ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Кроме того, организации и предприниматели должны подтверждать основной вид деятельности в порядке, который установит Минздравсоцразвития России.

На данный момент такой порядок еще не утвержден. Однако и Минздравсоцразвития России (Письмо от 14.04.2011 № 1335 – 19), и ПФР (Информационное сообщение от 24 марта 2011 г.) разъяснили, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком взносов, применяющим УСН, путем представления в территориальный орган ПФР расчета по форме РСВ-1 (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 № 894н).

Нужно напомнить, что данная форма была дополнена подразделом 4.4, в котором указывается:

• общая сумма доходов плательщика взносов, применяющего УСН;

• сумма доходов от льготируемого вида деятельности;

• доля доходов от льготируемого вида деятельности в общей сумме доходов.

Если по итогам отчетного (расчетного) периода выясняется, что основной вид экономической деятельности не соответствует заявленному, то с начала этого периода плательщик лишается права на применение льготных тарифов и обязан восстановить в бюджет ПФР страховые взносы с уплатой соответствующих пеней. Итак, в 2011 году для указанных лиц действует совокупный тариф в размере 26%. Согласно ч. 3.2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ платеж распределяется между бюджетами следующим образом:

— Пенсионный фонд РФ — 18% (для большинства плательщиков тариф составляет 26%). Пунктом 10 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ предусмотрено: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а в отношении работников 1967 года рождения и моложе на финансирование страховой части перечисляется 12%, накопительной части — 6%;

• Фонд социального страхования РФ — 2,9%;

• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 3,1%;

• территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 2%. Кроме того, министерство пояснило порядок применения пониженных тарифов страховых взносов в случае, если плательщики находятся на УСН и уплачивают ЕНВД одновременно.

Страхователи, перешедшие на УСН, вправе применять льготные тарифы, даже если осуществляемый ими основной вид деятельности в их регионе переведен на ЕНВД. Главное, чтобы этот вид деятельности был указан в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Соответствующие разъяснения содержатся в Письмах Минздравсоцразвития России от 14.06.2011 № 2010 – 19, от 19.05.2011 № 1805 – 19. А в Письме от 14.06.2011 № 2011 – 19 Минздравсоцразвития России разъяснило, что применяющие УСН организации и предприниматели вправе пользоваться пониженными тарифами, даже если деятельность, облагаемая ЕНВД, не является для них основной. В этом случае работодатель исчисляет взносы по льготному тарифу в отношении выплат всем работникам, в том числе и занятым в деятельности, облагаемой ЕНВД.

ПРИМЕНЕНИЕ ККТ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПИВА И НАПИТКОВ

С 22 июля 2011 года применять ККТ обязательно при реализации пива и напитков, изготовленных на его основе, крепостью более 5%. С указанной даты вступила в силу норма Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ, устанавливающая обязанность применять ККТ в случае розничной продажи пива и пивных напитков. При этом в отношении данной продукции крепостью 5 и менее процентов, вступление в силу указанных требований отложено до 1 января 2013 года.

Сообщается также, что плательщики ЕНВД вправе вместо чека ККТ выдавать покупателю документ, подтверждающий прием денежных средств, в частности товарный чек или квитанцию.

ТРИ ДНЯ ДЛЯ ГЕНДИРЕКТОРА

Некоторых руководителей эта информация застает врасплох, но нужно знать, что при смене паспортных данных генерального директора в 45 лет, регистрирующий орган необходимо уведомить об этом в течение трех дней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года за № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 вышеуказанного закона юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица — физических лиц, а также лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения для внесения изменений о юридическом лице.

С учетом вышеизложенного, для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, в связи со сменой паспортных данных руководителя общества в регистрирующий орган подается нотариально заверенное заявление о государственной регистрации по форме Р 14001 в течение трех рабочих дней с даты получения паспорта.

ПОХОД НА КОМИССИЮ

Случаи, когда руководителей вызывают на комиссию в налоговую инспекцию для пояснения причин занижения заработной платы, не так уж редки. На "зарплатную" комиссию приглашаются руководители тех компаний, где выплачивают заработную плату ниже среднеотраслевого уровня. Причем функцией комиссии является не повышение заработной платы сотрудникам предприятий (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда.

Правовой статус «зарплатной» комиссии никакими нормативными актами не определен. Такого понятия нет ни в трудовом, ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве. Как правило, они действуют на основании распоряжения местных органов власти.

Несмотря на неурегулированность статуса, игнорировать приглашение на «зарплатную» комиссию не стоит. За отказом может последовать первоочередная налоговая проверка. Также материалы компании могут быть переданы в городскую инспекцию труда. Кроме того, на руководителя фирмы может быть наложен штраф от 2000 до 4000 рублей по ст. 19.4 КоАП — за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), так как право требовать у налогоплательщиков пояснения закреплено в статье 31 Налогового кодекса.

Оплата труда является основной составляющей базы для начисления страховых взносов и налога на доходы физических лиц, потому-то контролирующие органы уделяют пристальное внимание размеру заработной платы, выплачиваемой фирмами своим работникам. Если официальная заработная плата сотрудников ниже среднеотраслевого уровня, то контролеры предполагают, что к такой заработной плате дополнительно выплачиваются денежные средства, которые не учитываются при налогообложении: так называемые выплаты в «конвертах».

К несчастью, критерии оценки незаконных расчетов и переводов средств расплывчаты, и попасть под подозрение

Необходимо отметить, что понятие «среднеотраслевой уровень зарплаты» используется только для статистических данных. Ни трудовым, ни налоговым законодательством такого понятия не предусмотрено.

Трудовое законодательство оперирует понятием «минимальный размер оплаты труда». Размер минимальной заработной платы не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Несоблюдение этих положений является нарушением трудового законодательства, что влечет за собой наложение штрафа в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях:

• на должностных лиц от 3000 до 5000 рублей;

• на организацию от 30 000 до 50 000 рублей.

Кроме того, нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Приходя на «зарплатную» комиссию, надо быть готовым к тому, что контролеры будут выпытывать причины низкой, по их мнению, зарплаты. «Капиталист» предлагает несколько вариантов ответа. Однако выбор нужного зависит от конкретных обстоятельств.

1. Компания только начала функционировать, поэтому деятельность на начальном этапе не приносит прибыли или все средства направляются на развитие производства, на открытие нового направления, переоборудование или перепрофилирование производства.

2. Временные трудности. Изменение конъюнктуры рынка, уменьшение финансирования, снижение спроса и сокращение рынков сбыта. И не надо сбрасывать со счетов финансовый кризис, последствия которого до сих пор не преодолены.

3. Наличие совместителей — довольно популярная и объективная причина низкой зарплаты. Как известно, совместители работают неполный рабочий день, поэтому им выплачивается заработная плата только за отработанное время. Но в трудовых договорах зафиксирован вполне рыночный размер заработной платы.

4. Особая система премирования. Такое объяснение подходит для торговых и других непроизводственных компаний, где эффективность сотрудника определяется достигнутым результатом. Например, количеством заключенных сделок или проданной продукции, а не количеством часов, проведенных на работе. Система мотивации подразумевает разделение заработной платы на две части: оклад и бонус. Причем бонусы могут выплачиваться не ежемесячно, а раз в квартал или год, а в некоторых случаях и не выплачиваться совсем, если работником не достигнут определенный результат, зафиксированный в положении о премировании.

ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР ЗАЙМА

Государство активно борется с отмыванием денег, ведь только в прошлом году объем подозрительных операций втрое превысил ВВП страны. Правовая база, которая закрепляет критерии и признаки сделок и финансовых операций, имеющих криминальный характер, совершенствуется с каждым годом. В Законе от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту — Закон N 115-ФЗ) приводится перечень операций, сообщения о которых в обязательном порядке должны быть направлены в уполномоченный орган. Кроме того, существует довольно много писем Банка России и документов Росфинмониторинга, конкретизирующих критерии подозрительных операций.

Так, кредитно-финансовые органы стараются своевременно реагировать на появление новых схем отмывания денег. Тем более что за непредставление ими сведений в Росмониторинг установлена и самая строгая ответственность — вплоть до отзыва лицензии.

К критерию подозрительных операций отнесен и договор займа между юридическим и физическим лицами на сумму в 600 тыс. рублей.

Вообще, Гражданским кодексом не запрещено заключение договора займа между организацией и работником. Отношения сторон в этом случае регулируются гл. 42 ГК РФ. Однако предоставление юрлицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение таких займов в сумме в 600 тыс. рублей (либо в равной сумме, выраженной в иностранной валюте) подлежат контролю со стороны банка (ст. 6 Закона N 115-ФЗ*(11)). Сведения о таких операциях банки должны предоставить в Росфинмониторинг.

По характеру операция представляет собой:

• поступление на счет клиента банка — юрлица (не являющегося кредитной организацией), физлица или предпринимателя денежных средств, полученных по договору беспроцентного займа, который предоставлен юрлицом, не являющимся кредитной организацией, или предпринимателем;

• перечисление со счета клиента банка — юрлица (не являющегося кредитной организацией) или предпринимателя денежных средств, если из назначения платежа следует, что клиент предоставляет беспроцентный заем юрлицу, индивидуальному предпринимателю или физлицу.

Если платежные инструкции содержат только реквизиты договора займа и характера операции (получение, погашение займа) без указания условий его предоставления (процентный или беспроцентный заем), то такая операция рассматривается как заем, проценты по которому начисляются в соответствии с требованиями ст. 809 ГК РФ (п. 7.4 Методических рекомендаций*(12)).

Поскольку договор займа является реальным, то есть считается заключенным с момента фактической передачи денег, представление сведений в банк должно осуществляться отдельно по каждой из операций по предоставлению (получению) займа независимо от того, оформлены ли эти операции одним или несколькими договорами (п. 7.2 Методических рекомендаций).

При наличии в банке договора беспроцентного займа, сумма которого превышает 600 тыс. рублей, в случае если сумма отдельных платежей в рамках данного договора менее 600 тыс. руб., сотрудники банка будут контролировать такие платежи нарастающим итогом. Когда общая сумма достигнет или превысит упомянутые 600 тысяч, они отправят сообщение в Росфинмониторинг.

Дополнительно по этому вопросу можно посмотреть информационные письма ЦБР от 01.09.2009 N 16 и Росфинмониторинга от 21.09.2010 N 7 (п. 2).


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 7 (52) Октябрь - Ноябрь 2011 года


  • Число просмотров: 1239

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть