Архив журнала «Капиталист»
Внешнеэкономическая деятельность
Жизнь без шлагбаумов налаживается. Постепенно
Таможенный союз
На внутренних границах России, Белоруссии и Казахстана с первого июля этого года окончательно отменен таможенный контроль — вступил в действие второй этап формирования единой таможенной территории стран Таможенного союза. По оценкам аналитиков, от такой интеграции бизнес трех стран должен только выиграть: компании получат общий рынок с более чем 165 миллионами потенциальных покупателей и значительное сокращение бюрократических процедур.
Правда, итоги первых месяцев торговли «без шлагбаумов» не слишком впечатляют: цены на продукты питания, иномарки и топливо в государствах-союзниках резко выросли, зато китайские товары на российском рынке немного подешевели. К тому же разные пока в странах Таможенного союза (ТС) и позиции по общему рынку товаров, услуг и ценовому пространству.
К примеру, белорусская сторона настаивает, что равноправная конкуренция на общем рынке союзников в рамках сохраняющихся изъятий и ограничений развиваться не может. В частности, Минск выступает категорически против квот и других количественных ограничений, периодически применяемых российской стороной на поставки белорусской продукции в РФ, особенно продовольственной.
После отмены внутренних таможенных границ с Белоруссией и Казахстаном, контроль за ввезенными из этих стран автомобилями стал просто невозможен |
Не устраивает республику и унификация ценовой политики. Что вполне объяснимо, ведь в таком случае как белорусским, так и казахстанским оптовым и розничным ценам нужно будет подстраиваться под российский уровень. Гораздо логичнее стимулировать производителей во всех странах ТС и снижать себестоимость производства. А уж только после этого формировать общее ценовое пространства, уверено руководство Белоруссии.
— Уже через два-три года после начала работы ТС до 30% наших предприятий могут оказаться перед угрозой закрытия, — констатирует руководитель белорусского аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. — Дело в том, что в России есть более прибыльные производства, где дешевле электроэнергия, где легче с финансированием, и которые вдобавок ближе к источникам сырья. Поэтому в таких условиях едва ли возможна равноправная конкуренция. Но первое, что мы должны получить от Таможенного союза, — это более низкие розничные цены. Только ради этого, как показывает мировая практика, и создаются таможенные союзы.
Итак, таможенных преград уже нет, а единое экономическое пространство на территории стран ТС должно возникнуть власти уже в начале следующего года. Именно к этому времени будут окончательно унифицированы все правила перемещения товаров. С 2013 года ТС преобразуется в Евразийский экономический союз (ЕврАзЭС).
По мнению экспертов, Евразийский союз — весьма убедительный аргумент в пользу тесного сотрудничества с Евросоюзом (ЕС), а, возможно и в пользу создания единой с ним экономической зоны без границ и условностей.
ПЕШКОМ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ
До создания ТС самые высокие таможенные пошлины на ввозимые товары действовали в России. Их и взяли за основу при утверждении единого таможенного тарифа.
Если Белоруссия к таким изменениям худо-бедно подготовилась, то для казахстанского бизнеса новые правила стали настоящей проблемой. Производители сворачивают свою деятельность, не выдерживая конкуренции с российскими компаниями и сетями. И это при том что Казахстан настоял на исключении для 409 позиций товаров (одежда, обувь и т.д.), на которые распространяются правила администрирования пошлин внутри Таможенного союза. Кроме того, по настоянию руководства республики были увеличены квоты на беспошлинный ввоз товаров в ТС. К примеру, теперь беспошлинно можно ввозить не два, а три литра алкоголя, не 35, а 50 кг вещей.
Последним пунктом активно пользуются предприниматели с крупнейшего в Центральной Азии оптового вещевого рынка «Дордой» в пригороде киргизской столицы. Проходящий через него поток товаров из Китая, Индии, Турции и других стран в Казахстан и Россию с началом работы Таможенного союза значительно сократился. Но коммерсанты нашли лазейку: чтобы беспошлинно провозить товар из Киргизии в Казахстан, они теперь груз через границу перемещают частями и пешком. Машины с товаром разгружают на киргизской стороне, а затем нанимают носильщиков, которые переносят его на казахскую сторону в сумках по 50 кг. В день они делают по пять-шесть «человекорейсов», а если необходимо переносят грузы и ночью.
Таким образом, объем поступлений товаров третьих стран в Казахстан с дальнейшим перемещением их на территорию России без доплаты таможенных пошлин увеличивается с каждым днем.
Казахстан также не дает согласия на повышение с 10 до 50% размера добавленной стоимости к товарам, которые поступают из-за границы на территорию особых экономических зон и свободных складов Казахстана и получают там статус товаров Таможенного союза. Яркий пример: из Китая поступает партия обуви, но подошвы к ней — отдельно. Затем на территории свободной экономической зоны обувь собирается и без уплаты таможенных сборов становится товаром, произведенным на территории ТС.
Но для российской экономики, пожалуй, главная угроза — это перерегистрация наших компаний на территории Казахстана. Известно, что бизнес-климат там гораздо более благоприятный, чем на отечественной стороне. При этом само производство остается в России, но налоги перерегистрированные компании платят уже в бюджет союзника.
БЕЛОРУССКИЙ АВТОПАРК В РОССИИ
Для Белоруссии одним из самых болезненных вопросов стали пошлины на подержанные иномарки. Для автомобилей также был принят российский уровень ставок, который оказался существенно выше, чем действующий в республике.
Переходный период, в течение которого еще будут существовать национальные ставки, продлится до первого января 2013 года. Это означает, что граждане стран-союзников смогут ввозить автомобили по действующим в этих странах ставкам. Но если они захотят продать их в России, то будут вынуждены доплатить разницу в пошлинах.
43% на столько выросли объемы товарооборота России, Белоруссии и Казахстана за четыре месяца 2011 года. |
Таким образом, ввезти в Россию машину старше пяти лет теперь будет стоить гораздо дороже, чем раньше. Таможенная пошлина для физических лиц сравнялась с пошлиной, которую уже полтора года платят юрлица. На самые распространенные в Белоруссии автомобили с пятилетней историей и старше с объемом двигателя 2000 куб. см она составит 9600 евро. При объеме двигателя в 3000 куб. см — уже 17100 евро.
Однако вопреки ожиданиям, за последние месяцы количество машин с белорусскими номерами на российских дорогах возросло кратно. После отмены внутренних таможенных границ с Белоруссией и Казахстаном, контроль за ввезенными из этих стран автомобилями стал просто невозможен.
По российским требованиям, если «чужой» автомобиль находится на территории региона дольше шести месяцев, он должен пройти регистрацию. Но с учетом того, что таможенные границы сняты, отметки об их пересечении никто не делает. А значит, нельзя узнать, как долго автомобиль находится на территории России.
Как сообщил директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ Алексей Рахманов, происходит это так. Гражданин России приезжает в Минск и оформляет местную регистрацию. Затем покупает автомобиль, ставит его на учет в Белоруссии, а после спокойно ездит по Москве. Таким образом, машина обходится владельцу как минимум на 20% дешевле.
РИТЕЙЛ: ТРИ ГОДА НА ПРОНИКНОВЕНИЕ
Недавно агентство INFOLine опубликовали масштабное исследование «Аналитическая база 550 торговых сетей FMCG России, Украины, Казахстана и Республики Беларусь», включившее сведения о более 70 тыс. магазинах с 15 млн кв. м торговой площади. По мнению экспертов агентства, национальные сети имеют значительный потенциал для роста на территориях соседних стран. Но у производителей и ритейлеров, чтобы занять свою нишу, сейчас есть не более трех лет.
Коммерсанты нашли лазейку: чтобы беспошлинно провозить товар из Киргизии в Казахстан |
— Создание таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии дает шанс производителям потребительских товаров выйти на новые региональные рынки, а сетям — найти новые направления для эффективного роста и экспансии, — уверен гендиректор INFOLine Иван Федяков. — Однако медлить с этим не стоит. Многим участникам потребительского рынка нужно ускорить развитие в этих регионах, в противном случае, уже через два-три года будет поздно. Если пока эти территории по объективным причинам не интересны для западных производителей, то азиатские там начинают активно работать.
В исследовании содержатся рейтинги крупнейших ритейлеров FMCG России, Белоруссии, Казахстана, также Украины, как участника СНГ, по операционным, финансовым показателям и эффективности. По выручке лидерами рынка в России в исследовании названы X5 Retail Group, «Магнит» и «Ашан». В Белоруссии в тройку ведущих игроков вошли RTL Holdings, «Евроторг» и совместное белорусско-германское предприятие «Санта Импекс Брест». В Казахстане — ТОО «Оптовый клуб», «Рамстор» и Magnum Cash&Carry.
Однако, как подчеркивают исследователи, сопоставлять белорусские и казахстанские сети с российскими некорректно, так как площади и выручка этих сетей меньше в несколько раз. Значительно ниже российского в этих странах и уровень консолидации розничного рынка. Но «если в России увеличение доли крупнейших сетей в розничном товарообороте ограничивается огромной территорией и сложностью в управлении, логистики, то в Казахстане и Белоруссии скорее требуется решить проблему особенностей законодательства и позиционирования этих регионов как инвестиционно привлекательных».
ГРАНИЦА С ВИДОМ НА БАЙКАЛ
За месяц до открытия границ внутри Таможенного союза в Иркутске прошли заседания Совета руководителей таможенных служб государств — участников СНГ и Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС. Почему именно наш город был выбран для проведения столь значительного мероприятия — его участники не ответили, а вопросы внешнеторговой деятельности Иркутской области на совещании не затрагивались.
В центре обсуждения — взаимодействие таможенных служб стран СНГ и их возможное присоединение к союзу России, Белоруссии и Казахстана.
— Вопрос расширения таможенного союза находится в компетенции глав государств, — дипломатично пояснил глава ФТС России Андрей Бельянинов. — Должна быть политическая воля. Если же перед таможенниками будет поставлена такая задача, то, считаю, нам всем будет достаточно профессионализма для ее реализации.
На вопросы журналистов о перспективах ТС и зримых результатах его функционирования руководители таможенных служб отвечали сдержанно и в подробности старались не вдаваться.
$316.3 млрд внешнеторговый оборот России (январь-май 2011 г., с учетом Белоруссии и Казахстана) |
В отличие от них непосредственные участники ВЭД нашего региона охотно поделились с «Капиталистом» своим мнением о работе союза.
— Декларирование окончательно ушло, и в этом плане с таможней стало работать легче, — отмечает Дмитрий Казаков, ведущий специалист группы таможенного оформления ОАО «Невская косметика». — Дополнительная нагрузка навалилась на бухгалтерию. К тому же с 10 июня мы должны сдавать статистические отчеты и заполнять дополнительные документы. Получается, нам обещали, что работать в рамках союза станет проще некуда, а в итоге на смену одним отчетам пришли другие.
Не отмечают в компании и заметного скачка в увеличении товарооборота. Партнеры у фирмы остались прежние. Показатели ввоза и вывоза стабильны.
— Спустя год мы оценили положительный эффект от Таможенного союза, — констатирует Ирина Сарапова, инженер снабжения ЗАО «Мясоперерабатывающий комбинат «Ангарский». — Работать с таможней стало легче, специалисты во всем идут навстречу. Недавно компания перешла на электронное декларирование. Правда, работу усложняет ветеринарный контроль, но это уже другое ведомство.
— Наша компания занимается поставками товара из Белоруссии, и каких-то сильных изменений с принятием Таможенного союза мы не заметили, — говорит Дмитрий Луцевич, начальник отдела продаж ООО «Иркутский Торговый Дом «Белшина». — Границ с республикой у нас уже давно нет. А товарооборот увеличивается постоянно, независимо от ТС. Так что если говорить об эффективности союза, то рассматривать нужно, скорее, торговлю с Казахстаном. В этом направлении действительно есть какие-то подвижки.
В ОЖИДАНИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОГНОЗОВ
Еще год назад давать прогнозы относительно дальнейших изменений в товарообороте между Восточно-Сибирским регионом и странами ТС ни таможня, ни брокеры не спешили. Так, по словам Александра Макарова, замруководителя отдела по таможенному оформлению «Instar Logistics», основные интересы Иркутска сосредоточены исключительно на восточном направлении — Китай, Корея, Япония («Капиталист» №8 (44), ноябрь, 2010).
Однако в конце прошлого года в Иркутске состоялась контактнокооперационная биржа, где сотрудники белорусских и российских предприятий обсуждали перспективы взаимовыгодного сотрудничества, экспорта и импорта товаров и услуг и даже возможности создания совместных предприятий.
В частности, представители белорусских компаний предложили наладить прямые поставки своей продукции в Иркутск, минуя посредников. Для иркутского рынка республика может предложить широкий ассортимент товаров: от автобусов, троллейбусов и трамваев до колбас и консервов. Такой бизнес без посредников позволит удешевить продукцию, а, следовательно, повысит ее конкурентоспособность. Пока же большая часть белорусских товаров поставляется через склады и представительства, находящиеся в европейской части России, что, безусловно, сказывается на цене.
И все же, по оценкам экспертов «Капиталиста», создание Таможенного союза положительно скажется на экономике Иркутской области, но в перспективе. А пока из ближайших географически свежих новостей, связанных с таможенными реформами, можно упомянуть следующие: в границах ответственности Сибирского таможенного управления ликвидированы шесть таможенных постов: Рубцовский, Михайловский и ДАПП Павловка Алтайской таможни, Нововаршавский, Исилькульский и ДАПП Невольное Омской таможни. В Алтайской, Омской, Новосибирской таможнях сокращен штат сотрудников.
- Число просмотров: 1383