Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Анализ рынка

Веники для бани. Без дополнительных хлопот

Новый год, баня, веники – подобный порядок слов у россиян прочно ассоциируется и с первой «Иронией судьбы», и, конечно, с давними русскими традициями.Однако постоянным читателям нашего журнала понятно,что не о пользе для здоровья и не удовольствии этот материал.

Изготовление веников для бани вряд ли назовешь свежей бизнес-идеей. Столичные эксперты оценивают оборот банных веников только в Москве в размере двух миллионов долларов в год. На «листьях и ветках» делают бизнес предприниматели в крупных городах, в том числе и в Иркутске. Вязка и реализация банных веников – способ подзаработать и для малообеспеченных граждан и пенсионеров.

Получается, продукт востребованный, но имеет ли он в нашем регионе атрибуты полноценного товара – с оригинальным продвижением, рекламной поддержкой, узнаваемой торговой маркой? Корреспондент «Капиталиста» проследил цепочку – от производителя банных веников до розницы и иркутского потребителя.

Что значит баня для сибиряка? – в этот вопрос вряд ли стоит углубляться, потому как ответ на поверхности. А откуда в бане веники? Начнем издалека – из Питера.

МИЛЛИОН ИЗ ЛЕСА

Продукция предпринимателей из Санкт-Петербурга Алексея Апухтина и Вадима Новаковского – веники для бани – известна во многих городах России.  Оборот их бизнеса достиг приличной суммы – один миллион долларов. Причем коммерсанты утверждают, что им не хватает производственных мощностей, а так бы выручка могла быть больше. 

ВОЗМОЖНЫЙ АССОРТИМЕНТ

Какими бывают веники:

березовые

дубовые

липовые

крапивные

можжевеловые

хвойные

кленовые

крапивные

рябиновые

– комбинированные (например, береза смешивается с дубом или крапива – с эвкалиптом. Для особых гурманов в веник добавляют смородиновые ветки, а также полынь, душицу, донник, тысячелистник)

...В 2001 году питерские бизнесмены надумали заготовить сразу десять тысяч штук банных веников. В целом капиталовложения в организацию бизнеса (регистрация фирмы, аренда части таксомоторного парка на окраине города на Неве под офис и склад, разработка упаковки) обошлась коммерсантам в 30 тысяч долларов.

Чтобы научиться делать веники правильно, бизнесмены пошли в народ перенимать опыт, но выяснилось, что старинные русские рецепты в деревнях давно утрачены.  Пришлось обратиться к книгам.

После изучения «банной» литературы коммерсанты отправились опять в глубинку: на этот раз практиковаться. Сами вязали веники, экспериментировали: сушили, нюхали, перетряхивали.  Понимали, что нужно своими руками почувствовать то, что собираешься продавать.

Кстати, первая партия почти полностью пропала из-за отсутствия опыта. Как сами выражаются, «дров наломали немало». Не досушили веники, и они сопрели. Пришлось усовершенствовать технологию производства и хранения.

Веники готовят по науке: ветки срезают только со средней части кроны. Ни в коем случае не на деревьях, что растут на болотах, возле автострад и высоковольтных линий. Сушат только в темном месте при определенной температуре.

Фирму назвали «Троица», и это название не случайно:

по правилам сезон заготовки веников – только один месяц в году, после праздника Троицы. Оказывается, только срезанные в июле ветви берез долго остаются прочными и не пересыхают. Для лучших веников сырье можно заготавливать вообще три дня в году.

Продавать свои веники предприниматели решили через супермаркеты по 60–150 рублей, а не возле бань, у которых уже есть свои поставщики. Первая же торговая сеть, куда они обратились, приняла изделия. Вскоре посетители супермаркетов начали быстро раскупать товар.

ОБЕРТКА ДЛЯ СУПЕРМАРКЕТА

Чтобы товар стал приемлем для супермаркета, его нужно качественно упаковать и оформить. В стильной упаковке веник превращается в отличный русский сувенир. Так питерцы сделали ставку на иностранцев. Специально для них, а равно как и для людей с тугим кошельком был разработан элитный веник в сувенирной упаковке.

     
 

Наряду с веником-сувениром в ассортименте есть и веники проще, которые нужно использовать по прямому назначению. В отличие от кустарных изделий, фирменные веники вложены в сетку и герметично упакованы в целлофан, на нем – штрих-код.

Правда, не все было гладко. По закону, магазин не имеет право брать на продажу товар без сертификации.  На банные веники не существовало ни ГОСТов, ни технических условий, а разрабатывать их чиновники не хотели.

Пришлось самим изобрести «ТУ для банных веников». По стандарту были определены оптимальные размеры: правильная длина ручки веника – 50–55 см, толщина – 3 см. Состоять веник должен из 40 прутков диаметром не более 3,5 мм. Веник делается вручную в 15 этапов от сбора до упаковки.

Сейчас чтобы удовлетворить высокий спрос на свой товар, заготовку сырья фирма «Троица» ведет в Ленинградской, Новгородской, Псковской, Воронежской областях,  Краснодарском крае, а также Карелии и Абхазии.

Но нужно двигаться дальше – конкуренты не дремлют. Коммерсанты видят перспективы в выходе за рубеж, реализации веников на экспорт – в США, Финляндию, Израиль, Германию, Прибалтику.

ОТКУДА ТОВАР?

Подавляющее число иркутских продавцов (розница, специализированные отделы магазинов) закупает банные веники в других регионах. Изготовители – из Краснодарского края, Московской области, Воронежа, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода.  Предприятия поставляют продукцию только оптом (преимущественно, крупным, реализуя товар по городам России и за границу), а также выпускают и сопутствующие товары – мочалки, массажные щетки, рукавицы, шапочки и тому подобное. Для того чтобы купить у иногородней компании веники оптом, нужно сделать предварительный заказ. Цены колеблются в зависимости от сезона – летом дешевле, зимой дороже. 

НЕЛЕГАЛЬНО

Между прочим, говорят даже о целых преступных группировках, контролирующих нелегальный рынок банных веников – заготовителей без лицензий. По оценкам Российского управления по борьбе с экономическими преступлениями, доходы от нелегального оборота банных веников достигают семидесяти миллионов долларов в год. Основные партии товара поступают через отлаженные контрабандные маршруты под видом сырья для фармацевтической продукции. После того, как в конце 2005 года в Швейцарии была задержана и уничтожена крупная партия банных веников, предназначенная для реализации на альпийских горнолыжных курортах, в процесс «крышевания веничного» бизнеса вмешались правоохранительные органы

Иркутские бани предпочитают закупать веники у своих, проверенных поставщиков из Иркутской области. В бане №10 ООО АМДК-БН отметили, что банные веники закупают у поставщика, который живет в Саянске, но веники он заготавливает и привозит из Восточных Саян. В банях они продаются по цене 40–60 рублей за штуку.

Сауны и оздоровительные центры, где есть русская баня, реализуют те же веники по ценам премиум-класса.  Березовый веник стоит 120 рублей, дубовый обойдется дороже – 200–250 рублей, так же, как и эвкалиптовый – 200 рублей.

Продажей банных веников в Иркутске также занимаются, скажем так, профильные предприятия, чья основная деятельность – строительство бассейнов, фонтанов, бань, саун и т.п.  Березовые, дубовые и эвкалиптовые веники продают по 110–120 рублей за штуку.  Производство – Иркутская область, Краснодарский край, Московская область.

В специализированных отделах торговых центров реализуются веники для бани: массажный бамбуковый по цене от 164 до 229 рублей, в зависимости от размера; дубовый веник стоит от 115 до 170 рублей.  Дешевле всего обойдутся липовый – 95 рублей и березовый – 53 рубля веники. Все изделия российского (но не иркутского) производства, а также из Великобритании.

Заметим особенность: в магазинах почти нет товаров местных производителей. А иркутские изготовители представлены в основном, уличными торговцами, реализующими товар в небольших количествах – березовые, можжевеловые, хвойные веники – стоимостью от 20 до 70 рублей за штуку.

СПРОС ПО СЕЗОНУ

Владельцы иркутских бань практически единогласно утверждают, что особый спрос на бани возникает зимой и ранней весной, при этом прибыль им приносят и сопутствующие услуги –  в том числе, продажа веников.  Поэтому стартом для активной торговли можно считать ноябрь.

– Особенно хорошо приобретают березовые веники, – делится администратор одной из иркутских частных бань Елена Викторовна. –  Пихтовые мы не закупаем, поскольку они облетают, да и нет помещения, чтобы их правильно хранить. Несмотря на популярность березовых веников, часто спрашивают дубовый и эвкалиптовый веники, но они не всегда бывают в наличии.

По словам Елены Викторовны, посетителей очень много зимой, они занимают очереди за час–два, а летом люди разъезжаются в отпуска, проводят время, в том числе, на своих дачах. Наплыв клиентов приходится на последние три дня недели, то есть в выходные дни и ближе к ним. Особенно бойко идет торговля в новогодние праздники.

Эту информацию корреспонденту «Капиталиста» подтвердили и уличные торговцы, работающие возле городской бани в окрестностях площади 50-летия Октября.

Кстати, продавцы считают, что если выбирать место для торговли вениками, то необязательно выискивать самое проходное место в центре города. Вряд ли люди поедут за веником через пол-города. Выигрышной позицией будет расчет на определенный район, в том числе, спальный. В случае выхода на магазины желательно, чтобы товар был сертифицирован, маркирован, упакован.  Кроме того, лучше зарегистрироваться как предприниматель и «дружить» с налоговыми органами.

СПОСОБ ПОДЗАРАБОТАТЬ

Кто такие местные изготовители? Преимущественно те, для кого заготовка банных веников – способ подзаработать. К примеру, 64-летний Алексей Серых, торгующий банными вениками собственного производства.  У него в запасе есть веники практически на все вкусы – березовые, дубовые, липовые, пихтовые, можжевеловые. 

«ТУ ДЛЯ БАННЫХ ВЕНИКОВ»

Длина ручки веника – 50–55 см

Толщина – 3 см

Количество прутков – 40 шт

Диаметр прутка не более 3,5 мм

Процесс изготовления (от заготовки сырья до упаковки) состоит из 15 этапов. Все работы ведутся вручную.

Разработчик ТУ: фирма «Троица», Санкт-Петербург

– Мою работу нельзя назвать сезонной, – уверен Алексей Владимирович, – летом заготавливаешь на весь год, зимой продаешь. На даче все помещения завешаны вениками, чтобы товара хватило на всю зиму.

В среднем прибыль с одного веника выходит 10–15 рублей. Ежедневный заработок колеблется в размере 300–600 рублей. В месяц выходит от 9 до 18 тысяч, но при очень удачном ведении дела.

Небольшим «банным» бизнесом пенсионер занялся сразу же после выхода на заслуженный отдых, поскольку на деньги, которые выделяет государство, прожить сложно.  В целом расчет был верным.

– Конечно, приличные деньги сразу не получишь, но продажа веников – все равно неплохая прибавка к пенсии, – признается Алексей Владимирович. – Свой товар лучше в бани и частным клиентам продавать. На улице трудно торговать в зной или холод.

В магазины свою продукцию Алексей Серых не сдает: не хочет дополнительных хлопот.

Именно эта фраза и характеризует иркутский рынок веников для бани: явно, что бизнес-ниша далеко не переполнена, но дело идет спокойно и размеренно.  А если вернуться к заявленному в начале этого материала порядку слов – Новый год, баня, веники, дополнив его еще и содержимым традиционного банного меню, то терминам из раздела «Маркетинг» в этом списке места нет вообще.

Валерия Топоркова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 6 (28) Декабрь 2008 - Январь 2009 2008 года


  • Число просмотров: 8089

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть