Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Финансы

Когда долг превращается в деньги

Факторинг

Нехватка оборотных средств – одна из основных причин, тормозящих развитие малых и средних предприятий. Решить эту проблему помогает финансовый инструмент под названием «факторинг». Свою эффективность он много лет назад доказал на Западе и сегодня активно завоевывает российский рынок.

Факторинг перестал быть экзотикой, все больше предпринимателей видят в нем простой и эффективный инструмент развития бизнеса. По оценкам экспертов, на начало 2008 года объем отечественного рынка факторинга вырос почти в два раза, до $20,2 млрд, и обогнал рынок Восточной Европы. Прогноз этого года – до $32,7 млрд.

В число лидеров этого рынка входят компании «Еврокоммерц», Национальная факторинговая корпорация, МФК «Траст», банки «Промсвязьбанк», «Номос-банк». В Сибирском федеральном округе лидером по числу факторинговых сделок является Новосибирск.

В Иркутске, по словам экспертов, факторинг развивается, но не такими темпами, как других крупнох городах СФО, хотя ведущие факторинговые операторы давно зашли в город – соответствующие услуги предлагают и банки, и специализированные факторинговые компании.

Явных лидеров назвать сложно, потому что особой активности никто из присутствующих игроков не проявляет. Что, кстати, удивляет самих предпринимателей.

– Наше предприятие очень заинтересовано в факторинге, – говорит Андрей Маковский, коммерческий директор одного из деревообрабатывающих предприятий Иркутска.  – Однако на практике столкнулись с тем, что информацию о данной услуге банки, ее предлагающие, выдают не очень охотно.

 

По мнению специалистов, нецелесообразно использовать факторинг компаниям с низкой рентабельностью и большими сроками оборачиваемости дебиторской задолженности, а также когда поставщик работает с покупателями на условиях предоплаты и не испытывает недостатка оборотных средств.

 

УСТУПИТЬ ДОЛГИ

Факторингом называется комплекс финансовых услуг под уступку денежного требования, то есть – долга.  Схема работы факторинга выглядит следующим образом: предприятие-поставщик товара приходит к финансовому агенту – в банк или факторинговую компанию – и заключает договор на факторинговое обслуживание. Банк проверяет его контрагентов и устанавливает лимит по факторинговым операциям. Затем предприятие-поставщик заключает договор на поставку своей продукции с отсрочкой платежа и отгружает товар. После этого приносит в банк подтверждающие отправку груза документы и тут же получает деньги за поставленный товар – до 90% от его стоимости. Оставшиеся 10% за минусом комиссионных он получит после того, как в банк придут деньги от покупателя.

ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ

(в % к общему объему рынка)

Около 70 – оптовая торговля

25 – производители пищевых продуктов и алкоголя

Процедура оформления факторинговой сделки может длиться от одного дня до двух недель, в зависимости от структуры организации, запрашиваемой услугу.

Факторинг бывает открытым и закрытым. При открытом факторинге покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует фактор, и осуществляет платежи на его счет. При закрытом покупатель не знает о факторинговой сделке, свои платежи осуществляет поставщику, а тот в свою очередь направляет их в банк.

Кроме того, факторинг бывает с регрессом, когда компания-фактор, не получив деньги с покупателя, может потребовать их с поставщика, заключившего факторинговую сделку. И без регресса – фактор берет весь кредитный риск на себя.

ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ

* производство и продажа продуктов питания, алкоголя

* строительные материалы

* мебель

* автозапчасти

* компьютерная техника

* легкая промышленность

* канцелярия

От вида факторинга зависит и его стоимость. Безрегрессный факторинг стоит гораздо дороже, поскольку помимо финансирования поставок предполагает и страхование рисков, и управление дебиторской задолженностью. Также на цену факторинговой сделки влияют объем поставок, передаваемых на факторинговое обслуживание, и срок отсрочки платежа. Непосредственно банковская комиссия, как правило, включает в себя фиксированный сбор за обработку документов по одной поставке, сбор за предоставленные кредитные ресурсы (начисляется на сумму финансирования) и комиссию за финансовый сервис (рассчитывается как процент от всей суммы поставки).

ОБОРОТОВ НЕ ХВАТАЕТ

Факторинговый механизм чем-то схож с традиционным кредитованием, но имеет ряд преимуществ. Причем не в пользу последнего.

Во-первых, факторинг не требует залога, благодаря чему процедура привлечения оборотных средств существенно упрощается.

ВЕРОЯТНЫЙ ИНТЕРЕС

для компаний любых размеров

* Малым позволяет получить финансирование без залога

* Средние привлечет страхование рисков и управление дебиторской задолженностью

* Крупным позволит разгрузить баланс – уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской

Во-вторых, при оформлении факторинговой сделки не требуется такого количества документов, как при получении кредита. Достаточно предоставить накладную и счета-фактуры.

Ну а главное – факторинг позволяет за короткий срок увеличивать компании-поставщику объем продаж в несколько раз, что дает ей возможность развиваться более эффективно, чем при кредитовании.

Наконец, факторинг – это не просто финансирование, а комплекс услуг, включающий страхование риска несвоевременной оплаты товара, инкассацию дебиторской задолженности, информационное обслуживание, отслеживание и сбор дебиторской задолженности.

Можно сказать, что факторинг превращает дебиторскую задолженность в свободные денежные средства. Это позволяет предприятиям, работающим на условиях отсрочки платежа, решать проблему нехватки оборотных средств, а полученные своевременно деньги направлять на дальнейшее развитие производства, увеличивая тем самым объемы продаж и клиентскую базу.

Сложности при оформлении факторинговой сделки возникают, если в компании, запрашивающей услугу, плохо организован документооборот, а также в случаях, когда дебиторы не желают работать по факторингу.

НЕ КРЕДИТ

На первый взгляд может показаться, что факторинг конкурирует с банковскими кредитами, но это не так. В первую очередь по тому, что наиболее актуальной эта услуга становится как раз тогда, когда кредит уже взят, а оборотных средств все равно не хватает.

Схема факторингового финансирования:

1. Поставка товара или оказание услуги на условиях отсрочки платежа.

2. Уступка права требования долга по поставке банку или факторинговой компании.

3. Выплата банком или факторинговой компанией досрочного платежа – до 90% от суммы поставки.

4. погашение уступленной дебиторской задолженности покупателем.

5. Выплата банком поставщику остатка средств – от 10% минус комиссия.

В этом случае факторинг окажется идеальным решением проблемы, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса. Крупные компании, как правило, используют факторинг, когда требуется квалифицированное управление дебиторской задолженностью.

Стоимость факторингового финансирования колеблется в среднем от 18 до 24% годовых, что на первый взгляд дороже привлечения банковских кредитов. Однако на самом деле ставки по факторинговым операциям определяются величиной бизнеса клиента и качеством передаваемой дебиторской задолженности, а также зависят от дополнительного сервиса.

Так, соглашаясь на более высокую ставку, клиент получает набор услуг по управлению дебиторской задолженностью и страхованию связанного с ней риска. Например, при безрегрессном факторинге, который дороже регрессного, когда фактор полностью берет на себя риск неплатежа по уступленным денежным требованиям, поставщик может уже не беспокоиться о том, будут ли его требования вообще когда-нибудь оплачены.

 

Преимущества факторинга для поставщика

– Простой процесс получения финансовых средств.

– Минимальный пакет документов.

– Не требуются залог и поручительства.

– Улучшение финансовых показателей.

– Конкурентные ставки и сроки финансирования.

 

– Возможность предложить покупателям более гибкие сроки оплаты товара. Преимущества факторинга для покупателя

– Привлечение новых клиентов.

– Дополнительная мотивация и поддержка работы ключевых поставщиков без дополнительных рисков и затрат со стороны покупателя.

С помощью факторинга возможно решение таких насущных для поставщика проблем, как:

– недостаток оборотных средств;

– ускорение оборачиваемости денежных средств;

– наращивание объемов продаж;

– превращения дебиторской задолженности в деньги;

– получения дополнительного финансирования;

– ликвидация кассового разрыва.

 Документы, необходимые для факторинга:

– копия устава – для оценки юридических рисков;

– выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ – для проверки соответствия предоставленных сведений фактическим;

– копия протокола общего собрания учредителей или решения собрания акционеров о назначении генерального директора – для подтверждения полномочий руководителя компанииклиента;

– копия финансовой отчетности за последний год и на три последние отчетные даты с отметкой налоговой инспекции клиента, включая: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложение к балансу для акционерных обществ; аудиторское заключение за последний финансовый год или за предшествующий год.

– расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату с указанием наименований дебиторов и кредиторов, сумм задолженности, в том числе отдельно долгов свыше трех месяцев. Требуется для оценки вероятности того, что клиент откажется от исполнения своих обязательств перед фактором из-за необходимости погашать задолженность перед другими компаниями. Кроме того, фактор оценивает риск непогашения дебиторской задолженности перед клиентом его контрагентами;

– перечень покупателей, с которыми планируется работа в рамках генерального договора с указанием названия дебитора, его фактического адреса, ИНН, телефона и фамилии, имени и отчества руководителя. Информация нужна для оценки финансового положения и деловой репутации дебиторов клиента;

– типовой договор поставки, используемый при поставках с отсрочкой платежа – для оценки юридических рисков неисполнения сторонами своих обязательств перед друг другом, а также определения вероятности совершения мошеннических действий клиентом в отношении фактора из-за неточностей или пробелов в договоре поставки.;

– анкета на клиента (для проверки сведений о клиенте);

– анкета клиента – юридического лица (для целей противодействия легализации доходов, полученных преступным путем);

– доверенность на имя лица, подписывающего генеральный договор (требуется в случае, если контракт подписывает лицо, действующее не на основании устава клиента, то есть не являющееся директором или главным бухгалтером фирмы);

– копия лицензии в случае если вид деятельности компании подлежит обязательному лицензированию – для подтверждения законности деятельности клиента;

– документы, подтверждающие государственную регистрацию выпусков акций и отчеты об итогах выпуска, а также выписка из реестра акционеров – для снижения юридических рисков;

– положение и доверенность на руководителя обособленного подразделения юридического лица, в случае если оно обращается за факторингом;

– сведения о счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории РФ, на последнюю отчетную дату и справка о финансовом положении – для проверки финансовой дисциплины клиента;

– сведения о полученных кредитах, кредитных линиях и займах по состоянию на дату обращения в банк – для проверки платежной дисциплины клиента и своевременности исполнения им своих обязательств перед другими банками;

– справка из банка о суммах поступлений на счета за последние полгода с разбивкой по месяцам (необходима для подтверждения объема продаж клиента или суммы поступлений из иных источников);

– три платежных документа, подтверждающие факт оплаты поставок покупателем, передаваемым на факторинговое обслуживание в банк;

– расшифровка бухгалтерской отчетности в разрезе каждого покупателя, передаваемого на факторинговое обслуживание в банк, за последние полгода (для оценки платежной дисциплины покупателей клиента);

– карточка с образцами подписей и оттиска печати (чтобы избежать предоставления клиентом отгрузочных документов с поддельной подписью);

– копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копии информационного письма Госкомстата с указанием кодов в соответствии с общероссийскими классификаторами, информация о факторинговом обслуживании в иных организациях и о выданных поручительствах за другие организации, а также авалей векселей (требуется для минимизации юридических рисков и предотвращения мошенничества со стороны клиента).

ФАКТОРИНГ И КРЕДИТ

Найти девять отличий

 

Факторинг

Кредит

Погашается из денег, поступающих от дебиторов клиента

Возвращается банку заемщиком

Выплачивается на срок фактической отсрочки платежа

Выдается на фиксированный срок

Не требует залогового обеспечения

Выдается под залог

Может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента

Выдается на заранее оговоренную сумму

Выплачивается в день поставки товара

Выплачивается в обусловленный кредитным договором день

Погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного товара

Погашается в заранее обусловленный день

Выплачивается при предоставлении товаросопроводительных документов

Требует оформления большого количества документов

Продолжается бессрочно

Погашение кредита не гарантирует получение нового

Сопровождается управлением дебиторской задолженности и консалтинговыми услугами

Помимо перечисления денег банк не оказывает заемщику других услуг

 

Марина Савельева


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (27) Октябрь - Ноябрь 2008 года


  • Число просмотров: 1998

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть