Архив журнала «Капиталист»
Арбитраж
Третья сторона
Выяснит, кто прав
Бизнес – есть бизнес. Кто из предпринимателей сможет сказать, что дела у него идут как по накатанной – без трений с коллегами-конкурентами, без обоснованных (и не очень) придирок контролирующих органов? Третьей стороной, которая разведет спорящих и выяснит, кто же прав, является арбитражный суд. Сегодня наш журнал в гостях в высшей арбитражной инстанции Восточно-Сибирского округа с вполне мирной целью – рассказать своим читателям, как работает арбитраж.
Арбитражные суды создавались специально для разрешения имущественных споров между различными предприятиями и учреждениями. Первые так называемые коммерческие суды появились в России полтора века назад. В советсткое время «для обеспечения защиты законных экономических прав» они возродились во времена НЭПа. Сегодня арбитражные суды также рассматривают споры, относящиеся к сфере экономики и предпринимательства. Однако рыночные отношения, конечно же, изменили тематику и структуру этих споров.
Анатолий Малышев: – Предприниматели видят в судах надежную правовую защиту, ведь разрешаются многие споры, даже в самых запутанных делах. |
– Только в прошлом году в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа поступило около девяти тысяч кассационных жалоб от предпринимателей, , – говорит руководитель секретариата председателя Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Анатолий Малышев в беседе с корреспондентом «Капиталиста». – Такой наплыв обращений вполне понятен. Предприниматели видят в судах надежную правовую защиту, ведь разрешаются многие экономические споры, даже в запутанных делах.
Надо отметить, что Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа – третья по возрастающей инстанция после арбитражного суда Иркутской области и арбитражного суда апелляционной инстанции, находящегося в Чите. Когда в них дела завершены, предприниматель подает кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд округа, где, как правило, в деле «ставится точка».
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа рассматривает разного рода кассационные жалобы – акционерных обществ, предприятий, компаний, фирм и предпринимателей. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационном порядке законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Кассационная инстанция уполномочена оставить обжалуемый судебный акт в силе или его изменить, либо отменить с направлением дела на новое рассмотрение.
Впрочем, если одна их сторон не согласна с решением Федерального арбитражного суда округа, он может подать кассационную жалобу в Высший арбитражный суд Российской Федерации. Однако подобные случаи, когда дело направляется в Высший арбитражный суд в Москву, очень редки. Это возможно, например, когда речь идет о каком-либо уж слишком принципиальном споре. Да и поездка в Москву потребует потратиться на дорогу, проживание, и других расходов на адвокатов.
ЗНАНИЯ ЭКОНОМЯТ НА АДВОКАТЕ
В нашем регионе судебные издержки небольшие. Размер пошлины исчисляется в каждом конкретном случае по-своему, но в среднем это несколько сотен рублей. К тому же в Иркутске зачастую малые предприниматели сами себя защищают в суде, экономя на адвокатах.
Нередко успешный исход дела зависит от активности, грамотности, эрудиции судящихся сторон. Намного предпочтительнее в суде выглядят те, кто умеет аргументировать свои иски. Не согласен? Докажи.
По наблюдениям сотрудников арбитражного суда, среди предпринимателей мало тех, кто проиграл дело и смирился. Бывают запутанные дела, в которых много нюансов, и не все так просто, как кажется на первый взгляд. Потерпев поражение в арбитражном суде первой инстанции, проигравшая сторона во второй инстанции может, наоборот, выиграть.
«ОСОБНЯК» В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ
А теперь немного истории. Арбитражные суды берут свое начало от коммерческих судов, которые возникли в России 165 лет назад, а при советской власти были реформированы, но возродились в годы НЭПа. 21 сентября 1922 года образовалась Высшая арбитражная комиссия при Совете труда и обороны.
В Иркутской губернии формирование системы Государственного арбитража относится к началу 20-х годов. 12 января 1924 года была образована Иркутская губернская арбитражная комиссия. 30 мая 1931 года был учрежден Государственный арбитраж при СНК РСФСР. В годы Великой Отечественной войны объем работы был сокращен, и штат иркутских арбитров на это трудное для страны время уменьшился до четырех человек...
После принятия Конституции 1977 года арбитраж был признан конституционным органом. Иркутский Госарбитраж стал именоваться Государственным арбитражом при исполкоме иркутского областного Совета народных депутатов. До 1991 года его функции, задачи, подчиненность не менялись. Далее государственный арбитраж стал осуществлять свою работу при администрации Иркутской области.
Очередное рождение арбитражного суда произошло в 1992 году, и связано оно с возникновением уже современных рыночных отношений. В соответствии с Законом РФ «Об арбитражном суде» и постановлением Верховного Совета РФ в 1992 году Иркутский Госарбитраж был упразднен и на его основе создан Арбитражный суд Иркутской области с подчинением Высшему Арбитражному Суду РФ. В настоящее время в России работают более ста арбитражных судов, стоящие «особняком» в судебной системе.
Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» от 1 июля 1995 года ввел в систему арбитражных судов третий уровень – окружные федеральные суды, ставшие промежуточной инстанцией между областными судами и Высшим Арбитражным Судом РФ. Формирование апелляционных арбитражных судов началось в 2003 году.
В СУД ЗА ДОЛГИ И ЗА ЗАЩИТОЙ
В Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа нам сообщили, что в рассматриваемых делах не существует деления по отраслевому принципу. Существуют гражданские, административные правоотношения, которые могут возникнуть и в торговле, и промышленности, и строительстве, и сельском хозяйстве.
Помимо этого, подают в суд потребители, жалующиеся на ненадлежащее выполнение работ и оказание услуг. Что касается индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, то их часто привлекают по исковым заявлениям налоговых органов. Но и предприниматели нередко обращаются в суд за защитой своих прав, и в итоге иски налоговых инспекций признаются недействительным.
Так, в прошлом году индивидуальный предприниматель Вадим Иваненко обратился в арбитражный суд Иркутской области с заявлением к межрайонной налоговой инспекции о признании частично недействительными ее исков.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку предпринимателя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов за двухлетний период. В ходе проведения проверки налоговая инспекция установила неполную уплату налогов, завышения профессиональных расходов, стандартных налоговых вычетов. Поэтому предприниматель должен быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа за неполную уплату налогов. Бизнесмену предложено было в добровольном порядке уплатить недоимку по налогам, пени и налоговые санкции.
Предприниматель, не согласившись с принятым решением и выставленными требованиями, обратился в арбитражный суд.
ДЕЛА АРБИТРАЖНЫЕ |
Принято к производству в арбитражный суд Иркутской области (I полугодие |
217 – по делам о банкротстве |
74 – от предприятий-должников |
22 – от кредиторов |
151 – от иных уполномоченных органов |
Открыто дел |
5 – по сельхозпредприятиям |
37 – по индивидуальным предпринимателям |
203 – о признании банкротом иных организаций и предприятий. |
Арбитражный суд, удовлетворяя требования предпринимателя, исходил из того, что предприниматель за определенный период был освобожден от уплаты НДС, и у налоговой инспекции отсутствовали основания для доначисления этого налога. Кроме того, арбитражный суд оценил представленные предпринимателем документы в части обоснованного применения вычета. Суд сделал вывод о том, что предприниматель подтвердил обоснованность затрат, и налогооблагаемая база подлежит уменьшению.
Тогда, не согласившись с принятым по делу решением, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой попросила его отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя кассационной жалобы, «так как в книге доходов и расходов, в налоговых декларациях по НДФЛ и ЕСН предпринимателя не отражены расходы на оплату аренды крана, следовательно, хозяйственные операции между компанией-арендатором и предпринимателем носят фиктивный характер. Учитывая, что оплата за аренду крана производилась не через расчетный счет, то расходы не могут быть приняты в качестве профессиональных налоговых вычетов предпринимателя».
Тем не менее, налогоплательщик представил в суд документы, свидетельствующие об оплате штрафов, выставленных предпринимателю по счетам-фактурам, которые налоговые органы не приняли при проведении проверки в качестве документов, подтверждающих расходы. Также предприниматель в подтверждение оплаты штрафов представил в суд письма, акты сверок.
Ссылка налоговой инспекции на факт, что расходы предпринимателя не были отражены в книге доходов и расходов предпринимателя, признана необоснованной, поскольку представленные предпринимателем в суд документы достоверно свидетельствуют на подтверждение осуществления хозяйственных операций.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции, то есть Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы, и постановил решение арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения.
ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА
Как сообщили в службе по связям с общественностью Восточно-Сибирской оперативной таможни (ВСОТ), беспрецедентным стало выигранное ВСОТ дело об оспаривании действий Российского фонда федерального имущества (РФФИ).
Партию товаров народного потребления китайского производства (шубы, джинсы, кофты, блузки и т.д., ), конфискованную по решению суда, для обращения в федеральную собственность, таможня передала филиалу РФФИ в Иркутской области. Однако перед этим таможенники в рамках расследования административного дела для определения рыночной стоимости товаров провели свою экспертизу. Экспертиза, длившаяся около месяца, оценила партию в 35 млн рублей.
Однако согласно закона «Об оценочной деятельности в РФ», филиал РФФИ в Иркутской области был обязан провести свою оценку имущества, чтобы затем его реализовать. Что и было сделано московской экспертной организацией.
В результате второй экспертизы, длившейся один день (! – Авт.), стоимость всех вещей была определена всего в три миллиона рублей. То есть стоимость конфискованного товара была уменьшена в 11 раз. В тот же день всю партию реализовали одной из коммерческих фирм Москвы.
В этом деле обнаружилось много нарушений. Например, вместо 378 наименований товара было исследовано только 18. Кроме того, были использованы несуществующие источники информации для определения оценки объекта – эксперты определяли рыночную стоимость на сайтах о туризме в Ирландии, либо на сайте знакомств. Более того, в отчете не были указаны реквизиты юридического лица, не изучена конъюнктура рынка, не проводился фактический осмотр объектов оценки.
Таким образом, повторная оценка имущества являлась не только недостоверной, но еще и незаконной. К тому же покупателя выбрали без проведения конкурсных торгов.
А установление рыночной стоимости, проведенное таможенными органами, соответствовало требованиям действующего законодательства.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа удовлетворил иск таможни и постановил, что Иркутский филиал РФФИ, «выйдя за пределы предоставленных ему законом полномочий, совершил действия по повторной оценке конфискованного товара и реализовал имущество по цене, которая была определена с нарушениями законодательства об оценочной деятельности».
- Число просмотров: 1805