Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Кейтеринг

Место на кухне почти свободно

Подводя итоги сезона, игроки местного рынка кейтеринга сообщили «Капиталисту», что в целом результатами они довольны. Но все же до былых масштабных заказов и выездных фуршетов на тысячи гостей все еще далеко.

Экономические перепады внесли свои коррективы и в кейтеринг. Похожая ситуация по всей стране: объем российского рынка кейтеринга за последние два года сократился с $300 – 370 млн до $250 – 270 млн, сообщает DISCOVERY Research Group. При этом, по словам экспертов, рынок все еще освоен меньше, чем наполовину.

Более 600 компаний работают на рынке кейтеринга Санкт-Петербурга. В Иркутске — не более шести

По различным данным, свою деятельность в нашей стране осуществляют более 500 кейтеринговых компаний, 30 из них являются ведущими, то есть контролируют основную долю рынка. С крупными фирмами конкурирует большое количество частников, цены на услуги которых, как правило, значительно ниже. Ежегодно рынок пополняется 15 новыми игроками, при этом около 20 компаний исчезают.

Западные аналитики оценивают потенциальную емкость российского рынка корпоративного питания в $10 млрд. К тому же, по разным данным, рынок ежегодно увеличивается на 15 – 30%.

Но одно дело цифры, другое — реальные заказы и развитие конкретных компаний. Почти весь рынок сконцентрирован на сегодняшний день в двух столицах — Москве (62%) и Санкт-Петербурге (22%). На регионы приходится лишь 16% от общего объема.

ТАК СЕБЕ КЛИМАТ

Очевидно, что потенциал рынка неравномерен. Одними из самых перспективных регионов с потенциалом роста до 100% в год аналитики считают Екатеринбург и Сочи. Конкуренция на этом рынке там практически отсутствует.

   
 

Никита Дубровин, гендиректор компании «О'дин»

— Конкуренция нам просто необходима. Когда начнем «бодаться», тогда и появится должный уровень, а цены станут ниже.

   

Перспективы Северной столицы — до 60% в год, с учетом того, что и уровень конкуренции здесь очень высок: на рынке кейтеринга Санкт-Петербурга работают более 300 компаний. Прогнозы по Нижнему Новгороду, Новосибирску, Иркутску и Красноярску менее радужны. В этих городах, как считают аналитики, развитию услуги препятствует деловой климат. Ниша кейтеринг-сервиса освоена здесь не более чем на 20%, потенциал прироста — от 15 до 50% в год.

— Н а мой взгляд, рынка кейтеринга как такового сейчас в Иркутске нет, — считает Никита Дубровин, гендиректор компании «О'дин». — Очевидно, что данный вид услуг в столице существует и развивается, на него реагируют ваши конкуренты и часто становятся вашими компаньонами. К примеру, для любого ресторана в Москве и Петербурге нормальная практика сдавать кухни в аренду для готовки кейтеринговым службам. Пройдитесь по иркутским ресторанам с такой же просьбой, и на вас посмотрят как на ненормального. При этом, по словам предпринимателя, услуга в городе довольно востребована.

— Понятно, что любой бизнес нужно делать на растущем рынке, — комментирует Анастасия Шайдурова, гендиректор «Маэстро кейтеринг». — Шесть лет назад было именно так, рынок кейтеринга рос достаточно активно. По опыту могу сказать, что в основном это происходило за счет западных инвестиций: различные автомобильные компании каждый месяц проводили презентации новых моделей, автосалонов. Активно пользовались услугами кейтеров банки и другие крупные компании города. Деловая активность была на высоком уровне. В 2008 году заказы сократились на 70% — это огромное падение. Случалось, заказов не было месяцами. Но с марта 2009-го рынок начал приходить в себя, но до показателей 2007го еще очень далеко. Сказалось и сокращение персонала, бюджетов, западных инвестиций. Например, в этом году мы всего один раз работали с автоцентром.

СТАРТОВАТЬ И НЕ СПОТКНУТЬСЯ

Спад спроса за последние полтора года отмечают и в фирме «Best Service». Компания даже переключилась на развитие другого направления кейтеринга — доставку комплексных обедов.

— Последние шесть-восемь месяцев мы прорабатываем рынок в этой сфере, — рассказывает директор по развитию компании Ирина Полякова. — Дело прибыльное, пусть и не такое захватывающее, как событийный event-кейтеринг.

   
 
   

Ирина Полякова, директор по развитию компании Best Service:

— Доставка комплексных обедов — дело пусть и не такое захватывающее, как событийный event-кейтеринг, но прибыльное.

По словам экспертов, организация доставки готовых обедов требует сравнительно меньше первоначальных инвестиций. Наиболее предприимчивые кейтеры начинают бизнес с приготовления обедов на своих домашних кухнях, так что стартовать в этой нише проще. Однако самый прибыльный кейтеринг — все же обслуживание торжественных событий, рентабельность здесь достигает 25 – 30%. Но зато количество потенциальных заказчиков в демократичном сегменте доставки обедов в офисы существенно выше.

Согласно исследованиям аналитиков, на начальном этапе инвестиции в открытие кейтерингового бизнеса могут быть сравнительно невелики, к тому же компенсирует их достаточно быстрая окупаемость — 1 – 1,5 года. Первые вложения могут составлять от $100 тыс., пойдут они, прежде всего, на покупку оборудования, аренду помещения (кухня, офис), создание фонда оплаты труда. Как показывает мировая практика, уровень рентабельности в 10 – 12% довольно хороший показатель для кейтеринговой компании. Сезонность — немаловажный фактор для кейтеринга. По мнению экспертов рынка, для Иркутска самое мертвое время — осень. Заказов в этот период практически нет, в то время как в столичных городах с сентября по октябрь популярность набирают мероприятия формата «тимбилдинг».

Региональный же рынок начинает оживать ближе к новому году — до 25 – 35% годовых продаж компании делают в декабре. Затем в феврале-марте идут праздники и различные рабочие встречи — экономистов, медиков, строителей и т.д. И, наконец, летом возникает самый высокий спрос на услугу — это время свадеб, торжественных ужинов и так называемых garden party на свежем воздухе.

Стоит отметить и такие «подводные камни» этого бизнеса, как недостаток квалифицированного персонала. Среди официантов и барменов текучка — обычное явление, да и качество работы далеко не всегда на уровне. Есть проблемы с качеством и стоимостью продуктов — свежие овощи, зелень круглый год на иркутских прилавках найти крайне сложно, а цены оставляют желать лучшего.

КОНКУРЕНЦИИ НОЛЬ

По запросу «кейтеринг» иркутский справочник выдает 14 организаций. Однако, как удалось выяснить «Капиталисту», далеко не все компании реально предоставляют эту услугу. Многие лишь заявили о ней, но на самом деле кейтерингом не занимаются, другие перестали развивать это направление, когда рынок стал падать, третьи отказались ввиду довольно сложного ритма работы.

По словам Ирины Поляковой, в результате проведенного ими маркетингового исследования удалось установить, что в городской сфере кейтеринга сейчас работает не более шести организаций. Между тем, как признаются местные игроки, конкуренция сейчас просто необходима, только она сможет раскачать региональный рынок.

— Когда начнем «бодаться», тогда и появится должный уровень, а цены станут ниже, — уверен Никита Дубровин. — Пока между нами скорее взаимоотношения коллег. Мы созваниваемся, помогаем, предоставляем оборудование в аренду, даже иногда меняемся персоналом. Все очень взаимозависимо.

В Иркутске, Новосибирске и Красноярске ниша кейтеринг-сервиса освоена не более чем на 20%, потенциал прироста — 15 – 50% в год

— Пока и тягаться не в чем, — соглашается Анастасия Шайдурова. — Сфера event-кейтеринга, на мой взгляд, находится в стагнации. В Екатеринбурге и Красноярске мероприятий сейчас проходит в разы больше, чем у нас. К примеру, выездные мероприятия, прошедшие в Иркутске за год, можно пересчитать по пальцам. Кстати, в других городах даже есть кейтеринговые компании, которые живут только на аренде — текстиля, посуды, мебели, оборудования. У нас в регионе это невозможно, потому что процент крупных заказов очень маленький. Наш рынок напрямую зависит от деловой активности в городе. Сейчас она очень осторожная, поступательная, заказы в основном маленькие, и бороться за место под солнцем нам, к сожалению, не с кем. А когда есть сильные конкуренты, это вынуждает расти.

Несмотря на низкий уровень конкуренции, местные игроки скептически относятся к появлению новичков, считая экономическую нестабильность далеко не самым благоприятным временем для старта. Однако некоторые из них уверены: на этом рынке можно стартовать и сегодня, если имеются высококвалифицированные специалисты и особенные, эксклюзивные предложения.

 

Катерина Сухих


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 6 (42) Сентябрь - Октябрь 2010 года


  • Число просмотров: 1541

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть