Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Авторынок

Время замены

Пока не наступило

По мнению экспертов, прошлый год — год экономической нестабильности и финансовых потрясений оставил весьма заметный след и на автомобильном рынке Сибири. Смена лидера, мягкие банкротства, соперничество за ставшие свободными бренды — все это вкупе с сокращением спроса и удорожанием кредитов. И только Иркутск со своим минимальным падением продаж обогнал по относительным показателям другие сибирские столицы. Что это — местная особенность или пыль в глаза наблюдателям?

   
          

Игорь Верхозин:

— Если ситуация в ближайшие год-два не изменится, то мы станем свидетелями громких банкротств.

2009 год буквально перетряс дилерскую карту столицы Сибирского федерального округа, давнего лидера по многим автопоказателям. Как уже сообщал «Капиталист» со ссылкой на своих новосибирских коллег, там произошел большой передел: за год своих дилеров поменяли 12 крупный автобрендов, с рынка ушли около десятка дилеров, представлявших бренды поменьше. Соответственно места освободились. В итоге по данным только за три квартала продажи упали на 60%.

В других крупных городах федерального округа ситуация не достигла такого накала, но громкие закрытия, в том числе, ряда вторых дилеров некоторых брендов и борьба за освободившиеся ниши происходили.

В Иркутске все спокойно: лишь один бренд продемонстрировал падение свыше 80%. Зато на фоне «совсем небольших снижений продаж» (именно так, не называя цифр, утверждают местные продавцы — «Капиталист») на рынок Иркутска вышли сразу три новых бренда — Hyundai, Peugeot и Suzuki. Первые два вывел автохолдинг «Россо» — самый крупный игрок иркутского авторынка. За продвижение Suzuki взялись те же лица, что официально представляют в городе BMW и Subaru.

Некоторые эксперты утверждают, что иркутский авторынок сейчас находится в ожидании волны, которая вот-вот доберется до него, накроет и проредит. Произойдет это в том случае, если продажи не вырастут как-то значимо — не секрет, что многие дилеры в кредитах, как в шелках.

Так ли это, и что ожидает иркутский авторынок в ближайшем будущем? — в поиске ответов на эти вопросы «Капиталист» в качестве эксперта пригласил Игоря Верхозина, главного редактора Издательского дома «Автомаркет».

— Одной из причин видимого благополучия, в сравнении с новосибирским кризисом, можно назвать то, что там дилерский рынок сформировался раньше, раньше прошел и его бурный рост, — говорит эксперт. — А наш рынок еще в меньшей мере насыщен новыми машинами. Как раз только сейчас — в последние год-два появилось первое ощущение непрестижности ездить на праворульных авто. С другой стороны, Иркутск в некотором смысле более успешный или правильнее — более дорогой город, чем Новосибирск. Если сравнить, к примеру, те же цены на недвижимость... До сего момента иркутяне своими кошельками поддерживали наших автодилеров. Но вопрос: насколько еще этой поддержки хватит?

СПИСОК КОМПЛЕКТУЮЩИХ

В сибирских городах-миллионниках уже пошли по «второму» кругу — самые успешные бренды вновь проводят конкурсы и обзаводятся вторыми дилерами.

Иркутск к такой плодовитости еще не готов. Год назад попытка крупного федерального авторитейлера «КМ/Ч» вторично вывести на местный рынок Chevrolet привела к неудаче. Оказалось, что региону хватает одного дилера этой марки — «Люксавто».

До сего момента иркутяне своими кошельками поддерживали автодилеров. Насколько еще этой поддержки хватит?

Тем не менее, сейчас в Иркутске практически все основные мировые бренды имеют своих «хозяев». То же самое и у большей части второстепенных: даже самостийная марка «Дервейс» из Черкесска — автодебют черкесских промышленников братьев Деревых имеет своего представителя — компанию «Байкалгазсервис».

— На сегодняшний день авторынок в Иркутске сформировался: все основные бренды поделены, — подтверждает Игорь Верхозин. — Вопрос лишь по двум брендам, которые у нас сегодня представлены слабо — Mersedes и Mazda. Эти автомобили в Иркутске купить можно, но официальных дилеров нет. Но есть информация, что к лету, возможно, данный вопрос решится. После этого все основные зарубежные модели, представленные на российском рынке, официально будут и в Иркутске.

Официальное отсутствие вышеназванных марок говорит лишь об одном — требования производителя к будущему дилеру настолько велики, что пока никто не смог предложить адекватных условий.

К примеру, Mazda — последний «ничейный» бренд из тех, что имеют на иркутском рынке серьезные перспективы. Однако есть информация, что в компании находится несколько десятков (! — «Капиталист») заявок из Иркутска на открытие дилерского центра, но японцы не торопятся с ответом.

