Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Консалтинг

Живое мышление

«Мышление — это новое сотворение мира». Альбер Камю

Мы продолжаем серию статей «Эра способностей», первый материал которой был опубликован в «Капиталисте», № 8 (36), декабрь 2009, о парадигме власти способностей, которая приходит на смену парадигмам власти знания и власти информации. В апреле этого года вышла статья «Чувства или чувствование?» (№ 2 (38)). Сегодня авторы размышляют о способности думать.

Вероятно, вопрос о том, умеем ли мы думать, мы себе, как правило, не задаем. «Уж что-что, а думать-то мы умеем. Все-таки высшее образование, а то и не одно». Однако далеко не всякий процесс мыслетворения, на наш взгляд, является мышлением. Мы хотим поделиться своим видением процессов мышления и показать, как разные уровни мышления преломляются в практике работы компаний.

Нам представляется, что в мыслительном процессе можно выделить три уровня:

1) Мысли; 2) Мышление о мыслях; 3) Мышление о мышлении.

Уровень 1. Мысли

Они приходят в каждый момент, когда мы бодрствуем. Их сотни, они рождаются сами по себе и умирают, сменяясь другими. Вы просыпаетесь утром, и в голове уже роятся десятки мыслей: «какая хорошая погода», «было бы неплохо пожарить яичницу на завтрак», «я должен забрать одежду из химчистки», «как там мой ребенок»… Некоторые мысли мы даже не замечаем, большую часть из них — не осознаем.

Не во власти человека то, что приходит ему в голову

Аврелий Августин

Мысль может быть выражена не только вербально. Иногда так рождаются художественные произведения: мелодии, стихи, идеи архитектурных сооружений. По свидетельствам очевидцев, так создавали свои произведения Моцарт, Есенин — они словно были каналами уже готовых мелодий, стихов.

Так часто рождаются компании.

Например, один из наших клиентов несколько лет назад по случаю, особо не размышляя, приобрел в Китае партию металлопроката и затем успешно продал ее производителям фасадных конструкций в своем родном городе. Опыт оказался успешным и послужил толчком к созданию компании, которая поначалу занималась именно поставкой металлопроката оптовым клиентам.

Это уровень действия, реализации волевого импульса. И… это не имеет никакого отношения к мышлению.

Уровень 2. Мышление о мыслях

Некоторые мысли оседают в нас, кажутся значимыми, и мы фокусируем на них свое внимание. Как правило, фокусирование происходит благодаря живущим в нас желаниям. Например, желание расширять бизнес, реализовать идею, приобрести, создать что-то новое для себя. Тогда мы начинаем «пробовать мысль на вкус», оцениваем ее с разных позиций, анализируем, привлекаем экспертное мнение, ищем примеры успешного опыта реализации похожих желаний.

Мышление о мыслях иначе можно назвать «оценочно-аналитичным мышлением относительно уже существующего». Оно построено, с одной стороны, на определении «плохо — хорошо», «нравится — не нравится», «выгодно — не выгодно», а с другой стороны, на обращении к прошлому опыту: «что получилось, что не получилось», «что работает, что не работает». Оценочно-аналитичное мышление — это повторение ранее существовавшего опыта. Мы не ищем новые ответы, мы берем готовые из матрицы опыта и прикладываем их к вновь сложившимся ситуациям.

Например, если компания хочет расширяться, она делает это либо за счет тиражирования существующего собственного опыта, либо открывая новые направления, которые уже представлены на рынке другими компаниями.

Таким образом, большинство компаний основывают свой рост на втором уровне мышления — воспроизводстве существующего опыта, своего или чужого.

Уровень 3. Мышление о мышлении

На третьем уровне, который иначе можно назвать «живое мышление», мы делаем объектом наших размышлений собственные мотивы, процесс размышлений, действий, который мы прожили к настоящему моменту. Живое мышление всегда связано с самонаблюдением, с вопросами, которые мы себе задаем, когда мы не удовлетворены тем, что мы поняли до настоящего момента, и хотим углубить свое понимание. Живое мышление — это процесс конфронтации с самим собой. И в нем нет готовых ответов, правильных или неправильных.

Люди, как я заметил, любят такие мысли, которые не заставляют их думать

Станислав Ежи Лец

Например, после очередного семинара или разговора с партнерами, у вас родилась мысль сформировать собственные резервные средства компании. Вы сочли эту мысль перспективной и решили реализовать ее. Затем вы проводите анализ возможностей для инвестирования и накопления средств, определяете желаемые результаты и сроки их достижения, сопоставляете существующие на рынке возможности и, в конце концов, выбираете одну из них. Это первые два уровня мыслительного процесса. Как правило, на этом мыслительный процесс завершается.

Но на третьем уровне вы могли бы посмотреть, как я пришел к этому решению? Почему именно такая форма инвестиций для меня оказалась наиболее приемлемой? Какие критерии при принятии решения для меня были самыми значимыми? Каковы мои истинные мотивы? Что для меня на самом деле важно? Почему? Отвечая на эти вопросы, вы можете обнаружить, что вам потребуется внести существенные коррективы в свое первоначальное решение.

Похожий процесс проходят уже состоявшиеся компании, которые задаются вопросами дальнейшего развития, когда бизнес как будто работает неплохо, но что дальше?

Чувство очевидности

При кажущейся простоте, живое мышление сопряжено с трудностями. Нам нужно всегда удерживать в фокусе задачу, которую мы для себя поставили, задавать самому себе вопросы и отвечать на них, сознательно отказываться от традиционного образа мыслей, не принимать поверхностные ответы, стремясь найти точный, истинный ответ.

В контексте живого мышления важным становится понимание «чувства очевидности». Вам, вероятно, случалось, когда вы смотрите на картину, слушаете музыку или ищете решение нетривиальной проблемы, испытывать некий внутренний щелчок, стыковку, когда понимаешь, что это — в точку, именно так, как должно быть. Словно появляется ощущение твердой почвы под ногами. Это проявление «чувства очевидности». Оно немедленно дает силы, энергию. И это происходит на уровне мышления!

Живое мышление в бизнесе

Живое мышление — это основа и необходимое условие командной работы. Оно означает, что я не привязан к своим мыслям и идеям, я могу наблюдать их со стороны, так же как мысли и идеи других людей. А это значит, что я могу объективно соотносить любые идеи, вне зависимости от того, кто является их автором, с поставленной задачей, точно осознавая мотивы, свои и других людей. Это значит, что я могу принимать решение объективно. Истинно командная работа возможна только в том случае, если все или большинство ее членов способны мыслить таким образом.

Многие люди скорее умрут, чем станут думать. Фактически именно так они и поступают

Бертран Рассел

Хороший пример применения живого мышления в бизнесе — недавние инновации в BMW. По прогнозам компании, к 2017 году средний возраст заводских рабочих повысится с 39 до 47 лет. Рабочие старшего возраста чаще болеют, им труднее выполнять операции, они делают больше ошибок. Если не подготовиться к этому демографическому сдвигу, концерн не сможет реализовывать стратегию технологического лидерства и высокой производительности труда. В то же время увольнение рабочих по возрасту не соответствует ценностям концерна, поэтому руководство нашло другой выход из сложившейся ситуации. Они предложили рабочим одного из конвейеров внести предложения о том, как можно изменить организацию труда, чтобы уменьшить физическую нагрузку и сократить количество ошибок. В результате совместной работы специально сформированной команды рабочих и руководства предприятия было внесено и внедрено около 70 рациональных предложений. В общей сложности это обошлось компании в 40 тысяч евро и заняло у сотрудников службы эксплуатации несколько часов. Подробнее этот опыт описан в Harward Business Review Россия за апрель 2010 года.

Как развивать живое мышление?

Развитию живого мышления помогают вопросы, при помощи которых мы фокусируем свое внимание на том, что представляется для нас важным.

Например, у Рудольфа Штайнера есть такое упражнение: он предлагает ежедневно в течение пяти минут внимательно рассматривать обычную чайную ложку. Чтобы выполнить это упражнение, необходима очень высокая концентрация, фокус на объекте. Необходимо уметь отметать все мысли, не имеющие отношения к ложке. И если это удается, внутри рождаются вопросы. Например, почему у нее именно такая форма? Как появилась идея создать такую ручку, широкую ближе к концу и узкую ближе к основанию черпака? На что похожа форма черпака? Может быть, на руку? Почему?

Еще одно упражнение — в процессе диалога с другими людьми стремиться понимать, как они пришли к этому своему размышлению?

Впрочем, самым лучшим упражнением будут вопросы о вашем собственном процессе мышления, мотивах, которые побуждают вас строить его тем или иным образом, принимать те или иные решения.

Иоахим Хайнц, Татьяна Бабанова,

Российско-германский центр «Хайнц-Консалтинг»

 

РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЙ КОНСАЛТИНГОВЫЙ ЦЕНТР ХАЙНЦ-КОНСАЛТИНГ

664025, г. Иркутск, ул. Горького,17

т.: (3952) 20-19-47, т./ф.: (3952) 33-62-50

www.heinz-consulting.ru e-mail: hc@heinz-consulting.ru


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (40) Июнь - Июль 2010 года


  • Число просмотров: 2348

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть