Архив журнала «Капиталист»
Проект
Перспективные и полупустые ниши
Вопреки убеждению некоторых, бизнесменами все же не рождаются. Им становятся – по случаю ли, жизненные обстоятельства так сложились или пришло ощущение: могу! Наша постоянная рубрика «Идеи бизнеса» продолжает свою просветительскую работу для кандидатов в бизнесмены.
Один мой знакомый, известный в иркутских околопредпринимательских кругах как борец за права малого бизнеса, как-то в беседе сказал, что для того чтобы построить успешный бизнес, в первую очередь нужна идея. И не надо думать, что главное – это бизнес-план. Главное – бизнес-идея, то есть проект, который нужно осуществить. А кроме этого, нужны четкое осознание цели предпринимательской деятельности и источники средств для ее достижения.
Олег Змановских: – Начинающему предпринимателю не следует копировать уже имеющиеся товары и услуги, пытаясь внедриться на сформировавшиеся, высококонкурентные рынки |
Трудно не согласиться. Однако оригинальные бизнес-идеи появляются так редко и по такому большому случаю, что если надеяться на них, то можно прождать непоправимо долго.
В прошлом номере нашего журнала («Капиталист», N4 (26), август-сентябрь, 2008) мы опубликовали целую подборку необычных и по-настоящему оригинальных бизнес-идей. Но они настолько оригинальны, что большую их часть вряд ли удастся скопировать или повторить.
Что делать? Исследовать и анализировать местный рынок в поиске не очень занятых бизнес-ниш или проектов, обещающих хорошую перспективу. И перенимать чужой опыт.
Два года назад отдел по развитию малого предпринимательства департамента инновационной деятельности, науки и высшей школы Иркутской области, решив помочь начинающим, заказал в одной из консалтинговых фирм Иркутска специальный консультационный продукт.
Сотрудники той фирмы, отрабатывая бюджетные средства, исследовали различные сферы предпринимательской деятельности в Иркутской области и выделили, на их взгляд, наиболее свободные и главное – несложные и не требующие больших капиталовложений направления.
Так появился «Бизнес-старт».
«Бизнес-старт» представлял собой CD-диск, где собраны 115 бизнес-планов стандартных бизнесов с учетом территориальных и экономических особенностей муниципальных образований. Для более точного подбора бизнес-плана их на диске разделили на шесть больших блоков:
– крупные города области
– районы, прилежащие к озеру Байкал
– зоны сельскохозяйственного развития
– зоны развития лесной отрасли
– северные территории
– остальные территории
Здесь можно было найти бизнес-планы достаточно привычных видов бизнеса, как, например, организация автосервиса в Тайшете или Шелехове, видеопроката и производства стеклотары. А можно обнаружить и совершенно необычные бизнес-планы: организация салона красоты для собак или гостиницы для кошек, конноспортивного клуба или школы верховой езды.
К сожалению, нам не известно, воспользовался ли кто тем «Бизнес-стартом», чтобы по-настоящему начать заниматься предпринимательством. Но прошло два года, и мы решили посмотреть, насколько актуальны сегодня предлагаемые в 2006 году бизнес-планы.
На роль эксперта мы вновь пригласили Олега Змановских, руководителя иркутского брокерского центра «Бизнес-Эксперт», автора аналитического обзора рынка готового бизнеса в Иркутской области («Капиталист», N4 (26), август-сентябрь, 2008). Ему было предложено познакомиться с «Бизнес-стартом» образца 2006 года, и опираясь на сегодняшнюю конъюктуру регионального рынка, составить свой рейтинг бизнесов, которые могли бы сегодня запустить начинающие предприниматели.
После завершения работы, объясняя свой выбор, в беседе с корреспондентом «Капиталиста» Олег Змановских сказал:
– К сожалению, не могу похвастаться тем, что в основе моего рейтинга лежат четкие формализованные критерии и строгий математический расчет. Скорее, рейтинг построен на интуитивных ощущениях, некотором понимании логики предпринимательской деятельности и следующих вполне очевидных постулатах:
– начинающему предпринимателю не следует копировать уже имеющиеся товары и услуги, пытаясь внедриться на сформировавшиеся, высококонкурентные рынки;
– бизнес начинающего предпринимателя не должен быть капиталоемким;
– бизнес должен иметь небольшой срок окупаемости.
Рейтинг получился таким (см.таблицу). А мы в одном из следующих номеров некоторые из перечисленных и перспективных бизнесов рассмотрим подробнее.
РЕЙТИНГ БИЗНЕСОВ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ |
|
Крупные города области |
|
1. Торговые автоматы |
Эта рыночная ниша сегодня практически свободна |
2. Уборка дворовых территорий |
Здесь спрос заметно превышает предложение |
3. Бухгалтерская служба |
Этот вынок в крупных городах весьма емкий, и у нас он пока еще далек от насыщения. |
Районы, прилежащие к озеру Байкал |
|
1. Клининговые услуги для турбаз |
Сегодня поддержание чистоты на побережье Байкала – «головная боль» не только муниципальных властей, но для собственников многочисленных турбаз и баз отдыха. |
2. Школа верховой езды |
Анализ туристического рынка показывает, что обучение верховой езде пользуется хорошим спросом у отдыхающих на берегах Байкала. |
3. Рыбалка на Байкале |
Речь идет не о ловле рыбы, а об оказании услуг для туристов, отдыхающих на Байкале и желающих порыбачить. Такая услуга сегодня тоже востребована на туристском рынке. |
Зоны сельскохозяйственного развития |
|
1. Упаковка и розничная продажа продукции пчеловодства |
Если говорить о ней как о цивилизованном бизнесе, эта рыночная ниша сегодня практически свободна. |
2. Услуги ветеринарии |
Где животные – там и спрос на подобные услуги. Поле деятельности здесь значительное. |
3. Разведение перепелов |
Сегодня подобный бизнес – скорее экзотика, и в роли первопроходца (при грамотном маркетинговом подходе) можно получить неплохие дивиденды |
Зоны развития лесной отрасли |
|
1. Производство паркета |
Деревообрабатывающих предприятий в регионе много, но производством паркета (за редким исключением) они не занимаются. Спрос же есть. |
2. Производство сухих экстрактов |
Эта рыночная ниша сегодня практически свободна |
3. Выращивание клубники |
Ниша также свободна |
Северные территории |
|
1. Тренажерный зал |
На «северах» – в суровом крае, где предложение услуг весьма ограничено, деятельность, связанная со здоровьем и красотой, найдет своего клиента. |
2. Салон красоты |
См. пункт «Тренажерный зал» |
3. Переработка пластиковых отходов |
На север завозится масса товаров в соответствующей упаковке, а индустрии переработки и утилизации подобных отходов практически нет. |
Остальные территории |
|
1. Переработка грибов |
Баночка малинового варенья или маринованные грибы весьма кстати на любом столе, даже ресторанном. Бизнес по переработке грибов и различных ягод не требует больших капиталовложений и при разумной ценовой политике найдет своего потребителя на любой территории, даже самой депрессивной. |
2. Переработка ягод |
|
3. Заморозка клубники |
- Число просмотров: 2421