Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Готовый бизнес

Стабильный рост

На фоне приближающейся волны

Осенью прошлого года на фоне финансового кризиса, еще только приближающегося к границам России, ведущие московские аналитики спрогнозировали: отечественный бизнес ждет волна слияний и поглощений («Капиталист», N4(26), август-сентябрь, 2008), логично определив этот период «хорошим для покупок и объединений». В такие периоды одним из наиболее ярких индикаторов настроений и тенденций становится рынок готового бизнеса. Среагировал ли он и как на нежданный «подарок из США»? – об этом в нашем обзоре.

По мнению иркутских экспертов, региональный рынок готового бизнеса заявил о начале своего формирования всего пару лет назад. Это были единичные предложения и случайные, эпизодические сделки. Однако прошлый год показал активный рост – более чем в три раза по отношению к 2007 году. К концу 2008 года суммарный объем регионального рынка готового бизнеса оценивался в 6,3-6,6 млрд рублей.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ПРОДАЖЕ ПО СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, в %.

Услуги - 48

Торговля - 30

Производство - 21

Строительство - 1

Источник: обзор «Рынок готового бизнеса в Иркутской области. Итоги 2008 года».

Вообще-то, рынок готового бизнеса в Иркутской области – понятие несколько виртуальное, поскольку не существует единого ресурса, куда бы поступали и накапливались материалы о покупке и продаже предприятий. Однако в прошлом году функции по мониторингу и анализу всей доступной специализированной информации взяли на себя эксперты иркутского брокерского центра «Бизнес-Эксперт». Ими же подготовлен обзор «Рынок готового бизнеса в Иркутской области. Итоги 2008 года».

– При подготовке обзора мы используем все находящиеся в свободном доступе источники информации – прессу, интернет, а также информацию, поступающую от предпринимателей. Все данные проверяются и систематизируются, – в интервью «Капиталисту» говорит руководитель брокерского центра «Бизнес-Эксперт» Олег Змановских.

Итак, по мнению специалистов, иркутский региональный рынок готового бизнеса в 2008 году характеризовался стабильным ростом. В течение года на продажу было выставлено около 530 предприятий (оценивая используемые источники информации, погрешность этой цифры находится в пределах 4%). Треть из них сменила собственников (продажи состоялись) или же предложения были сняты (бывает, что выставляя на продажу, владелец просто хочет оценить свое дело – по уровню интереса к нему).

Наиболее активно сделки происходили в первом полугодии. Летом – традиционный спад в ожидании сентября, когда деловая жизнь опять входит в свое русло. Однако осенью прошлого года уровень интереса к покупкам только приблизился к весеннему. Возможно на это повлияли слухи о международном кризисе ликвидности, к тому времени уже достигшие и нашего региона.

ДЕЛО НА ПРОДАЖУ

Число выставляемых на продажу предприятий по сферам деятельности примерно повторяет количественную структуру местного бизнеса. Наибольшее предложение – сфера услуг, за ней – торговля и производство. Продаются самые разнообразные бизнесы – кафе, салоны красоты, базы отдыха, службы такси, магазины, лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия.

Однако, ситуация типичная для любого рынка, выставить на продажу и продать – не одно и то же. По мнению Олега Змановских, немалая часть предложений – недействующие бизнесы или же просто голая предпринимательская идея, а есть и откровенные мыльные пузыри.

– Серьезных, надежных бизнесов, подкрепленных соответствующей организационно-распорядительной документацией, продуманными бизнес-планами, пакетом заключенных договоров, начиная с договора аренды и заканчивая трудовыми договорами с сотрудниками – к сожалению, таких бизнесов намного меньше, чем хотелось, – сетует эксперт. – Но это общероссийская тенденция.

Среди других тенденций, иллюстрирующих изменение спроса на рынке готового бизнеса в течение 2008 года, авторы обзора «Рынок готового бизнеса в Иркутской области. Итоги 2008 года», выделяют следующие.

Снижаются требования инвесторов к доходности готового бизнеса, но при этом растут требования к его качеству.

Ранее основную ценность компаний, предлагаемых на продажу, представляла имеющаяся в их собственности коммерческая недвижимость. Сегодня ситуация меняется. Интерес инвесторов вызывают компании, не владеющие дорогостоящими материальными активами, но генерирующие высокий и стабильный доход.

Вместе с тем, инвесторы крайне неохотно вкладывают средства в бизнес, расположенный на арендованных площадях, если срок аренды менее одного года. Особенно это относится к тем предприятиям, где требуются значительные капиталовложения - производство, общепит, автосервисы и т.п.

По-прежнему велик спрос на предприятия-изготовители стройматериалов. Традиционно ликвидными, то есть пользующимися спросом, являются кафе и рестораны, салоны красоты, автосервисы и ряд других бизнесов в сфере услуг.

Спрос на туристские объекты в нашем регионе сегодня, напротив, на спаде. Стоимость их достаточно высокая (в среднем - десятки миллионов рублей), и мало кто из местных игроков туристского бизнеса может позволить себе такое удовольствие. Москвичи же пока очень осторожно подходят к инвестированию в эту сферу. Одна из основных причин - проблемы с оформлением прав собственности (долгосрочной аренды) на земельные участки.

Еще одна важная тенденция, обусловленная позицией инвесторов - рост продолжительности оформления сделок купли-продажи бизнеса. Все чаще процедура передачи бизнеса и оплаты его стоимости оказывается растянутой по времени и осуществляется поэтапно. Такой подход снижает риски инвестора, позволяя ему в текущем режиме разобраться с состоянием дел на предприятии, а также стимулируя продавца к полному раскрытию информации и тщательному выполнению своих обязательств.

РЕАКЦИЯ НА КРИЗИС

Чтобы не говорили различные наблюдатели, несмотря на кризис ликвидности, денег в стране меньше не стало. А значит, нынешняя финансовая нестабильность не должна повлиять на деятельность так называемых «индивидуально богатых людей с трейдерскими способностями». Кроме того, для устойчивых компаний это время привлекательных возможностей – когда можно отказаться от дорогостоящих перспективных проектов и, консолидировав имеющиеся ресурсы, «присоединить» конкурентов.

Таковыми должны быть, по предположению «Капиталиста», основные тенденции и на региональном рынке готового бизнеса.

– В сентябре-октябре прошлого года, – продолжает Олег Змановских, – влияние финансового кризиса на местный рынок готового бизнеса, где представлены в основном предприятия малого и среднего бизнеса, практически не ощущалось. Его почувствовали, в первую очередь, фондовый рынок, а также банковские учреждения и крупные корпорации, которые с размахом, от души кредитовались за рубежом.

Но далее - по мере трансформации финансового кризиса в экономический - ситуация стала меняться. В ноябре на рынке появились «первые ласточки» - объекты, продажа которых обусловлена невозможностью получить банковский кредит для пополнения оборотных средств. Речь идет, прежде всего, о торговом бизнесе - продажа автозапчастей, продуктов питания и др.

Еще одна показательная тенденция ноября-декабря: по сравнению с первым полугодием большее число выставленных на продажу – совсем небольшие, адекватные по стоимости фирмы.

В остальном же ситуация на данном рынке кардинально не изменилась – особой покупательской активности не наблюдалось. Количество бизнесов, предлагаемых на продажу, осталось на прежнем, докризисном уровне. И цены как-то значимо не изменились.

В целом, отмечает эксперт, конец 2008 года не принес каких-то неожиданностей. Однако два обстоятельства вызвали удивление.

За весь год на продажу не было выставлено ни одной аптеки. Здесь можно предположить, что размеры этого рынка позволяют всем его участникам сосуществовать вполне комфортно, а сам аптечный бизнес в регионе не испытывает недостатка в клиентах и приносит неплохой доход.

Во второй половине года и даже ближе к его концу, когда строительная отрасль, ощутив одной из первых тот самый кризис ликвидности, благополучно «впала в кому», на продажу не было выставлено ни одной строительной компании. В нескольких похожих предложениях речь шла фактически о продаже пакетов документов (включая лицензию на строительные работы), но никак не о действующем бизнесе.

ПЕРСПЕКТИВЫ НЕ ОТМЕНЯЮТСЯ

Относительно наступившего года иркутские аналитики делают весьма осторожные прогнозы. В ближайшие год-полтора на рынке готового бизнеса наметится серьезный дисбаланс: количество предприятий, предлагаемых на продажу, заметно увеличится, спрос же, в лучшем случае, останется на прежнем уровне.

То есть «волна» все же докатится.

Но период кризиса – время, когда сильные побеждают за счет слабых, быстрые за счет медленных. Поэтому в различных сферах бизнеса будут освобождаться ниши. А значит, нужно говорить о перспективных бизнес-направлениях.

– Сегодня, когда финансовый кризис трансформировался в кризис экономический, никто не отсидится в сторонке, – уверен Олег Змановских.  – В экономике начинает срабатывать принцип «падающих костяшек домино». Но есть мнение, что в период кризиса будут процветать коллекторские фирмы (и, соответственно, антиколлекторские), юридические компании, специализирующиеся на «расшивке» неплатежей, банкротствах и т.п. Вместе с тем абсолютно бесперспективных направлений, на мой взгляд, не существует. Даже в условиях кризиса. Все определяется тем, насколько своевременно и адекватно предприниматель реагирует на изменение ситуации. Кто-то корректирует свой целевой рынок, кто-то уточняет номенклатуру товаров и услуг, кто-то адаптирует ценовую политику с учетом изменившейся платежеспособности потребителей.

Кстати, по словам эксперта, сейчас покупатели могут сильно не рассчитывать на то, что им удастся приобрести какой-то готовый и очень прибыльный бизнес. Вряд ли собственник такого дела станет «резать курицу, несущую золотые яйца».

ВРЕМЯ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Однако период «хороший для покупок и объединений» в нашем регионе эффективно используют розничные сети. По наблюдениям некоторых иркутских экспертов, в ближайшее время на местном рынке продуктового ритейла ожидается очередное перераспределение сил.

В конце весны прошлого года стало известно о слиянии иркутской компании ООО «Амик Кэш энд Кэрри» (торговая сеть «Бонус») с кемеровской торговой сетью «Чибис» (компания «РегионМарт»), работающей под брендом «Поляна». В объединенной компании, по сообщению пресс-службы ЗАО «РегионМарт», акции распределились следующим образом: 25% – УРСА-Банку, 25% – Игорю Мельцеру (собственник «Амик Кэш энд Керри»), 47% - семье Колесник (сеть магазинов «Чибис» в Кузбассе, акционеры ЗАО «РегионМарт») и 3% - топ-менеджерам компании «РегионМарт».

Вскоре в Иркутске начался масштабный ребрендинг сети продуктовых магазинов, на который планировалось потратить около трех миллионов долларов. В процессе ребрендинга «Поляны» менялся внешний вид магазинов, оформление торгового пространства, а также оборудование и принципы выкладки товаров. Планировалось расширить ассортиментную составляющую магазинов, а цены на продовольственные товары снизить на 10%.

Удалось ли кемеровчанам понять пристрастия иркутских потребителей и соответствовать им, было видно по ассортименту сети в конце прошлого года.

Показательной и дающей возможность делать определенные выводы стала предновогодняя скидочная кампания, впервые в истории местного ритейла на время объединившая этим маркетинговым приемом крупнейшие и конкурирующие между собой (! - Авт.) розничные продуктовые сети. В ее ходе скидки, предоставляемые по дисконтным картам, действовали во всех супермаркетах участников акции, независимо от того, кто являлся их эмитентом.

Очевидно, что следующий шаг станет более значимым.

Василий Потемкин


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 1 (29) Февраль - Март 2009 года


  • Число просмотров: 1671

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть