Архив журнала «Капиталист»
Гостиничный бизнес
Индустрия гостеприимства. По пути к звездам
Обзор рынка
Российский гостиничный бизнес до прошлого кризисного года развивался семимильными шагами. По данным Госкомстата, за последние десять лет так называемый рынок гостеприимства ежегодно рос на 15-20%. Впрочем, и в кризис этот сектор пострадал не так сильно: были заморожены лишь новые проекты. Причина, как утверждают эксперты, в том, что российскому рынку еще далеко до насыщения, особенно это касается регионов.
До 2009 года туристский поток в Иркутскую область ежегодно рос, увеличивался объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству со стороны инвесторов, в том числе иногородних и иностранных, появлялись новые гостиницы.
Естественно, что в последнее время этот процесс сбавил обороты. А вот насколько, и какова сейчас расстановка сил в иркутском гостиничном бизнесе — разбирался «Капиталист».
По данным Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области в Иркутске на 2008 год действовали 63 официально зарегистрированные гостиницы (для сравнения в 2006-м было всего 48 гостиниц). А с учетом пансионатов и баз отдыха общее количество средств размещения туристов на сегодняшний день составляет 73. Номерной фонд Иркутска — 2585 номеров. В 2008 году иркутские отельеры обслужили 298,9 тыс. гостей.
Иркутские гостиницы сложно разделить на классы в силу отсутствия звездности — того самого мирового стандартизированного показателя качества. Между тем администрация Иркутска уже заявила о своих намерениях в этом году провести совместную работу с гостиницами города по вопросам классификации средств размещения. Это еще раз подтверждает серьезные намерения чиновников по развитию туристического сектора, ведь конкурентоспособные комфортные отели — немаловажный аргумент в пользу посещения туристами какого-либо места.
А пока местные отельеры только готовятся к сертификации, «Капиталист» для анализа рынка условно разделил все гостиницы города на несколько групп.
КТО ВСТРЕЧАЕТ ГОСТЕЙ?
Первая категория — это частично реконструированные гостиницы, доставшиеся их владельцам в наследство от советского прошлого. Это самые крупные отели в городе. «Иркутск» (бывший «Интурист») и «Ангара» по количеству номеров держат первенство на местном рынке. Номерной фонд «Ангары» — 280 номеров, «Иркутска» — 224. Цены на размещение можно охарактеризовать, как средние: 2200-3000 руб. за «одноместный эконом», 5500-9000 руб.- «люкс».
ГОСТЕЙ ЖДАЛИ |
|
Количество туристов, обслуженных иркутскими отельерами, |
|
260,3 |
россияне |
9,3 |
граждане СНГ |
29,3 |
иностранцы |
Источник: Иркутскстат |
Отели новые, которые пока неофициально можно отнести к классу 3-4 звезды, занимают существенную долю рынка. Это «Солнце», «Байкалбизнесцентр», «Европа», «Звезда», «Глория», «Виктория», «Дельта», «SAYEN». На данный момент это лучшие отели города, цены на размещение в которых варьируются от 2500-3500 руб. за стандартный номер (исключение «SAYEN», где даже за стандартный номер придется выложить 6700 руб.) до 12000-13000 за «люкс». Апартаменты предлагаются за 17700-19000 руб. в сутки. Номерной фонд этих отелей в пределах от 18 до 70 номеров в каждом.
Гостиницы, похожие на те, что обычно относятся к категории 1-2 звезды, а также мини-отели в ценах скромнее (900-2500 руб. за одноместный номер «стандарт»), но и сервис невысок, и материальная база оставляет желать лучшего. Это такие гостиницы, как «Академическая», «Русь», «Ретро 1», «Саяны» и др.
Еще одна группа, зачастую мало учтенная, — это гостиницы в квартирах (гостиничные комплексы «Домашний», «Дом-Отель» и др.) Командированным и туристам здесь предлагают аренду 1-2-комнатных гостиничных квартир в центральных районах города. Эти квартиры, как правило, с евроремонтом, оборудованы всей необходимой мебелью и техникой, в новостройках — квартиры-студии.
Такие частные гостиницы выдают гостям все необходимые отчетные документы, располагают более гибкой системой скидок и расчетных часов, предоставляют возможность самостоятельно готовить пищу. Цены на квартиры-номера в сегменте эконом-класса 900-1500 руб./сутки, бизнес-класса — от 2200 руб./сутки.
Надо отметить, что «квартирный» вид размещения становится все более популярным у экономных туристов — особенно тех, кто путешествует семьей или компанией из трех-четырех человек, а также старшего поколения командированных — им комфортнее в условиях квартиры, чем в атмосфере блеска и многолюдности отеля.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ
На рынке гостиничных услуг Иркутска действуют три основных игрока.
Туристическая компания «Истлэнд» утверждает, что располагает самой большой в регионе собственной базой размещения. Ей принадлежат гостиница «Иркутск», гостиничный комплекс «Байкал» в Листвянке и база отдыха «Байкальские дюны» в бухте Песчаная.
Компания «Гранд Байкал» считает себя лидером въездного и выездного туризма в регионе. В собственности и управлении компании находятся: «Байкал Бизнес Центр», бизнес-отель «Дельта», горнолыжный курорт «Гора Соболиная», базы отдыха «Зама», «Таловское», пансионат «Энергетик» в поселке Нилова Пустынь.
«Байкальская виза», лидер по количеству введенных за последние несколько лет гостиничных объектов, скромно заявляет, что входит в тройку крупнейших туроператоров региона. Ей принадлежат гостиницы в Иркутске — «Европа», «Звезда», «Глория», «Виктория», «Байкал 21», а также гостиницы на Байкале и в Улан-Удэ.
Что касается отеля «SAYEN» (ГК «Материк») — это пример развития и укрупнения бизнеса в новом направлении. Группа компаний больше известна своими ресторанами, и гостиничный бизнес не является для нее основным.
Остальной рынок поделен между сравнительно небольшими участниками. Ощутима и федеральная экспансия. Так компания «Гранд Байкал», которую в свое время курировало «Иркутскэнерго», на данный момент принадлежит Сбербанку РФ.
ДОРОЖЕ ТУРЦИИ
Между тем, как признают специалисты туриндустрии, в Иркутске и окрестностях пока еще низка культура гостеприимства и высока стоимость услуг, не соответствующая их качеству — тем более в сравнении с международными стандартами.
По данным на 2008 год, в Иркутске официально зарегистрированы 63 гостиницы. С учетом пансионатов и баз отдыха общее количество средств размещения туристов сегодня составляет 73. В целом, в регионе действует более 200 гостиниц. |
Десять дней в Турции в 5-звездочном отеле «все включено» обходятся дешевле, чем отдых на среднестатистической байкальской турбазе с сомнительными удобствами, а порой и их отсутствием. Поэтому в иркутских гостиницах и на местных турбазах туристы, как правило, не задерживаются больше чем на 1-3 дня.
Согласно мониторингу, проведенному администрацией города, туристские предпочтения, как иностранных туристов, так и отечественных, связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Становятся очевидными конкурентные слабости местного сегмента HoReCa:
• недостаточно развитая туристская инфраструктура, т.е. малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
• высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и прочих услуг, предлагаемых туристам;
• дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания.
Высокие цены в гостиницах и дорогие услуги, часто не соответствующие качеству, исследователи рынка связывают с недостаточно высокой конкуренцией. При этом потребность в недорогих, но качественных объектах размещения туристов с каждым годом только растет.
По-прежнему мало гостиниц среднего класса, только 10% гостиничного фонда можно отнести к классу люкс, гостиниц высшей категории — 5 звезд в Иркутске нет вообще.
НОВЫЕ ИГРОКИ, НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ
Кризис внес свои коррективы: заполняемость отелей упала, как во всем мире, так и в России. Иркутские отельеры стали предлагать скидки до 25%, а также дополнительные услуги — например, бесплатный Wi-Fi.
И все же иркутский гостиничный рынок весьма привлекателен для новых игроков. Об этом свидетельствует интерес международных гостиничных сетей, которые последние пару лет активно присматриваются к российскому рынку, так как конкуренция на развитых европейских и азиатских курортах очень высока.
— Российский рынок стал чрезвычайно важным для компании Marriott, — сообщил во время своего визита в Москву Нил Джонс, вице-президент по международным продажам компании Marriott International. По сравнению с другими странами, россияне стали ненамного меньше ездить из-за кризиса — всего на 10-15%, отметил он.
Рентабельность гостиниц в российских регионах 15-20%. Это почти в 2,5 раза больше, чем в Европе, где аналогичный показатель не превышает 10%. У мини-гостиниц рентабельность колеблется в пределах 5-10%. |
Компания Marriott International в ближайшие два года откроет шесть гостиниц на территории России — две в Москве, по одной в Краснодаре, Санкт-Петербурге, Казани, Иркутске.
В Иркутске на улице Чкалова Marriott строит трехзвездочный отель Courtyard на 204 номера. Предварительный срок сдачи — апрель 2011 года.
По заявлению мэрии Иркутска, в этом году также начнется возведение еще одного нового объекта — пятизвездочного 12-этажного отеля за гостиничным комплексом «Ангара».
А вот реализация другого проекта — гостинично-развлекательного комплекса «Пионер», о котором заявляла в позапрошлом году ГК «Фортуна», пока приостановлена. Причина в инвесторах, которые из-за кризиса решили повременить.
— Как Москва, так и большинство регионов испытывают острый дефицит предложения на гостиничном рынке, который в ближайшее время лишь усугубится, так как большинство заявленных проектов либо заморожены, либо претерпели значительные изменения по срокам реализации. И те девелоперы, которые в текущей ситуации располагают достаточными финансовыми средствами для создания гостиничного объекта, после выхода из кризиса окажутся в выигрышном положении. А до насыщения российского гостиничного рынка еще очень далеко, — считает столичный эксперт Ольга Широкова.
Ее слова подтверждает статистика: по данным международной ассоциации «Система ММЦ», рентабельность гостиниц в российских регионах 15-20%. Это почти в 2,5 раза больше, чем в Европе, где аналогичный показатель не превышает 10%. У мини-гостиниц рентабельность колеблется в пределах 5-10%.
По мнению аналитиков, актуальным и прибыльным в ближайшее время может стать развитие именно бюджетного гостиничного формата, гостиниц эконом-класса, малых гостиниц и квартир-апартаментов. Маркетологи считают, что тенденция к разумной экономии найдет свое продолжение и в пост-кризисные времена.
Пока отложены грандиозные планы гигантов (нет инвесторов), а действующие отели заняты удержанием существующих позиций, малые гостиницы — вот сегмент, к которому стоит присмотреться. И здесь для малого бизнеса есть совсем немаленькие возможности.
- Число просмотров: 3395