Архив журнала «Капиталист»
Готовый бизнес
Стабильный рост
На фоне приближающейся волны
Осенью прошлого года на фоне финансового кризиса, еще только приближающегося к границам России, ведущие московские аналитики спрогнозировали: отечественный бизнес ждет волна слияний и поглощений («Капиталист», N4(26), август-сентябрь, 2008), логично определив этот период «хорошим для покупок и объединений». В такие периоды одним из наиболее ярких индикаторов настроений и тенденций становится рынок готового бизнеса. Среагировал ли он и как на нежданный «подарок из США»? – об этом в нашем обзоре.
По мнению иркутских экспертов, региональный рынок готового бизнеса заявил о начале своего формирования всего пару лет назад. Это были единичные предложения и случайные, эпизодические сделки. Однако прошлый год показал активный рост – более чем в три раза по отношению к 2007 году. К концу 2008 года суммарный объем регионального рынка готового бизнеса оценивался в 6,3-6,6 млрд рублей.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ПРОДАЖЕ ПО СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, в %. Услуги - 48 Торговля - 30 Производство - 21 Строительство - 1 Источник: обзор «Рынок готового бизнеса в Иркутской области. Итоги 2008 года».
Вообще-то, рынок готового бизнеса в Иркутской области – понятие несколько виртуальное, поскольку не существует единого ресурса, куда бы поступали и накапливались материалы о покупке и продаже предприятий. Однако в прошлом году функции по мониторингу и анализу всей доступной специализированной информации взяли на себя эксперты иркутского брокерского центра «Бизнес-Эксперт». Ими же подготовлен обзор «Рынок готового бизнеса в Иркутской области. Итоги 2008 года».
– При подготовке обзора мы используем все находящиеся в свободном доступе источники информации – прессу, интернет, а также информацию, поступающую от предпринимателей. Все данные проверяются и систематизируются, – в интервью «Капиталисту» говорит руководитель брокерского центра «Бизнес-Эксперт» Олег Змановских.
Итак, по мнению специалистов, иркутский региональный рынок готового бизнеса в 2008 году характеризовался стабильным ростом. В течение года на продажу было выставлено около 530 предприятий (оценивая используемые источники информации, погрешность этой цифры находится в пределах 4%). Треть из них сменила собственников (продажи состоялись) или же предложения были сняты (бывает, что выставляя на продажу, владелец просто хочет оценить свое дело – по уровню интереса к нему).
Наиболее активно сделки происходили в первом полугодии. Летом – традиционный спад в ожидании сентября, когда деловая жизнь опять входит в свое русло. Однако осенью прошлого года уровень интереса к покупкам только приблизился к весеннему. Возможно на это повлияли слухи о международном кризисе ликвидности, к тому времени уже достигшие и нашего региона.
ДЕЛО НА ПРОДАЖУ
Число выставляемых на продажу предприятий по сферам деятельности примерно повторяет количественную структуру местного бизнеса. Наибольшее предложение – сфера услуг, за ней – торговля и производство. Продаются самые разнообразные бизнесы – кафе, салоны красоты, базы отдыха, службы такси, магазины, лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия.
Однако, ситуация типичная для любого рынка, выставить на продажу и продать – не одно и то же. По мнению Олега Змановских, немалая часть предложений – недействующие бизнесы или же просто голая предпринимательская идея, а есть и откровенные мыльные пузыри.
– Серьезных, надежных бизнесов, подкрепленных соответствующей организационно-распорядительной документацией, продуманными бизнес-планами, пакетом заключенных договоров, начиная с договора аренды и заканчивая трудовыми договорами с сотрудниками – к сожалению, таких бизнесов намного меньше, чем хотелось, – сетует эксперт. – Но это общероссийская тенденция.
Среди других тенденций, иллюстрирующих изменение спроса на рынке готового бизнеса в течение 2008 года, авторы обзора «Рынок готового бизнеса в Иркутской области. Итоги 2008 года», выделяют следующие.
Снижаются требования инвесторов к доходности готового бизнеса, но при этом растут требования к его качеству.
Ранее основную ценность компаний, предлагаемых на продажу, представляла имеющаяся в их собственности коммерческая недвижимость. Сегодня ситуация меняется. Интерес инвесторов вызывают компании, не владеющие дорогостоящими материальными активами, но генерирующие высокий и стабильный доход.
Вместе с тем, инвесторы крайне неохотно вкладывают средства в бизнес, расположенный на арендованных площадях, если срок аренды менее одного года. Особенно это относится к тем предприятиям, где требуются значительные капиталовложения - производство, общепит, автосервисы и т.п.
По-прежнему велик спрос на предприятия-изготовители стройматериалов. Традиционно ликвидными, то есть пользующимися спросом, являются кафе и рестораны, салоны красоты, автосервисы и ряд других бизнесов в сфере услуг.
Спрос на туристские объекты в нашем регионе сегодня, напротив, на спаде. Стоимость их достаточно высокая (в среднем - десятки миллионов рублей), и мало кто из местных игроков туристского бизнеса может позволить себе такое удовольствие. Москвичи же пока очень осторожно подходят к инвестированию в эту сферу. Одна из основных причин - проблемы с оформлением прав собственности (долгосрочной аренды) на земельные участки.
Еще одна важная тенденция, обусловленная позицией инвесторов - рост продолжительности оформления сделок купли-продажи бизнеса. Все чаще процедура передачи бизнеса и оплаты его стоимости оказывается растянутой по времени и осуществляется поэтапно. Такой подход снижает риски инвестора, позволяя ему в текущем режиме разобраться с состоянием дел на предприятии, а также стимулируя продавца к полному раскрытию информации и тщательному выполнению своих обязательств.
РЕАКЦИЯ НА КРИЗИС
Чтобы не говорили различные наблюдатели, несмотря на кризис ликвидности, денег в стране меньше не стало. А значит, нынешняя финансовая нестабильность не должна повлиять на деятельность так называемых «индивидуально богатых людей с трейдерскими способностями». Кроме того, для устойчивых компаний это время привлекательных возможностей – когда можно отказаться от дорогостоящих перспективных проектов и, консолидировав имеющиеся ресурсы, «присоединить» конкурентов.
Таковыми должны быть, по предположению «Капиталиста», основные тенденции и на региональном рынке готового бизнеса.
– В сентябре-октябре прошлого года, – продолжает Олег Змановских, – влияние финансового кризиса на местный рынок готового бизнеса, где представлены в основном предприятия малого и среднего бизнеса, практически не ощущалось. Его почувствовали, в первую очередь, фондовый рынок, а также банковские учреждения и крупные корпорации, которые с размахом, от души кредитовались за рубежом.
Но далее - по мере трансформации финансового кризиса в экономический - ситуация стала меняться. В ноябре на рынке появились «первые ласточки» - объекты, продажа которых обусловлена невозможностью получить банковский кредит для пополнения оборотных средств. Речь идет, прежде всего, о торговом бизнесе - продажа автозапчастей, продуктов питания и др.
Еще одна показательная тенденция ноября-декабря: по сравнению с первым полугодием большее число выставленных на продажу – совсем небольшие, адекватные по стоимости фирмы.
В остальном же ситуация на данном рынке кардинально не изменилась – особой покупательской активности не наблюдалось. Количество бизнесов, предлагаемых на продажу, осталось на прежнем, докризисном уровне. И цены как-то значимо не изменились.
В целом, отмечает эксперт, конец 2008 года не принес каких-то неожиданностей. Однако два обстоятельства вызвали удивление.
За весь год на продажу не было выставлено ни одной аптеки. Здесь можно предположить, что размеры этого рынка позволяют всем его участникам сосуществовать вполне комфортно, а сам аптечный бизнес в регионе не испытывает недостатка в клиентах и приносит неплохой доход.
