Архив журнала «Капиталист»
Зооидустрия
От корма до лизинга
Зоодело широких возможностей
Зооиндустрия, возможно, единственный бизнес, опирающийся на любовь. На любовь хозяев к своим питомцам, которая, как известно, границ не имеет. И, как показывает практика, на этом можно неплохо зарабатывать.
Мировая зооиндустрия не перестает удивлять и радовать «братьев наших меньших» своим размахом. Отказать домашнему любимцу в сахарной косточке или модной стрижке теперь почти невозможно. Кондитерские и рестораны, SPA-салоны и детские сады, дизайнерская одежда... и даже кладбища. Вот лишь неполный перечень успешно реализованных бизнес-проектов.
Анализ финансового состояния международного зообизнеса — не столь популярное занятие для экспертов в сравнении, к примеру, с рынками энергоносителей или стратегического сырья, но его показатели также внушительны. Судите сами.
Только на долю кормов приходится более $30 млрд, а в целом мировой оборот рынка товаров для животных, по данным «Российской газеты», составляет около $46 млрд. Плюс деньги, вращающиеся в сфере зооуслуг, и несколько миллиардов от разведения и продажи самих животных. В США и Европе зоорынок растет на 15—20% ежегодно, а расходы на одного питомца в год достигают там как минимум $2—3 тыс.
Разумеется, сравнивать российский рынок с западным некорректно, но очевидно, что потенциал зооиндустрии в России, особенно в регионах, просто огромен.
Естественно, что наиболее зообизнес развит в Москве. Если в советское время там насчитывалось всего девять точек с зоотоварами, то теперь их сотни. Разумеется, и конкуренция между ними велика. Войти в этот бизнес новичкам там непросто. Хотя если правильно сформировать ассортимент магазина или найти новое направление в зооуслугах, то и в столице можно получать неплохую прибыль.
«ПОЛЕ НЕПАХАНОЕ»
Но специалисты уверены: будущее за регионами. Крупные компании понемногу начинают распространять здесь свои филиалы, но о широкой экспансии говорить пока рано. Так что у местных предпринимателей еще есть все шансы занять свободные ниши.
ЗООМАРКЕТИНГ |
|
Наиболее востребованные товары стандартного зоомагазина |
|
Корма |
50% |
Аксессуары |
30% |
Лекарства |
20% |
Источник: представители иркутского зообизнеса — собеседники «Капиталиста» |
По мнению Александра Солдатова, генерального директора компании «БайкалВет», зообизнес в Иркутске — «поле непаханое». Спрос огромен даже на то, чего нет.
— 19 лет назад в Иркутске невозможно было достать ветеринарные препараты, — вспоминает собеседник «Капиталиста». — Для нужд своего питомника лекарства приходилось закупать в Москве. Однажды приобрели больше, чем требовалось, и решили продать. Дали объявление в газету. Не представляете, какой был ажиотаж — звонки не прекращались. Поняли, что на этом можно заработать. С тех пор, конечно, значительно расширили спектр услуг: открыли пятизвездочную гостиницу для животных, клинику, ветстоматологию, создали интернет-магазин и приют для собак.
Оценивая сегодняшнюю ситуацию на зоорынке, Александр Солдатов считает, что выживут сильнейшие компании или те, кто способен предложить что-то совершенно новое. Спрос же в целом не уменьшился, поскольку клиенты приходят еще и из тех мест, где этот бизнес угас.
ЖИВАЯ ВИТРИНА
Евгений Сергеев: — Может показаться, что зоомагазины наживаются на животных и птицах, продавая их с большой наценкой. Но ведь животное нужно кормить, содержать и в любой момент оно может заболеть. |
От стереотипа зоомагазин — значит, только животные — многие предприниматели стремятся отойти: уж слишком много сложностей возникает с оформлением живности, уходом за ней и выбором помещения. Однако такой подход не всегда верен. Западные специалисты, напротив, советуют торговать животными именно потому, что продают товары для них.
К примеру, канадская компания Hagen выращивает птиц в собственном центре разведения, а затем продает их в своих магазинах по заведомо убыточной цене. Спросите — зачем? Ответ прост: для стимуляции дальнейших приобретений — наборов кормов, средств по уходу и т.п.
Маркетинговый ход прост и оригинален. Человек покупает новорожденного птенца, но не забирает его домой сразу, ведь тот еще не может жить самостоятельно. Новый хозяин целый месяц кормит его в магазине, а когда пернатый окрепнет, то увозит птичку домой. Разумеется, за всем необходимым для своего питомца он придет именно в этот магазин.
