Архив журнала «Капиталист»
Бизнес-файлы
За ваши деньги
Мартин Кин. «Обитель лжи»
Рассказ о том, как бизнес-консультанты ловко снимают с вас часы, чтобы потом сообщить вам, который час. В этой книге бывшего консультанта по бизнесу «нашлось место для... цинизма. Собственно, только для него место и нашлось». Признание это делается автором в конце книги. А затем Мартин Кин вскользь кидает: «Бизнес жесток. Бизнес поэтичен». Такое впечатление, что он стремится предостеречь читателя: здесь написана только правда, но в этой правде не вся истина.
![]() |
В книге Мартина Кина рецептов правильной жизни нет. Он рассказывает о консалтинге от первого лица, едва ли не с песнями и частушками. А что еще можно ожидать от сценариста и журналиста, который повествует о собственном опыте зарабатывания денег? И ведь прямо с обложки уверяет, что все написанное – правда. Свечку не держали, так что придется верить на слово.
На самом деле «Обитель лжи» – книга в жанре рассказа об изнанке всего сущего – написана блестяще. Автора отличает острый взгляд на все абсурдные и нелепые проявления этой самой изнанки на видимой стороне явлений.
Клиенты нанимают бизнес-консультантов из самых престижных консалтинговых компаний не для того, чтобы решить проблемы. А для того, чтобы показать всему миру: у нас все хорошо, раз мы можем позволить себе миллионные траты.
Сами бизнес-консультанты тратят миллионы заказчика на повышение собственного статуса: летают только бизнес-классом, берут напрокат самые дорогие автомобили, останавливаются в роскошных отелях. Но самые первые инструкции, которые получает свежеиспеченный консультант в компании, таковы: не обсуждать условия командировочного проживания, меню совместного ужина, достоинства лимузинов в лифтах, на парковках, в столовой компании клиента.
Все это подается с массой «вкусных» подробностей, что говорит о литературном даре автора: «Команда разбрелась по офису клиента в поисках дополнительных телефонных линий для жизненно необходимого доступа в интернет. Почему без этого нельзя обойтись, никто точно не знает. Его, наверное, можно сравнить со всегда работающим телевизором в квартире одинокого человека – он должен создавать эффект человеческого присутствия».
Книгу скорее можно считать напоминанием для потенциальных заказчиков: «Будьте бдительны!» Любой подозрительный совет консультанта лучше перепроверить. Иначе встречи со специалистами сведутся лишь к выкачиванию денег из вашего кошелька.
Язвительный тон автора, местами переходящий в желчный, вполне уместен. Как и его описание атмосферы внутри консалтинговой фирмы вполне правдоподобны. Много фальши, подстраивания под интересы клиента – вернее, не клиента, а конкретных людей у клиента. Такова действительность.
Полезен словарик консультанта, также, как и подробности внутренней иерархии консалтинговой фирмы, оплаты труда консультанта и системы различных бонусов. Интересны сведения о системе поиска работы магистрантами МВА.
Книга цинична в хорошем смысле этого слова, то есть, правдива. Разрушает ряд иллюзий у начинающих консультантов.
- Число просмотров: 1745