Во второй половине года и даже ближе к его концу, когда строительная отрасль, ощутив одной из первых тот самый кризис ликвидности, благополучно «впала в кому», на продажу не было выставлено ни одной строительной компании. В нескольких похожих предложениях речь шла фактически о продаже пакетов документов (включая лицензию на строительные работы), но никак не о действующем бизнесе.
ПЕРСПЕКТИВЫ НЕ ОТМЕНЯЮТСЯ
Относительно наступившего года иркутские аналитики делают весьма осторожные прогнозы. В ближайшие год-полтора на рынке готового бизнеса наметится серьезный дисбаланс: количество предприятий, предлагаемых на продажу, заметно увеличится, спрос же, в лучшем случае, останется на прежнем уровне.
То есть «волна» все же докатится.
Но период кризиса – время, когда сильные побеждают за счет слабых, быстрые за счет медленных. Поэтому в различных сферах бизнеса будут освобождаться ниши. А значит, нужно говорить о перспективных бизнес-направлениях.
– Сегодня, когда финансовый кризис трансформировался в кризис экономический, никто не отсидится в сторонке, – уверен Олег Змановских. – В экономике начинает срабатывать принцип «падающих костяшек домино». Но есть мнение, что в период кризиса будут процветать коллекторские фирмы (и, соответственно, антиколлекторские), юридические компании, специализирующиеся на «расшивке» неплатежей, банкротствах и т.п. Вместе с тем абсолютно бесперспективных направлений, на мой взгляд, не существует. Даже в условиях кризиса. Все определяется тем, насколько своевременно и адекватно предприниматель реагирует на изменение ситуации. Кто-то корректирует свой целевой рынок, кто-то уточняет номенклатуру товаров и услуг, кто-то адаптирует ценовую политику с учетом изменившейся платежеспособности потребителей.
Кстати, по словам эксперта, сейчас покупатели могут сильно не рассчитывать на то, что им удастся приобрести какой-то готовый и очень прибыльный бизнес. Вряд ли собственник такого дела станет «резать курицу, несущую золотые яйца».
ВРЕМЯ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Однако период «хороший для покупок и объединений» в нашем регионе эффективно используют розничные сети. По наблюдениям некоторых иркутских экспертов, в ближайшее время на местном рынке продуктового ритейла ожидается очередное перераспределение сил.
В конце весны прошлого года стало известно о слиянии иркутской компании ООО «Амик Кэш энд Кэрри» (торговая сеть «Бонус») с кемеровской торговой сетью «Чибис» (компания «РегионМарт»), работающей под брендом «Поляна». В объединенной компании, по сообщению пресс-службы ЗАО «РегионМарт», акции распределились следующим образом: 25% – УРСА-Банку, 25% – Игорю Мельцеру (собственник «Амик Кэш энд Керри»), 47% - семье Колесник (сеть магазинов «Чибис» в Кузбассе, акционеры ЗАО «РегионМарт») и 3% - топ-менеджерам компании «РегионМарт».
Вскоре в Иркутске начался масштабный ребрендинг сети продуктовых магазинов, на который планировалось потратить около трех миллионов долларов. В процессе ребрендинга «Поляны» менялся внешний вид магазинов, оформление торгового пространства, а также оборудование и принципы выкладки товаров. Планировалось расширить ассортиментную составляющую магазинов, а цены на продовольственные товары снизить на 10%.
Удалось ли кемеровчанам понять пристрастия иркутских потребителей и соответствовать им, было видно по ассортименту сети в конце прошлого года.
Показательной и дающей возможность делать определенные выводы стала предновогодняя скидочная кампания, впервые в истории местного ритейла на время объединившая этим маркетинговым приемом крупнейшие и конкурирующие между собой (! - Авт.) розничные продуктовые сети. В ее ходе скидки, предоставляемые по дисконтным картам, действовали во всех супермаркетах участников акции, независимо от того, кто являлся их эмитентом.
Очевидно, что следующий шаг станет более значимым.
- Число просмотров: 1671