Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Наличные деньги юрлиц

СВЫШЕ 600 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

БАНКИ БУДУТ СООБЩАТЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 28 мая
Новости
С ИЮЛЯ ВВОЗ ПРАВОРУЛЬНЫХ МАШИН УЖЕСТОЧИТСЯ
Торговые тенденции
РОССИЯНЕ СКУПИЛИ ХОЛОДИЛЬНИКИ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

ФинСовет-Иркутск

DI клиника

Курорт Усолье

Глазковская типография

ДиТранс

Орнамент Group

БайкалЭкоПродукт

Архив журнала «Капиталист»

Крупный план

Сергей БАБКИН: «МЫ ВОШЛИ В КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ»

Менее месяца осталось до полной либерализации рынка электроэнергии в России. С 1 января 2011 года энергосбытовые компании будут приобретать на оптовом рынке всю электрическую энергию по свободным ценам. Как формируются эти цены, как иркутским игрокам рынка электроэнергии удается держать их ниже, чем у соседей, и как 100-процентная либерализация отразится на конечном потребителе — будь то крупная организация или индивидуальный бизнес — об этом «Капиталист» беседует с Сергеем Бабкиным, директором ООО «Иркутская энергосбытовая компания».

Сергей Бабкин

Дата рождения:

14 марта 1954 года

Образование:

Иркутский политехнический институт, энергетический факультет

Первое место работы:

Усть-Илимская ТЭЦ

1987 — зам главного инженера, затем директор Ново-Зиминской ТЭЦ

1999 — возглавил направление по ремонту и капстроительству ОАО «Иркутскэнерго»

2007 — назначен директором фирмы «Энергосбыт», впоследствии преобразованной в ООО «Иркутская энергосбытовая компания»

Почетный гражданин Саянска

     

Реформа российской электроэнергетики идет в нашей стране уже не первый год. Для запуска рыночных механизмов и создания конкурентной среды в этой всегда строго регулируемой государством сфере все энергокомпании были разделены на три группы — генерирующие компании, то есть производители электроэнергии, сбытовые компании и организации, обслуживающие электросети. Создан оптовый рынок, на котором и формируются теперь цены на электроэнергию.

— Либерализация началась в 2007 году. Тогда мы по свободным ценам покупали лишь 5% требуемой электроэнергии, через полгода — уже 10%, — рассказывает Сергей Бабкин. — Процесс набирал темпы, и сейчас наша компания 80% электроэнергии закупает на оптовом рынке по свободным ценам, а 20% — еще по регулируемым. Но с 1 января весь объем электроэнергии для юридических лиц будет идти по рыночным ценам.

— Сергей Иванович, каков механизм формирования этих цен?

— Крупные потребители и сбытовые компании — гарантирующие поставщики, покупают электроэнергию для своих потребителей на оптовом рынке, куда ее поставляют российские генераторы — Росэнергоатом, Русгидро, Иркутскэнерго и другие. Оптовый рынок — это своеобразная биржа, где подобно другим рынкам, например, фондовому или валютному, идут постоянные торги, наши трейдеры отслеживают цены и приобретают мощности по самым эффективным ценам.

Конечная цена во многом зависит и от профессионализма трейдеров, их умения во время торгов принимать правильные решения, и от умения самой сбытовой компании вместе с потребителем точно планировать необходимые объемы электроэнергии. В том случае, когда объемы запланированы неверно, то недостающую электрическую энергию приходится приобретать в штрафном секторе опта — на так называемом балансирующем рынке. А по результатам прошлого года цена на балансирующем рынке в 6,5 раз превышала стоимость в секторе запланированных объемов. Подобные покупки заметно влияют на конечную цену.

Умение специалистов Иркутскэнергосбыта правильно планировать расход электроэнергии — наше достижение. По итогам года в штрафном балансирующем секторе рынка мы покупали всего 0,5 – 1% от общего объема. В результате в течение года наша средняя цена для потребителей составляла 1,22 рубля за кВтч. Это самая низкая цена в России.

— А как у ближайших соседей?

— Сравните: по данным десяти месяцев этого года, к примеру, Бурятэнергосбыт продавал электроэнергию для своих потребителей по 2,97 рубля за кВтч, а Красноярскэнергосбыт — по 2,43 рубля. Вот видите, насколько мы эффективны по отношению к своим коллегам из других регионов.

— Каким будет ценообразование в наступающем году?

— Сразу скажу, что для населения электроэнергию мы будем покупать на оптовом рынке как и прежде — по регулируемым ценам. Для всех остальных, то есть для юридических лиц — цены станут полностью свободными. Их регулировать будет рынок и соотношение спрос-предложение. Хотя и здесь несколько составляющих, контролировать которые все так же будет государство — это тариф на услугу по передаче электроэнергии, сбытовая надбавка и инфраструктурные платежи. Как мы ожидаем, в этой части рост произойдет на 13 – 15%.

В целом же тарифы по нашим прогнозам в 2011 году вырастут на 17 – 22% и цена для юридических лиц по низкому напряжению составит 1,26 рубля за кВтч. Но скажу, что это — лишь ориентир. Как поведет себя рынок, сложно предугадать. Наши эксперты просто анализируют то, что происходит на рынке сейчас, как работают нынешние механизмы ценообразования.

— Изменилось ли в последние год-два в нашем регионе количество потребляемой электроэнергии? Мы пережили экономический кризис, в течение которого падали объемы производства, закрывались предприятия…

— Конечно же, в период кризиса снижение энергопотребления доходило до 20%. Но сегодня по своим показателям по потреблению электрической и тепловой энергии мы видим: предприятия восстанавливаются. За исключением усольского химпрома. На следующий год прогнозируем даже небольшое увеличение потребления. Так, например, по малому и среднему бизнесу около 2,9%. Предполагаем, что крупная промышленность восстановит докризисное энергопотребление уровня 2008 года.

— Наверное, отдельная тема в вашей компании — это должники. Вообще, не очень понятно, чем руководствуются те, кто пользуется фактически вашими ресурсами, которые куплены за ваши деньги, но не спешит оплачивать полученную услугу?

— Более того, неплательщик понимает: сбытовая компания обязана рассчитаться за потреблённые энергоресурсы на оптовом рынке, и мы рассчитываемся. Когда у нас не хватает денег, идем за кредитами. Проценты по кредитам ложатся в стоимость электроэнергии следующего года, то есть на плечи всех, в том числе и на добросовестных плательщиков. Так определил законодатель.

ООО «Иркутская энергосбытовая компания»

15 ноября 1954 года — официальная дата образования

До 1998 года совмещала функции сбыта энергии и государственного энергетического надзора в составе ПО «Иркутскэнерго»

С 2000 года является филиалом ОАО «Иркутскэнерго»

Виды деятельности: сбыт электрической, тепловой энергии в паре, горячей воды на территории Иркутской области, заключение договоров энергоснабжения. Обслуживает более 11 тыс. юридических и 347 тыс. физических лиц. В составе десять отделений со штатом 712 работников.

Сегодня суммарная задолженность за тепловую и электрическую энергию перед Иркутскэнергосбытом составляет 3,6 млрд рублей. Часть этой задолженности текущая, рабочая, а и есть так называемая просроченная.

Основной должник в регионе — жилищно-коммунальное хозяйство, его долг на сегодня 1,1 млрд рублей, из которых 550 миллионов считаются проблемными долгами, то есть просрочка от трех месяцев до трех лет.

Самая проблемная территория — Усолье и Усольский район. Там просроченная дебиторская задолженность только по одному ЖКХ превышает 200 млн рублей. Но местные управляющие компании в своей деятельности исходят только из своих интересов и не отвечают на наши предложения по изменению ситуации.

Аналогичная ситуация несколько лет назад существовала в Черемхово. Но взаимодействуя с администрацией города, с управляющими компаниями мы подняли собираемость с 62% до 95%. Очень хороший результат.

— А с бизнесом такая же ситуация?

— С предпринимателями несколько по-иному. И среди них есть недобросовестные плательщики. Но, в основном, в должниках те, кто попал в сложную ситуацию по той или иной причине. Добропорядочные предприниматели приходят и говорят: давайте составим график реструктуризации. Как правило, мы идем навстречу — помогаем и с графиком реструктуризации, и в инженерном плане. Иркутскэнергосбыт готов идти на энергоаудит этих компаний, чтобы подсказать, какие мероприятия нужно произвести, чтобы снизить энергопотребление, сэкономить. Мы ведь, как узкие специалисты, являемся представителями потребителя в энергетическом бизнесе, поэтому готовы давать как технические, так и экономические консультации. И примеров таких взаимоотношений очень много.

— Появились ли какие-то новые эффективные способы борьбы с неплательщиками?

— К сожалению, единственный способ, который убеждает платить всегда — это отключение. Однако вместе с отключенным неплательщиком неудобства терпят и добропорядочные люди. Считаем это неверным и ищем другие пути. Существуют различные методы взаимоотношений с неплательщиками. Конечно, для начала используем метод убеждения: ездим по предприятиям, проводим встречи, конференции, разъясняем свои требования. Более радикальный метод — подаем в суд. Судебная работа за последние два года значительно активизировалась. По сравнению с предыдущими периодами в два раза больше подаем исков на неплательщиков. Сейчас в производстве только по юридическим лицам свыше 1,5 тысяч дел. Судебные приставы — действенный механизм.

— Однако сейчас в вашей компании много говорят о клиентоориентированности…

— Мы вошли в конкурентную среду, которая потребовала от нас реализации новых задач, точности и прозрачности расчетов. Мы умеем контролировать расход электроэнергии, правильно выставлять счета, осуществлять сбор денежных средств. У же освоились с работой на оптовом рынке. Продолжаем выстраивать отношения с потребителем в соответствии с требованиями сегодняшнего дня: клиент должен получить весь комплекс услуг максимально быстро и удобно для себя.

Если говорить об итогах уходящего года, то с поставленными задачами наш коллектив справился. Мы еще раз подтвердили умение покупать электроэнергию на оптовом рынке. У нас самые лучшие трейдеры — это подтверждают оценки независимых экспертов. Мы подготовили материальную базу для работы с потребителем в клиентоориентированной среде: создали дополнительные фронт-офисы, центры обслуживания клиентов практически во всех городах и районных центрах Иркутской области довели до современного уровня, и этот процесс продолжается.

Создан информационный центр, специалисты которого ответят на любой вопрос существующей тематики. Появилась возможность электронного общения с нами через интернет–сайт, где посетитель сможет узнать свою задолженность, осуществить платежи, получить консультацию. Мы в этом направлении сделали очень много и будем продолжать делать все, чтобы потребителю было удобно.

В новом году мы продолжим формирование партнерских взаимоотношений, выполняя взятые на себя обязательства. Постараемся сделать все, чтобы потребитель видел прозрачность наших требований. Будем совершенствоваться в вопросах удобства и быстроты обслуживания. И я хочу надеяться, что вместе с нашими потребителями будем совершенствовать и качество планирования, которое позволит покупать электроэнергию еще более эффективно. А это приведет к снижению цен на рынке.

Константин Куликов


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 9 (45) Декабрь 2010 - Январь 2011 2010 года


  • Число просмотров: 942

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

Олиговская Рыба

Yamaguchi

Российский Экспортный Центр

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть