Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Так это было

Реклама как примета времени

Часть 2

«Реклама дает деятельную пищу умам деловых людей, придумывающих новые шансы на успех», — анализируя уличную и газетную афишу как новое социальное явление, к такому заключению пришел Н.Плискин — автор вышедшей в 1894 году книги «Реклама. Ее значение, происхождение и история».

 
   

Старейший в городе отель «Центральное Деко» на Большой (ныне — перекресток улиц Карла Маркса и Сухэ-Батора) рекламировали в каждом номере «Иркутских губернских ведомостей». Ежедневно в газете печаталось меню обеда в ресторане

Как уже было упомянуто в прошлом номере, основателем печатной рекламы в Европе считают бывшего врача Теофраста Ренодо, в 1631 году во Франции начавшего выпускать одну из первых европейских газет — La Gazette, в которой публиковались к тому же и частные объявления, причем на платной основе .

Первые отечественные печатные рекламные опыты можно отнести к Петровской эпохе и к первой российской печатной газете «Ведомости» (1702 г.). Регулярной, широкомасштабной рекламной деятельности газета не вела, но объявления в ней все-таки появлялись.

1861 год, год отмены крепостного права, ознаменовал в России начало ускоренного развития капиталистических отношений. В это время наступил качественно новый этап развития рекламной деятельности («Капиталист», №7 (43), октябрь 2010).

100 ЛЕТ НАЗАД В ИРКУТСКЕ

В Иркутске последней четверти XIX — начала X веков в изобилии присутствовали основные на то время виды рекламы — газетная, афиши, вывески. Кроме того, в иркутских газетах стали прибегать к практике размещения объявлений впереди текста, что обходилось в 1,5 раза дороже публикации объявления на последней странице — в специальном рекламном разделе.

Особо много на страницах местных изданий печаталось гостиничной рекламы, что было сопряжено с «нумерами, пользовавшимися неизменным успехом у господ».

«Старейший в городе отель «Центральное Деко» рекламировали в каждом номере «Иркутских губернских ведомостей», — упоминается в журнале «Земля Иркутская» за 2002 год.

А в справочнике «Иркутск за 1909 г.» помещена любопытная заметка: «Не верьте извозчикам, что нет ванн, не работает ресторан и все комнаты заняты. Гостиница в любой час суток будет рада вас видеть в своих апартаментах».

В архивах можно найти немало подобных рекламных посланий, но стоит сказать, что в Иркутске рекламировали не только гостиницы с апартаментами и прочим.

Газета «Восточное обозрение» (Иркутск, 1882 – 1905) — один из центральных неправительственных печатных органов азиатской России, рекламировала куда более серьезные предприятия сибирских купцов и промышленников. Свои услуги через нее предлагали артели старателей, железоделательные и чугунно-плавильные предприятия, пивные, спичечные, стеклянные, фарфоровые, лесопильные заводы Сибири, крупчатые мельницы, пшеничная фабрика по производству детского питания и ткачи.

РУЧНАЯ РАБОТА ЦЕНИЛАСЬ БЕЗ РЕКЛАМЫ

До строительства железных дорог в сибирских городах ощущался до некоторой степени дефицит фабричных изделий. Зато многое производили кустари. В основной своей массе кустарничали крестьяне, проживавшие в близлежащих к городам деревнях.

   
 

Оружейный магазин Яковлева на Пестеревской (ныне это здание относится к «Детскому миру» на перекрестке улиц Карла Маркса и Урицкого) не ограничивался продажей оружия. Покупателям предлагались предметы охоты и рыболовные принадлежности

   

В Тюмени, например, наибольшим спросом пользовались изделия кустарей из кожи, выделка меха и овчины. Шерстобитное, канатное, ковровое, шитье рукавиц, тележное, рожковое, сундучное мастерство составляли достойную конкуренцию промышленным товарам.

Однако кустарные товары, продававшиеся в Томске и Иркутске, не отличались большим разнообразием. Зато эти товары были индивидуальны, что завлекало покупателей в магазины не хуже любой рекламы. Этим кустари представляли определенную опасность фабричным товарам. Но купцы не спешили рекламировать продукцию кустарей. Более того, взаимоотношения между ними строились своеобразно.

Когда кустари или кооператоры приносили свои товары на приемку в купеческий амбар, их с безучастным лицом встречал приказчик, старавшийся показать, что ему нет нужды в этом товаре. Производственники-кустари начинали почтительно доказывать всю ничтожность предлагаемой цены, ссылаясь на трудность работы, тяжелые времена и нужду в деньгах. Приказчик возражал и старался сбить цену до минимума, а затем даже заказывал товар, пользующийся спросом у покупателя, на будущее.

Получив таким образом за бесценок вытканные ковры, свалянные вручную валенки, расшитые туески, мебель из кедра и многое другое, продавец прекрасно понимал, что его ждет успех в реализации такого продукта ручной работы. А поэтому он не спешил тратить время, средства и силы на его раскрутку.

Но владельцы торговых домов, стремясь убедить клиентов в выгодности приобретения именно фабричных товаров, завлекали покупателей как раз рекламой, в том числе, большого ассортимента, например, предметов для дома: мраморные умывальники, венская мебель и проч. «Цены, — как писалось на вывесках, — самые умеренные». А магазины улицы Пестеревской (ныне — Урицкого) зазывали рекламой большого выбора хрусталя и фарфоровой посуды.

Иногда рекламодатели помещали в газеты объявления в складчину, тогда в одном объявлении рекламировалось сразу несколько магазинов. Вот одно из них:

«Магазин Рафельзона предлагал большой выбор серебряных, золотых и бриллиантовых вещей, подарки для подношений. В доме Поротова на Пестеревской был открыт магазин золотых и серебряных часов, оптики. При нем действовала мастерская по ремонту часов и переделке золотых изделий. На все виды работ предоставлялась гарантия. Швейные машины «Зингер» ручные, ножные, семейные и портновские можно было приобрести в магазине В.Н.Бочкарева на углу Большой и Ивановской улиц».

ШРИФТЫ, ПОДСВЕТКА, ЛАКОНИЧНОСТЬ

Оформление витрин иркутских магазинов сочетало изделия кустарных производств с фабричными. А смешение эксклюзивного — кустарного — и заводского придавало магазинам стиль всеобилия.

К концу XIX века вывески торговых домов и магазинов по центральным улицам российских городов стали украшать световой рекламой. Новшество пришло из Америки и стало причиной вытеснения живописной рекламы шрифтовыми вывесками.

Шрифтовые вывески Иркутска стали своего рода образцом каллиграфической и начертательной культуры для всех рекламщиков. Поскольку вывеска могла закрыть обзор улицы или следующие по направлению движения пешеходов здания, к рекламе стали предъявляться требования: лаконичность, простота и доходчивость.

В Иркутске, где фирм, как бы сейчас сказали, со знаком качества было мало, владельцы магазинов стремились дополнить вывески статусностью — государственным гербом или медалями, полученными на выставках-ярмарках.

КУПЕЦ ЯКОВЛЕВ. САМОРЕКЛАМА

В Иркутске, говоря современным языком, функции рекламного агентства полного цикла часто брал на себя купец и владелец оружейного магазина на Пестеревской Николай Васильевич Яковлев — личность в истории города незаурядная («Капиталист», N6 (16), декабрь 2006). Свои товары он рекламировал по-разному, в том числе проводя своеобразные рекламные акции.

   
 
    

Кондитер Павел Гусев не скупился на оформление тары для своих сладких изделий. Пышный декор надлежало придавать всем кондитерским изделиям того времени. Свой фирменный магазин на Пестеревской Гусев также погрузил в помпезность позолоты

Оружейный магазин Яковлева не ограничивался продажей оружия. В Восточно-Сибирском календаре Николай Васильевич упоминается и как торговец техническими новинками того времени: граммофонами, патефонами, пластинками, пишущими машинками, телефонными аппаратами, несгораемыми стальными шкафами, токарными станками, велосипедами, швейными машинками «Зингер».

Кстати, такой набор товаров отличал многие магазины того времени, которые регистрировались как оружейные. Но в начале ХХ века даже очень успешные купцы редко отваживались привозить технические новинки под реализацию крупными партиями. Обычно сбыт шел штучно и рос пропорционально покупательной способности богатых сословий страны.

Особенно это оказалось верно в отношении автомобилей — их распространение тормозилось слишком баснословной дороговизной. Но Яковлев, привезший в 1899 году из Франции в Иркутск первый автомобиль, преодолел своеобразное вето «бережливых кошельков», разрекламировал его, объяснив, что обладание авто поднимает его владельца в общественном мнении до уровня генерал-губернатора, начальника штаба военного округа и т.п. К тому же купец лично демонстрировал новинку, разъезжая на ней по городским улицам, а затем объявлял о поступлении партии нового товара в свой магазин. Это у публики производило фурор.

Газета «Восточное обозрение» N149 за 1899 год сообщает: «В настоящее время на улицах города можно видеть автомобиль, привезенный г.Яковлевым из Франции... Отапливается бензином. Лошади относятся к автомобилю совсем равнодушно. Автомобиль будет на днях на циклодроме, где желающие за небольшую плату с благотворительной целью могут на нем покататься».

РЕКЛАМНАЯ ЖЕСТЯНКА

Еще один рекламоноситель, которого уже не существует, но вспомнить про него нужно — это жестяные упаковочные коробки. Они по праву считаются предметами, красочно, доступно и наглядно отражающими свою историческую эпоху.

Жестяные упаковочные коробки первоначально украшались наклеенными хромолитографированными этикетками. Позднее рисунок и рекламную атрибуцию стали наносить уже непосредственно на жесть коробки.

Дизайн дореволюционной этикетки был предельно лаконичен и не менялся в течение 10 – 15 лет. Шрифты и виньетки подчинялись строгим законам симметрии, навеянным классицизмом. Выбор цвета этикетки зависел от моды.

Внешний вид упаковки и размещенная на ней информация должны были подталкивать покупателя к выбору конкретного товара или фирмы. Поэтому на упаковках изображали торговую марку предприятия, медали, полученные на всероссийских и международных выставках, сообщали, что фирма является поставщиком императорского двора и т.д.

Кстати, по мнению части предпринимателей конца XIX века, упаковки кондитерской, парфюмерной продукции и чая были наиболее приемлемы для рекламы. Все прочие сообщения — в газетах, на рекламных тумбах и в справочных изданиях промышленных календарей — ориентировались на человека в момент его деловой активности. А вот кондитерские изделия граждане потребляли в кругу семьи, за чашкой чая, где и принимались самые важные решения.

КОНДИТЕРСКАЯ ХРОМОЛИТОГРАФИЯ ПАВЛА ГУСЕВА

 

Павел Иванович Гусев

   

Иркутску повезло. В городе на Большой Блиновской улице (ныне — ул. Партизанская) действовала кондитерская Павла Ивановича Гусева, не скупившегося на оформление тары для своих сладких изделий. В этом факте не было чего-то особенного — пышный декор надлежало придавать всем кондитерским изделиям того времени. Свой фирменный магазин на Пестеревской Гусев также погрузил в помпезность позолоты.

В России в жестяные банки упаковывали многое — кондитерские изделия, чай, зубной порошок, ваксу, иголки. А после того как содержимое заканчивалось, красивая упаковка обретала вторую жизнь: ее не выбрасывали, а заполняли чем-нибудь другим.

Согласуя с этим феноменом свой расчет, производитель иркутских конфет Павел Гусев размещал на жестяных баночках рекламу. Кстати, до революции по телефону N368 любой иркутянин мог сделать заказ на оформление банки-упаковки сообразно своим пожеланиям.

Интересно, что некоторые рекламодатели отличались особой фантазией. В начале Х века было модно увлекаться социал-демократическими учениями, «играть в подполье и конспирацию», критиковать жандармов — политическую полицию. В стиле этой моды в одной партии коробок с монпансье было сделано второе дно, куда положили рекламный листок с аннотацией промышленных изделий местных мастерских, оформленный в виде политической прокламации — пожелтевшие листы ученической тетради, исписанные чернилами.

...После революции предприятие Гусева национализировали, однако еще в середине 20-х годов там помнили прежнего хозяина и называли его не иначе, как кондитерская фабрика Павла Гусева. Однако позже ее все же переименовали в иркутскую кондитерскую фабрику.

• • •

После Октябрьской революции 1917 года содержание и задачи рекламы изменились. Одним из первых декретов советской власти реклама была монополизирована государством, а предприниматели лишились возможности расширять свое дело за счет рекламы. Публикация рекламы была объявлена исключительным правом советского правительства и местных советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

 

При подготовке материала использованы информация и иллюстрации из архивов иркутских музеев, редакции, а также — из открытых источников.

Владимир Титов, кандидат исторических наук, Василий Потемкин


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 8 (44) Ноябрь - Декабрь 2010 года


  • Число просмотров: 1831

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть