Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Наличные деньги юрлиц

СВЫШЕ 600 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

БАНКИ БУДУТ СООБЩАТЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 28 мая
Новости
С ИЮЛЯ ВВОЗ ПРАВОРУЛЬНЫХ МАШИН УЖЕСТОЧИТСЯ
Торговые тенденции
РОССИЯНЕ СКУПИЛИ ХОЛОДИЛЬНИКИ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Котенок в дар

ФинСовет-Иркутск

DI клиника

Мастер-класс

Глазковская типография

ДиТранс

Орнамент Group

БайкалЭкоПродукт

Архив журнала «Капиталист»

Так это было

Пароходовладельцы

Династия Шишеловых

Освоение северных морских просторов караванами судов, отправленных на средства иркутских купцов, — яркая страница российской истории. О ней наша постоянная рубрика «Так это было» рассказывала не раз. Но водные просторы нужно было осваивать и близ Иркутска. Задача, конечно, нестоль значима, однако необходимость в ней была не меньшая. В этой связи нужно вспомнить династию иркутских купцов Шишеловых, чьи представители не изменяли выбранному делу — хождению на своих судах по Ангаре и Байкалу — более сотни лет.

   
 

Семья С.А. Шишелова. Около 1900 г.

В центре — Семен Александрович и его жена Мария Ивановна, слева от Семена Александровича — дочь Мария с мужем Александром Трофимченко, далее семья сына Ильи (Илья Семенович, жена Екатерина Васильевна, дети Наталья и Степан), сзади Семена Александровича — племянник Иван Иванович Шишелов, справа от Марии Ивановны — семья сына Павла (Павел Семенович, жена Ирина Андреевна и дети Георгий /стоит/, Климент, Петр /на руках матери/).

Стараниями известного библиографа и краеведа Владимира Межова, издавшего в 1890-х годах книгу «Сибирская библиография», история сохранила точную дату появления Шишеловых в Иркутске: 1 декабря 1697 года был издан именной указ Петра I, по которому в сибирские города для сбора таможенных пошлин и винной продукции был послан оружейник Василий Шишелов с товарищами.

В дальнейшем в описаниях первого столетия Иркутска появилось имя уже дворянина Василия Шишелова, назначенного на должность первого судьи города. Затем в истории города отмечены разночинцы (т.е. горожане) Василий Шишелов с сыновьями Иваном и Василием, служитель женского Знаменского монастыря Яков Шишелов.

Приблизительно в первой трети XVIII века иркутские цеховые (т.е. ремесленные мастера, державшие производство) Шишеловы обосновались на побережье Байкала. Надо отметить, что в то столетие территории, где сейчас проходит Байкальский тракт, оценивались многими деловыми современниками Шишеловых как место очень рентабельных капиталовложений. Там поселились представители купеческих династий Елизовых, Дударовских, Шипуновых.

Листвянка — первоисток корабельного извоза

Поселок Листвянка, в XVIII-XIX веках его называли Лиственичное. Впервые русские появились в этих местах в 1645 году. Тогда к берегу Ангары в четырех километрах от Байкала, где сейчас находится селение Никола, пристали дощаники русского казака сотника Ивана Галкина. Это было первое появление русских на Байкале через исток реки Ангары.

1660-й считается годом окончательного покорения Байкала и Забайкалья, прекращением военных экспедиций в районе озера и началом торгово-предпринимательского плавания по Байкалу.

В конце 1690-х годов на мысу Лиственичном обосновался Роман Кислицын — один из пионеров купеческих династий, связанных с освоением северных просторов края. К этому времени там стояли зимовья братьев Натягановых и Шамшуриных.

Шишеловы присоединились к ним лет через сорок. Именно тогда первое описание поселка появилось в официальных научных работах, например в сочинении немецкого ученого Петра Симона Палласа. Паллас упоминал о Лиственичном не случайно — по причине налаживания через поселок постоянной переправы на другой берег озера — в Посольск.

С этого момента Лиственичное держит первенство столицы байкальского судостроения. Оно обязано своим процветанием купцам Алексею Ксенофонтовичу Сибирякову и Семену Федоровичу Мясникову, а также купеческим династиям Дудоровских, Глазковых, Могилевых, Потаповых, Русиновых, Хаминовых, Шигаевых, Шишеловых, Шепелевых.

Поселок Лиственичное быстро разросся: появились пристани, склады, гостиницы, конторы. В самом узком месте, где горы вплотную подходят к Байкалу, стояла таможня, и это место с тех пор называется Таможенная Рогатка или просто Рогатка.

В 1873 году Лиственичное является селом Иркутского округа Иркутской губернии, в котором проживают 98 душ мужского пола и 97 женского пола. А в 1896 году жителей села было уже 409 человек обоего пола.

Клан судостроителей

Из всего списка указанных купеческих фамилий, которые проживали или имели свои резиденции в Лиственичном, род Шишеловых выделен не случайно. Дело в том, что предпринимательская жизнь сибирской купеческой династии обычно измерялась двумя поколениями. Крайне редко она переходила к внукам и правнукам. Скорее всего, такие случаи были типичны для центрально-европейской полосы России.

Обычно последующие поколения сибирских купцов, шедшие в хронологической последовательности за своими дедами и отцами, больше предпочтений отдавали наукам, исследованиям, меценатству, литературе. Сибирские купеческие династии, продолжавшие на протяжении трех-пяти поколений торговую деятельность, — это большая редкость.

Династия Шишеловых занималась только активным судостроительным и судоходным промыслами на озере Байкал, по разным оценкам, на протяжении семидесяти-девяноста лет. Причем делали это не один или два представителя рода, а целый клан, сплоченный внутри тесными и мало кому понятными мотивами.

Вот что указано в «Описаниях землевладельцев мещан и цеховых, порознь проживающих в Николе и Лиственичном» — метрическом документе позапрошлого века: «Все Шишеловы были судостроителями, имели свои суда и ходили по Ангаре и Байкалу, развозя товары из Кяхты, рыбу и разную кладь».

   
 

С середины XVIII века Лиственичное держит первенство столицы байкальского судостроения

   

Родоначальники рода Шишеловых начинали свое дело, находясь на государственной службе, поскольку до издания 25 июня 1781 года Указа Екатерины II весь судостроительный и рыболовецкий промысел находился в монополии у государства. После этого срока данные виды деятельности передали в частные руки, а в 1839 году было упразднено Адмиралтейство. С 1840-х годов началась эпоха частного судовладения на Байкале. Этот период принято связывать с именем Александра Шишелова, человека, от которого пошло «судовое» благополучие купеческого рода.

К 1860-м годам Лиственичное разрослось, появилось несколько усадеб Александра Шишелова и его сыновей — Семена, Ивана, Михаила, Захара, потом усадьба почтосодержателя и частного судовладельца И.Г. Ступина, охотников и рыбопромышленников Кислициных, Елизовых.

Вот как описывала историю появления пароходного бизнеса Шишеловых кандидат химических наук Лия Ефимовна Латышева в своей статье в журнале «Тальцы» (N1, 2008 г.): усадьба Александра Шишелова «стояла на побережье у реки Крестовки, впадающей в Байкал». Рядом появилась первая пристань с молом, которую потом называли «Крестовая пристань» или Шишеловская. У этой истории есть два ключевых продолжения.

1. Появление пристани было вызвано созданием Байкальского пароходства, которое проработало 14 лет, с 1870 по 1884 год. Его учредителями были братья Шишеловы, иркутские купцы 2-й гильдии Могилев и Елизов. Байкальское пароходство стало деловым преемником ранее действовавшего пароходства «Наследники Мясникова и порутчик Д.Е. Бенардаки», поэтому приняло на себя обязательства выполнения срочных почтовых перевозок, буксировок, осуществления пассажирских и озерно-морских поездок.

2. Байкальский судостроительный промысел объединил обе ветви рода Шишеловых: так называемую байкальскую и городскую — иркутскую. «В 1872 году соучредителями срочного буксирного пароходства стали Иван и Петр Федоровичи Шишеловы. Георгий Михайлович Шишелов в 1908 году работал на ледоколе «Байкал». В 1914, 1915 годах он являлся старшим машинистом железнодорожных переправ Лиственичного», — писала Лия Латышева.

Редкая устойчивость

 
   

 

Илья Семенович Шишелов

Начало ХХ в.

Жесточайшая конкуренция, которая вовсю свирепствовала в среде байкальских пароходовладельцев к началу 1880-х годов, вынуждала купцов продавать свои пароходы, ликвидировать и вновь образовывать предприятия, новые товарищества.

Шишеловым на редкость удавалось и в это тревожное для бизнеса время сохранить себя в списке ведущих предпринимателей на Байкале. Они занимались доставкой грузов по рекам Ангара, Селенга и озеру Байкал. Обслуживали рыбные и омулевые промыслы. Выдерживали коммерческий натиск соперников.

Так, в ноябре 1881 года купцы Шишеловы приобрели шесть кяхтинских пароходов. В июле 1885 года Шишеловы совместно с купцами Свиньиным и Глазковыми создали товарищество Сибирского пароходства и ликвидировали прежнее дело. С этого момента их конкурентами были крупнейшие судовладельцы Коковины, Немчиновы, Мясниковы.

Цитируя метрические документы («Описания землевладельцев мещан и цеховых, порознь проживающих в Николе и Лиственичном») Лия Латышева приводит следующие факты.

В те же годы «Шишеловы продолжают обосновываться в Лиственичном. В 1886 году расселяются дети Александра Шишелова. Семен Александрович имеет свой отдельный дом, контракт на землю, кухню, флигель, конюшню под навесом и завозню. Иркутская мещанка вдова Марфа Семеновна Шишелова владеет землей по контракту, дом сдает в аренду под почтовую станцию за 200 рублей в год. Елена Ильина Шишелова, вдова иркутского мещанина, живет в Листвянке уже 43 года. Весь год держит постоялый двор, имея двухэтажный флигель, амбары, конюшню. Контракт с казенной палатой оформлен с 1843 года на 99 лет. Держит хозяйство: лошадей, свиней, кур».

Лиственичное, как и многие селения, основанные между морем и тайгой в 1860-70-х годах, отличалось гостеприимными людьми, которые своим личным трудом создавали не только жизнь на новых, необжитых местах, но и новые рабочие места.

«Отличаясь честностью расчетов»

Фамилия Шишелов, по воспоминаниям родственников, произносилась с ударением на первом слоге. Наиболее известный и авторитетный в их среде был Семен Александрович Шишелов.

Архивные изыскания свидетельствуют, что в истории края Семен Александрович впервые упоминается как 24-летний купец, который в 1844 году стал владельцем первого парохода на Ангаре и Байкале. На протяжении всей жизни купец вместе со своим другом и компаньоном Л.М. Коковиным осуществлял перевозку различных грузов: лесоматериалов, чая, рыбы.

   
    

Дом С.А. Шишелова в Иркутске. 2005 г.

 

Он был женат на Марии Ивановне Миталловой. В семье росли три сына и дочь. Прожил Семен Александрович до 82 лет, с полным осознанием выполненного перед собой и семьей дела.

Его брат, Иван Александрович, являлся арендатором городских переправ через Ангару и занимался благотворительностью в сфере православного миссионерства.

Илья Семенович — сын Семена Александровича, явился достойным продолжателем дел родственников и отца. Кроме того, он постоянно избирался в общественную управу, в городскую думу 1904, 1908, 1909, 1914-1915 годов, являлся членом земельного комитета по аренде и застройке, членом комитета по наблюдению за переправами через реку Ангару, построил в городе несколько домов.

Деловая биография Ильи Семеновича дает ключ к разгадке фамильного успеха купеческой династии.

Шишеловы не только накапливали капитал доступными для купцов способами — продажей продуктов ремесла, выполнением подрядов. «Отличаясь честностью расчетов», Шишеловы «упрочивали доверие к себе» властей города. Также имели тесные деловые контакты с администрацией Восточной Сибири: помогали устроиться политическим ссыльнопоселенцам, многие из которых были очень благородных кровей; оказывали содействие властям в исследованиях речных просторов края; обязательно поддерживали связь с цеховыми и мастеровыми Иркутска.

Последний факт позволял Шишеловым выступать арбитрами при спорах, возникавших между городскими чиновниками и ремесленниками, лавочниками, мелкими комиссионерами. Благодаря этому Шишеловы практически постоянно выдвигались гласными в городскую думу и участвовали в различных комиссиях по освоению северных речных широт края, за счет чего получали наиболее выгодные подряды и контракты, в том числе в сфере пароходного строительства.

С начала XX века ситуация в России стала меняться: революционное движение, смута, рост рабочего класса, растерянность властей. Что сказывалось и на предпринимателях и товариществах. Вот как революционер-народоволец Иван Попов в своих мемуарах, вышедших в 1924 году, описывает состояние Сибирского пароходства после 1905 года: «Частные пароходства, кроме влачившего жалкое существование немчиновского, совершенно исчезли. Плоскодонные пароходы были увезены в Иркутск, где они перевозили гуляющую публику в кафе-шантаны и увеселительные сады на «Царь-Девицу» и «Звездочку». Рыбные промыслы упали».

Из восьми пароходов Сибирской компании Шишеловых «Иннокентий» в 1906 году был продан пароходству Немчинова и К°, пароход «Петр и Павел» продан компании Коковина, «Рыбак» сгорел в 1903 году, «Феодосий» с 1885 по 1912 год работал на Ангаре, «Кучум» и «Ермак» были проданы в Иркутск для перевозки грузов, оба парохода плавали с 1887 по 1912 год.

Дальнейшая судьба представителей династии сложилась по-разному. Известно, к примеру, что семью младшего сына Семена Александровича — Павла, которая проживала в Большом Голоустном, в 20-е ожидала ссылка в Туруханск. Только благодаря активной защите сельчан этого не произошло. И до 1937 года они так и жили в доме, построенном отцом в этом селе.

Несколько домов Шишеловы имели в Иркутске вблизи пароходной и рыбной пристаней — на Набережной (бульвар Гагарина) и окрестных улицах. Дом Семена Александровича (N66) — родовой дом Шишеловых, а также соседский — дом (N64) его зятя А.Н. Трофимченко еще до недавнего времени стояли на бульваре Гагарина вблизи перекрестка с улицей Российской. Но в связи с развернувшимся строительством современных зданий старинных домов там не стало. Известно, что в своем заключении центр сохранения наследия рекомендовал перенести их на улицу Коммунаров. Пока же эти памятники там не появились...

Владимир Титов, кандидат исторических наук

 


Использованы материалы архивов, а также — публикации «Почти три столетия на Байкале» (Автор: Лия Латышева, член общества «Родословие», Иркутск, научно-популярный журнал «Тальцы»)


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (40) Июнь - Июль 2010 года


  • Число просмотров: 2195

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

Олиговская Рыба

Yamaguchi

Российский Экспортный Центр

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть