Архив журнала «Капиталист»
Авторынок
Время замены
Пока не наступило
По мнению экспертов, прошлый год — год экономической нестабильности и финансовых потрясений оставил весьма заметный след и на автомобильном рынке Сибири. Смена лидера, мягкие банкротства, соперничество за ставшие свободными бренды — все это вкупе с сокращением спроса и удорожанием кредитов. И только Иркутск со своим минимальным падением продаж обогнал по относительным показателям другие сибирские столицы. Что это — местная особенность или пыль в глаза наблюдателям?
Игорь Верхозин: — Если ситуация в ближайшие год-два не изменится, то мы станем свидетелями громких банкротств. |
2009 год буквально перетряс дилерскую карту столицы Сибирского федерального округа, давнего лидера по многим автопоказателям. Как уже сообщал «Капиталист» со ссылкой на своих новосибирских коллег, там произошел большой передел: за год своих дилеров поменяли 12 крупный автобрендов, с рынка ушли около десятка дилеров, представлявших бренды поменьше. Соответственно места освободились. В итоге по данным только за три квартала продажи упали на 60%.
В других крупных городах федерального округа ситуация не достигла такого накала, но громкие закрытия, в том числе, ряда вторых дилеров некоторых брендов и борьба за освободившиеся ниши происходили.
В Иркутске все спокойно: лишь один бренд продемонстрировал падение свыше 80%. Зато на фоне «совсем небольших снижений продаж» (именно так, не называя цифр, утверждают местные продавцы — «Капиталист») на рынок Иркутска вышли сразу три новых бренда — Hyundai, Peugeot и Suzuki. Первые два вывел автохолдинг «Россо» — самый крупный игрок иркутского авторынка. За продвижение Suzuki взялись те же лица, что официально представляют в городе BMW и Subaru.
Некоторые эксперты утверждают, что иркутский авторынок сейчас находится в ожидании волны, которая вот-вот доберется до него, накроет и проредит. Произойдет это в том случае, если продажи не вырастут как-то значимо — не секрет, что многие дилеры в кредитах, как в шелках.
Так ли это, и что ожидает иркутский авторынок в ближайшем будущем? — в поиске ответов на эти вопросы «Капиталист» в качестве эксперта пригласил Игоря Верхозина, главного редактора Издательского дома «Автомаркет».
— Одной из причин видимого благополучия, в сравнении с новосибирским кризисом, можно назвать то, что там дилерский рынок сформировался раньше, раньше прошел и его бурный рост, — говорит эксперт. — А наш рынок еще в меньшей мере насыщен новыми машинами. Как раз только сейчас — в последние год-два появилось первое ощущение непрестижности ездить на праворульных авто. С другой стороны, Иркутск в некотором смысле более успешный или правильнее — более дорогой город, чем Новосибирск. Если сравнить, к примеру, те же цены на недвижимость... До сего момента иркутяне своими кошельками поддерживали наших автодилеров. Но вопрос: насколько еще этой поддержки хватит?
СПИСОК КОМПЛЕКТУЮЩИХ
В сибирских городах-миллионниках уже пошли по «второму» кругу — самые успешные бренды вновь проводят конкурсы и обзаводятся вторыми дилерами.
Иркутск к такой плодовитости еще не готов. Год назад попытка крупного федерального авторитейлера «КМ/Ч» вторично вывести на местный рынок Chevrolet привела к неудаче. Оказалось, что региону хватает одного дилера этой марки — «Люксавто».
До сего момента иркутяне своими кошельками поддерживали автодилеров. Насколько еще этой поддержки хватит? |
Тем не менее, сейчас в Иркутске практически все основные мировые бренды имеют своих «хозяев». То же самое и у большей части второстепенных: даже самостийная марка «Дервейс» из Черкесска — автодебют черкесских промышленников братьев Деревых имеет своего представителя — компанию «Байкалгазсервис».
— На сегодняшний день авторынок в Иркутске сформировался: все основные бренды поделены, — подтверждает Игорь Верхозин. — Вопрос лишь по двум брендам, которые у нас сегодня представлены слабо — Mersedes и Mazda. Эти автомобили в Иркутске купить можно, но официальных дилеров нет. Но есть информация, что к лету, возможно, данный вопрос решится. После этого все основные зарубежные модели, представленные на российском рынке, официально будут и в Иркутске.
Официальное отсутствие вышеназванных марок говорит лишь об одном — требования производителя к будущему дилеру настолько велики, что пока никто не смог предложить адекватных условий.
К примеру, Mazda — последний «ничейный» бренд из тех, что имеют на иркутском рынке серьезные перспективы. Однако есть информация, что в компании находится несколько десятков (! — «Капиталист») заявок из Иркутска на открытие дилерского центра, но японцы не торопятся с ответом.
А совсем недавно и неожиданно в Иркутске «бесхозным» остался, как считают, перспективный в плане массовых продаж корейский бренд KIA, в феврале этого года занявший по популярности в России четвертое место (прирост по отношению к февралю 2009 года — 21%). По данным издания «Континент Сибирь», официальный дилер KIA в Иркутске компания «Арлан-Сибирь» не комментирует свой отказ представлять марку.
— У нас, конечно, своя специфика, — считает эксперт нашего журнала. — Местный рынок формировался под воздействием правого руля, поэтому первоочередную роль играют машины японских марок. И если сравнить позиции по Toyota, Honda, Suzuki, Mitsubisi на российском и иркутском рынках, то у нас они однозначно выше. С другой стороны, на российском рынке большим спросом пользуется корейские марки, а у нас они определяющей роли не играют.
И тем не менее, борьба за корейца разворачивается — в тендере планируют принять участие уже три игрока автодилерского рынка Иркутска. Причем, исходя из их нынешних стратегий развития бизнеса, явно просматриваются две взаимоисключающие мотивировки: попытаться раскрутить марку, заработать и для количества — по принципу «чтобы было».
ЛИНЕЙКА ПРЕДПОЧТЕНИЙ
Автобрендовый пирог в Иркутске сегодня поделен не поровну, но по-братски. Те, кто был первым, еще на рубеже веков, выбирали свободно — по популярности марки, по ее рентабельности да и собственные вкусы играли не последнюю роль. К тому же требования самих производителей к дилерам также были весьма лояльны.
Сейчас все основные бренды в Иркутске поделены. Вопрос лишь по двум маркам |
В появившемся еще в начале 2000-х первом авторизованном (есть такая ступень — официальным дилером компания не так давно — «Капиталист») салоне «Тойота Центр Иркутск» каким-то непонятным образом размещались всего несколько автомобилей...
Вскоре личные пристрастия и собственную настойчивость участники рынка стали соотносить с требованиями производителя — Иркутск попал в стратегии развития дилерских сетей некоторых известных автобрендов. Так появился автоцентр Honda, под который его владельцам пришлось несколько перекроить свой бизнес.
Наверное, первыми в Иркутске на себе испытали, что такое настоящий бренд-бук премиум-сегмента, в «Автоцентре «АнгарА», ставшем впоследствии официальным дилером BMW: даже мебель в шоу-рум пришлось заказывать только у указанного немцами производителя и везти ее из Италии.
Далее, в середине 2000-х бренды начали разбираться в массовом порядке. Тому, кто шел последним, выбирать теперь особо не из чего.
И тем не менее, в самый кризисный год в Иркутске официально появились еще три бренда. Поскольку сейчас не самое подходящее время для раскрутки новых имен и вполне ожидаемо, что в ближайшем будущем они не обеспечат необходимой рентабельности, можно утверждать, что это своеобразный захват доли рынка на перспективу.
— Конечно, решение по этим брендам принималось не вчера, а года два назад, когда рынок демонстрировал потрясающий рост, и не было никаких оснований для опасений, — утверждает Игорь Верхозин. — А сегодня это чемодан без ручки: выбросить жалко, а нести очень тяжело.
ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ
У иркутских автодилеров бывали и лучшие времена. Сейчас у многих ситуация на грани.
Многие компании сильно закредитованы, буквально поставлены на грань выживания, хотя стараются этого и не показывать |
— Действительно, — соглашается Верхозин, — чисто внешне можно говорить даже о некотором развитии — новые марки-то открываются. Однако, насколько мне известно, многие компании очень сильно закредитованы, буквально поставлены на грань выживания. Хотя свои очень большие проблемы с обслуживанием кредитов они стараются не показывать... К тому же, когда смотришь итоги продаж — по 60-80 машин в год, то совершенно непонятно, за счет чего эти марки выживают и выживут ли они в дальнейшем? Знаю одного дилера, который продает по 300 автомобилей, тем не менее рентабельность у него крайне низкая.
По словам нашего эксперта, на столичном рынке бизнес по продаже автомобилей считается рентабельным, когда в год реализуется около тысячи машин. Два года назад такими результатами в Иркутске могли похвастать три компании. Сегодня только одна.
Конечно, часть участников рынка живут не только за счет кредитования. Есть многопрофильные компании, ведущие несколько разных, но взаимодополняющих бизнесов. У одних сеть автозаправок, у других — магазины запчастей и станции техобслуживания. Тот же «Арлан-Сибирь», отказавшись от дилерства KIA, продолжит осуществлять гарантийное и сервисное обслуживание проданных автомобилей.
Но в целом, ситуация непростая.
ИМ ВСЕ ПО ПРАЙСУ
Есть неофициальная информация о том, что вскоре иркутский рынок может покинуть один из известных премиум-брендов, реализовавший в прошлом году менее 40 машин. Но это — исключение.
Госпрограммы — не тот инструмент, на который можно было бы надеяться местным дилерам |
А в общем, сегмент автомобилей премиум-класса оказался самым стабильным в кризисном году. Более того, иркутским дилерам Audi (182 проданных автомобиля) и BMW (149) удалось вплотную приблизиться к красноярским дилерам этих марок, которые считаются лидерами в данном сегменте в Сибири.
Сюда же стоит отнести и 201 Land Cruiser, реализованный в Иркутске в кризисный год. И задать, наверное, риторический вопрос: «Похоже кризис не влияет на эту категорию покупателей?»
— Если взять, к примеру, российскую статистику по продажам жилья в прошлом году, то она выглядит точно также, — комментирует Верхозин. — Элитный сегмент просел меньше всего, чего не скажешь об эконом-классе. На уровне потребления этой категории покупателей кризис особо не отразился...
ПЕРВЫЕ СТРОКИ РЕЙТИНГА
Всего в прошлом году тремя десятками иркутских автодилеров продано 5877 автомобилей. Во главе списка — Toyota, реализовавшая 1100 машин. Аутсайдер — Cadillac с шестью автомобилями, хотя такое определение для этой люксовой марки не совсем точное. Тут вступают в действие законы автодилерской бухгалтерии.
— Чем дороже автомобиль, тем больше маржа, — раскрывает секрет Игорь Верхозин. — Поэтому очень выгодно продавать именно дорогие модели. Отсюда продажа 200 «Ленд Крузеров» — это совсем не то, что 400 «Фокусов». Это гораздо выгоднее. Смотри, на второй позиции по продажам в прошлом году отечественные ВАЗы — 927 штук разных моделей (без учета филиалов по области). Но если мы сравним суммы этих продаж с Toyota, то разница будет даже не на порядок, а на несколько порядков — крайне невыгодно продавать в таких объемах. И продавцы ВАЗов, несмотря на такие объемы, потихоньку уходят с рынка. Вот «Лада Брокер» ушла...
Mazda — последний "ничейный" бренд из тех, что имеют серьезные перспективы на местном рынке |
Преданность иркутян Toyota в кризисный год выразилась в красноречивой цифре: в целом по России продажи у компании снизились на 64%, в Иркутске — только на 18%. Более того, лидер продаж — Camry российской сборки в Иркутске даже прибавил объемы — на девять бизнес-седанов больше, чем даже в благополучном 2008-м.
Но абсолютное первенство за также российским Ford Focus — 394 автомобиля. Этой модели было куплено уже на 40 машин больше, чем годом ранее.
На третьем месте обновленный, но не ставший из-за этого менее бюджетным Renault Logan. Четвертое — у Chevrolet Niva. На пятом многолетний хит — не выходящий из моды Land Cruiser.
ВСЕГО ЛИШЬ ПО ПОЛТИННИЧКУ
Но если присмотреться к общему списку автомобилей, проданных в прошлом году в Иркутске, то явно обнаружится нарастающая тенденция последнего времени: растет число купленных «иностранцев» российской сборки. Однако это всего лишь тенденция, иллюстрирующая действия правительства по регулированию российского авторынка.
Государство запустило еще ряд мер, которые по замыслу должны, в том числе, и оживить продажи, правда, автомобилей именно российской сборки.
Одна из них — программа льготного автокредитования так и не обрела ожидаемой популярности у населения. К тому же на этот год она еще не продлена и зависла.
Продажа 200 "Ленд Крузеров" — это совсем не то, что 400 "Фокусов". Это гораздо выгоднее |
Еще одна разрекламированная акция, к реализации которой приступили совсем недавно — сертификат на 50 тыс. рублей на покупку нового автомобиля, выдаваемый при утилизации старого. Сможет ли теперь эта мера повлиять на наш авторынок?
— В нашем регионе вряд ли, — уверен Верхозин. — За 50 тысяч можно сдать только откровенный металлолом. Любой более-менее передвигающийся японский секонд-хенд однозначно стоит дороже. Все эти программы красиво звучат, но когда начинаешь их изучать да еще применительно к нашей местности, то все оказывается не так. Если у человека уровень доходов такой, что он себе еще не купил машину, то сдав за полтинник дедушкину развалюху, где он возьмет еще тысяч 250 хотя бы на «Логан»?
В общем, вышеперечисленные меры — не тот инструмент, на который можно было бы надеяться местным дилерам. Конечно, какие-то продажи эти меры поднимут, но это будет скорее всего исключением. Тем более, что совсем немногие модели из продаваемых в Иркутске попадают в зону внимания правительственных автопрограмм.
— Если в ближайшее время никаких серьезных тенденций по росту продаж на иркутском рынке не обнаружится, — предупреждает эксперт нашего журнала, — если ситуация в ближайшие год-два не изменится, то мы станем свидетелями громких банкротств.
Автомобилисты знают, что весна — время сезонного ТО автомобилей с проверкой систем, заменой некоторых технических жидкостей и сменой резины... Очевидно, что время замен на иркутском автодилерском рынке еще не пришло, но оно приближается.
- Число просмотров: 1363