Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Так это было

Вначале был хлеб

Купцы Дудоровские

В исторической науке так сложилось: в документах и летописях прошлых веков наиболее подробно отмечены лишь самые знаковые представители своего времени. Поэтому и сейчас их имена на слуху. Другим же значимым в свое время людям достались, к сожалению, только скромные упоминания — в разных источниках по строчке в общем списке... Историческая рубрика «Капиталиста» продолжает исправлять эту несправедливость, собрав по крупицам информацию еще об одной иркутской купеческой династии.

В конце XVIII — начале XIX веков в верхушку иркутского купечества входила фамилия Дудоровских — знаменитых сибирских подрядчиков-хлеботорговцев. Династию составляли потомки причислившегося в Иркутск сольвычегодского купца Якова Дудоровского.

На заре становления сибирской экономики подряды были основой взаимоотношений купечества с государством. Большое государственное хозяйство требовало от правительства масштабных перемещений грузов на значительные расстояния. Сами государственные органы с такими задачами не справлялись. К тому же скупка, хранение и перевозка зерна считались самым проблематичным и трудоемким из существовавших тогда подрядов. И было проще это занятие отдать на откуп частникам.

Около 83% всех перекупок у местных крестьян приходилось на «гулящих» людей — купцов из Москвы

Контрагент-купец брал на себя все хлопоты по добыче и развозу соли, заготовлению и поставке хлеба для воинских провиантских и казенных хлебозапасных магазинов (называвшихся в ту пору «мангазеями»), проведению торгово-закупочных операций и перевозке грузов, связанных с обслуживанием казенной и кабинетской промышленности.

В среде исследователей есть мнение о том, что история Сибири в XVIII-XIX веках складывалась таким образом, что основное накопление излишков происходило преимущественно благодаря аграрной специализации экономики края. И поэтому торговля продукцией сельского хозяйства являлась важной сферой не только накопления, но и оборота капиталов в регионе.

Переход к иной предпринимательской деятельности, связанной с открытием мануфактурной торговли, подрядами и промышленным производством, был немыслим без первоначального капитала, чаще всего нажитого торговлей хлебом.

В значительной мере хлебная торговля определяла направление предпринимательской деятельности и иркутских купцов. Как правило, основной, «несгораемый» капитал прирастал за счет хлебной торговли, а остальная часть складывалась из различных форм совместной деятельности с компаньонами.

Стремясь сохранить капитал, иркутские купцы участвовали не в одной, а в нескольких торговых операциях, где казенный подряд на поставку хлеба или оптовая торговля мехом играли роль системообразующего финансового рычага. Экспедиции в Китай, на Алеутские острова, промышленные вояжи, рассчитанные на несколько месяцев, случались раз в несколько лет и только вскладчину. Так, по утверждению историка Вадима Шахерова, действовали иркутяне Михаил Сибиряков, Николай Мыльников, Илья Сизых, Федор Дудоровский.

Сохранившиеся фрагменты

О династии иркутских Дудоровских сохранилось немного информации. Оказались они загадкой и для историка-исследователя Юрия Степановича Душкина, который двадцать лет назад сумел увлекательно описать многие старинные достопримечательности города в лицах. В двух своих статьях — "По начатии города..." (Иркутск, 1988) и "Архивные документы уточняют" (Иркутск, 1993) он лишь упомянул о Дудоровских.

   
 

Хлебный рынок в Иркутске (фото 1900-х)

   

Считается, что родоначальником династии был сольвычегорский купец Яков Дудоровский, который с сыновьями Федором и Григорием играл заметную роль в среде иркутского купечества в конце XVIII века.

По другой версии, вид деятельности, которым занимался Яков Дудоровский, — изготовление кожаной обуви, и его имя дают основание полагать, что Яков происходил из крестьян ближайших от города деревень, промышлял лоточной торговлей, а затем обосновался в Иркутске.

По крайней мере, зарождение кожевенного промысла Иркутска, создание сети сапожных мастерских и совершенствование технологии выделки кожи в XVIII веке напрямую связано с жизнью Якова и его сына Федора Дудоровских. Прибавочный капитал они вкладывали в торговлю хлебом.

Эта версия приемлемо сочетается с таким известным фактом: в 1799 году архитектор Антон Иванович Лосев, автор многочисленных проектов иркутских зданий и церквей («Капиталист», N8(36), декабрь 2009), получил заказ на строительство трех двухэтажных каменных жилых домов для купцов Киселева, Иванова и Дудоровского. Как известно, Лосев принимал заказы от очень состоятельных купцов. Следовательно, к концу XVIII века Дудоровские входили в число самых богатых людей города.

К этому утверждению можно добавить еще один фрагмент из истории краеведения. Библиотека иркутского краеведческого музея была основана одновременно с музеем в 1782 году губернатором Францем Николаевичем Кличкой, который призвал «отцов города» пожертвовать средства на строительство первой в Иркутске книгохранительницы. Он же стал первым дарителем и смотрителем библиотеки. Местные купцы — Николай Мельников, Федор Дудоровский, братья Сибиряковы, член-корреспондент Петербургской академии наук Александр Карамышев и другие передали в библиотеку сочинения Вольтера, учебники ХVIII века, религиозные книги.

Кстати, судьба Григория Дудоровского осталась неизвестной, а вот потомки Федора стали не только продолжателями удачных купеческих операций, но и тонкими ценителями прекрасного.

Торговый люд «с Руси»

В Иркутске и прилегающих к нему территориях («иркутский разряд») долгие годы торговля хлебом проходила при участии, если не под контролем торгово-промышленных людей «с Руси». Так тогда называли приезжих из Москвы, а способ, которым они зарабатывали на жизнь, именовали «гулящим».

Чаще всего разъезжали они с места на место и скупали все, что соответствовало сезонным видам деятельности местного населения. По мнению барнаульского исследователя Виктора Разгона, около 83% всех перекупок у местных крестьян и последующих поставок хлеба в казну приходилось как раз на таких «гулящих людей».

В то время отличаться от чиновничьей публики, привыкшей к взяткам, мог только очень смелый человек

Так, например, в 1699 году три четверти всего иркутского хлеба (1138 пудов на 104 руб. 20 алт.), представленного на Иркутской таможне, принадлежало купцу гостиной сотни Ивану Пивоварову. Аналогичное писалось в летописях о купцах гостиной сотни братьях Иване и Алексее Ушаковых. Они ежегодно скупали хлеба не менее, чем 20800 пудов в Енисейском, Илимском и Иркутском уездах.

Естественно, что местным крестьянам было очень сложно противостоять сплоченным внутренней корпоративной солидарностью пришлым «гулящим» людям гостиной сотни.

Главная сила гостиной сотни складывалась из двух составных частей — протекции коррумпированных сенаторов, с которыми москвичам было проще установить дружеские контакты, и большой объем капиталов.

Ни первого, ни второго у сибиряков не было. Иркутским купцам приходилось занимать нишу попроще и заниматься более практичной хлебной торговлей, то есть хлебными поставками в казенные учреждения — скупать хлеб у сибирских крестьян и перепродавать государству.

География хлебных операций

В Восточной Сибири наибольшими масштабами хлеботорговых операций в начале XVIII века отличались города, откуда шло снабжение хлебом охотничье-промысловых районов: Енисейск, где, по данным местной таможни, в 1701 году объектом купли-продажи было 3907 пудов хлеба (из которых 945 пудов было отправлено в мангазею), и Якутск, где в том году хлеботорговцами было реализовано 8220 пудов хлеба, закупленного главным образом в Илгинской волости.

Иркутск — крупнейший в Восточной Сибири городской центр — как рынок оптовой торговли хлебом существенно уступал промысловым городам. Его снабжение осуществлялось в основном за счет подвоза хлеба крестьянами из близлежащей сельской округи.

В сохранившихся иркутских таможенных книгах за 1692/93, 1696, 1699 и 1700 годы зафиксирована 61 явка продавцов хлеба общим объемом 5590 пудов, что в среднем составляло более тысячи пудов в год. Основная часть явленного в Иркутской таможне хлеба была отправлена торговцами в Забайкалье, где цены на хлеб были в несколько раз выше, чем в Прибайкалье: от 60 коп. до 1 руб. против 5-12 коп. за пуд.

Вот в этой ситуации Дудоровские сумели себя грамотно поставить в бизнесе. Они заключали договоры-подряды на поставку хлеба в казенные заведения и благодаря этому прослыли монополистами. Используя общественные склады для зерна — «мангазеи», Дудоровские за короткий срок (два-четыре года) организовали сеть скупки и хранения зерна на пространстве от Илимского острога до современного Казачинска.

К ним потянулись крестьяне, желавшие сбыть хлеб. И, таким образом, вопрос с поставками и механизмом регулирования закупочных цен на хлеб был решен. Заодно с пришлыми «с Руси» конкурентами тоже удалось покончить.

Эта история связывается с именем сына Федора Яковлевича — Степана Дудоровского (1754—1809 гг.).

Портрет купца

К сожалению, подлинный портрет удачливого купца и зачинателя иркутских литературно-музыкальных вечеров сохранился только в словесном виде — в беллетристическом произведении М. Александрова «Воздушный тарантас», изданном в Иркутске в 1827 году. Вот он.

   
 

Гостиный двор (на месте нынешнего сквера Кирова). Здесь свои лавки имели многие иркутские купцы

   

«Степан Федорович Дудоровский — был коллекционером, просвещенным иркутским купцом, владевшим европейскими и восточными языками. Например, он любил читать поэзию на китайском и монгольском языках, сидя в собственной оранжерее, где собрал редчайшие растения мира. Он являлся обладателем собрания ценных и редких книг на русском и иностранных языках, скупил многие уникальные рукописи по истории Сибири.

В своем доме он хранил скульптуры из мрамора, бронзы и серебра. Мраморные угловые столики, яшмовые тумбы, гравюры, иконы с киотами, во множестве стояли во всех комнатах. Для альбомов и бумажных трубок купец заказал специальные шкафы во Франции».

Примечательно, что свои сокровища Степан Федорович собрал в короткий срок. Злые языки шептали, что все это предназначалось в подарок китайскому богдыхану от русского императора. Но в 1805 году граница оказалась закрытой, и предприимчивый купец приобрел все это у русского посла Ю.А. Головина. И якобы имел место «откат»...

Еще одна строка из биографии купца. В связи с кончиной городского головы Дмитрия Николаевича Мыльникова на эту должность был избран Степан Дудоровский (1805—1808 гг.) — в годы, когда в Иркутске свирепствовала репрессивная политика сибирского генерал-губернатора Ивана Борисовича Пестеля.

Известно, что Степана Федоровича горожане признавали оригиналом. В то время отличаться от чиновничьей публики, привыкшей к взяткам, мог только очень смелый человек. Он воспитал и достойного продолжателя своего дела в части хлебной торговли и коллекционирования — С.С. Дудоровского, что нашло отражение в «Сборнике историко-статистических сведений о Сибири», изданном в 1875 году в Санкт-Петербурге.

Очаг культуры

В литературных и документальных произведениях XIX века можно встретить имя Дудоровских — многие современники в своих эпистолярных работах упоминали об этой семье как о чем-то понятном и неотделимом от истории Иркутска.

   
 
   

Дом династии Дудоровских (современный вид)

Только таким обстоятельством можно объяснить тот факт, что и известный исследователь нашего края Григорий Потанин в своей статье о городах Сибири также ссылается на дом Дудоровских как на один из очагов распространения экономической и музыкальной культуры азиатской России.

Косвенно данный факт нашел подтверждение в диссертации Ирины Юрьевны Харкеевич «Музыкальная культура Иркутска», защищенной еще в 1970-х годах.

Кстати, программы музыкальных вечеров иркутян первой четверти XIX века копировались с приемов, которые устраивались Дудоровскими.

«Духовные запросы в иркутском обществе, — писал исследователь Потанин в статье о городах Сибири, — появились ранее, чем где-либо в Сибири. Уже в 30-х годах (точнее, по замечанию литературоведа М.К. Азадовского, эту дату нужно отнести к 1820-м гг. — Авт.) прошлого века в Иркутске был дом купца Дудоровского, в котором собирались лучшие люди в городе. Кроме того, в Иркутске организовался кружок для бесед о политике и литературе, имевший председателя. По классификации того времени это было, конечно, тайное Общество».

Все изменилось после переселения в Иркутск в 1844 году семьи декабриста Сергея Волконского и появления музыкального салона его жены — княгини Марии Волконской. Постепенно публика перешла к ним, а память о доме Степана Федоровича Дудоровского, как о месте встреч городской элиты, начала стираться.

Дом на Троицкой

Этот дом, построенный в 1800—1801 годах архитектором Лосевым и бывший несколько десятилетий неформальным культурным центром Иркутска, — все, что осталось сегодня в качестве памяти о купеческой династии Дудоровских. Находится он на перекрестке улицы 5-й Армии и переулка Я. Гашека.

Сейчас дом состоит из трех смежных зданий — имели место поздние пристройки (в 1880-х гг. и в 1904—1907 гг.). А вообще это один из первых домов в Иркутске в стиле «ампир», популярность которого зародилась в самом начале XIX века. Моду на него Антон Лосев привез из Санкт-Петербурга.

Известно, что уже к 1829 году в усадьбе дома находился военный госпиталь. А в 1879 году здесь разместилось юнкерское училище, преобразованное в 1907 году в пехотное юнкерское училище. В советское время в здании располагалась картографическая фабрика.

Уникальность дома Дудоровского заключается не только в эклектичности стиля, получившегося благодаря перестройкам, которые продолжались на протяжении двухсот лет, и не только в том, что он выстоял во время страшного пожара 1879 года.

Своеобразие любого дома начинается с биографии его первого хозяина, вернее, династии хозяев.

Владимир Титов, кандидат исторических наук. Спонсор рубрики галерея “АртиФакт”

Использованы материалы книги Виктора Разгона «Сибирское купечество в XVIII — первой половине XIX в.» (Алтайский государственный университет, 1999)


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (41) Июль - Август 2010 года


  • Число просмотров: 2625

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть