Архив журнала «Капиталист»
Спецпроект • Бизнес-семилетка
Прошло время сверхприбылей
Рынок недвижимости за последние годы качественно изменился. Иначе стали относиться друг к другу и все его профессиональные участники. После бурного и неестественного роста цен почти на 150% в 2006 – 2008 годах мы пришли к двухгодовому спаду на рынке. Прошло время сверхприбылей.
Наталья Комиссаренко директор ООО «Олимп-недвижимость» |
Сократилось количество риелторских фирм и практически исчезли частные маклеры. Оставшиеся агентства недвижимости вынуждены были снижать процент вознаграждения за услуги. Но, на мой взгляд, кризис тем самым привел к оздоровлению рынка недвижимости, показал, как обстоят дела на самом деле.
Но не могу сказать, что стало работать легче. Из-за высокой конкуренции этот бизнес с каждым годом требует все большей отдачи. Заказчики стали гораздо требовательней. Работу агентств осложняет не решенный до сих пор вопрос законодательства в сфере риелторского бизнеса. Мы надеялись, что будут созданы саморегулируемые организации, как в строительстве. Но воз и ныне там. Бизнес никак не регулируется извне. Нет единых стандартов и правил оказания услуг, согласованных со всеми участниками рынка.
За последние семь лет особенно ярко проявил себя сегмент коммерческой недвижимости. Все помнят, что в начале 2000-х годов в Иркутске был жесткий дефицит любых коммерческих площадей, начиная с аренды офисов и заканчивая складскими помещениями. В то время под офисы переоборудовались жилые помещения на первых этажах, здания различных институтов, проектных организаций, при этом резко росли ставки по арендной плате, особенно в центре города.
Из-за этой востребованности с 2005 года первые этажи строящихся жилых домов стали проектировать под нежилые офисные и торговые помещения. Одновременно с этим многие инвесторы и строительные организации начали работать над проектами отдельных бизнес-центров.
В итоге за довольно короткий промежуток времени было возведено большое количество офисных зданий. Рынок перенасытился. И бизнес-центры столкнулись с проблемой наполняемости. К примеру, «Терра» на улице Октябрьской Революции заполнялась два года. Бизнес-центр «Зенит» удалось наполнить на 90%, но сейчас многие арендаторы уходят. Лишь около 20% площадей освоено в бизнес-центре «Первый» на пересечении улиц Карла Либкнехта и Горной.
Из-за высокой конкуренции наш бизнес с каждым годом требует все большей отдачи |
Вторая проблема большинства бизнес-центров — отсутствие парковок. Это весьма существенная статья расходов, особенно подземные парковки, на которую мало кто готов пойти. Вот почему офисов класса А (наивысшая степень по международной классификации) у нас нет. Даже самые «крутые» бизнес-центры соответствуют только оценке В+.
С торговыми помещениями ситуация более позитивная. В нашем городе они поглощаются довольно быстро. Так, весьма привлекательным для арендаторов стал торговый центр нового формата «Jam moll». «Карамель» заполнялась чуть дольше, пока не уточнила свою концепцию, также сделав ставку на развлекательную составляющую — кинотеатры, игровые автоматы, фудкорт. Пока неизвестна судьба торгового центра «Континенталь» на Шишиловском острове. Инвесторы — группа московских компаний — информацию о проекте не разглашают.
Правда, до сих пор на рынке не хватает торговых площадей от 1000 кв. м. Такие заявки довольно часто поступают от федеральных операторов. Но выбирать в данном случае не из чего. Ведь такие объемы нужно планировать еще на стадии строительства.
- Число просмотров: 1308
Еще статьи в этой рубрике
- Наша семилетка
- Легенда нашего бизнеса
- Государство снимает с бизнеса свои дивиденды
- Правил по-прежнему нет
- Прошло время сверхприбылей
- Ранний старт и полоса застоя
- Бизнес возвращается на рельсы бурного развития
- Развитие должно быть стабильным и последовательным
- Тем, кто не перестроился, вряд ли что-то поможет
- Сейчас больше возможностей и денег
- Если ослабляется в одном месте, усложняется в другом
- Пора прекратить демагогию
- Бизнес-семилетка и деловые СМИ