Архив журнала «Капиталист»
Консультации
Усиление защиты
Закон РФ N 2300-1
Взаимоотношения продавец-покупатель и производитель-потребитель – именно на этих связках строится бизнес в торговле и сфере услуг. И тема эта неисчерпаема. К примеру, в одном из прошлых номеров нашего журнала («Капиталист», N3(25), июнь, 2008) мы рассказали о таком достаточно экзотичном для Иркутской области, но существующем явлении, как потребительский экстремизм. Сегодня эксперт журнала Ирина Савинская знакомит читателей с последними изменениями и дополнениями в Закон РФ «О защите прав потребителей».
![]() |
|
Ирина Савинская: |
Вопросы защиты прав потребителей приобретают особое значение, когда отношения, связанные с потреблением, оказываются не под контролем государства, а регулируется посредством частноправовых инструментов.
К таковым можно отнести законодательство о защите прав потребителей, которое во многом определяет позицию интересов государственных институтов и, несомненно, частных лиц.
Законодательство о защите прав потребителей является органической частью гражданского законодательства, имеющего, между тем, свою специализацию, связанную, прежде всего, с необходимостью четкого регулирования отношений между производителями-предпринимателями и физическими лицами, которые используют соответствующие продукцию (товары), работы и услуги для личных нужд. Надлежащее правовое регулирование участников данных правоотношений – залог стабильного гражданского оборота – способствует реализации насущных прав граждан-потребителей.
12 декабря 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 25.10.2007 N 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей». Изменения в этот закон внесены только в части, касающейся продажи товаров, и направлены в целом на усиление защиты прав и законных интересов покупателей.
В соответствии с новой редакцией преамбулы с 12 декабря 2007 года Закон РФ N 2300-1 регулирует отношения между потребителями и импортерами товара (ранее - только между потребителями и продавцами), то есть появилось правовое поле для прямых или регрессных исков потребителей непосредственно к компаниям, осуществляющим ввоз товаров из-за рубежа.
Понятие «недостаток товара» в соответствии с Федеральным законом N 234-ФЗ претерпело некоторые изменения. Теперь недостатком товара является несоответствие товара (работы, услуги) не только условиям договора, но и - при отсутствии или неполноте условий договора - несоответствие обычно предъявляемым требованиям.
В ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ N 2300-1) появились схожие изменения, в соответствии с которыми при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В соответствии с новой редакцией ст. 10 Закона РФ N 2300-1 информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%.
В соответствии с новой редакцией преамбулы Закон РФ N2300-1 регулирует отношения между потребителями и импортерами товара (ранее - только между потребителями и продавцами) |
Кроме того, с вступлением в силу поправок в Закон РФ N 2300-1 покупатели будут получать исчерпывающую и правдивую информацию о том, какие на самом деле траты их ожидают при возврате потребительского кредита.
При продаже товара в кредит дополнен перечень предоставляемой потребителю в обязательном порядке информации о товарах, работах, услугах необходимыми сведениями об условиях предоставления и погашения кредита. Согласно поправкам продавец должен будет указывать размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы. Таким образом, ответственность за предоставление данной информации будет нести не банк, а сам продавец.
Наименование ст. 18 Закона РФ N 2300-1 изложено в новой редакции – «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков», которая регулирует права потребителя в части конфликтов, возникающих в связи с качеством приобретенного товара. Ранее данная статья регулировала вопросы, связанные с продажей товара ненадлежащего качества. С 12 декабря 2007 года права по данной статье возникают у потребителя в отношении любых недостатков товара.
ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ НА ВЫБОР
Потребитель в случае обнаружения любых не оговоренных продавцом недостатков товара вправе выбрать по своему усмотрению один из пяти вариантов поведения, установленных новой редакцией ст. 18 Закона РФ N2300-1:
Теперь недостатком товара является несоответствие товара (работы, услуги) не только условиям договора, но и – при отсутствии или неполноте условий договора – несоответствие обычно предъявляемым требованиям. |
– потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
– потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
– потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
– потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом РФ N 2300-1 для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
ПОЛМЕСЯЦА НА ОБНАРУЖЕНИЕ
В случае обнаружения в технически сложном товаре недостатков потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Также сохраняется право покупателя предъявить требование о замене этого товара с перерасчетом цены при замене на товар другой марки (модели, артикула). При этом определен срок, который дается на удовлетворение требований потребителя в отношении технически сложного товара с недостатками, - 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.
При продаже товара в кредит теперь продавец должен указывать размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы. Таким образом, ответственность за предоставление данной информации будет нести не банк, а сам продавец. |
По истечении 15-дневного срока право вернуть товар и получить обратно деньги, а также затребовать замены товара остается, но эти требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
– обнаружение существенного недостатка товара;
– нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
– невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров, как и ранее, утверждается Правительством РФ.
На данный момент в списке технически сложных товаров значатся:
– автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;
– мотоциклы, мотороллеры;
– снегоходы;
– катера, яхты, лодочные моторы;
– холодильники и морозильники;
– стиральные машины автоматические;
– персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;
– тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.
Отметим, что раньше вернуть технически сложный товар вообще было нельзя, а потребовать замены можно было только в том случае, если в товаре обнаружены существенные недостатки.
В соответствии с изменениями п. 3 ст. 18 Закона РФ N 2300-1 потребитель вправе возвратить товар не только изготовителю, но и импортеру и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Следовательно, импортный товар будет необязательно направлять изготовителю (за рубеж) - все требования можно предъявлять к организации, которая ввезла данный товар на территорию России.
В соответствии с измененной редакцией п. 1 ст. 20 Закона РФ N 2300-1, «если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней».
Более 800 граждан обратилось в управление Роспотребнадзора по Иркутской области в первом полугодии 2008 года. Поступило свыше 390 жалоб, в том числе на нарушения правил торговли – 248, оказания услуг ЖКХ – 15, на деятельность кредитных организаций – 9. В результате их рассмотрения, урегулировано в добровольном досудебном порядке 42% обращений. |
В данном случае законодательством о защите прав потребителей определено понятие «незамедлительное устранение недостатков» как минимальный срок, объективно необходимый для устранения недостатка с учетом обычно применяемого способа устранения. Также установлено, что срок для устранения недостатков товара определяется в письменной форме соглашением сторон. При этом четко указано, что срок не может превышать 45 дней.
Пункт 1 ст. 20 Закона РФ N 2300-1 дополнен новой нормой: «В случае если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально».
Итак, с 12 декабря 2007 года в случае, когда станет очевидным, что в назначенный соглашением сторон срок устранить недостатки товара не удастся, стороны могут заключить соглашение о новом сроке. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков запасных частей, оборудования и иные подобные причины не могут являться основанием для заключения соглашения о новом сроке и не освобождают от ответственности за его нарушение.
ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ СРОКОВ
Закон РФ N 2300-1 дополнен новой ст. 23.1 «Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю», устанавливающей права и обязанности продавца и покупателя в том случае, если товар продается покупателю на условии внесения предварительной оплаты:
1. Договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю.
2. В случае если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
– передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
– возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
3. В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
4. Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
5. Требования потребителя, установленные пунктом 2 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя».
В соответствии со ст. 23.1 в случае нарушения продавцом определенного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара у потребителя есть два варианта:
– установить новый срок и потребовать, чтобы ему в этот срок доставили товар;
– потребовать возврата суммы предварительной оплаты.
Вернуть деньги должны в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Потребитель также вправе рассчитывать на полное возмещение убытков, причиненных ему вследствие нарушения срока передачи товара. Требование о возмещении убытков продавец удовлетворяет также в течение 10 дней.
По новым правилам продавец, который не привез вовремя покупку, уплачивает покупателю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5% суммы предварительной оплаты. При этом оговаривается, что сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
В целом реализация внесенных изменений направлена на дальнейшие развитие и совершенствование законодательства о защите прав потребителей.
- Число просмотров: 1757