А совсем недавно и неожиданно в Иркутске «бесхозным» остался, как считают, перспективный в плане массовых продаж корейский бренд KIA, в феврале этого года занявший по популярности в России четвертое место (прирост по отношению к февралю 2009 года — 21%). По данным издания «Континент Сибирь», официальный дилер KIA в Иркутске компания «Арлан-Сибирь» не комментирует свой отказ представлять марку.

— У нас, конечно, своя специфика, — считает эксперт нашего журнала. — Местный рынок формировался под воздействием правого руля, поэтому первоочередную роль играют машины японских марок. И если сравнить позиции по Toyota, Honda, Suzuki, Mitsubisi на российском и иркутском рынках, то у нас они однозначно выше. С другой стороны, на российском рынке большим спросом пользуется корейские марки, а у нас они определяющей роли не играют.

И тем не менее, борьба за корейца разворачивается — в тендере планируют принять участие уже три игрока автодилерского рынка Иркутска. Причем, исходя из их нынешних стратегий развития бизнеса, явно просматриваются две взаимоисключающие мотивировки: попытаться раскрутить марку, заработать и для количества — по принципу «чтобы было».

ЛИНЕЙКА ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Автобрендовый пирог в Иркутске сегодня поделен не поровну, но по-братски. Те, кто был первым, еще на рубеже веков, выбирали свободно — по популярности марки, по ее рентабельности да и собственные вкусы играли не последнюю роль. К тому же требования самих производителей к дилерам также были весьма лояльны.

Сейчас все основные бренды в Иркутске поделены. Вопрос лишь по двум маркам

В появившемся еще в начале 2000-х первом авторизованном (есть такая ступень — официальным дилером компания не так давно — «Капиталист») салоне «Тойота Центр Иркутск» каким-то непонятным образом размещались всего несколько автомобилей...

Вскоре личные пристрастия и собственную настойчивость участники рынка стали соотносить с требованиями производителя — Иркутск попал в стратегии развития дилерских сетей некоторых известных автобрендов. Так появился автоцентр Honda, под который его владельцам пришлось несколько перекроить свой бизнес.

Наверное, первыми в Иркутске на себе испытали, что такое настоящий бренд-бук премиум-сегмента, в «Автоцентре «АнгарА», ставшем впоследствии официальным дилером BMW: даже мебель в шоу-рум пришлось заказывать только у указанного немцами производителя и везти ее из Италии.

Далее, в середине 2000-х бренды начали разбираться в массовом порядке. Тому, кто шел последним, выбирать теперь особо не из чего.

И тем не менее, в самый кризисный год в Иркутске официально появились еще три бренда. Поскольку сейчас не самое подходящее время для раскрутки новых имен и вполне ожидаемо, что в ближайшем будущем они не обеспечат необходимой рентабельности, можно утверждать, что это своеобразный захват доли рынка на перспективу.

— Конечно, решение по этим брендам принималось не вчера, а года два назад, когда рынок демонстрировал потрясающий рост, и не было никаких оснований для опасений, — утверждает Игорь Верхозин. — А сегодня это чемодан без ручки: выбросить жалко, а нести очень тяжело.

ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ

У иркутских автодилеров бывали и лучшие времена. Сейчас у многих ситуация на грани.

Многие компании сильно закредитованы, буквально поставлены на грань выживания, хотя стараются этого и не показывать

— Действительно, — соглашается Верхозин, — чисто внешне можно говорить даже о некотором развитии — новые марки-то открываются. Однако, насколько мне известно, многие компании очень сильно закредитованы, буквально поставлены на грань выживания. Хотя свои очень большие проблемы с обслуживанием кредитов они стараются не показывать... К тому же, когда смотришь итоги продаж — по 60-80 машин в год, то совершенно непонятно, за счет чего эти марки выживают и выживут ли они в дальнейшем? Знаю одного дилера, который продает по 300 автомобилей, тем не менее рентабельность у него крайне низкая.

По словам нашего эксперта, на столичном рынке бизнес по продаже автомобилей считается рентабельным, когда в год реализуется около тысячи машин. Два года назад такими результатами в Иркутске могли похвастать три компании. Сегодня только одна.

Конечно, часть участников рынка живут не только за счет кредитования. Есть многопрофильные компании, ведущие несколько разных, но взаимодополняющих бизнесов. У одних сеть автозаправок, у других — магазины запчастей и станции техобслуживания. Тот же «Арлан-Сибирь», отказавшись от дилерства KIA, продолжит осуществлять гарантийное и сервисное обслуживание проданных автомобилей.

Но в целом, ситуация непростая.

ИМ ВСЕ ПО ПРАЙСУ

Есть неофициальная информация о том, что вскоре иркутский рынок может покинуть один из известных премиум-брендов, реализовавший в прошлом году менее 40 машин. Но это — исключение.

Госпрограммы — не тот инструмент, на который можно было бы надеяться местным дилерам

А в общем, сегмент автомобилей премиум-класса оказался самым стабильным в кризисном году. Более того, иркутским дилерам Audi (182 проданных автомобиля) и BMW (149) удалось вплотную приблизиться к красноярским дилерам этих марок, которые считаются лидерами в данном сегменте в Сибири.

Сюда же стоит отнести и 201 Land Cruiser, реализованный в Иркутске в кризисный год. И задать, наверное, риторический вопрос: «Похоже кризис не влияет на эту категорию покупателей?»

— Если взять, к примеру, российскую статистику по продажам жилья в прошлом году, то она выглядит точно также, — комментирует Верхозин. — Элитный сегмент просел меньше всего, чего не скажешь об эконом-классе. На уровне потребления этой категории покупателей кризис особо не отразился...

ПЕРВЫЕ СТРОКИ РЕЙТИНГА

Всего в прошлом году тремя десятками иркутских автодилеров продано 5877 автомобилей. Во главе списка — Toyota, реализовавшая 1100 машин. Аутсайдер — Cadillac с шестью автомобилями, хотя такое определение для этой люксовой марки не совсем точное. Тут вступают в действие законы автодилерской бухгалтерии.

— Чем дороже автомобиль, тем больше маржа, — раскрывает секрет Игорь Верхозин. — Поэтому очень выгодно продавать именно дорогие модели. Отсюда продажа 200 «Ленд Крузеров» — это совсем не то, что 400 «Фокусов». Это гораздо выгоднее. Смотри, на второй позиции по продажам в прошлом году отечественные ВАЗы — 927 штук разных моделей (без учета филиалов по области). Но если мы сравним суммы этих продаж с Toyota, то разница будет даже не на порядок, а на несколько порядков — крайне невыгодно продавать в таких объемах. И продавцы ВАЗов, несмотря на такие объемы, потихоньку уходят с рынка. Вот «Лада Брокер» ушла...

Mazda — последний "ничейный" бренд из тех, что имеют серьезные перспективы на местном рынке

Преданность иркутян Toyota в кризисный год выразилась в красноречивой цифре: в целом по России продажи у компании снизились на 64%, в Иркутске — только на 18%. Более того, лидер продаж — Camry российской сборки в Иркутске даже прибавил объемы — на девять бизнес-седанов больше, чем даже в благополучном 2008-м.

Но абсолютное первенство за также российским Ford Focus — 394 автомобиля. Этой модели было куплено уже на 40 машин больше, чем годом ранее.

На третьем месте обновленный, но не ставший из-за этого менее бюджетным Renault Logan. Четвертое — у Chevrolet Niva. На пятом многолетний хит — не выходящий из моды Land Cruiser.

ВСЕГО ЛИШЬ ПО ПОЛТИННИЧКУ

Но если присмотреться к общему списку автомобилей, проданных в прошлом году в Иркутске, то явно обнаружится нарастающая тенденция последнего времени: растет число купленных «иностранцев» российской сборки. Однако это всего лишь тенденция, иллюстрирующая действия правительства по регулированию российского авторынка.

Государство запустило еще ряд мер, которые по замыслу должны, в том числе, и оживить продажи, правда, автомобилей именно российской сборки.

Одна из них — программа льготного автокредитования так и не обрела ожидаемой популярности у населения. К тому же на этот год она еще не продлена и зависла.

Продажа 200 "Ленд Крузеров" — это совсем не то, что 400 "Фокусов". Это гораздо выгоднее

Еще одна разрекламированная акция, к реализации которой приступили совсем недавно — сертификат на 50 тыс. рублей на покупку нового автомобиля, выдаваемый при утилизации старого. Сможет ли теперь эта мера повлиять на наш авторынок?

— В нашем регионе вряд ли, — уверен Верхозин. — За 50 тысяч можно сдать только откровенный металлолом. Любой более-менее передвигающийся японский секонд-хенд однозначно стоит дороже. Все эти программы красиво звучат, но когда начинаешь их изучать да еще применительно к нашей местности, то все оказывается не так. Если у человека уровень доходов такой, что он себе еще не купил машину, то сдав за полтинник дедушкину развалюху, где он возьмет еще тысяч 250 хотя бы на «Логан»?

В общем, вышеперечисленные меры — не тот инструмент, на который можно было бы надеяться местным дилерам. Конечно, какие-то продажи эти меры поднимут, но это будет скорее всего исключением. Тем более, что совсем немногие модели из продаваемых в Иркутске попадают в зону внимания правительственных автопрограмм.

— Если в ближайшее время никаких серьезных тенденций по росту продаж на иркутском рынке не обнаружится, — предупреждает эксперт нашего журнала, — если ситуация в ближайшие год-два не изменится, то мы станем свидетелями громких банкротств.

Автомобилисты знают, что весна — время сезонного ТО автомобилей с проверкой систем, заменой некоторых технических жидкостей и сменой резины... Очевидно, что время замен на иркутском автодилерском рынке еще не пришло, но оно приближается.

Василий Потемкин


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (38) Март - Апрель 2010 года


  • Число просмотров: 1363

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть