Архив журнала «Капиталист»
Так это было
Пароходовладельцы
Династия Шишеловых
Освоение северных морских просторов караванами судов, отправленных на средства иркутских купцов, — яркая страница российской истории. О ней наша постоянная рубрика «Так это было» рассказывала не раз. Но водные просторы нужно было осваивать и близ Иркутска. Задача, конечно, нестоль значима, однако необходимость в ней была не меньшая. В этой связи нужно вспомнить династию иркутских купцов Шишеловых, чьи представители не изменяли выбранному делу — хождению на своих судах по Ангаре и Байкалу — более сотни лет.
![]() |
|
Семья С.А. Шишелова. Около В центре — Семен Александрович и его жена Мария Ивановна, слева от Семена Александровича — дочь Мария с мужем Александром Трофимченко, далее семья сына Ильи (Илья Семенович, жена Екатерина Васильевна, дети Наталья и Степан), сзади Семена Александровича — племянник Иван Иванович Шишелов, справа от Марии Ивановны — семья сына Павла (Павел Семенович, жена Ирина Андреевна и дети Георгий /стоит/, Климент, Петр /на руках матери/). |
Стараниями известного библиографа и краеведа Владимира Межова, издавшего в 1890-х годах книгу «Сибирская библиография», история сохранила точную дату появления Шишеловых в Иркутске: 1 декабря 1697 года был издан именной указ Петра I, по которому в сибирские города для сбора таможенных пошлин и винной продукции был послан оружейник Василий Шишелов с товарищами.
В дальнейшем в описаниях первого столетия Иркутска появилось имя уже дворянина Василия Шишелова, назначенного на должность первого судьи города. Затем в истории города отмечены разночинцы (т.е. горожане) Василий Шишелов с сыновьями Иваном и Василием, служитель женского Знаменского монастыря Яков Шишелов.
Приблизительно в первой трети XVIII века иркутские цеховые (т.е. ремесленные мастера, державшие производство) Шишеловы обосновались на побережье Байкала. Надо отметить, что в то столетие территории, где сейчас проходит Байкальский тракт, оценивались многими деловыми современниками Шишеловых как место очень рентабельных капиталовложений. Там поселились представители купеческих династий Елизовых, Дударовских, Шипуновых.
Листвянка — первоисток корабельного извоза
Поселок Листвянка, в XVIII-XIX веках его называли Лиственичное. Впервые русские появились в этих местах в 1645 году. Тогда к берегу Ангары в четырех километрах от Байкала, где сейчас находится селение Никола, пристали дощаники русского казака сотника Ивана Галкина. Это было первое появление русских на Байкале через исток реки Ангары.
1660-й считается годом окончательного покорения Байкала и Забайкалья, прекращением военных экспедиций в районе озера и началом торгово-предпринимательского плавания по Байкалу.
В конце 1690-х годов на мысу Лиственичном обосновался Роман Кислицын — один из пионеров купеческих династий, связанных с освоением северных просторов края. К этому времени там стояли зимовья братьев Натягановых и Шамшуриных.
Шишеловы присоединились к ним лет через сорок. Именно тогда первое описание поселка появилось в официальных научных работах, например в сочинении немецкого ученого Петра Симона Палласа. Паллас упоминал о Лиственичном не случайно — по причине налаживания через поселок постоянной переправы на другой берег озера — в Посольск.
С этого момента Лиственичное держит первенство столицы байкальского судостроения. Оно обязано своим процветанием купцам Алексею Ксенофонтовичу Сибирякову и Семену Федоровичу Мясникову, а также купеческим династиям Дудоровских, Глазковых, Могилевых, Потаповых, Русиновых, Хаминовых, Шигаевых, Шишеловых, Шепелевых.
Поселок Лиственичное быстро разросся: появились пристани, склады, гостиницы, конторы. В самом узком месте, где горы вплотную подходят к Байкалу, стояла таможня, и это место с тех пор называется Таможенная Рогатка или просто Рогатка.
В 1873 году Лиственичное является селом Иркутского округа Иркутской губернии, в котором проживают 98 душ мужского пола и 97 женского пола. А в 1896 году жителей села было уже 409 человек обоего пола.
Клан судостроителей
Из всего списка указанных купеческих фамилий, которые проживали или имели свои резиденции в Лиственичном, род Шишеловых выделен не случайно. Дело в том, что предпринимательская жизнь сибирской купеческой династии обычно измерялась двумя поколениями. Крайне редко она переходила к внукам и правнукам. Скорее всего, такие случаи были типичны для центрально-европейской полосы России.
Обычно последующие поколения сибирских купцов, шедшие в хронологической последовательности за своими дедами и отцами, больше предпочтений отдавали наукам, исследованиям, меценатству, литературе. Сибирские купеческие династии, продолжавшие на протяжении трех-пяти поколений торговую деятельность, — это большая редкость.
Династия Шишеловых занималась только активным судостроительным и судоходным промыслами на озере Байкал, по разным оценкам, на протяжении семидесяти-девяноста лет. Причем делали это не один или два представителя рода, а целый клан, сплоченный внутри тесными и мало кому понятными мотивами.
Вот что указано в «Описаниях землевладельцев мещан и цеховых, порознь проживающих в Николе и Лиственичном» — метрическом документе позапрошлого века: «Все Шишеловы были судостроителями, имели свои суда и ходили по Ангаре и Байкалу, развозя товары из Кяхты, рыбу и разную кладь».
![]() |
|
С середины XVIII века Лиственичное держит первенство столицы байкальского судостроения |
Родоначальники рода Шишеловых начинали свое дело, находясь на государственной службе, поскольку до издания 25 июня 1781 года Указа Екатерины II весь судостроительный и рыболовецкий промысел находился в монополии у государства. После этого срока данные виды деятельности передали в частные руки, а в 1839 году было упразднено Адмиралтейство. С 1840-х годов началась эпоха частного судовладения на Байкале. Этот период принято связывать с именем Александра Шишелова, человека, от которого пошло «судовое» благополучие купеческого рода.
К 1860-м годам Лиственичное разрослось, появилось несколько усадеб Александра Шишелова и его сыновей — Семена, Ивана, Михаила, Захара, потом усадьба почтосодержателя и частного судовладельца И.Г. Ступина, охотников и рыбопромышленников Кислициных, Елизовых.
Вот как описывала историю появления пароходного бизнеса Шишеловых кандидат химических наук Лия Ефимовна Латышева в своей статье в журнале «Тальцы» (N1,
1. Появление пристани было вызвано созданием Байкальского пароходства, которое проработало 14 лет, с 1870 по 1884 год. Его учредителями были братья Шишеловы, иркутские купцы 2-й гильдии Могилев и Елизов. Байкальское пароходство стало деловым преемником ранее действовавшего пароходства «Наследники Мясникова и порутчик Д.Е. Бенардаки», поэтому приняло на себя обязательства выполнения срочных почтовых перевозок, буксировок, осуществления пассажирских и озерно-морских поездок.
2. Байкальский судостроительный промысел объединил обе ветви рода Шишеловых: так называемую байкальскую и городскую — иркутскую. «В 1872 году соучредителями срочного буксирного пароходства стали Иван и Петр Федоровичи Шишеловы. Георгий Михайлович Шишелов в 1908 году работал на ледоколе «Байкал». В 1914, 1915 годах он являлся старшим машинистом железнодорожных переправ Лиственичного», — писала Лия Латышева.
Редкая устойчивость
![]() |
|
Илья Семенович Шишелов Начало ХХ в. |
Жесточайшая конкуренция, которая вовсю свирепствовала в среде байкальских пароходовладельцев к началу 1880-х годов, вынуждала купцов продавать свои пароходы, ликвидировать и вновь образовывать предприятия, новые товарищества.
Шишеловым на редкость удавалось и в это тревожное для бизнеса время сохранить себя в списке ведущих предпринимателей на Байкале. Они занимались доставкой грузов по рекам Ангара, Селенга и озеру Байкал. Обслуживали рыбные и омулевые промыслы. Выдерживали коммерческий натиск соперников.
Так, в ноябре 1881 года купцы Шишеловы приобрели шесть кяхтинских пароходов. В июле 1885 года Шишеловы совместно с купцами Свиньиным и Глазковыми создали товарищество Сибирского пароходства и ликвидировали прежнее дело. С этого момента их конкурентами были крупнейшие судовладельцы Коковины, Немчиновы, Мясниковы.
Цитируя метрические документы («Описания землевладельцев мещан и цеховых, порознь проживающих в Николе и Лиственичном») Лия Латышева приводит следующие факты.
В те же годы «Шишеловы продолжают обосновываться в Лиственичном. В 1886 году расселяются дети Александра Шишелова. Семен Александрович имеет свой отдельный дом, контракт на землю, кухню, флигель, конюшню под навесом и завозню. Иркутская мещанка вдова Марфа Семеновна Шишелова владеет землей по контракту, дом сдает в аренду под почтовую станцию за 200 рублей в год. Елена Ильина Шишелова, вдова иркутского мещанина, живет в Листвянке уже 43 года. Весь год держит постоялый двор, имея двухэтажный флигель, амбары, конюшню. Контракт с казенной палатой оформлен с 1843 года на 99 лет. Держит хозяйство: лошадей, свиней, кур».
Лиственичное, как и многие селения, основанные между морем и тайгой в 1860-70-х годах, отличалось гостеприимными людьми, которые своим личным трудом создавали не только жизнь на новых, необжитых местах, но и новые рабочие места.
«Отличаясь честностью расчетов»
Фамилия Шишелов, по воспоминаниям родственников, произносилась с ударением на первом слоге. Наиболее известный и авторитетный в их среде был Семен Александрович Шишелов.
Архивные изыскания свидетельствуют, что в истории края Семен Александрович впервые упоминается как 24-летний купец, который в 1844 году стал владельцем первого парохода на Ангаре и Байкале. На протяжении всей жизни купец вместе со своим другом и компаньоном Л.М. Коковиным осуществлял перевозку различных грузов: лесоматериалов, чая, рыбы.
![]() |
|
Дом С.А. Шишелова в Иркутске. |
Он был женат на Марии Ивановне Миталловой. В семье росли три сына и дочь. Прожил Семен Александрович до 82 лет, с полным осознанием выполненного перед собой и семьей дела.
Его брат, Иван Александрович, являлся арендатором городских переправ через Ангару и занимался благотворительностью в сфере православного миссионерства.
Илья Семенович — сын Семена Александровича, явился достойным продолжателем дел родственников и отца. Кроме того, он постоянно избирался в общественную управу, в городскую думу 1904, 1908, 1909, 1914-1915 годов, являлся членом земельного комитета по аренде и застройке, членом комитета по наблюдению за переправами через реку Ангару, построил в городе несколько домов.
Деловая биография Ильи Семеновича дает ключ к разгадке фамильного успеха купеческой династии.
Шишеловы не только накапливали капитал доступными для купцов способами — продажей продуктов ремесла, выполнением подрядов. «Отличаясь честностью расчетов», Шишеловы «упрочивали доверие к себе» властей города. Также имели тесные деловые контакты с администрацией Восточной Сибири: помогали устроиться политическим ссыльнопоселенцам, многие из которых были очень благородных кровей; оказывали содействие властям в исследованиях речных просторов края; обязательно поддерживали связь с цеховыми и мастеровыми Иркутска.
Последний факт позволял Шишеловым выступать арбитрами при спорах, возникавших между городскими чиновниками и ремесленниками, лавочниками, мелкими комиссионерами. Благодаря этому Шишеловы практически постоянно выдвигались гласными в городскую думу и участвовали в различных комиссиях по освоению северных речных широт края, за счет чего получали наиболее выгодные подряды и контракты, в том числе в сфере пароходного строительства.
С начала XX века ситуация в России стала меняться: революционное движение, смута, рост рабочего класса, растерянность властей. Что сказывалось и на предпринимателях и товариществах. Вот как революционер-народоволец Иван Попов в своих мемуарах, вышедших в 1924 году, описывает состояние Сибирского пароходства после 1905 года: «Частные пароходства, кроме влачившего жалкое существование немчиновского, совершенно исчезли. Плоскодонные пароходы были увезены в Иркутск, где они перевозили гуляющую публику в кафе-шантаны и увеселительные сады на «Царь-Девицу» и «Звездочку». Рыбные промыслы упали».
Из восьми пароходов Сибирской компании Шишеловых «Иннокентий» в 1906 году был продан пароходству Немчинова и К°, пароход «Петр и Павел» продан компании Коковина, «Рыбак» сгорел в 1903 году, «Феодосий» с 1885 по 1912 год работал на Ангаре, «Кучум» и «Ермак» были проданы в Иркутск для перевозки грузов, оба парохода плавали с 1887 по 1912 год.
Дальнейшая судьба представителей династии сложилась по-разному. Известно, к примеру, что семью младшего сына Семена Александровича — Павла, которая проживала в Большом Голоустном, в 20-е ожидала ссылка в Туруханск. Только благодаря активной защите сельчан этого не произошло. И до 1937 года они так и жили в доме, построенном отцом в этом селе.
Несколько домов Шишеловы имели в Иркутске вблизи пароходной и рыбной пристаней — на Набережной (бульвар Гагарина) и окрестных улицах. Дом Семена Александровича (N66) — родовой дом Шишеловых, а также соседский — дом (N64) его зятя А.Н. Трофимченко еще до недавнего времени стояли на бульваре Гагарина вблизи перекрестка с улицей Российской. Но в связи с развернувшимся строительством современных зданий старинных домов там не стало. Известно, что в своем заключении центр сохранения наследия рекомендовал перенести их на улицу Коммунаров. Пока же эти памятники там не появились...
Использованы материалы архивов, а также — публикации «Почти три столетия на Байкале» (Автор: Лия Латышева, член общества «Родословие», Иркутск, научно-популярный журнал «Тальцы»)
- Число просмотров: 2317