Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Новости

Винтокрылая реальность и заоблачные перспективы

МАКС-2011

Завершившийся в конце августа десятый Международный авиакосмический салон МАКС-2011, несмотря на громкое появление истребителя будущего Т-50, прошел под знаком гражданских самолетов. Портфель заказов на них оказался весомее военного, а общий объем заключенных контрактов превысил $10 млрд. «Капиталист» на МАКСе интересовали исключительно мирные машины, причем те, что имеют явный потенциал в бизнес-авиации.

   

…И все же на аэродром в Жуковском невозможно пройти мимо центральных экспонентов. В этом году многочисленные делегации слетелись посмотреть и оценить истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА (хотя специалисты называют его пока лишь прототипом нового самолета), вертолеты КБ Камова, Миля, а также линейку гражданских бортов «Сухой Суперджет», Ан -158, Ту-204, МС-21. Свою продукцию демонстрировали более 800 компаний из 30 стран мира. Вместе с летательными аппаратами корпорации показывали наземную технику, в основном военную.

Особый вес в прямом и переносном смыслах салону придали детища западной авиаиндустрии Боинг-747 «Дримлайнер» и двупалубный Эйрбас А380. Интерес к этим гигантам, которые были видны с любой точки аэродрома в Жуковском, не спадал до самого их отлета. Компания "Аэрофлот" высказала намерения в перспективе закупить пять бортов А380. Хотя для принятия окончательного решения необходимо вложиться в российские аэродромы: пока у нас лишь несколько взлеток, способных принять машины такого класса (ближайшая к Иркутску — в новосибирском Толмачево).

Российской визитной карточкой МАКСа-2011 стал первый постсоветский авиалайнер «Сухой Суперджет 100». Машины из стартовой серии сейчас получены заказчиками. В Жуковском портфель заказов производителя «Суперджета» — Объединенной авиастроительной корпорации намерился пополнить владелец РУСАЛа Олег Дерипаска, сделавший ставку именно на эти машины.

Но уже лет через пять российское небо «Суперджету» придется делить с новым детищем корпорации «Иркут» магистральным самолетом МС-21, который присутствовал на выставке в качестве полноразмерного макета. Однако это не помешало уже сейчас получить заказ на сто единиц. Среди крупных клиентов значится корпорация «Ростехнологии», заявившая о последующей передаче самолетов в лизинг тому же «Аэрофлоту».

Здесь же на авиасалоне контракт на поставку 40 транспортных вертолетов Ми-171 с холдингом «Вертолеты России» заключила авиакомпания «ЮТэйр». Одной из производственных площадок холдинга, где собирают эти вертолеты, является Улан-Удэнский авиазавод. В этом году авиазавод с отрывом опережает другие предприятия холдинга по объемам выручки, которая благодаря экспортным поставкам увеличилась на 61%, до $307,6 млн.

И все же традиционно самым зрелищным сегментом авиасалона стали военные машины. После длительного перерыва в Россию прилетели американцы, выставившие известный бомбардировщик В-52, транспортник Galaxy, а также многоцелевые истребители F-15 и F-16. Уверенные заокеанские парни, видимо, с благословения командования, были настроены радушно, позволяя осматривать свои машины со всех сторон. Корреспонденту «Капиталиста» даже разрешили сфотографировать бомбоотсек, откуда еще недавно уходили ракеты по целям в Ираке и Афганистане.

   
     

По словам пилотов Рипа Раккера и Девида Ербисона, им больше других приглянулись наши «Руслан» и самолеты из семейства «МиГов». Однако симпатии сохранялись до тех пор, пока над Жуковским не появился Ми-28 «Ночной охотник». Спектакль по освобождению заложников, разыгранный в соавторстве с подразделениями МВД, произвел впечатление на всех без исключения. Но первым делом на оглушительную стрельбу холостыми зарядами откликнулись тысячи автомобилей на парковке, завыв наперебой сигнальными сиренами.

Подтвердили свой класс боевые группы «Стрижи» и «Русские витязи», «Соколы России». Трогательно смотрелась пилотажная группа «Балтийские пчелы», выступающая на чешских самолетах L-39 «Альбатрос».

По-театральному эффектной могла стать премьера секретного Т-50, но впечатление несколько подпортила неудача при взлете в заключительный день салона. За несколько мгновений до отрыва произошел громкий хлопок, и летчик принял решение выпустить тормозные парашюты.

Позднее авторитетные эксперты успокаивали прессу, что ничего сверхъестественного не произошло, был сбой в одной из систем самолета, который, напомнили они, только проходит череду длинных испытаний. Самое главное, люди живы и дорогая машина цела.

По словам коллег, неоднократно освещающих салоны в Ле-Бурже и Фарнборо, Жуковский вплотную приблизился к мировым авиаплощадкам не только по уровню представленной техники, но и по ценам в барах. Бутылка минералки объемом 300 мл стоила 70 рублей, стакан пива — 150 рублей. Штаб-квартиры различных компаний раньше назывались пресс-центрами, а теперь именуются не иначе, как шале.

И все же пришлось оставить американских военных летчиков и перспективные образцы межконтинентальной гражданской авиации: редакционное задание – российская малая авиация, ситуация с которой на рынке представляется крайне запутанной.

 С одной стороны, различные компании представляли в Жуковском свои разработки, с другой же — отечественных самолетов как не было, так и нет. Авиасалон лишь подтвердил устоявшуюся истину: путь российских разработок от идеи до промышленной стадии слишком долог. Без крупных финансовых вливаний или господдержки воздушные такси, самолеты для МЧС, медицины, геологов и туристов еще долго будут прикованы к земле. А увеличивающийся с каждым годом спрос и дальше будут удовлетворять лишь иностранные производители.

Как долететь до потребителя?

 
   

Валентин Устинов,

главный конструктор гироплана:

— «Гирос-2» обойдется примерно в 5 млн рублей, потому что создан по новым нормам безопасности, способен садиться на неподготовленную площадку.

И все же большой интерес посетителей, значительная часть из которых были иностранцами, вызвала площадка компании «ГиРос». Их двухместные автожиры, а также одноместные «Фермеры» пользовались почти таким же вниманием, как «Суперджет». А китайская делегация фотографировала наши машины буквально по квадратным сантиметрам — видимо, скоро на их рынке появится нечто похожее, но с надписью «Made in Сhina».

В интервью нашему журналу своими мыслями о перспективах малой авиации на российских просторах поделился главный конструктор компании Валентин Устинов.

— Наш гироплан «Гирос-2» — автожир третьего поколения. Он может взлетать без всякого разбега, а новые шасси обеспечивают ему безопасность даже в условиях грубой посадки. Как показывает практика, аппараты подобного класса чаще всего терпят аварии не в воздухе, а при взлете или посадке. ЧП происходит либо по неопытности пилотов, либо по их невнимательности.

— Скажите, на российском рынке есть интерес к подобным летательным аппаратам?

— По нашим расчетам, со временем «Гирос-2», его еще называют «Егерем», должен полностью вытеснить легкие вертолеты, с помощью которых сегодня ведется мониторинг на газо- и нефтепроводах, на дорогах и в тайге. Это основная ниша, которую в перспективе ему еще предстоит занять. Мы специально сделали кабину двухместной, поскольку считаем, что трехместная для выполнения государственных задач совсем необязательна. Начнутся покатушки, соображалки на троих и все остальное.

— То есть этот аппарат не для состоятельных туристов, экстремалов?

— Почему же, «Гирос» отлично подойдет и для туристических маршрутов, а также для тех, кто занимается фото- и видеосъемкой. Кстати, уже здесь к нам подходили люди, интересовались машиной.

Даже не вдаваясь в технические подробности, они выбрали «Гирос» за удобную, с большим обзором кабину. Когда мы стали выяснять, для каких целей присматривают машину, выяснилось, что профессиональные операторы намерены участвовать в каком-то грандиозном кинопроекте. В деталях распространяться не стали, видимо, секрет. Мы в свою очередь хотели услышать пожелания и по возможности что-нибудь подсказать. Охотникам трудно будет найти более подходящую машину, но не для стрельбы с воздуха по животным, а для перелета на дальние кордоны.

Дальность полета «Гироса-2» составляет 400 километров, крейсерская скорость 145 км/ч, максимальная ограничена отметкой в 185 км.

— Но, если я правильно понял, «Гиросы» пока не продаются?

— Они проходят испытания. Но в Подмосковье собираются немецкие автожиры Cavalon, которые пользуются устойчивой популярностью — с начала месяца мы продали уже пять штук, это много. Стоимость одной машины — около 3 млн рублей. «Гирос-2» обойдется примерно в 5 млн рублей, потому что он создан по новым нормам безопасности, способен садиться на неподготовленную площадку. Цена вертолета того же класса — не менее 12 млн рублей.

По цене «лендкрузера»

Еще один автожир под названием «Фермер», представленный на авиашоу, предназначен для патрулирования лесных угодий, обработки с воздуха посевов. По заверениям производителя, возможно его переоборудовать и для других целей. Правда, спрос может ограничить одноместная кабина, но подстегнуть — вполне «народная цена». Стоимость одного экземпляра колеблется в пределах $80 тыс.

   
 

«Гирос-2» — двухместный автожир третьего поколения. Взлетает без разбега, садится на любую площадку. Дальность полета — 400 км, крейсерская скорость — 145 км/ч. Стоимость — 5 млн рублей.

   

— Общий объем российского рынка не посчитан, но уверен — он огромен, — говорит Устинов. — По сути, такой летательный аппарат может себе позволить человек, имеющий хороший внедорожник. Стоимость автожира с двигателем «субару» равна новому «лендкрузеру» базовой комплектации.

Весной на международной выставке вертолетов HELIRUSSIA-2011 в Москве к стенду компании «ГиРос» пожаловали солидные мужчины и после недолгих расспросов о достоинствах выставленного там прототипа «Гироса» попросили «завернуть» его прямо здесь, брали за наличку. При этом покупатели интересовались: а можно ли сделать так, чтобы летательный аппарат нигде не регистрировать? Мол, будет стоять на дальнем кордоне и обслуживать только своих клиентов. Так что объемы полулегального рынка трудно оценить даже приблизительно.

По словам Устинова, при благоприятном стечении обстоятельств цена отечественных автожиров снизится. Под хорошими обстоятельствами главный конструктор понимает участие государственных и частных структур в серийном создании гиропланов.

— Мы так долго раскачиваемся, что становится обидно за отечественный авиапром. На той же выставке вертолетов экспонировались немецкие автожиры Calidus и МТО sport, задуманные позже российских проектов. К сегодняшнему дню они уже запущены в серию, сертифицированы и успешно эксплуатируются. А у нас конца края не видно.

Как известно, участие в масштабных выставках является отличной возможностью для привлечения инвесторов. Дополнительное внимание, бесплатный пиар в прессе может обеспечить даже мимолетной визит на площадку авиастроителей какой-нибудь важной персоны.

В беседе с корреспондентом разработчики «Гироса» поделились надеждой, что к ним может зайти председатель правительства России, ведь его маршрут от «Суперджета» к аэродрому, где шли демонстрационные полеты, проходил мимо их стенда. Увы, не получилось, Путин прошел мимо, а с ним улетучились и все надежды на быстрый запуск в небо новых представителей малой авиации.

Ми-34: битва за кошельки

Уже в первые дни работы МАКСа российский вертолет Ми-34 окрестили винтокрылым шедевром России. По информации представителей холдинга «Вертолеты России», именно этой машине в ближайшем будущем предстоит подвинуть американский R44 Robinson в одном из самых лакомых сегментов рынка — VIP-перевозках.

   
 
   

Ми-34 — легкий многоцелевой вертолет (по кодификации НАТО: Hermit — «Отшельник»). Дальность полета — 360 км, крейсерская скорость — 180 км/ч. Салон: 1 – 2 чел., экипаж, 2 – 3 чел. — пассажиры. Стоимость — $500 тыс.

Заказ на проектирование Ми-34 поступил в конструкторское бюро завода им. Миля еще 20 лет назад от ДОСААФа. Общество содействия армии поставило перед конструкторами непростую задачу, а именно — создать машину, способную выполнять фигуры высшего пилотажа с перегрузками 3g, например «бочку» и «мертвую петлю», чтобы потом успешно выступать на различных соревнованиях, а также готовить пилотов.

До того как отрасль парализовал кризис, успели выпустить всего лишь одну машину — первый полет состоялся еще в ноябре 1986 года. Кстати, на первом вертолете группа русских пилотов до сих пор с большим успехом выступает на мировых авиашоу, побеждая конкурентов одного за другим.

После пятнадцати лет забвения проект решили реанимировать: в то же КБ поступил заказ от состоятельных господ с Рублевки, которые просили подготовить машины для экстренной перевозки из собственных поместий в аэропорты, минуя пробки. Однако и эта попытка заглохла в самом начале. По словам директора программы Ми-34 Дмитрия Родина, бизнесмены попросили поменять российское бортовое оборудование на американское, на что КБ ответило категорическим отказом.

В третий раз к реанимации Ми-34 вернулись около года назад в рамках создаваемого холдинга «Вертолеты России». По информации Дмитрия Родина, за прошедший период в конструкцию машины внесли более ста различных изменений. Но самое главное, что 20 лет назад создатели сумели заложить в Ми-34 такой фундамент прочности, их решения были настолько дальновидны, что сегодня вертолет превосходит зарубежные аналоги по многим параметрам.

Рентабельность в качестве цели

Когда в небе над Жуковским пилоты на российском шедевре демонстрировали «мертвые петли», «бочки», заходили с максимальным углом атаки, на земле то и дело раздавались восторженные крики и аплодисменты. Они, конечно, не долетали до пилотов, зато их слышали конструкторы и все те, кто причастен к созданию вертолета. Н е оставили без внимания триумф и зарубежные делегации, облепившие впоследствии площадку возле машины.

   
 

Cavalon — двухместный гирокоптер производства Германии, собирается в Жуковском (Подмосковье). Крейсерская скорость — 145 км/ч. Стоимость — 3 млн рублей.

   

Холдинг «Вертолеты России» строит амбициозные планы по кардинальному расширению рынка сбыта машин. Теперь помимо государственных структур в числе покупателей будут значиться и частные лица. Потерянный на многие годы рынок, где тон задавали винтокрылые иномарки, в частности R44, Eurocopter, Bell (на Bell-407 в 2009 году разбился губернатор Иркутской области Игорь Есиповский. — Прим. ред.), возвращается под крыло России. Во всяком случае, так было заявлено на одной из максовских пресс-конференций.

Представители конструкторского бюро с особой гордостью подчеркнули, что на Ми-34 установлен воронежский двигатель М9 БМ, который в отличие от «американца» не брезгует отечественным топливом, ему подойдут даже АИ-95 и АИ-98. В то же время владельцы того же «Робинсона» (R44 Robinson), живущие в пределах МКАДа, должны заправляться чуть ли не в Финляндии.

Еще один козырь — стоимость полетного часа. В этой позиции Ми-34 лидирует с $690 против $750 у «Робинсона». Конечная цена, как заявили «Капиталисту» представители КБ, также будет на 20 – 30% ниже, чем у «американца» — в пределах $500 тыс. в базовой комплектации.

Однако чтобы отечественные толстосумы окончательно переключились на Ми-34, его создателям придется еще поработать. Например, по части внутренней (салонной) привлекательности — здесь мы пока уступаем иномаркам. Чтобы производство Ми-34 стало рентабельным, необходимо продать сто машин. Всего же, по расчетам Минтранса РФ, для обновления парка гражданской авиации России (его планируют завершить к 2020 году) потребуется тысяча вертолетов, около 800 из которых — легкие. В эту категорию как раз и попадает Ми-34.

Иркутск: автомобильный модернизированный

Было бы, наверное, несправедливо не упомянуть про то, что работы по запуску в серию еще одного представителя малой винтокрылой авиации ведутся и в Иркутске. Давно, уже почти десять лет: первый полет опытного образца автожира А002 производства иркутского авиазавода состоялся еще в 2002 году.

   
 
   

А002М — трехместный легкий автожир. Проект ОКБ легкой авиации корпорации «Иркут». Скорость горизонтального полета — 40 – 200 км/ч. Дальность полета в пилотируемом варианте — 430 км. Стоимость — 6,8 млн рублей.

На сегодняшний день построено несколько экземпляров А002М. Один из них — собственность «Иркутскэнерго». Второй используется для обучения пилотов. Еще три находятся на различных стадиях летных испытаний и доводки. Один из автожиров дорабатывается до соответствия типовой конструкции.

На иркутские автожиры устанавливают конвертированный автомобильный двигатель, приспособленный для авиационного применения. По разрешению Авиарегистра, он будет сертифицирован в составе летательного аппарата.

Создание такого двигателя силами заводского ОКБ легкой авиации было необходимым условием реализации всего проекта. В России авиационные двигатели нужной мощности не производятся, а зарубежные очень дороги и требуют авиационного бензина, который теперь можно купить только за границей.

Специалисты ОКБ эту задачу успешно решили: силовая установка автожира работает на автомобильном бензине, однако вполне может соперничать с авиационными двигателями по всем основным параметрам, в том числе и надежности.

Как сообщили «Капиталисту» в корпорации «Иркут», А 002М на МАКС-2011 не возили. Последний раз его выставляли в июне в Омске на международной выставке высокотехнологичной техники и вооружения. Как обычно, к аппарату проявили интерес, многие интересовались возможностью его приобретения, в том числе и в лизинг.

Сейчас близко к завершению оснащение производства для серийного выпуска А002М. Технология серийной сборки отрабатывается на двух каркасах автожира. Несколько машин по поставочным контрактам в скором времени планируется выпустить для заказчиков из Омской области и Санкт-Петербурга.

Текст Борис Слепнев | Фото Борис Слепнев


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 6 (51) Сентябрь - Октябрь 2011 года


  • Число просмотров: 1795

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть