Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Конкуренция

Торговые междоусобицы

Под звуки приближающегося марша

Рынок розничной торговли в нашем регионе — достаточно ли конкурентна эта среда? О развитии конкуренции судят по уровню цен. Но, в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа, самая высокая стоимость минимального набора продуктов питания — в Иркутской области. И, по мнению руководителя Минэкономразвития России Эльвиры Набиуллиной, «одна из лучших на сегодняшний день» программ развития конкуренции...

Действительно, конкуренция является наиболее действенным механизмом регулирования рынка — благодаря ему у потребителя есть выбор, и цены доступные. Однако принимая во внимание уровень цен, то есть признанный показатель, по которому можно судить о развитии конкуренции, да и рынка розничной торговли в целом, выходит, что этот механизм еще не регулирует рынок так, как должен.

По итогам десяти месяцев 2009 года стоимость минимального набора продуктов питания в нашем регионе (2365 руб.) была выше среднего уровня по СФО на 7,4% (Росстат). А мониторинг, проведенный правительством Иркутской области, выявил серьезные проблемы со сбытом местной сельскохозяйственной продукции.

Наглядный и не единичный пример. В Иркутске в районе верхней Лисихи нет магазинов шаговой доступности, но есть супермаркет, цены в котором высокие. Что касается сельхозпродукции, так все овощи — китайские.

РИТЕЙЛ: ЛИЧНЫЙ СОСТАВ

Структура розничной торговой сети Иркутска*

1056 магазинов, из них

 

542 продовольственных

 

514 непродовольственных

 

550 киосков

 

737 павильонов

 

51 торговый центр

 

28 розничных рынков

* — данные на на 01.07.2009 г.

Почему на прилавке нет моркови, картофеля, капусты, свеклы, чеснока местного производителя? Принято считать, что продавцы ориентируются на вкус потребителя, мол, что берут, то и продаем. Но, когда нет других вариантов, спрос формируется предложением. Далеко не каждый житель микрорайона решится потратить время и силы на поиск по всему городу нормальных продуктов. Вот и приходится брать безвкусные с сомнительной полезностью да еще и недешевые китайские овощи.

Выходит, с конкуренцией все-таки проблемы...

Эти и другие вопросы обсуждались в Иркутске в феврале на круглом столе «Конкуренция в розничной торговле и развитие малого бизнеса», координатором которого выступил директор департамента развития конкуренции Минэкономразвития России Александр Пироженко. Также в круглом столе участвовали директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова, представители администрации Иркутска, местных производителей и торговых сетей. За дискуссией наблюдал корреспондент нашего журнала.

В рамках закона никто не работает

Обсуждение началось с закона «О торговле», который долго и мучительно рождался в кабинетах федеральной законодательной власти и был призван решить многие проблемы в отношениях «производитель-продавец» и «продавец-потребитель». В частности, примирить производителей и ритейл по многим позициям, установить правила игры, оптимальные для всех. Закон попытался ограничить торговые сети по срокам оплаты, устранить поборы за место на полке и прочие так называемые «маркетинговые издержки».

   
 

Александр Пироженко:

— Не все наши возражения по проекту закона «О торговле» были приняты. Его реализация может привести к росту розничных цен.

   

— Мы с самого начала активно участвовали в разработке закона «О торговле», но, к сожалению, не все наши возражения были приняты, — поделился с присутствующими Александр Пироженко. — Единственное, что мы можем сейчас сделать, это собрать статистику того, как начал работать закон. Будем мониторить, потому что реализация закона [в нынешнем виде] может привести к росту розничных цен. Хотелось бы услышать на местах, какие меры необходимо принять властям. Необходим открытый диалог, публичность, совместный поиск решений.

С вопросом к производителям, как повлиял принятый закон на существующее положение дел, обратилась директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова. Ответ оказался для московских гостей неожиданным.

— Местные сети в рамках нового закона не хотят работать и не будут, все осталось как прежде, — заявил коммерческий директор СХ ОАО «Белореченское» Игорь Матвиенко. — Официально оформляются одни документы, а неофициально все те же условия, что и были до принятия закона. Иначе в продажу просто отказываются принимать нашу продукцию. Вот поэтому в супермаркетах и лежит только китайская морковка!

— Мы хотим продавать продукцию местных производителей, ту же морковку, картошку, но ее нет, — парировал представитель одной из иркутских сетей супермаркетов.

— У нас есть и морковь, и картофель, но продают китайскую. — настаивал Игорь Матвиенко. — А еще с нас требуют оплатить место на полке и прочие расходы на маркетинг. Мы отказались, тогда наше яйцо упаковали в тару по 15 штук, а новосибирское — по 10. Соответственно, на ценниках цена ниже вышла на продукцию конкурентов. А потребитель не присматривается, что в упаковке разное количество яиц, и берет то, что, как ему кажется, дешевле.

Маркетинговое недопонимание

В ходе беседы были высказаны и обратные претензии. Оказывается, местные производители отказываются от предложений супермаркетов участвовать в скидочных акциях, обосновывая это тем, что производят свежий и качественный продукт. А потребитель, как полагают производители, считает, что если продукт уценен, значит либо он далеко не высшего качества, либо на исходе его срок годности. Терять таким способом имидж производителя качественной и свежей продукции местные компании не хотят.

Ирина Канунникова сообщила, что видит здесь не только проблему, связанную с реализацией закона «О торговле», но и недопонимание между производителями и торговой сетью в вопросах маркетинга: «Для производителей нужно организовать отдельный семинар по этой теме», сказала она. И привела пример, как в одном регионе в прошлом кризисном году перед праздником Пасхи магазин и местный производитель договорились существенно снизить цену на свежее яйцо. Они рассчитали, что, конечно, не выиграют, но и не потеряют: прибыль будет с оборота, а жители, которые резко сократили свое потребление, возобновят покупки.

Расчет оказался верным: в магазин выстроилась очередь, весь запас продукта разошелся за три дня. Не обошлось, по словами Ирины Канунниковой, и без курьезных случаев: бабушки, скупая дешевое яйцо, стали продавать его на улице возле переходов на два рубля дороже.

Важно находить новые алгоритмы, гибко реагировать, уверена директор Союза независимых сетей России, сокращать издержки, расширять ассортимент, учитывать региональную специфику, которая на руку именно местному игроку, ведь он лучше знает своего покупателя — за счет этого будет снижаться цена, вырастут продажи.

— У вас в Иркутске еще очень много возможностей, рынок не насыщен. А федеральные сети и многие производители сюда не идут, так как слишком далеко, слишком высоки транспортные расходы. Но это временно, — заявила эксперт. — Однако если они не придут завтра, то появятся здесь послезавтра, не сомневайтесь. А пока у вас есть время укрепить свои позиции, занять свободные места, которых здесь пока еще в избытке. Если вы этого не сделаете сегодня, еще раз повторюсь, придут другие, и вы этого уже не сделаете никогда. Пока есть время — развивайте свой бизнес, растите.

Скидки — сетям, или наценки — малым

Коснулись и вопросов современных форматов торговли: слишком уж с большим опозданием и в малом количестве они появляются в нашем регионе. Однако те, кто уже сделал ставку на новый формат, утверждают, что ощутили преимущества.

   
 
    

Ирина Канунникова:

— Федеральные сети не идут в Иркутск, так как слишком далеко. Но это временно: если они не придут завтра, то появятся здесь послезавтра, не сомневайтесь.

— Покупатель сегодня ценит не только возможность прийти и купить необходимый товар по доступным ценам. Ему важно еще и удобство, комфорт, возможность хорошо провести время — зайти в кинотеатр, посидеть в кафе, — высказал свою точку зрения представитель торгово-развлекательного центра «JamМолл». — Даже те цифры, которые мы имеем за два месяца работы, говорят о том, что это выгодно.

Крупные форматы торговли — это, конечно, хорошо, но ведь их посещение, как правило, планируется на выходные. Для каждодневных покупок необходим формат «магазин у дома», который, по мнению представителей общественных организаций, последнее время в критическом состоянии. Причина — административные барьеры.

— У нас мало предприятий торговли шаговой доступности, а аренда земли под небольшие павильоны гораздо дороже, чем под большие площади супермаркетов, — заявил руководитель иркутского регионального отделения «ОПОРЫ России» Эдуард Яроцкий.

Директор департамента развития конкуренции Минэкономразвития попросил местную администрацию прокомментировать этот тезис, после чего завязалась бурная дискуссия.

— Предприниматели обращаются в администрацию Иркутска, и там решается вопрос о предоставлении им земельного участка, я не вижу здесь проблемы. Однако немного желающих, — ответил председатель Комитета по потребительскому рынку Иркутска Александр Третьяков.

— Мы все прекрасно понимаем, что конкурентная среда — это соревнование и здесь два определяющих фактора — цена и качество, — обратился к Александру Пироженко председатель общественной организации предпринимателей Иркутской области Ильдус Галяутдинов. — Также конкуренция должна быть честной, равноправной. Но есть факторы, такие как взаимодействие с чиновничьей средой, коррупция, правовое поле, которые тормозят развитие конкуренции. Можно как-то повлиять на ситуацию на федеральном уровне? У нас сегодня реально стоимость аренды больших объектов в 10-100 раз ниже, чем стоимость для субъекта малого бизнеса киоска той же самой направленности. То есть частный предприниматель платит городу за один квадратный метр земли в сто раз дороже!

— В одном и том же месте? — уточнил Александр Пироженко. — То есть некоторая преференция крупным сетям изначально присутствует?

— Да, в одном и том же месте, районе Иркутска, — подтвердил Ильдус Галяутдинов. — Предприниматель арендует 50 квадратных метров под киоск, у него квадратный метр стоит столько-то, а если крупная сеть занимает, скажем, 500 квадратных метров, для нее арендная плата сразу ниже в сто раз. Это неправильное конкурентное преимущество, неправильное положение вещей. Очевидно же, что в этом есть коррупционная составляющая.

— То есть индивидуально определяется цена? — снова уточнил директор департамента развития конкуренции Минэкономразвития.

— Да. И, как я вижу, это происходит, потому что решение таких вопросов отдано на откуп муниципалитету, местным властям, что создает неконкурентную среду, — ответил председатель общественной организации предпринимателей. — Я предлагаю закрепить следующую норму в федеральном законе о конкуренции — пусть цена квадратного метра такая-то, но она должна быть равной и для маленького киоска, и для крупной сети. Все должны находиться в равных условиях.

МИНУСЫ И ПЛЮСЫ

Торговой сферы региона*

недостаточно торговых площадей на душу населения

весьма высока доля нестационарной торговли и рынков несетевой торговли

+ достаточно привлекательна доходность на душу населения

* — по мнению директора Союза независимых сетей России Ирины Канунниковой

После этого краткая дискуссия на тему: реальны ли приведенные факты, — завязалась между общественниками и представителями администрации Иркутска, которые отвергали обвинения.

— Минуточку, я вам цифру скажу: коэффициент разрешенного использования для капитальных зданий — 3,34; для временных сооружений до 12 кв. м — 60; а после 12 кв. м этот коэффициент — 24. Вот вам цифры, — привел факты Эдуард Яроцкий.

— Это утверждено депутатским корпусом, — парировал Александр Третьяков.

— Есть решение антимонопольной службы, чтобы это привели в соответствие. Сейчас апелляция идет, будет опять суд, в конечном итоге нарушения муниципалитету придется устранить, приведут все в соответствие. Но 11 лет было так, — констатировал Яроцкий.

— Мы рассмотрим эту ситуацию на своем уровне и проконтролируем, — пообещал директор департамента развития конкуренции Минэкономразвития Александр Пироженко, на чем и завершил заседание.

Как показал круглый стол, проблем на иркутском розничном рынке хватает: недопонимание между местными производителями и ритейлом, которое, похоже, так и не смог разрешить закон «О торговле», недостаток не только современных форматов, но и таких, казалось бы, очевидных, как «магазин у дома». Пока малый бизнес спотыкается об административные барьеры, а торговые сети сражаются с местными поставщиками, уже совсем близко трубят победные фанфары крупных федеральных игроков, уверены столичные эксперты. Пожалуй, самое время вспомнить уроки истории: погрязшие в междоусобице рискуют пасть под натиском экспансии извне...

Анна Лазарчук

Фото: Андрей Федоров

PS. Первые результаты реализации областной программы развития конкуренции будут представлены на VI Байкальском экономическом форуме, который пройдет в сентябре в Иркутске. 


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (38) Март - Апрель 2010 года


  • Число просмотров: 1499

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть