Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Туризм

«Ворота Байкала» уперлись в гору

Границы ОЭЗ определены, чтобы остановить дискуссии

В мае этого года Минэкономразвития РФ, устав наблюдать, как в течение нескольких лет на иркутской стороне Байкала не реализуется проект туристской особой экономической зоны «Ворота Байкала», пригрозило администрации региона забрать право на создание ОЭЗ. Это возымело эффект: к сентябрю покончили с многообразием выбора, остановившись все на той же горе Соболиной. Несмотря даже на слегка целлюлозный пейзаж за ее околицей.

Есть такие цифры: в прошлом году иностранные гости потратили в России $8,9 млрд, но русские туристы с той же целью вывезли за рубеж в три раза больше. Есть о чем задуматься нашему государству и где развернуться нашему же предпринимательству — туристический потенциал у страны огромный, но используется он лишь на 7%.

ТУРОБМЕН, 2010 г.

 

Из России

В Россию

Выехали/ въехали

12 млн чел.

2 млн чел.

Вывезли/ потратили

$26,5 млрд

$8,9 млрд

На одного туриста

$2,2 тыс.

$4,5 тыс.

Источник: ТрансКредитБанк

Другой вопрос, как развивать туриндустрию и кто это должен делать: бизнес самостоятельно или государство волевым решением сверху? Эксперты отрасли уверены, что оптимальной в этом случае является совместная форма — государственно-частное партнерство.

Проект «Особые экономические зоны» — один из примеров такого сотрудничества бизнеса и власти. Правда, несмотря на целый список льготных инструментов, предложенных для развития туристских зон, процесс нельзя назвать захватывающе динамичным. Из семи российских туристских особых экономических зон только две сейчас находятся на завершающем этапе, так что в группе аутсайдеров не только наши «Ворота Байкала».

— Туристические зоны действительно развиваются неравномерно, — на круглом столе «ОЭЗ туристско-рекреационного типа: инвестиционные возможности и барьеры», который прошел в рамках Байкальского экономического форума, подтвердил информацию Вадим Дубовик, заместитель гендиректора ОАО «ОЭЗ» (единственный акционер — государство). — Образцово-показательными сейчас можно назвать «Бирюзовую Катунь» на Алтае и «Байкальскую гавань» в Бурятии. Мы надеемся, что иркутская ОЭЗ тоже подтянется.

КВАРТИРА В СТАРОМ ДОМЕ

По мнению Вадима Дубовика, одной из причин неравномерного развития ОЭЗ является то, что инвесторы не спешат вкладывать свои средства в развитие туризма, несмотря на льготные условия, которые предлагает государство резидентам. Однако и у инвесторов на то есть свои причины.

— Заявленные государством инвестиции — 30 млрд рублей, заявленные частные инвестиции — 49 млрд рублей. Государство на сегодняшний день полностью выполняет свои обязательства, а вот частные инвестиции пока отстают, — поделился данными Вадим Дубовик. — Одна из возможных причин, по которой компании не стремятся инвестировать средства в развитие ОЭЗ, это низкий уровень развития инженерной и транспортной инфраструктуры. На общем фоне положительно выделяются только вышеназванные «передовые» ОЭЗ, где сейчас уже ведется строительство 49 объектов на общую сумму в 7,9 млрд рублей.

Иными словами, регион, в котором находится особая туристическая зона, должен озаботиться строительством современных дорог, ведущих к туристическим зонам, и реконструкцией аэропортов, что могло бы улучшить транспортную доступность. Ведь ОАО «ОЭЗ» решает задачу строительства транспортных путей и инженерных сетей только внутри туристических зон.

Один из участников круглого стола по этому поводу заметил: это все равно, что квартира в старом советском доме — ты можешь сделать внутри нее евроремонт, но запущенный подъезд испортит у твоих гостей все впечатление. Так и в туристической отрасли одно цепляется за другое — невозможно массово принимать туристов в аэропортах, не соответствующих современным стандартам, и пускать автобусы к туристическим объектам по разбитым дорогам, пусть даже сами эти туристические объекты будут великолепны.

ДОСТУПНЫЕ ВИЗЫ И НУЛЕВОЙ НДС

Еще одна проблема, связанная с транспортной доступностью, — это высокие цены на авиабилеты.

— Развитие внутреннего туризма — задача для нашей страны, которую нужно решать как можно скорее, ведь ни для кого не секрет, что жители России чаще уезжают отдыхать за рубеж. Москвичу дешевле отдохнуть в Китае, чем съездить на Байкал. А нам нужно переходить от элитного и локального туризма к массовому. Необходимо обеспечить гарантированные потоки туристов, что в свою очередь сделает возможным запуск чартерных рейсов, где цены на перелет будут доступными, — высказал свою точку зрения Вадим Дубовик. — После этого мы начнем выстраивать системную работу с туроператорами и авиаперевозчиками. Это задачи ОАО «ОЭЗ» в среднесрочной перспективе. Для того чтобы наши туристические зоны были такими же привлекательными и имели свои уникальные особенности, как в других странах, нужно четко ориентироваться на целевую аудиторию.

       
 

«Байкальская гавань» уже выглядит вполне обитаемой

    

Гора Бычья

  

Основная целевая аудитория, по мнению представителя ОАО «ОЭЗ», это россияне, которые по какой-то причине не могут или не хотят выезжать на отдых за рубеж, и иностранцы из Европы и из стран Юго-Восточной Азии. Кроме того, помимо уже имеющихся льгот Вадим Дубовик считает необходимым рассмотреть и вариант обнуления НДС для магазинов розничной торговли на территории ОЭЗ, что должно снизить цены. Ведь, как известно, доступный шопинг также привлекательный фактор для туристов.

Один из сдерживающих факторов посещения России иностранными туристами — сложная процедура получения виз для въезда в РФ. Участник БЭФ, гость из Франции, который в Иркутске развивает международную реставрационную школу, поделился личным примером:

— В прошлую среду узнал, что не могу получить визу в Россию, но в пятницу я, к счастью, ее все-таки получил и вот я здесь, — сказал он. — Мы обсуждаем вопрос, как развивать туризм, но для начала нужно хотя бы убрать барьеры в виде сложностей с получением виз. Помимо этого важным фактором для развития является использование историко-архитектурного наследия, природных богатств. Все чаще замечаю публикации о Байкальском регионе, которые появляются во французских газетах. Но необходимо заниматься охраной, восстановлением памятников.

Вадим Дубовик согласился, что визовую процедуру надо упрощать, и руководство ОАО «ОЭЗ» будет над этим работать.

ЭНЕРГИЯ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

По мнению участников круглого стола, оперативного решения требует проблема, связанная с неурегулированностью земельных отношений.

   
 
   

Виктор Григоров,

гендиректор компании «Гранд Байкал»:

— Сегодня срок окупаемости гостиницы на берегах Байкала, если ее строить в соответствии с требованием времени, двадцать лет. Ни один инвестор не будет этим заниматься. Но в условиях ОЭЗ этот срок сокращается до семи лет. И это уже более интересная цифра для бизнеса.

— Я считаю, что нужно ставить себе амбициозные цели, иначе нет смысла и начинать. Амбициозная цель для туризма на Байкале — это пять миллионов туристов в год. Такой цифры можно достичь, если действия властей будут скоординированы и энергичны. Сейчас все делается очень медленно, — сообщил председатель совета директоров компании Rusresorts Петр Шура. — Мы в прошлом году стали резидентами ОЭЗ Бурятии, а договора на землю до сих пор нет.

О схожих проблемах заявил другой резидент ОЭЗ Бурятия, а также рассказал, как частный инвестор берет на себя часть проблем внешней инфраструктуры, выкупая те объекты, которые способны влиять на приток туристов.

— Мы тоже сталкиваемся с проблемами, связанными с земельными отношениями, их надо оперативно решать, — заявил Баир Цыренов, представитель ГК «Метрополь». — Мы являемся резидентами «Байкальской гавани». Для реализации проекта пятизвездочного отеля и яхт-клуба мы привлекли известную японскую архитектурную компанию, соблюдаются все экологические нормы при возведении объектов — это одно из требований этой компании. И уже сегодня приобретаем активы, которые не входят в ОЭЗ: две ранее существовавшие турбазы и прогулочный пароход. Мы выкупили аэропорт «Байкал», сейчас ведется его реконструкция, и в ближайшее время планируем организовывать чартерные рейсы. Мы готовы к сотрудничеству с инвесторами, которые хотят вместе с нами реконструировать аэропорт, можем даже отдать долю. Помимо этого уже проведена реконструкция дороги в Бурятии.

Своим видением развития туризма на Байкале поделились и потенциальные резиденты ОЭЗ Иркутской области.

— В проект турзоны в Большом Голоустном вложены огромные деньги (на проектные работы в поселке в 2009 году было потрачено 83 млн рублей. — «Капиталист»), а ОЭЗ там нет. Надуманное место никому не нужно. Дорожки надо прокладывать там, где они уже нахожены. Сначала люди должны тропу протоптать, и только после этого имеет смысл асфальт укладывать. А мы зачастую сначала асфальт кладем. Не всякая государственная концепция, насаженная сверху, жизнеспособна, — заявил директор ООО «ГОСТ Отель Менеджмент» Сергей Колесников. — Инициатива нужна, но она должна быть продумана, взвешена. Ведь именно клиент определяет — интересно ему или неинтересно ехать в то или иное место. Давайте поддерживать существующий интерес. Байкал, безусловно, является точкой притяжения. И, возможно, стоит объединить две ОЭЗ на его берегах в одну. По крайней мере, продвигать нужно единый турпродукт — отдых на Байкале.

По мнению гендиректора компании «Гранд Байкал» Виктора Григорова, на Байкале нужно определить ключевые точки, по которым будет передвигаться турист во время своего отдыха, формировать маршруты, создавать комплексный турпродукт, который свяжет обе туристические зоны.

— Турист на Байкале не может жить на одном месте долго, ему нужно передвигаться, — поделился своим мнением Виктор Григоров. — Туроператоры, от которых во многом зависит привлечение туристов, говорят, что сейчас нет целостного и продуманного турпродукта на Байкале, он не сформирован. И я призываю думать не только о строительстве инфраструктуры, но и о создании такого комплексного продукта. Например, это может быть продукт «Байкал — центр экологического туризма». Так или иначе, этот продукт должен отвечать самым передовым требованиям клиентов. А требования за последние пять лет сильно изменились. Если раньше клиент приезжал, восторгался дикой природой, и больше ему ничего не надо было, то сегодня те «курятники», которые построены на Малом море, клиента не устраивают. У нас есть угроза, что подобный несбалансированный подход может привести к снижению турпотока.

ЕДИНЫЙ ТУРПРОДУКТ НА ДВА РЕГИОНА

 

«Ворота Байкала». Макет в ненатуральную величину

   

По словам Виктора Григорова, ситуацию надо менять, создавая в регионе туристическую отрасль, бизнес в которой должен быть рентабельным. К сожалению, по его словам, сегодня срок окупаемости гостиницы на берегах Байкала, если ее строить в соответствии с требованием времени, растягивается на двадцать лет. Инвесторам это невыгодно. Но в условиях особой экономической зоны этот срок сокращается до семи лет, что намного интереснее для бизнеса. Для продвижения отдыха на Байкале необходима грамотно выстроенная масштабная программа, реализация которой должна проходить при поддержке региональных властей.

На вопрос «Капиталиста», в каких границах окончательно определена ОЭЗ Иркутской области и есть ли вероятность объединения двух ОЭЗ на берегах Байкала в одну, представитель ОАО «Особые экономические зоны» Вадим Дубовик ответил следующее:

— Мы приняли решение сосредоточить свои усилия на участке «Гора Соболиная», чтобы поставить точку в затянувшейся дискуссии, а дальше будем смотреть по ситуации, — сказал он. — Вопрос о закрытии ОЭЗ в Иркутской области не стоит. Реализация проекта уже идет. К сожалению, была задержка, связанная с разработкой концепции, опять же из-за выбора участка. Сейчас проект концепции готов, мы дали эту рабочую концепцию для возможной доработки двум резидентам ОЭЗ «Гора Соболиная», чьи документы находятся на стадии согласования. Что касается объединения двух особых экономических зон, мы не видим в этом целесообразности. Сейчас идет хорошая конкуренция между Иркутском и Улан-Удэ, которая ускоряет решение многих проблем резидентов. Объединять нужно усилия в области маркетинга: продвигать единый продукт «отдых на Байкале» консолидированно.

НЕ ТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Идею создания и продвижения единого турпродукта поддержал главный советник президента аэропорта Мюнхена Геральд Аппельт. Он рассказал о проблемах на Байкале, которые мешают привлечению иностранных туристов. Компания потратила много усилий на запуск прямого рейса «МюнхенИркутск», который по ее расчетам должен был стать востребованным. Однако загруженность рейса невысокая, рост пассажиропотока наблюдается только последний год и после активной рекламной акции. И все же он пока далек от желаемого. Причины Геральд Аппельт видит в том, что немецкие туристы, прибывающие в Иркутск чартерным рейсом, не находят здесь достойных условий для своего отдыха.

— Очень важно создание туристического продукта, туристических программ. Ведь туристы, прибывающие на самолетах, — это совсем иная публика, нежели «рюкзачники»-транзитники, которые приезжают на Байкал за экстремальным туризмом и не задерживаются здесь дольше двух-трех дней, — сказал Геральд Аппельт. — Люди, прибывающие чартером, остаются на Байкале на неделю, но это время им просто нечем занять, так как турагентства и туроператоры предлагают стандартные короткие программы, рассчитанные на транзитников.

По мнению Геральда Аппельта, турпакеты должны быть иными: чтобы турист мог провести два-три дня в одном месте на Байкале, потом в другом. Более того, туристы, прибывающие чартерными рейсами, путешествуют по всему миру, они готовы платить за свой отдых 3 – 5 тыс. евро, но и хотят получать высококачественный продукт. Это сервис в отелях, развитая инфраструктура.

В 2010 году компания Nokia представила результаты исследования «Идеальный маршрут». Согласно ему Байкал назван самой уникальной природной достопримечательностью России (93% голосов). Одновременно его отметили и самым удаленным от популярных туристических маршрутов (74%). Было опрошено более 12 тыс. человек из 12 стран, включая Россию.

По данным ГК «Метрополь»

— Мы привозили в рекламный тур руководителя крупной международной туристической компании, чтобы он оценил возможность отправить на Байкал своих платежеспособных клиентов, — продолжил выступление специалист из Германии. — Он посмотрел и ответил отказом, так как пока не видит то предложение, которое бы устроило его требовательных путешественников. Федор Леонов, член наблюдательного совета ОЭЗ туристско-рекреационного типа Алтайского края, резонно заметил:

— Когда у нас появятся гостиницы, похожие на гостиницы, то есть отели международного стандарта, и до них можно будет быстро добраться по хорошей дороге, тогда туристы поедут. Еще одна проблема — это персонал, который должен превосходно говорить хотя бы по-английски, а в идеале на нескольких языках.

Михаил Лозовский, директор Strategy Partners Group, уверен, что частных инвесторов нужно активно заинтересовывать.

— Что такое частные инвестиции? Это собственные средства предпринимателей, кредиты, доходы от продажи пакета акций или долей в бизнесе, которые они готовы вложить в тот или иной проект, — сказал он. — Но что должно сделать государство, чтобы частный инвестор пошел на это? Это подготовка площадок, налоговые льготы, реально работающие программы поддержки малого бизнеса. Ведь туризм — это преимущественно малый бизнес, его надо поддерживать.

Вадим Дубовик напомнил, что резиденты ОЭЗ уже получают существенные льготы. Это предоставление подготовленных площадок — земельных участков необходимой площади, к которым проведены все инженерные сети (тепло, электричество, газ, вода, телекоммуникации), возможность покупать земельные участки по сниженной цене, аренда земли по льготной ставке (2% от кадастровой стоимости участка), а также налоговые льготы — резидент не платит налог на имущество организации и налог на землю.

— Если нужны какие-то еще дополнительные преференции, они будут обсуждаться, — подытожил заместитель гендиректора ОАО «ОЭЗ». — Все рекомендации участников круглого стола будут учтены при корректировке стратегии. На мой взгляд, это те мероприятия, которые нужно сделать сегодня, чтобы переломить ситуацию. Тем более что мы видим рост интереса со стороны инвесторов.

Анна Лазарчук


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 7 (52) Октябрь - Ноябрь 2011 года


  • Число просмотров: 1408

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть