Архив журнала «Капиталист»
Лизинг
На пути к 2008 году
Рынок лизинга
Стартовав с «низкой базы», в этом году рынок лизинга продемонстрировал заметную динамику. Восстановлению способствовали как стабилизация в экономике, так и существенное снижение процентных ставок («Поздняя весна лизинга» — «Капиталист», N4(40), июнь 2010). Как результат — российские лизингодатели преодолели проблему неплатежей и постепенно наращивают активность.
Константин Бугаев, первый заместитель гендиректора группы компаний «Финансовая аренда»: — По сравнению с прошлым годом ситуация, безусловно, оживилась. Сейчас пошли заявки, особенно в строительном направлении. Возможно, это связано со спецификой нашей области — реализуются масштабные проекты. |
Теперь, после кризисной «шокотерапии», вопрос лишь один: как действовать дальше? Прогнозировать то, каких потрясений ждать в будущем и как они скажутся на ситуации, участники рынка не берутся. Но используют временное затишье — а вернее, некое ощущение стабилизации — с пользой: чтобы сократить бюджеты, пересмотреть расписание и консолидировать свои силы, дабы оценить дальнейшие перспективы роста, который, кстати, уже дает о себе знать.
Объемы нового бизнеса по итогам первого полугодия 2010 года составили 255,5 млрд рублей (+183,6%). Суммарный портфель лизинговых компаний к первому июля увеличился уже до 1037 млрд рублей.
Аналитики отмечают также интересный факт: если до 2008 года бессменными лидерами являлись сделки с грузовыми и легковыми автомобилями, то сейчас намечается тенденция к взятию в лизинг спецоборудования, сельскохозяйственной техники и племенного скота — порядка 40% от общего количества сделок. Сыграла свою роль поддержка государством агропромышленного комплекса. Для сравнения, лизинг автотранспорта составляет менее 20%.
ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА
По итогам десяти месяцев этого года, иркутским лизинговым компаниям удалось приблизиться к уровню докризисного объема сделок. И несмотря на общероссийские тенденции, эксперты отмечают, что в регионе наибольший рост сейчас наблюдается в сегменте лизинга транспорта — грузовой автотранспорт, дорожная техника.
— По сравнению с прошлым годом ситуация, безусловно, оживилась, — соглашается Константин Бугаев, первый заместитель гендиректора группы компаний «Финансовая аренда». Сейчас пошли заявки, сделки, особенно в строительном направлении. Возможно, это связано со спецификой нашей области — реализуются масштабные проекты. Не в том объеме, правда, что в 2008 году.
— Бизнес урегулировал свою платежную дисциплину, очистился от долгов, — отмечает в свою очередь Владимир Черкасов, руководитель еще одной региональной лизинговой компании. — Мы видим и ощущаем эту положительную динамику, особенно за последние полгода — превысили докризисные объемы сделок. Есть импульс для движения вперед.
ПЕРЕХОД ПРАВА ВЫБОРА
Игроки рынка также отмечают рост интереса к лизинговым компаниям со стороны местных властей. К примеру, муниципальные транспортные компании занимаются активным обновлением автопарка.
— При этом забавная ситуация сложилась в нашем регионе. Есть лизинговые компании, у которых все в порядке с деньгами, но нет клиентов, — рассказывает Надежда Грошева, завкафедрой финансового менеджмента Байкальской международной бизнес-школы, независимый эксперт в области лизинга. — Всеми силами фирмы пытаются найти потребителей услуги. Но проблема кроется в том, что у клиентов нет достаточной квалификации, чтобы подготовить те же самые бизнес-планы, документы. Нет интересных, красивых проектов, в которые компании хотели бы вложить деньги. Второй момент: многие клиенты еще боятся. Они плохо понимают, что такое лизинг, не могут оценить свои преимущества.
По мнению нашего независимого эксперта, сегодня клиенты, которые все-таки идут на сотрудничество с лизинговыми компаниями, уже не те, что были до кризиса.
Надежда Грошева, независимый эксперт в области лизинга: — Раньше к лизингу обращались те, кому отказывали в банке. Но теперь люди научились считать свои налоговые и репутационные преимущества. Они стали более ответственны и трезво оценивают свои силы. |
|
|
— Раньше к лизингу обращались те, кому отказывали в банке. Но теперь люди научились считать свои налоговые и репутационные преимущества. Вот только часть клиентов по-прежнему работает с зарубежными лизингодателями. И самые крупные сделки оседают именно там. Но те, кто остались, думаю, стали более ответственны и трезво оценивают свои силы, — утверждает Надежда Грошева. Аналогичной точки зрения придерживается и Константин Бугаев. Он отмечает, что рынок кредитования в какой-то период значительно сузился. И если раньше клиенты могли выбирать: банки или лизинговые компании, то теперь, скорее, лизингодатели выбирают клиентов:
— Требования лизинговых компаний ужесточились. Тот клиент, который бы подошел по их требованиям два года назад, сейчас уже не пройдет. И для клиента сейчас важно хотя бы получить положительное решение, а вопрос цены уже вторичен.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР: УЙТИ ИЛИ ОПТИМИЗИРОВАТЬСЯ
Претерпел изменения и сам рынок. Среди компаний-лизингодателей также произошел своеобразный естественный отбор. Слабые ушли, сильные вынуждены были оптимизироваться. Специалисты уверены, что для региона это большой плюс. Откатываться к докризисным, недейственным инструментам теперь никто не будет.
— На иркутском рынке лизингодателей мы наблюдаем достаточно агрессивную политику конкурентов, — поделился с «Капиталистом» Владимир Черкасов. — Активно заходят к нам госкомпании. С каждым днем все больше ощущаем их присутствие. Но все же местные лизингодатели выигрывают за счет индивидуального подхода. Мы более оперативно принимаем решение, не предъявляем столь жестких критериев к отбору лизингополучателей и всегда можем договориться, а не отказываем с ходу. Региональных лизинговых компаний в Иркутске всего две. Мобильность и более гибкая политика позволили им занять свою нишу и не пасовать перед наступлением крупных игроков из столицы. Однако, по мнению Владимира Черкасова, все идет к тому, что рынок будет регулироваться.
— Пока любой человек может зарегистрировать лизинговую компанию, порогов вхождения на рынок, за исключением финансовой базы, нет. Возможно, в дальнейшем будут создаваться СРО, с определенными требованиями, методиками и нормативами. Рынок будет отсеивать слабых игроков.
«ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ» ЛИЗИНГ
Рынок лизинга еще не успел до конца оправиться от кризиса, а чиновники уже занялись поправками к действующему закону «О финансовой аренде». Для многих игроков это стало лишним поводом для беспокойства, ведь законодательство в нашей стране часто осуществляется в хаотичном режиме, причем не только в сфере лизинга.
Последним проектом от Минэкономразвития РФ предлагается, в том числе, исключить из законодательства ограничение, согласно которому имущество предоставляется в лизинг только для предпринимательских целей. Ранее было установлено, что предмет финансовой аренды не может быть использован для личных, семейных или домашних целей арендатора.
Как этот пункт будет применяться? — недоумевают эксперты. Ведь лизинг по сути своей подразумевает использование предмета лизинга в предпринимательской деятельности, а физлицо по умолчанию субъектом предпринимательских отношений не является.
На самом деле, на практике этот механизм давно применяют. Многие компании работают с физическими лицами по договору аренды с правом выкупа. Непонятна лишь формулировка законотворцев: «Предмет лизинга не может быть использован для личных, семейных или домашних целей». В какой тогда деятельности должен человек использовать арендованное имущество — непонятно.
А вот поправку об изъятии предмета лизинга эксперты сочли вполне удачной. Хотя опять же непонятно, как это будет работать на практике.
— В законопроекте прописаны очень сложные нотариальные процедуры, — констатирует Надежда Грошева. — Возможно, это просто-напросто приведет к удорожанию самой сделки, так как бесплатно нотариусы ничего заверять не станут. С другой стороны, поправка позволит лизингодателям снизить риски, потому что судебные процедуры (при нашей загрузке судов) очень проблемны и долгосрочны. Очень логично в такой ситуации дать возможность несудебного изъятия и повторной реализации предмета лизинга. Может быть, тогда и лизинговые компании смягчат требования к лизингополучателям, понимая, что у них есть такие механизмы. Это расширит рынок. В то же время добросовестные лизингополучатели всегда смогут заключить договор отсрочки, рассрочки или продления платежей. Лизингодателям гораздо проще и выгоднее именно так решить проблему и сохранить с клиентами отношения, нежели прибегать к изъятию.
У большинства экспертов и участников рынка законопроект заслужил неоднозначную оценку. Однако в целом новшества были одобрены, при условии их последующей доработки.
ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГА |
||||||
Россия, млрд руб. ($ млрд) |
||||||
|
2007 г. |
1-я пол.2008 г. |
2008 г. |
1-я пол.2009 г. |
2009 г. |
1-я пол.2010 г. |
Объем нового бизнеса |
997,5 (39) |
430 (18) |
720 (28,95) |
90,1 (2,72) |
315 |
255,5 |
Объем полученных лизинговых платежей |
294 |
215,5 |
402,8 |
167,2 |
320 |
159 |
Объем профинансированных средств |
537 |
242 |
442 |
57,2 |
154 |
152 |
Совокупный портфель лизинговых компаний |
1202 |
1320 |
1390 |
992 |
960 |
1037 |
- Число просмотров: 1662