Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Бизнес-обучение

Разнообразие знаний специального назначения

Бизнес-школы

Экономический спад спровоцировал шквал обвинений в адрес ведущих западных бизнес-школ. Ведь именно их выпускники работали на Уолл-стрит и возглавляли крупнейшие финансовые корпорации. Чему же их тогда учили? И не пора ли менять курс учебных программ?

 
   

Надежда Грошева,

завкафедрой финансового менеджмента Байкальской международной бизнес-школы:

— На Западе учиться модно. Но я считаю, что российское образование лучше. Все-таки у нас образовательные традиции более сильные.

   
   
 

Гульнара Гарифулина,

бизнес-тренер:

— Стремление обучить персонал вполне объяснимо. Компании хотят иметь дополнительные конкурентные преимущества на рынке.

   
 
 

Ольга Маргорская,

директор МЦДО «Байкал-ЛИНК»:

— Лет шесть назад рухнули тренинговые рынки Москвы и Санкт-Петербурга, и тренеры, как профессионалы, так и без особого опыта, предлагают свои программы в регионах. Сейчас местный рынок перенасыщен.

   
 
 

Виталий Шендеров,

предприниматель

— Первые два года обучения в бизнес-школе не было ясной картины, во что все эти знания должны собраться. Но на третьем курсе я стал рассматривать предметы со стороны того, как они могут пригодиться мне в жизни, в реальном бизнесе. В итоге усвоил то, что нужно в моей сфере. Полученная теория тесно связана с реалиями бизнеса и постоянно подкрепляется практикой.

   
 
 

Галина Кузняная,

руководитель ФСК «Новый город»:

— Я не сторонник второго или третьего высшего образования. Мне кажется, что это потеря времени и больше работает не на твой уровень как специалиста, а на личные амбиции. Считаю, что гораздо больше дает узкоспециализированное дополнительное образование и приобретение знаний на практике. Когда это оказалось необходимым, мне пришлось вникать абсолютно во все вопросы нашей компании. На планерках я не боялась признавать, что чего-то не знаю, и просила объяснить мне, о чем идет речь.

Критики уверены, бизнес-школы слишком оторваны от проблем реального мира. Студентов учили «делать деньги», но не готовили к построению бизнеса в долгосрочной перспективе. Этические и социальные мотивы никого не волновали, и вот к чему это привело.

В Америке лишь половина выпускников бизнес-школ в 2009 году смогла найти себе работу в течение трех месяцев до окончания учебы. Значительно снизился и объем российского рынка обучения, падение наборов составило в среднем 40 – 50%. Людям все сложнее решить, идти ли в бизнес-школу и не принесет ли это обучение больше вреда, чем пользы.

— В текущем году падение спроса будет таким же, если не большим, — говорит почетный член Российской ассоциации бизнес-образования Леонид Евенко. — Потенциальные слушатели продолжают жить в условиях высокой неопределенности — и карьера под вопросом, и доходы не растут. Однако у бизнес-школ появился шанс научить на своем примере, как нужно адаптироваться к переменам.

Изменившиеся условия

К условиям изменившегося рынка школы приспосабливаются по-разному. Кто-то корректирует цену. Но здесь велика опасность подорвать доверие клиента, предупреждают эксперты. Ведь для российского слушателя цена часто является синонимом качества, и снижать ее опасно.

Другие дробят длинные программы. Этот способ позволяет «незаметно» удешевить образование и снижает инвестиционные риски студента — к примеру, отучившись полгода по MBA (Мастер Бизнес-Администрирования), человек решает, нужен ли ему полный курс или уже хватит.

Изменения происходят и в содержательной части программ. Как и следовало ожидать, среди наиболее популярных курсов — антикризисное управление, риски, повышение эффективности компании. Не остался в стороне и тренинговый бизнес. Представители этой сферы, чуть оправившись от кризиса, начали активно предлагать услуги «продвинутого» формата. Так тренеры рекомендуют слушателям развивать определенные виды практических навыков, например «как сохранить лицо, если переговоры оказались неудачными».

Чтобы не попасть впросак, эксперты советуют обращать больше внимания не на упаковку, а на наполнение тренинга. Отличить откровенную спекуляцию от качественного продукта на этом рынке непросто.

Погоня за знаниями

По итогам прошлого года спрос на образовательные услуги в Сибирском федеральном округе, как ни странно, продемонстрировал стабильный рост. Обороты крупнейших образовательных компаний Иркутска и Красноярска в среднем возросли в два раза.

По мнению аналитиков, здесь сработал отложенный спрос: люди, не дождавшись второй волны кризиса, решили потратить деньги на обучение. При этом крупные предприятия стали активно инвестировать в рядовых сотрудников. К примеру, «Иркутскэнерго» регулярно отправляет менеджеров среднего звена на курсы повышения квалификации.

При этом всего пять-семь лет назад, по данным агентства «Росбизнесконсалтинг», в регионах практически никто не знал, что такое MBA , и бизнес-образование явно не пользовалось спросом.

Сегодня ситуация, безусловно, изменилась. Судить об этом можно хотя бы по обилию школ, курсов и тренингов, представленных в Иркутске. «Капиталист» насчитал более 20 компаний, предоставляющих подобные услуги. Их представители почти единодушно заявили: в кризис количество желающих получить информацию о финансовых рынках, маркетинге и менеджменте резко увеличилось.

— Стремление обучить персонал вполне объяснимо, — уверена бизнес-тренер Гульнара Гарифулина. — Компании хотят иметь дополнительные конкурентные преимущества на рынке. С 2008 по 2010 год объем выполненных работ только в нашем центре вырос в среднем на 12%. Однако экономическая ситуация в стране сильно отразилась на учебных центрах, которые специализировались на открытых (сборных) программах и привозили тренеров из других регионов.

— На программы MBA спрос увеличился, — говорит Ольга Маргорская, директор МЦДО "Байкал-ЛИНК". — Менеджеры понимают, что именно эти знания гарантируют им стабильность на рынке. А вот интерес к семинарам и тренингам снизился. Многие предприятия стали создавать собственные учебные центры и университеты, соответственно, сократили бюджеты на внешнее корпоративное обучение.

— На мой взгляд, спрос на бизнес-обучение традиционно низкий, — отмечает Сергей Мозулев, заместитель директора Байкальского центра экономического образования и предпринимательства (БЦЭОП). — Сейчас появился небольшой всплеск. В первую очередь это связано с тем, что заработали программы поддержки малого бизнеса. Субсидирование подстегнуло людей заняться образованием, ведь для участия в конкурсе нужно пройти обучение и написать бизнес-план. В середине августа пошли звонки: «Плачу любые деньги, нужно свидетельство о прохождении курсов». Но давать такие документы без обучения у нас не принято. Зато у тех, кто проходит краткосрочные курсы, глаза загораются, хотят учиться дальше, чтобы развивать бизнес. В среднем 80% наших студентов открывают затем свое дело.

MBA или опыт реальной работы?

С нового года вузы перешли на двухуровневую систему высшего образования — бакалавриат и магистратура. Реформа особенно затрагивает тех, кто стремится получить второе высшее образование в сфере бизнеса и управления. Ведь на бакалавриате большая часть времени будет посвящена общеобразовательным и общепрофессиональным предметам. Магистратура же подразумевает написание диссертации, что сразу отсеивает 80% желающих.

Нишу дополнительного образования должна заполнить профессиональная переподготовка. И, как ни странно, потребитель от этого даже выиграет, уверен Сергей Мозулев. Ведь у вуза появляется возможность, выдавая диплом государственного образца, формировать программу под запрос конкретной категории слушателей, что позволит сократить сроки и стоимость обучения. При этом содержательная часть курсов и их практическая направленность будут увеличиваться.

Системы обучения у иркутских бизнес-школ и центров весьма разнообразны. Одни делают ставку на программы MBA , другие — на корпоративное обучение и разнообразные тренинги.

Разумеется, поступать в бизнес-школы всем подряд бессмысленно. Специалисты уверены, MBA нужно людям, у которых уже есть высшее образование и управленческий опыт. Цель таких программ — собрать специалистов примерно одного социального статуса и служебного положения. Обмен профессиональным опытом — неотъемлемая часть обучения.

Однако как показали опросы портала Superjob.ru, наличие сертификата о прохождении тренингов и даже степень MBA для работодателя больше не первостепенны. Он вполне может предпочесть человека без степени и диплома, но имеющего опыт реальной работы. А по данным недавнего исследования компании HeadHunter, с одной стороны, соискатели с дипломом лидируют в категории "избегаем таких кандидатов", с другой — "предлагаем более высокий уровень зарплаты".

На краткосрочные обучающие программы стоит записываться, если нужно быстро овладеть дополнительными навыками и умениями. Как правило, курсы длятся от двух недель до шести месяцев, за это время можно освоить, к примеру, деловой английский, ораторское искусство или подготовиться к ведению бизнес-переговоров.

Экспресс-тренинги по-прежнему достаточно востребованный продукт на рынке дополнительного бизнес-образования. Так в Красноярске доля тренингов и семинаров продолжительностью менее 16 часов — больше половины. Однако, как отмечают эксперты, акцент постепенно смещается в сторону системного, а не разового обучения.

Финансы на завтрак

Есть в Иркутске предложения и для тех, кто успел разочароваться в традиционных программах обучения. К примеру, одна из местных компаний предлагает не столько тренинг, сколько общение клубного формата. На бизнес-завтраках и ужинах приглашенные предприниматели рассказывают истории успеха, делятся хитростями своего дела и обмениваются опытом с участниками встречи.

В другом центре слушателям объясняют, как практическую психологию применять в бизнес-процессах. Здесь учат избавляться от напряжения, преодолевать негативные эмоции и предугадывать желания клиентов.

Присутствует на рынке огромное количество непрофессиональных тренингов и «раскрученных» авторских методик. Заработать в провинции на московском имени стремятся многие лекторы.

— Лет шесть назад рухнули тренинговые рынки Москвы и Санкт-Петербурга, и тренеры, как профессионалы, так и без особого опыта, предлагают свои программы в регионах, — говорит Ольга Маргорская. — Сейчас местный рынок перенасыщен. Клиенту нужно тщательно смотреть на обратную связь. Насколько я знаю, не все ведут себя профессионально.

Знание вчерашнего дня

Очевидно, что научить бизнесу по учебникам невозможно. Как и в любой дисциплине, теория должна перемежаться практикой. Но что скрывать, для многих предпринимателей успех бизнеса в нашей стране напрямую зависит от умения давать взятки и «договариваться» с чиновниками. А какой тогда смысл в образовании, если ни на каких курсах и тренингах этому не научат? С таким вопросом мы обратились к представителям иркутских бизнес-школ.

— Предприниматели часто не знают своих прав, не могут правильно построить систему налогообложения, отсюда и нарушение закона, и неумение работать честно, — констатирует Надежда Грошева. — Но наша экономика меняется. Сегодня можно дать взятку, завтра — украсть и продать, но рано или поздно этого не будет.

— С начала 90-х, когда мы только начинали, были клиенты, которые говорили, зачем нам Открытый университет и британский бизнес? Мне нужно с партнерами и налоговой договориться, — вспоминает Ольга Маргорская. — Конечно, от реалий сегодняшнего дня никуда не деться, но наши ученики с оптимизмом смотрят в будущее. Уже с первого занятия они учатся на собственной практике находить проблему и ее симптомы в своем бизнесе (например, падение спроса), а затем вырабатывают управленческое решение, применяя концепции курса.

Однако, по оценкам ряда экспертов, многие современные российские бизнес-курсы и программы в новых экономических условиях могут быть просто бесполезны. Так как подавляющее большинство таких программ копируются с зарубежных, чаще всего американских систем дополнительного обучения, которые, по сути, учат работать в мире, которого больше нет.

Негарантированное трудоустройство

Заплатив за семинары, курсы и тренинги, выпускники бизнес-школ хотят как можно скорее возместить затраты. Отсюда и повышенные амбиции таких сотрудников, и не менее высокие требования по уровню заработной платы.

Но как выяснилось, обладатели диплома MBA не всегда могут найти применение своим знаниям в нашем регионе. Кого-то не устраивают условия работы и низкий уровень оплаты труда, а кто-то еще во время учебы находит применение своим знаниям в Москве и за рубежом.

Так студенты Байкальской международной бизнес-школы пишут курсовые и дипломы, взаимодействуя с реальными компаниями. Они получают опыт, налаживают связи и довольно часто остаются работать в фирме, куда пришли на практику.

— Наши студенты — в основном уже работающие люди (99%), руководители, менеджеры, владельцы своего бизнеса, — говорит Ольга Маргорская. — Но есть среди слушателей и выпускники вузов, и те, кто хочет сменить сферу деятельности. Как правило, по окончании курсов без работы они не остаются.

Что касается экспресс-программ обучения, здесь успешная карьера и востребованность обладателя заветного сертификата зависит, прежде всего, от тренера, его опыта и компетентности. Следовательно, если тренер ни разу в жизни сам ничего не продавал, то вряд ли он чему-то научит своих учеников.

В некоторых бизнес-школах и центрах существуют специальные программы по трудоустройству выпускников. Начинающим предпринимателям оказывают содействие в открытии собственного дела, создают для них бизнес-инкубаторы.

 

ЛУЧШИЕ БИЗНЕС-ШКОЛЫ

для получения степени МВА, стоимость обучения в 2010 г.

Лондонская школа бизнеса .

$49,9 тыс.

 

Wharton Пенсильванского университета

$84 тыс.

 

Гарвардская бизнес-школа

$48,6 тыс.

+ расходы на проживание

Стэнфордская бизнес-школа (GSD)

$53,1 тыс.

 

INSEAD

€52 тыс.

 

МВА в России

Московская школа управления Сколково

€60 тыс.

обучение 16 мес., проживание в кампусе Сколково и в странах, где проходят выездные модули

МВА в Высшей школе бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова

600 тыс. руб.,

 

Московская международная высшая школа "МИРБИС"

480 тыс. руб.

 

Академия народного хозяйства при правительстве Москвы

480 тыс. руб.

МВА "Банки", стоимость степени зависит от выбранной программы

МВА ЛИНК Стратегия

380 тыс. руб.

Иркутск, дистанционное обучение

Источник: рейтинг МВА от Financial Times

 


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (47) Апрель - Май 2011 года


  • Число просмотров: 1481

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть