Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Кадры

Аутплейсмент: Отдам работника в хорошие руки

Бывают случаи, когда увольнение сотрудника становится настоящей бомбой для бизнеса. Обиженный работник способен слить «компромат» конкурентам, в отместку унести файлы с конфиденциальной информацией или написать в трудовую инспекцию заявление, что ему платили зарплату «в конверте». На Западе популярен цивилизованный способ увольнения - аутплейсмент.

Слово «аутплейсмент» (от англ. outplacement) не имеет точного перевода на русский язык. В буквальном значении «out» означает «вон», а «placement» – «размещение». Вообще, существует несколько определений аутплейсмента: первое – «мягкое

КСТАТИ

Одно из самых заметных мероприятий по аутплейсменту провел Procter & Gamble. Купив завод «Новомосковскбытхим», компания уволила около тысячи его сотрудников, но потратила миллион долларов на их переобучение и трудоустройство. А сокращение 1400 рабочих мест в Великобритании стоило Ford Motor Co 12 миллионов долларов.

увольнение», второе – содействие в трудоустройстве сокращаемых сотрудников, третье – программа, помогающая уволенным сотрудникам адаптироваться к изменившимся условиям рынка труда.

ЭТИКЕТ КРАСИВОГО УВОЛЬНЕНИЯ

Классический аутплейсмент в том виде, в котором он применяется в западных системах работы с персоналом,– это услуга, при которой компания-«увольнитель» платит кадровому агентству за твердо гарантированное трудоустройство своего сотрудника на новое место работы. При этом оговариваются и сроки выхода кандидата в новую компанию, и его будущая зарплата, и даже минимальный состав будущего компенсационного пакета.

Конечно, аутплейсмент применяется не для всех увольняемых сотрудников, а чаще всего для наиболее ценных специалистов.

Таким образом, кадровые агентства оказывают содействие в трудоустройстве увольняемых сотрудников, обеспечивают безболезненное расставание с компанией, помогая найти работу и сохраняя репутацию и коммерческие тайны фирмы-заказчика. А в Италии увольняемому даже предоставляют специальный кабинет, куда он каждое утро приходит как на работу. Сотруднику дают возможность пользоваться факсом, электронной почтой, интернетом для быстрого трудоустройства и даже предоставляют личного секретаря для психологической разрядки.

РАБОТОДАТЕЛЬ СО ЗНАКОМ «+»

 
   

Инна Наривская:

– За девять лет работы в рекрутинге к нам с этой просьбой обращались всего два раза.

– В России спрос на услугу аутплейстмента появился после дефолта 1998 года, – говорит Инна Наривская, генеральный директор кадрового агентства «Актив». – Тогда многие крупные предприятия, вынужденные сокращать персонал, обращались в кадровые агентства с просьбой помочь трудоустроить своих сотрудников. Иркутск в этом вопросе далек от цивилизации. Я работаю в рекрутинге девятый год. За все это время всего два работодателя обращались с просьбой трудоустроить их специалистов. Оба случая были связаны с реструктуризацией предприятия.

– За восемь лет, что я работаю в агентстве, с услугой аутплейсмента сталкивалась порядка трех раз, – продолжает Надежда Кузнецова, менеджер по персоналу кадрового центра «Альянс». – Все обращения были связаны с сотрудниками, которые по тем или иным причинам не вписывались в общий портрет компании. Например, в одной аудиторской фирме мы по просьбе заказчика (работодателя) самостоятельно вышли на такого сотрудника и сделали предложение рассмотреть вариант сотрудничества в другой фирме. Ему была предложена более высокая зарплата. Он не смог отказаться от предложения. В результате, его самооценка не пострадала, и с прежним работодателем он сохранил хорошие отношения.

Эксперты рынка труда отмечают, что на 90% аутплейсмент востребован в западных компаниях. У российских работодателей эта услуга популярна лишь на 10%, причем преимущественно у тех, кто ориентирован на западную модель.

– К нам часто обращаются с просьбами трудоустроить в западную компанию, где зарплата может быть такой же, как в российской компании, или меньше. Люди больше обращают внимание на социальные гарантии, которые может предоставить работодатель, – уточняет Наталья Зарубина, директор иркутскогофилиала компании Ancor.

   
 

Наталья Зарубина:

– Умение хорошо расстаться с сотрудником – это искусство.

  

– К тому же отношение к персоналу в западных компаниях более цивилизованное. Там знают, что умение хорошо расстаться с сотрудником – это искусство. Кстати, одна из модных сегодня кадровых технологий – аутстаффинг, вывод имеющегося персонала за штат компании. В данном случае кадровое агентство не подбирает сотрудников, а оформляет в свой штат персонал компании-клиента.

ЦЕНА ИМИДЖА

В отличие от запада в России немногие кадровые агентства предлагают аутплейсмент с гарантированным трудоустройством. Но именно такой уровень услуги, как отмечают эксперты, помогает извлечь максимальную выгоду. Так увольняемым гарантируется устройство на работу, что стирает необходимость судебного иска. Кроме того, максимальное ускорение процесса трудоустройства позволяет компании сэкономить выплаты компенсаций (т.к. до момента трудоустройства уволенным сотрудникам организация выплачивает компенсацию).

   
 
  

Надежда Кузнецова:

– У аутплейсмента есть все шансы прижиться на иркутской земле.

– С другой стороны – работодатель сохраняет свое «лицо» перед оставшимися подчиненными, предотвращает резкое падение производительности труда, стабильным остается морально-психологический климат в коллективе. И наконец, аутплейсмент высокого уровня позволяет сохранить добрые отношения с бывшими работниками и в дальнейшем прибегать к их помощи, например, в качестве консультантов или лоббистов, – подчеркивает Наталья Зарубина.

А сколько стоит такая «умная» услуга? «Аутплейсмент оплачивается практически также как рекрутинг. Это 10-25% от годового дохода работника», – говорит Инна Наривская. – Работодатели считают, что это дорогая услуга. Но, согласитесь, имидж компании стоит дороже».

Пока же, как отмечают эксперты, имидж всей российской экономики таков, что сокращение персонала воспринимается как стремление к оптимизации бизнеса, повышению производительности труда – в общем, оценивается скорее как позитивный фактор.

– И все-таки, у аутплейсмента есть все шансы прижиться на иркутской земле, – уверена Надежда Кузнецова. – Все больше работодателей понимают, что самый главный капитал компании  – это люди, о которых надо заботиться.

Светлана Листьева


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (27) Октябрь - Ноябрь 2008 года


  • Число просмотров: 2060

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть