Архив журнала «Капиталист»
Кейтеринг
Место на кухне почти свободно
Подводя итоги сезона, игроки местного рынка кейтеринга сообщили «Капиталисту», что в целом результатами они довольны. Но все же до былых масштабных заказов и выездных фуршетов на тысячи гостей все еще далеко.
Экономические перепады внесли свои коррективы и в кейтеринг. Похожая ситуация по всей стране: объем российского рынка кейтеринга за последние два года сократился с $300 – 370 млн до $250 – 270 млн, сообщает DISCOVERY Research Group. При этом, по словам экспертов, рынок все еще освоен меньше, чем наполовину.
Более 600 компаний работают на рынке кейтеринга Санкт-Петербурга. В Иркутске — не более шести |
Западные аналитики оценивают потенциальную емкость российского рынка корпоративного питания в $10 млрд. К тому же, по разным данным, рынок ежегодно увеличивается на 15 – 30%.
Но одно дело цифры, другое — реальные заказы и развитие конкретных компаний. Почти весь рынок сконцентрирован на сегодняшний день в двух столицах — Москве (62%) и Санкт-Петербурге (22%). На регионы приходится лишь 16% от общего объема.
ТАК СЕБЕ КЛИМАТ
Очевидно, что потенциал рынка неравномерен. Одними из самых перспективных регионов с потенциалом роста до 100% в год аналитики считают Екатеринбург и Сочи. Конкуренция на этом рынке там практически отсутствует.
Никита Дубровин, гендиректор компании «О'дин» — Конкуренция нам просто необходима. Когда начнем «бодаться», тогда и появится должный уровень, а цены станут ниже. |
Перспективы Северной столицы — до 60% в год, с учетом того, что и уровень конкуренции здесь очень высок: на рынке кейтеринга Санкт-Петербурга работают более 300 компаний. Прогнозы по Нижнему Новгороду, Новосибирску, Иркутску и Красноярску менее радужны. В этих городах, как считают аналитики, развитию услуги препятствует деловой климат. Ниша кейтеринг-сервиса освоена здесь не более чем на 20%, потенциал прироста — от 15 до 50% в год.
— Н а мой взгляд, рынка кейтеринга как такового сейчас в Иркутске нет, — считает Никита Дубровин, гендиректор компании «О'дин». — Очевидно, что данный вид услуг в столице существует и развивается, на него реагируют ваши конкуренты и часто становятся вашими компаньонами. К примеру, для любого ресторана в Москве и Петербурге нормальная практика сдавать кухни в аренду для готовки кейтеринговым службам. Пройдитесь по иркутским ресторанам с такой же просьбой, и на вас посмотрят как на ненормального. При этом, по словам предпринимателя, услуга в городе довольно востребована.
— Понятно, что любой бизнес нужно делать на растущем рынке, — комментирует Анастасия Шайдурова, гендиректор «Маэстро кейтеринг». — Шесть лет назад было именно так, рынок кейтеринга рос достаточно активно. По опыту могу сказать, что в основном это происходило за счет западных инвестиций: различные автомобильные компании каждый месяц проводили презентации новых моделей, автосалонов. Активно пользовались услугами кейтеров банки и другие крупные компании города. Деловая активность была на высоком уровне. В 2008 году заказы сократились на 70% — это огромное падение. Случалось, заказов не было месяцами. Но с марта 2009-го рынок начал приходить в себя, но до показателей 2007го еще очень далеко. Сказалось и сокращение персонала, бюджетов, западных инвестиций. Например, в этом году мы всего один раз работали с автоцентром.
СТАРТОВАТЬ И НЕ СПОТКНУТЬСЯ
Спад спроса за последние полтора года отмечают и в фирме «Best Service». Компания даже переключилась на развитие другого направления кейтеринга — доставку комплексных обедов.
— Последние шесть-восемь месяцев мы прорабатываем рынок в этой сфере, — рассказывает директор по развитию компании Ирина Полякова. — Дело прибыльное, пусть и не такое захватывающее, как событийный event-кейтеринг.
Ирина Полякова, директор по развитию компании Best Service: — Доставка комплексных обедов — дело пусть и не такое захватывающее, как событийный event-кейтеринг, но прибыльное. |
По словам экспертов, организация доставки готовых обедов требует сравнительно меньше первоначальных инвестиций. Наиболее предприимчивые кейтеры начинают бизнес с приготовления обедов на своих домашних кухнях, так что стартовать в этой нише проще. Однако самый прибыльный кейтеринг — все же обслуживание торжественных событий, рентабельность здесь достигает 25 – 30%. Но зато количество потенциальных заказчиков в демократичном сегменте доставки обедов в офисы существенно выше.
Согласно исследованиям аналитиков, на начальном этапе инвестиции в открытие кейтерингового бизнеса могут быть сравнительно невелики, к тому же компенсирует их достаточно быстрая окупаемость — 1 – 1,5 года. Первые вложения могут составлять от $100 тыс., пойдут они, прежде всего, на покупку оборудования, аренду помещения (кухня, офис), создание фонда оплаты труда. Как показывает мировая практика, уровень рентабельности в 10 – 12% довольно хороший показатель для кейтеринговой компании. Сезонность — немаловажный фактор для кейтеринга. По мнению экспертов рынка, для Иркутска самое мертвое время — осень. Заказов в этот период практически нет, в то время как в столичных городах с сентября по октябрь популярность набирают мероприятия формата «тимбилдинг».
Региональный же рынок начинает оживать ближе к новому году — до 25 – 35% годовых продаж компании делают в декабре. Затем в феврале-марте идут праздники и различные рабочие встречи — экономистов, медиков, строителей и т.д. И, наконец, летом возникает самый высокий спрос на услугу — это время свадеб, торжественных ужинов и так называемых garden party на свежем воздухе.
Стоит отметить и такие «подводные камни» этого бизнеса, как недостаток квалифицированного персонала. Среди официантов и барменов текучка — обычное явление, да и качество работы далеко не всегда на уровне. Есть проблемы с качеством и стоимостью продуктов — свежие овощи, зелень круглый год на иркутских прилавках найти крайне сложно, а цены оставляют желать лучшего.
КОНКУРЕНЦИИ НОЛЬ
По запросу «кейтеринг» иркутский справочник выдает 14 организаций. Однако, как удалось выяснить «Капиталисту», далеко не все компании реально предоставляют эту услугу. Многие лишь заявили о ней, но на самом деле кейтерингом не занимаются, другие перестали развивать это направление, когда рынок стал падать, третьи отказались ввиду довольно сложного ритма работы.
По словам Ирины Поляковой, в результате проведенного ими маркетингового исследования удалось установить, что в городской сфере кейтеринга сейчас работает не более шести организаций. Между тем, как признаются местные игроки, конкуренция сейчас просто необходима, только она сможет раскачать региональный рынок.
— Когда начнем «бодаться», тогда и появится должный уровень, а цены станут ниже, — уверен Никита Дубровин. — Пока между нами скорее взаимоотношения коллег. Мы созваниваемся, помогаем, предоставляем оборудование в аренду, даже иногда меняемся персоналом. Все очень взаимозависимо.
В Иркутске, Новосибирске и Красноярске ниша кейтеринг-сервиса освоена не более чем на 20%, потенциал прироста — 15 – 50% в год |
— Пока и тягаться не в чем, — соглашается Анастасия Шайдурова. — Сфера event-кейтеринга, на мой взгляд, находится в стагнации. В Екатеринбурге и Красноярске мероприятий сейчас проходит в разы больше, чем у нас. К примеру, выездные мероприятия, прошедшие в Иркутске за год, можно пересчитать по пальцам. Кстати, в других городах даже есть кейтеринговые компании, которые живут только на аренде — текстиля, посуды, мебели, оборудования. У нас в регионе это невозможно, потому что процент крупных заказов очень маленький. Наш рынок напрямую зависит от деловой активности в городе. Сейчас она очень осторожная, поступательная, заказы в основном маленькие, и бороться за место под солнцем нам, к сожалению, не с кем. А когда есть сильные конкуренты, это вынуждает расти.
Несмотря на низкий уровень конкуренции, местные игроки скептически относятся к появлению новичков, считая экономическую нестабильность далеко не самым благоприятным временем для старта. Однако некоторые из них уверены: на этом рынке можно стартовать и сегодня, если имеются высококвалифицированные специалисты и особенные, эксклюзивные предложения.
- Число просмотров: 1541