Вариантов развития этой идеи может быть масса, вплоть до открытия агентства по прокату домашних животных с возможность их последующего выкупа. Такой необычный лизинг в нашей стране почти не освоен, хотя прибыль от него может быть довольно высокой.
— Наш магазин раскрутился с говорящего попугая. Это был своего рода скандал — публикация в прессе — и народ пошел к нам, — рассказывает Евгений Сергеев, владелец иркутского зоомаркета «Нерпенок», зоомагазина «Какаду». — У каждого магазина должна быть своя фишка. Животные — это, конечно, больше привлечение клиентов, нежели прибыль. Мы, например, одни из немногих в Иркутске, кто занимается экзотикой. Крокодилы, игуаны, пауки... Клиенты приходят посмотреть и попутно покупают что-нибудь для своего питомца.
СЕРВИС БЕЗ ЗАПАХА
Весь зоорынок можно условно разделить на сектора:
● производство и продажа кормов,
● разведение и продажа животных,
● сфера обслуживания,
● игрушки, медикаменты, аксессуары и прочее.
Задавшись целью попробовать себя зооиндустрии, имеет смысл обратить внимание на перспективы спальных районов, где все существующие магазины базируются на продажах развесного корма.
ЗАМЕТНЫЕ ОТЛИЧИЯ |
Чем дополнительно можно привлечь клиентов в зоомагазин |
– наличие ветеринарного врача в штате |
– возможность посещения магазина вместе с питомцами |
– грамотные продавцы-консультанты (специалисты в какой-либо области аквариумисты, владельцы питомников и т.п.) |
– продажа экзотических животных |
– торговля узкоспециализированными товарами (к примеру, связанными с коневодством) |
– доставка товара на дом, открытие интернет-магазина |
– издание своей газеты/журнала, где можно публиковать информацию о новинках зооиндустрии, поступлениях товара и т.п. |
– продажа эксклюзивных вещей (дизайнерская одежда, украшения, дворцы для кошек, светящиеся ошейники, урны для праха животных и пр.). |
Источник: представители иркутского зообизнеса — собеседники «Капиталиста» |
Магазин нужно делать максимально полноценным. Даже на небольшой площади разделить пространство на зоны — корма, средства по уходу, одежда, животные. Или сделать магазин узкой направленности, например — клетки, птицы и корм.
— Мелкие торговые точки площадью 9—10 квадратов, со стойким специфическим запахом, где продают вместе корм на развес, кошачьи наполнители, клетки, перевозки, грызунов и птиц, обречены на вымирание, — убежден Евгений Сергеев. — Люди стали разбираться, ценить порядок, привыкли к хорошему сервису. А развесной корм вообще может быть опасен для животных. В открытых упаковках он быстро окисляется и через две недели становится бесполезным, теряет товарный вид. К тому же есть риск возникновения аллергии на такой товар как у животного, так и у покупателя.
По наблюдениям собеседников нашего журнала, по покупательской активности на первое место в Иркутске можно поставить аквариумистов, затем владельцев кошек и собаководов. Следовательно, на эти группы нужно ориентироваться в первую очередь.
Говоря об ассортименте, самый большой оборот — около половины — приносят корма. За ними идут аксессуары и средства по уходу (игрушки, шампуни, наполнители для туалетов, поводки, ошейники, перевозки и т.п.), затем — лекарства.
Некоторые считают, что зоомагазины неплохо наживаются на животных и птицах, продавая их в дороже закупочной стоимости. Действительно, в процентном соотношении наценка получается большая. Но...
— Но животное ведь нужно кормить, содержать — без специального персонала по уходу за живностью не обойтись. К тому же в любой момент оно может заболеть, — говорит Евгений Сергеев.
Средняя рентабельность небольшого зоомагазина, штат которого может состоять всего из двух человек, составляет, как правило, 20—30%, а его открытие обойдется примерно в $50 тыс. Вложения окупятся года через два — такие цифры приводит журнал «Свой бизнес».
ГРУММЕР — ЧЕШЕТ И СТРИЖЕТ
Еще один полноправный представитель зообизнеса — звериный парикмахер, который моет, чешет, стрижет и окрашивает шерсть животных — груммер. Это редкая профессия и очень специфичная работа.
Элла Поступинская: — Люди все больше узнают об уходе за питомцами. Сейчас уже не дело раз в месяц помыть пса мылом. |
Элла Поступинская, владелица парикмахерской для животных, начала свой бизнес, когда оказалось, что негде подстричь собаку. Пришлось учиться самой.
— В Таиланде, например, считается неприличным, если собачка выходит на улицу без одежды, а у нас люди только начали свыкаться с мыслью, что в животное тоже нужно вкладывать деньги, — считает владелица парикмахерской. — Я уже восемь лет занимаюсь этим бизнесом, и могу сказать, что поток клиентов с каждым годом только растет. Люди все больше узнают об уходе за питомцами. Сейчас уже не дело раз в месяц помыть пса мылом. К тому же в моде декоративные породы, а им без стрижки никуда. Но стрижка ведь нужна не только выставочным животным, а в городе всего две-три парикмахерских.
Помимо стрижки в таких салонах животное предлагают искупать, подстричь когти, почистить зубы и уши, вычесать закатавшуюся шерсть. Конечно, хозяин и сам может с этим справиться, но времени для этого понадобиться куда больше. Гораздо удобнее доверить питомца рукам профессионала.
Открытие небольшой парикмахерской не требует больших инвестиций. Основная статья расходов — это аренда помещения. Инструменты обойдутся в 8—10 тысяч рублей. Но главная проблема — это кадры. Лучший вариант — научиться груммингу самому и затем обучать персонал. Для начала будет вполне достаточно иметь в штате не более пяти мастеров.
— В среднем стрижка животного у нас обходится в 700 рублей, — продолжает Элла Поступинская, — а, например, в Европе за такую работу готовы заплатить 100 евро. В Москве и вовсе почасовая оплата: один час около 1500 рублей, а стрижку там могут растянуть на весь день.
И как предложение от груммера: «Неплохо организовать бы безотходное производство — у нас шерсти много накапливается. А из нее ведь и валенки, и варежки можно делать».
СОБАКОМОЙКА И ДРУГИЕ НОУ-ХАУ
По мнению представителей иркутского зообизнеса, будущее этой отрасли не только в услугах и торговле, но и в производстве — корма, игрушки, средства по уходу за животными. На рынок сейчас активно выходят российские производители — наши товары ведь ничем не хуже импортных. В Иркутске пока действуют только предприятия по изготовлению опилок.
Кроме производства, можно обратить внимание на необычные зооуслуги — перенять опыт столичных или западных коллег. К примеру, не так давно московские зоомагазины начали страховать животных своих клиентов. А на Украине действует круглосуточная ветеринарная телефонная справка.
В Америке конкуренцию зоомагазинам составили торговые автоматы «Hey Buddy!», которые продают все, что необходимо домашним питомцам — от ошейников и поводков до еды и витаминов. Появились они чуть более десяти лет назад и пользуются огромной популярностью у владельцев собак и кошек. Автоматы устанавливают в парках, где хозяева выгуливают своих четвероногих питомцев, в жилых районах и ветеринарных клиниках. Сегодня этот вид бизнеса приносит его хозяйке Шарлотте Леннокс отличную прибыль.
А австралийская компания Atlantic Industries разработала и внедрила в производство уникальную мойку для собак — «Tru Blu K9000 Dog Wash». Аппарат состоит из самой кабинки, а также средств по уходу, кондиционера, сушки и дезинфекции. Кабинка — вполне самостоятельное устройство, мойка животного в котором занимает не более 10 минут. Устанавливают эти чудо-машины на территориях ветлечебниц и клиник, на автозаправочных станциях, в гостиницах, аэропортах и вокзалах.
Также в Иркутске еще не освоена столь популярная во многих странах ниша кафе и ресторанов для животных.
Первый шикарный ресторан для собак открылся в 2002 году в Сингапуре. Блюда в меню здесь вносятся только с одобрения ветеринара. Для каждой породы есть что-то свое — бисквиты для гончих, мясная паста для пуделей, пирожные для колли. На день рождения животным всегда рады испечь торт или подать тунца с минералкой. Во многих заведениях хозяева обедают рядом с питомцами, только меню раздельные.
А вообще, идеи, за которые стоит браться, и неосвоенные ниши в зообизнесе Иркутска можно давать целым списком. У нас много чего еще нет. Нет массажных кабинетов, центров обучения для участия в выставках, мало доступных гостиниц — дорого. Есть спрос на курсы для хозяев — как содержать животное.
Как считают иркутские зоопредприниматели, городу нужен комплекс, где в одном месте находились бы ветслужба, зоомагазин, гостиница, спортзал и парикмахерская для животных.
Кстати, по утверждению психологов, расходуя на домашнего питомца честно заработанное, покупая ему различные аксессуары, одежду и прочие, казалось бы, ненужные вещи, человек получает больше возможности реализовать свою скрытую любовь и нежность. Задача представителей зообизнеса — помочь потребителю в этом.
- Число просмотров: 2404