Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Авторынок

Перегруппировка сил

Автомобильный рынок Иркутска

По итогам нынешнего года выпуск автомобилей в стране снизится вдвое. На докризисный уровень отечественный автопром, к которому теперь отнесли и «отверточные» производства, выйдет не раньше 2013 года, прогнозирует Минпромторг России. А эксперты утверждают, что если в «сытые» времена при выборе машины большинство отдавали предпочтение новым иномаркам, то теперь значительным спросом пользуются подержанные. Однако региональный рынок и в докризисные годы в большей мере был ориентирован не на новые машины. Каким для него стал прошедший год?

В еще денежном 2008 году иркутский автопарк прибавил без малого 10 тысяч автомобилей - рекорд за всю историю города, небывалый доселе бум автомобилизации, подпитываемый главным образом широкой доступностью кредитов. Но разразившийся кризис и совпавшие с ним новые правила ввоза импортных автомобилей сделали свое дело: за девять месяцев 2009-го вновь зарегистрированных авто в Иркутске оказалось всего около трех тысяч. Условно говоря, темпы развития в этом секторе снизились примерно в три раза.

С одной стороны, такая отрицательная динамика наглядно иллюстрирует общий экономический спад. Но с другой — для давно задыхающегося от пробок и тесноты областного центра это своего рода благо: меньше машин, больше кислорода.

Хотя застой здесь временный, это скорее передышка - авторынок в стадии перегруппировки сил, чтобы совсем скоро вновь показать рост продаж. Понятно, с дальнейшим усугублением дорожно-транспортной инфраструктуры, которая отстала от реальности как минимум лет на десять.

Будущий рост автопарка, несмотря ни на что, все равно надо связывать с развитием официальной дилерской сети.

НОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

СМЕНА ПОЗИЦИЙ

По России в текущем году объемы продаж новых автомобилей, по данным на начало осени, снизились на 51% (или на 1,013 млн штук по сравнению с тем же периодом 2008 года). Сказался подъем цен из-за новых пошлин и роста валютных курсов, а также сокращение рабочих мест и банковских услуг по автокредитованию.

В Иркутске тенденция схожая, однако каждый официальный дилер переживает кризис по-своему. У одних действительно падение продаж оказалось существенное: в два и даже три раза, а у других только на 20-50%. Есть и такие, кто смог не только сохранить показатели предкризисного периода 2008 года, на который пришлись рекордные значения за всю историю рынка новых иномарок, но даже их увеличить.

Оставаться на плаву позволили три основных фактора: приличные запасы автомобилей 2008 года выпуска, на которые можно было не делать наценки, грамотная маркетинговая политика и наличие крупного автосборочного производства внутри страны.

В 2008 году в Иркутске зафиксирован рекорд: за год автопарк прибавил без малого 10 тысяч автомобилей. За девять месяцев этого года вновь зарегистрированных авто оказалось всего около трех тысяч.

Кстати, в десятке лидеров продаж по моделям среди легковых автомобильных марок, наиболее продаваемых с начала года, семь производятся в России и совсем не в Тольятти.

Таких зарубежных компаний, кто успел развернуться, как дома, и кто почувствовал заботу государства, в России уже немало: Renault, Ford, Volkswagen, Skoda, Toyota, Nissan, Fiat, Ssang Yong и другие. И хотя выпускаемая в России модельная линейка у всех разная, все же не столь острая зависимость от мировой «погоды» и ввозных пошлин прямо сказалась на результатах.

Так, российские Renault Logan, Ford Focus или Toyota Camry совершенно по-разному позиционируются (эконом, средний и бизнес-класс) и оцениваются (от 290 до 900 тысяч рублей), но как были популярны «до», так и остались такими «после». В основном потому, что сумели сохранить разумные цены.

В то же время такие востребованные до кризиса массовые модели, как Mitsubishi Lancer X, Toyota Corolla и Honda Civic 4D, ввозимые из за рубежа, подорожали почти на треть и быстро растеряли покупателей.

Примерно та же ситуация наблюдается в престижных сегментах: например, российские внедорожники Ssang Yong смогли выиграть на волне кризиса, показав даже увеличение продаж, в то время как импортируемый Toyota Land Cruiser, сразу подорожавший почти на миллион рублей, быстро утратил былую популярность.

Но что характерно, модные нынче автомобили класса SUV, называемые еще паркетниками, кроссоверами или легкими внедорожниками, помогли многим дилерам отстоять место под солнцем. Там, где «встали» легковые модели, именно кроссоверы тянули на себе показатели: Honda CR-V, Mitsubishi Outlander XL, Volvo XC90, Audi Q5 - все эти автомобили удержали повышенный к себе интерес. Хотя и в разной степени: для одних и с десяток проданных неплохо, а для других и сотни маловато.

Неоднозначной наблюдалась и сама динамика продаж у дилеров. Одни активно начали год, надеясь на хорошие планы, но вскоре здорово сбавили, а другие наоборот - грустная ситуация зимой и постепенное восстановление позиций с весны.

Очень большую роль в стимулировании спроса сыграли разного рода акции, ценовой «демпинг» и тот ключевой фактор, что банки не свернули свою деятельность, а автопроизводители вновь начали активно предлагать льготные программы кредитования.

Эффект не заставил себя ждать: осенью ощущается некоторое оживление рынка, а кое-кто из дилеров смог отметить, что продажи в кредит у них выросли на треть по сравнению даже с 2008 годом! То есть, если доля кредитных покупателей в 2008 году составляла около 40-50%, в начале 2009-го их стало примерно в два раза меньше. Но вот текущей осенью у отдельных дилеров их число уже достигло 60%.

ОБРЕЗАННЫЕ ИЗЛИШЕСТВА

Кроме того, некоторые автокомпании-импортеры в целях сокращения издержек и соответствия новым рыночным условиям срочно «перетрясли» свои модельные ряды: вывели если и не совершенно новые модели, то хотя бы новые интересные версии уже известных, а также пересмотрели базовые комплектации - малозначимое и необоснованно дорогое «урезали», а более востребованное и доступное добавили. Тем самым оптимизировали предложение и цены, что до экономического спада сделать не «догадывались». В поисках антикризисных мер в некоторых салонах дошло и до таких прецедентов, как возвращение на рынок особо популярных моделей предыдущего поколения, например, Lancer IX. И это тоже по-своему сработало.

Кстати, тенденция к «дефорсированию» модельных рядов наблюдается и в сегменте SUV: например, за счет выпуска экономичных моноприводных вариантов с менее мощными двигателями, что раньше на нашем рынке считалось неприемлемым и даже чем-то оскорбительным.

Причем, эконом-подходом не гнушаются и престижные бренды - обновленный кроссовер Lexus RX350 летом предстал хоть и с полным приводом, но упрощенной схемы и без дорогостоящей пневмоподвески. А еще есть информация, что Toyota намерена вернуть на российский рынок сравнительно доступный и неприхотливый, а главное настоящий внедорожник Land Cruiser 105.

Высокие живучесть и потенциал местного рынка новых импортных автомобилей подтверждает то, что за последний год в Иркутске сеть дилерских центров практически ничего особо не потеряла и даже наоборот — приобрела.

Действительно, свернулся московский филиал GM. Но он был вторым, а первый остался работать. Затянулось строительство автоцентров VW и Nissan, при этом действуют их «временные» центры.

А это приобретения. Еще осенью 2008 года в городе открылись три автоцентра. А в разгар кризиса — нынешним летом Иркутск и вовсе обрел два новых для себя бренда Peugeot и Hyundai, которые у нас и в хорошие времена официально представлены не были. Надо сказать, дебют этих марок оказался вполне успешным: рынок сразу пополнился обширной линейкой импортируемых, но привлекательных по дизайну, характеристикам и ценам моделей.

СЕГМЕНТ Б/У

СЕРЬЕЗНЫЕ ПОТЕРИ

ГЛУБИНА ПАДЕНИЯ

Рейтинг стран, где наблюдается самое сильное падение авторынка, в %*

1. Латвия

-80

2. Исландия

-79

3. Украина

-70

4. Литва

-69

5. Эстония

-67

6. Ирландия

-64

7. Румыния

-60

8. Россия 

-54

* Данные за 8 месяцев 2009 года

Источник: агентство «Автостат»

А еще на руку официальному рынку все же сыграла передислокация покупательских интересов в связи с серьезными потерями на рынке second-hand, заполненном у нас, главным образом, продукцией из Японии. В общем-то, это ожидалось, правда, никто не подозревал, что «недобро» таможни совпадет с международным финансовым кризисом. И процесс отторжения second-hand только усугубится.

До введения «защитных» от подержанных иномарок пошлин рынок праворульных автомобилей в Иркутске крепко сформировался в особенную форму, которую было принято называть цивилизованной. Продажи с известного «базара» в Рабочем большей частью тоже перекочевали в офисы — в виде поставок под заказ через так называемые аукционные фирмы. Люди могли выбирать машину виртуально и в режиме on-line участвовать в торгах на японских аукционах, через которые проходят все продаваемые там «с рук» автомобили.

Подобный способ приобретения машины хоть и не бесспорный, но стал очень модным - в 2008 году в Иркутске можно было насчитать чуть ли не сотню аукционных фирм, хотя тремя годами ранее их было всего с десяток.

И вдруг в одночасье «офисный» рынок second-hand вновь вернулся всего к нескольким специализированным фирмам, да и те стали испытывать большие трудности. Площадка на авторынке в Рабочем тоже стала пустеть - запасы 2008 года иссякали, а завозить машины по новым правилам оказалось невыгодно.

Но на рынок подержанных автомобилей из Японии повлияли не только новые правила ввоза. Сказался рост мировых валют по отношению к рублю, в том числе и рост йены. Автомобили подорожали в самой Японии, а пошлины исчислялись в евро, который тоже заметно вырос к рублю.

НО НЕ КОЛЛАПС

Тем не менее, говорить о коллапсе на этом рынке пока не приходится. По сути, новые таможенные правила и валютные скачки отсекли модели старше пяти лет, а также седаны бизнес-класса, минивэны и внедорожники, то есть автомобили с двигателями рабочим объемом свыше двух литров. Правда, это сегмент составлял завидную долю продаж на данном рынке, ведь со стороны официального сектора фактически нет аналогичного по параметрам и ценам предложения.

ВЫСОТА ВЗЛЕТА

Рейтинг стран, где наблюдается наибольший рост авторынка, в %*

1. Китай

+29

2. Германия

+27

3. Словакия

+22

* Данные за 8 месяцев 2009 года

Источник: агентство «Автостат»

А вот модели начального среднего класса с двигателями объемом до 1,5 литров в пересчете на новые пошлины подорожали не столь фатально, чтобы говорить о полном снижении к ним интереса. Кто остался предан качеству автомобилей из Японии, тот еще готов выложить дополнительные 50-100 тысяч рублей. Хотя соблазн обратиться к новым автомобилям уже очевиден - некоторые популярные легковые модели из Японии стали стоить от 500 до 600 тысяч рублей и выше, а за эту сумму у дилеров уже «что-то» подыскать можно.

Не так сильно подорожали и компактные модели, в том числе популярные Toyota Vitz/Platz, Honda Fit и Nissan March, но и предложение по ним сократилось - как только разобрали прошлогодние запасы, образовался некоторый дефицит.

ТРАДИЦОННО НАШИ

НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЙ «КРИЗИС ИНОМАРОК»

Сумели ли использовать сложившуюся ситуацию продавцы традиционных российских автомобилей? Здесь картина неоднозначная. К примеру, специфичная продукция УАЗа по объемам продаж почти не потеряла, хотя объемы эти и не столь значительны (менее пятисот штук за девять месяцев), а вот автомобили производства АвтоВАЗа потеряли заметно - моделей семейства Lada в текущем году продается в полтора раза меньше, чем в 2008-ом.

По оценке «АСМ-Холдинга», российские автозаводы за восемь месяцев снизили производство легковых машин на 62,6% до 368 тыс. штук. При этом выпуск легковых иномарок в РФ падает медленнее, чем автомобилей российских брендов, отмечает Reuters. А по последним данным исследовательского центра Superjob, машины отечественного производства представляют интерес лишь для 5% потенциальных покупателей. При этом желающих приобрести новые «Лады» заметно меньше, чем старые.

Так что использовать «кризис иномарок» в свою пользу крупнейший автопроизводитель России не смог. И даже какие-то новинки года (например, универсал Lada Priora) на иркутском рынке принципиально ничего не изменили.

ТЕХПОМОЩЬ

УСЛУГА, КОТОРУЮ НЕ ОБЪЕХАТЬ

На фоне падения рынка автомобилей сервисная инфраструктура выглядит довольно бодро. Это, наверное, единственный сегмент, в период кризиса скорее приобретший, чем потерявший. Оно и понятно: всем автомобилям надо регулярно обслуживаться и ремонтироваться, а с учетом возросшей аварийности необходимость в этом только увеличивается.

Кроме того, как уже было упомянуто в начале материала, кризис довольно заметно изменил потребительские предпочтения россиян, желающих обзавестись автомобилем. Потенциальные покупатели обратили внимание на парк подержанных иномарок. Многие из них вообще отложили смену машины до лучших времен, предпочтя ездить и при необходимости ремонтировать старую.

КРИВАЯ АВТОПРОМА РОССИИ

Снижение продаж на автомобильном рынке за I полугодие 2009 г., в %.

Январь

-33

Февраль

-38

Март

-47

Апрель

-53

Май

-58

Июнь

-56

Июль

- 58

Источник: отчет комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

— Снижение уровня доходов потребителей, введение повышенных таможенных пошлин заставило большинство автовладельцев более рационально и бережно относится к своим автомобилям, — уверен Игорь Ботов, директор компании «Моторный ряд». — Теперь они вынуждены чаще их ремонтировать, заказывать больше автозапчастей и сопутствующих товаров.

Эту тенденцию, кстати, международную, подтверждают в американской справочной компании JustAnswer, предоставляющей клиентам экспертные ответы на самые разнообразные вопросы. По ее расчетам, число запросов, касающихся ремонта автомобиля, за последний год увеличилось на 57%.

Следовательно, ремонтные услуги, в том числе и в Иркутске, продолжают развиваться. Они по-своему совершенствуются и расширяются: появляются новые предложения с более сложным и разнообразным фронтом работ, внедряются новые эффективные технологии по замене масел, диагностике, очистке, регулировке и т.д.

Основная тенденция иркутского автосервиса - это развитие крупных комплексных СТО с большим набором услуг. Узко специализированных СТО остается все меньше, как и кустарей-одиночек, работающих в частных гаражах. Они, по мнению Игоря Ботова, постепенно будут вытесняться более крупными игроками, которые помимо качества выполняемых работ, будут также обеспечивать юридическую чистоту получаемых потребителями услуг, что в последнее время очень важно, так как участились случаи недобросовестной работы с потребителями, а иногда и просто обмана.

Не сбавляют темпов работы популярные сейчас экспресс-сервисы, где поточно производят текущее ТО (замену масел, фильтров, приводных ремней и прочих расходных материалов), а также шиномонтажные сервисы.

Что касается стоимости услуг сервисных станций, то на текущий момент расценки за работу если и возросли, то в рамках обычных ежегодных наценок. Рост расходов на сервис для автомобилистов в основном связан с повышением стоимости самих запчастей и материалов, особенно импортных. Масла, шины, краски, комплектующие в этом году демонстрируют уверенный рост в ценах, в некоторых случаях до полутора раз.

Фирменные дилерские сервисы тоже подстраиваются под реалии. Стоимость нормо-часа возросла несущественно, кроме того, появляются специальные программы по обслуживанию постгарантийных автомобилей, когда стоимость работ для таких ниже на 20-25%. В таких случаях отдельные дилеры даже предлагают запчасти от альтернативных производителей по меньшим ценам.

Итак, сейчас ясно, что события последнего года чувствительно встряхнули автомобильный рынок и России, и нашего региона. Он меняется значительно, и этот процесс еще не закончен.

 

Алексей Постнев


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 7 (35) Ноябрь - Декабрь 2009 года


  • Число просмотров: 1534

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть