Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Франчайзинг

Расчет внутри системы

Рынок франчайзинга

Франчайзинг как способ ведения бизнеса вновь подтверждает не только свою устойчивость, но и популярность среди предпринимателей. И несмотря на то что, к примеру, в США компаний-франчайзи около 750 тысяч, а в России почти в сорок раз меньше, наша страна с большим отрывом опережает другие по приросту количества точек, открытых по франшизе, — за последние три года он составил около 98%.

Франчайзинг популярен во многих странах в силу ряда причин. Одна из главных — франчайзинговые предприятия отличаются высокой степенью устойчивости и эффективности. По оценкам экспертов, только 14% франшизных компаний в течение первых пяти лет закрываются по различным причинам. Среди малых и средних компаний, развивающих свой бизнес не по системе франчайзинга, этот же показатель находится на уровне 85%. Кроме того, инвесторов привлекает возможность работать под известным бредом, уже завоевавшим лояльность потребителей и репутацию на рынке. Еще одна важная причина: финансовое преимущество данного вида бизнеса — минимальные затраты на построение полной, действующей бизнес-системы.

География

РЕЙТИНГ ЧАСТЕЙ СВЕТА

По количеству зарегистрированных франчайзеров

1.

Европа

2.

Азия

3.

Северная Америка

4.

Латинская Америка

5.

Австралия, Океания

6.

Африка

Источник: исследование компании NeoAnalytics

Основная доля франчайзеров (владельцев франшиз) в данное время зарегистрирована в странах Европы. И лидирует здесь Франция: количество брендов, предлагающих сотрудничество и франчайзинговые отношения, превышает 1100 (по данным Французской федерации франчайзинга (FFF), 2009 – 2010 гг.). А в Чехии и Латвии, наоборот, франчайзинговые системы ведения бизнеса среди всех европейских стран используются в наименьшей степени. В числе мировых аутсайдеров по числу владельцев франшиз Австралия, Океания и Африка. Ч то интересно: несмотря на то, что в Австралии число собственных франшиз минимально, страна входит в тройку мировых лидеров по количеству предприятий-франчайзи, находясь на третьем месте после США и Китая.

В отличие от американского или европейского рынков российский рынок франчайзинга является сравнительно молодым. Первый интерес к франчайзингу в России проявился еще в начале 90-х годов, но региональные предприниматели относились к такой форме ведения бизнеса с настороженностью и недоверием.

В Иркутской области франчайзинг появился в середине 90-х годов, он был представлен в Иркутске предприятием-франчайзи «Дока хлеб» российского предпринимателя Владимира Довганя. Но просуществовало оно недолго — всего года два. Дело в том, что успех в этом бизнесе невозможен без эффективного контроля за работой франчайзи.

По итогам 2010 года в России насчитывается порядка 485 франчайзеров, или 67% от общего числа компаний, предлагающих франшизу в нашей стране (остальные — иностранные бренды). Это количество едва превышает показатели Греции, население которой в десять раз меньше, чем у нас. Свыше половины франчайзинговых систем в стране уже проверены временем — работают более пяти лет. Наибольшее развитие получили системы с минимальными вложениями на открытие точки (от 1 до 5 миллионов рублей).

Согласно исследованию Deloshop, более 72% российских франчайзеров сосредоточены в Москве, 13% — в Санкт-Петербурге и 15% в других городах России (как правило, в городах-миллионниках). Ближайшее к Иркутску место их дислокации — Новосибирск.

Сферы бизнеса

В ходе исследования компании NeoAnalytics выяснилось, что сегодня франчайзинговые схемы развития используются в более чем 75 различных сферах бизнеса: расширяются сети ресторанов быстрого питания, юридические компании, а также строительные и другие организации. Если составить своеобразный рейтинг сфер бизнеса по отраслям, где наиболее популярны франшизные схемы, то его первые строки будут выглядеть так (по убывающей):

• Предприятия питания (в том числе, сети быстрого питания)

• Розничная торговля (сети по продаже продовольственных товаров, товаров DIY — категория «сделай сам»)

• Автомобильные перевозки (логистика)

• Строительство

• Образование (учебные центры)

• Развлечения, путешествия, спорт (отельные сети, фитнес-клубы, танцевальные студии)

• Обслуживание бизнеса (заправка картриджей, оптимизация налогов)

• Бытовое обслуживание (недвижимость, коммунальные услуги, прачечные, химчистка и клининговые услуги, сети салонов красоты)

Фастфуд по-прежнему держит пальму первенства на мировом рынке франчайзинга. Именно в этой сфере бизнеса в прошлом году, как и в позапрошлом, наблюдалась наибольшая популярность франчайзинговых схем: каждый пятый франчайзер в мире работал именно в сфере быстрого питания. Второй по популярности стала сфера розничной торговли (на ее долю приходится 15%), бытовое обслуживание занимает 13% данного рынка, 8% принадлежит сфере автомобильных перевозок, 7% — у сферы строительства.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА

Распределение франчайзинговых проектов по сферам, Россия, в %.

Торговля

57

Услуги

25

Общепит

16

Производство

2

Источник: Российская ассоциация Франчайзинга

В пятерку ведущих мировых франшиз также входят только фастфуд-бренды, такие как Subway, KFC, McDonald's, Dunkin'Donuts, Domino's Pizza.

В России расстановка сил по сферам бизнеса несколько иная: франчайзинг у нас развивается в основном в ритейле и общепите (46% и 22% соответственно, по данным E.M.T.G., или 57% и 16%, по данным Р АФ).

Но, к примеру, у лидера рынка США больше распространены франшизы в B2Bсфере (28%) и фастфуде (24%), а ритейлфраншизы занимают лишь 9%. Не в последнюю очередь это связано с финансовой составляющей — за рубежом ставки по кредитам для франчайзи могут быть ниже 7% и даже 4% — во Франции (данные E .M.T.G.). Тогда как в России — единственный аналог таким кредитам — кредитные программы для малого бизнеса, ставки по которым не ниже 18%. Отчасти поэтому потенциал развития франчайзинга в России огромен, но при этом довольно рискован.

Тенденцией последнего времени стал рост франшиз именно в сфере услуг. В 2009 – 2010 годах этот сегмент франчайзинга в России вырос до 25% (+4%).

Инструмент в умелых руках

Одна из последних новостей из зоны франчайзинга: весной этого года было заявлено, что известная во всем мире сеть ресторанов быстрого питания McDonalds утратила статус самой большой сети ресторанов в мире. По количеству заведений ее обошел один из основных конкурентов — продавец сэндвичей и салатов Subway. По итогам прошлого года под этим брендом на всей планете работало 33749 ресторанов, тогда как McDonalds насчитывал лишь 32737 заведений.

— Главной причиной такого успеха стал принцип собственного франчайзинга, который компания использует в своем развитии, — заявил глава маркетингового отдела сети Subway Тони Пейс. Кроме того, меньший формат закусочных Subway требует меньшего объема инвестиций на открытие заведений. Свой вклад в развитие сети, как отметил Пэйс, безусловно, внесла и активная рекламная кампания.

В то же время в России, контролируя здесь 275 ресторанов, McDonalds продолжает удерживать пальму первенства. Сеть Subway на территории нашей страны включает в себя пока только 167 заведений (три из них — в Иркутске, одно — в Ангарске). Впрочем, в планах компании в течение этого года удвоить собственную сеть в России, увеличив ее до 325 торговых точек. А к 2015 году открыть в России тысячный ресторан. Если это действительно произойдет, то Subway и в России окончательно обойдет своего главного конкурента, который планирует в этом году открыть только 40 новых ресторанов, увеличив общее количество заведений в стране до 315.

Повод для конфликтов

— Все люди делятся на тех, кому нужно работать под началом сильной компании, и тех, кому комфортнее развивать собственное дело. Франчайзинг в этом случае — «золотая середина». С одной стороны, вы можете пользоваться проверенной репутацией и имиджем бренда франчайзера. С другой — вот он, ваш собственный бизнес. Вкладывайте, развивайте. По статистике, менеджеры франчайзинговых предприятий, как правило, работают лучше своих наемных коллег. Видимо, потому что понимают: успех предприятия — это их собственная прибыль, — так считает Ксения Рясова, президент компании Ruveta O Y (торговые марки Finn Flare и AppleMoon). Однако степень свободы франчайзи нередко становится камнем преткновения, особенно если головной офис находится далеко — в столице, а франчайзи — в регионах. Или наоборот.

СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ КОМПАНИЙ, 2010 Г.

Российские компании

67%

Иностранные компании

33%

Источник: NeoAnalytics

Когда предприниматель покупает франшизу, то одним из основных условий договора является полное соответствие его предприятия концепции франчайзера. Однако нередки случаи, когда франчайзи начинают вносить свои поправки в предложенную ему концепцию, что может послужить разрывом деловых отношений с головной компанией.

Так произошло недавно с новосибирской компанией Traveller's Coffee, которая отозвала лицензию у своего столичного франчайзи и теперь намерена развиваться в Москве самостоятельно.

По словам совладельца компании Анвара Пириева, причиной отзыва лицензии стали нарушения правил работы сети со стороны московского партнера. Прежде всего, владельцев Traveller's Coffee не устроило то, что в столичной кофейне их сети появился алкоголь, который не соответствует концепции Traveller's Coffee. Безалкогольное меню для кофеен в России действительно довольно редкое явление. Из известных компаний сегодня так работают только заведения американской сети Starbucks.

При этом, как сообщил Анвар Пириев, уходить с московского рынка Traveller's Coffee не намерена — первая собственная кофейня компании в столице на сегодня уже должна открыться.


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (49) Июнь - Июль 2011 года


  • Число просмотров: 1532

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть