Архив журнала «Капиталист»
Проект
Вслед за чаем через века
Новый масштабный турпродукт
Масштабный туристический продукт «Великий чайный путь», который составит конкуренцию «Золотому кольцу» – проект нового уровня. Десятки городов уже заявили о своем участии в нем. В середине сентября обсуждение проекта прошло в Иркутске.
Разговоры о создании подобного международного туристического маршрута, охватывающего Китай, Монголию и Россию, ведутся уже более 15 лет. С инициативой выступила Республика Бурятия. Еще в 1992 году было проведено три научные экспедиции, с целью выявления объектов, связанных с действием торгового пути и сбора первичных данных о туристском потенциале региона. Участники экспедиции проехали на автомобилях по маршруту Москва – Борхой-Тай (Монголия), пересекли два озера – Хубсугул и Байкал, проследовали по Удунгинскому купеческому тракту. В 2002 году проект туристического маршрута был презентован на международной туристской бирже в Лондоне.
Ирина Рютина: – Тема чайной культуры обладает несомненными достоинствами для создания оригинального туристского продукта. |
В Иркутск, чтобы поговорить о перспективах турпродукта «Великий чайный путь»и поделиться своими «чайными» достопримечательностями, приехали представители туристических агентств, сотрудники музеев, аналитики и менеджеры комитетов по туризму Читы, Новосибирска, Перми, Кяхты, Москвы и Монголии. К сожалению, Китай – родина чая – не был представлен на совещании.
– Перспективы развития туризма в стране президент РФ Дмитрий Медведев связывает с возрождением исторических знаковых мест и поддержкой внутреннего туризма. Международный проект «Чайный путь» как раз и будет этому способствовать, – подчеркнула в приветственном слове к участникам встречи руководитель агентства по туризму Республики Бурятия Людмила Максанова.
Разработчики проекта включили в турпродукт около 30 городов России и порядка 20 населенных пунктов Монголии и Китая, по которым проходил Великий чайный путь. В частности, в Иркутской области маршрут пролегал через Иркутск и те места, где сейчас расположены Усть-Илимск и Нижнеудинск.
– Тема чайной культуры обладает несомненными достоинствами в плане ее использования для создания оригинального туристского продукта, который пока лишь фрагментарно представлен на рынке, – уточнила начальник департамента туризма администрации Иркутской области Ирина Рютина. – Это связано с особым интересом к ней большого количества населения многих стран, в которых производство, а тем более потребление чая – это часть традиционной национальной культуры. В современном мире к категории условно «чайных» стран относится большая их часть.
Ирина Рютина напомнила, что маршрут «Великого чайного пути», связавший Китай, Монголию и Россию, в дальнейшем превратился в большое количество торговых путей, по которым чай перевозился в страны Европы, Америки и Африки. Это делает перспективным участие в проекте многих стран.
Аналитик рынка мирового туризма из Москвы Валерий Оболонский заметил, что «Чайный путь» может стать не только глобальным проектом России, но и привлечь мощные финансовые потоки.
– Нигде в мире нет аналогичной культурной среды, географических и климатических условий. И если все это ввести в форму большого бизнес-проекта, то вполне возможно собирать на этом маршруте до 40 миллиардов евро в год. При этом каждому региону достанется ощутимый кусок пирога, – заявил аналитик.
– В России, такой огромной стране, на самом деле не так много туристических брендов, – продолжила тему председатель комитета по туризму Московской ассоциации предпринимателей Марина Саушкина. – Что мы знаем? «Золотое кольцо». Кто-то еще назовет маршрут «Транссибирский экспресс». В данный момент ведется работа по Серебряному кольцу, которое охватывает города Северо-Запада России. Но эти проекты носят локальный характер. У нас нет ни одного бренда, способного объединить всю страну. А «Чайный путь» может стать визитной карточкой туристической России.
Заместитель председателя исполнительного комитета межрегиональной организации «Сибирское соглашение» Сергей Тихомиров также подтвердил актуальность и важность проекта, указав на возможность получения федеральной финансовой поддержки, например, с помощью связей «Сибирского соглашения». Кстати, Марина Саушкина подтвердила заинтересованность федеральных властей в реализации турпродукта «Чайный путь», в частности Министерства культуры РФ.
Участники встречи сообщили, что на «Чайном пути» планируется развивать разнообразные виды туризма, особое внимание будет уделено экскурсиям по историческим местам. Необходимо разработать в составе проекта несколько крупных маршрутов, создать необходимую инфраструктуру (гостиницы, транспорт и пр.). Работа по этим направлениям будет активизирована в ближайшее время.
По результатам встречи была выработана декларация о создании «Чайного пути», в которой туркомпании, региональные власти и сервисные организации заявили о соответствии проекта мировым требованиям по качеству обслуживания, безопасности и информированности клиентов. Более того, все участники встречи, подписавшие декларацию, обязуются оказывать друг другу поддержку, а органы власти – прилагать все усилия по решению проблем и созданию благоприятного климата, обеспечивающего реализацию данного проекта.
СПРАВКА «КАПИТАЛИСТА»
Известно, что первые караваны торговцев чаем из Поднебесной в Россию пошли в XVII веке. Дело оказалось прибыльным, и многие купцы окунулись в него с головой. По значимости чайный путь тогда приравнивался к древнейшим маршрутам, соединившим разные уголки света – нефритовому, шелковому, солевому, коричному, оловянному и винному путям. По объему торгового оборота он уступал лишь шелковому пути.
- Число просмотров: 1706