Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Рециклинг

По золоту ходим?

Анализ «мусорного» бизнеса

Существует расхожее мнение, что лежащий под ногами мусор на самом деле является едва ли не золотым дном. Анализируя «мусорный» рынок иркутской агломерации корреспондент журнала «Капиталист» выяснила, что российский пофигизм способен убить даже хорошо отстроенный бизнес на отходах.

  

Мусорному бизнесу в Иркутске мешает буквально все: административный барьер в виде лицензии на обращение с опасными отходами; «тендерная» форма работы на рынке, которая в случае любого повышения цен на ГСМ ставит контракт за границу рентабельности; фактическое отсутствие «специалистов по мусору».

В регионе таких специалистов выпускает только ИрГТУ, а программы для будущих wasted-managers ориентированы на работу в нормальных цивилизованных условиях. Будущие менеджеры учатся по совместным международным программам вузов Германии, Франции и России, получая степень магистра, например, в Ганновере.

После стажировки в стране, где люди платят за вывоз мусора около 400 евро в год и сегментируют отходы на собственной кухне, специалист должен приехать в Россию, где мешочки с винегретом из коробок, шкурок, бутылок и внутренностей сбрасываются в контейнеры и вывозятся на полигон, тлеющий при температуре около 800 градусов.

Все иркутяне, так или иначе связанные с «мусорной темой» в один голос говорят, что без поддержки государства этот сектор «поднять» невозможно.

А государство пока может себе позволить только точечную поддержку частных предприятий: погашение части процентной ставки по кредиту из городского бюджета, помощь в поиске потенциальных деловых партнеров и гранты на инновационных конкурсах.

До сих пор масштабные проекты, связанные с мусором, финансировались в основном международными организациями. Вот и сейчас гостивший на острое Ольхон представитель немецкой фирмы «SSI Schafer» господин Клаус Юрген Франц сообщил, что руководство фирмы предложило мэрии ряд решений в сфере ЖКХ и финансирование пилотного проекта по раздельному сбору отходов в одном из районов Иркутска.

 

Чтобы лезть в мусорный бизнес нужно иметь очень трезвую голову. Кроме того, в мусорном бизнесе весьма актуальны технологии и знания.

Корреспонденту «Капиталиста» представители мэрии на этот вопрос, как и следовало ожидать, ответили красноречивым молчанием. Хотя достоверно известно, что сотрудники городской администрации изучали стоимость и опыт в эксплуатации мусороперерабатывающих заводов на территории соседних регионов СФО.

Судя по всему, городские власти сами не уверены, что в Иркутске когда-нибудь появится «правильное» отношение к мусору, и тогда миллионы рублей, потраченные на ежегодную ликвидацию стихийных свалок, можно будет вложить в нормальное производство.

Пока неизвестно, чего больше в «мусорной теме»: денег или сопровождающего их запаха. Очевидно одно: рынок ТБО (твердых бытовых отходов) дилетантов не терпит, а дилетантов в «мусорной теме» более чем достаточно, причем, чаще всего работают они в городских администрациях каждого из населенных пунктов агломерации.

МУСОРНЫЕ ВОЙНЫ

Расстановка сил на мусорном рынке Иркутска сейчас выглядит следующим образом: сектор «бедного» мусора занимает муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство». Государственная структура вывозит мусор из жилого и частного сектора - там, где самые низкие «социальные» тарифы и каждый второй - злостный неплательщик.

   
 

Игорь Алексеев:

– Бизнес этот не особенно сытный, Но если разумно подойти, он может стать относительно выгодным.

   

Вторая по величине «Петр и компания» работает с бытовым мусором, за который платят ТСЖ, ЖСК, управляющие компании.

Третья компания - «Сибэкотранс» обслуживает рынки и торговые точки, отдельно собирает картон и полиэтилен для вторичной переработки.

Компания из Братска «Чистый город» зашла в Иркутск по итогам тендера городской администрации, но после очередного повышения цен на бензин муниципальный контракт оказался крайне невыгодным, и договоренности между городской администрацией и компанией «Чистый город» начало выполнять МУП «Спецавтохозяйство».

Сохранились легенды об ООО «СибТрансПетройл», которое иркутяне последовательно вытеснили сначала из Иркутска, а затем из Шелехова. Теперь база этого предприятия находится в Ангарске. Однако, иркутские перевозчики утверждают, что любая лицензированная для работы с опасными отходами компания может хоть завтра забрать бизнес у ангарских коллег. Пока же иркутян с городом нефтехимиков связывает только цех переработки вторичного полиэтилена, расположенный на территории АНХК.

В Шелехове с 2004 года прочно обосновался «Сибэкотранс». Муниципальное предприятие по сбору мусора было разорено как раз по причине дилетантского подхода городской администрации. Одним из первых решений на посту главы Шелехова молодого Руслана Болотова стала реорганизация МУП и передача непрофильных акционированных активов (мусоровозов) под контроль МУП «Водоканал». Через три месяца вывозить мусор из шелеховских дворов и магазинов стало дешевле иркутскими машинами на иркутский полигон.

В ведомственном секторе функционирует аффилированная с ВСЖД организация «Структура», которая имеет лицензию и парк, обслуживающий Восточно-Сибирскую железную дорогу. Лицензии и минимальное количество машин также есть у крупных организаций (например, иркутский масложиркомбинат) - для самостоятельного вывоза мусора на полигон.

В целом «мусорный» рынок агломерации что называется «устаканен», но пространство для развития, кроме Ангарска, может появиться в следующем году и в Иркутске. Федеральное законодательство с начала следующего года упраздняет муниципальные предприятия в бюджетном секторе, и иркутское МУП «Спецавтохозяйство» ожидает акционирование и процесс получения новой лицензии на работу с опасными отходами. За это время освободившийся сектор смогут занять другие игроки, но, по мнению самих участников рынка, новичкам будет крайнее сложно. Скорее всего, подряды будут выполнять уже существующие фирмы.

СКОЛЬКО СТОИТ ЧИСТОТА

Заработок на вывозе мусора складывается из разницы между тарифом и стоимостью отвала на полигоне. Единый «социальный» тариф на вывоз мусора в «неуправляемом» секторе ЖКХ составляет 130 рублей за кубометр. Товарищества собственников жилья и управляющие компании платят за вывоз мусора по более прогрессивной системе - от количества квадратных метров - по 2,32 рубля за квадрат в месяц. Если в типовой 30-метровой «хрущевке» живет три человека, в год каждый из них платит за вывоз мусора около 280 рублей на человека (840 рублей с квартиры).

 

Судя по всему, городские власти сами не уверены, что в Иркутске когда-нибудь появится «правильное» отношение к мусору, и тогда миллионы рублей, потраченные на ежегодную ликвидацию стихийных свалок, можно будет вложить в нормальное производство.

Стоимость отвала кубометра мусора на полигоне в Иркутске составляет около 20 рублей, в Ангарске 80 рублей, в Шелехове - 220 рублей (полигон ведомственный, принадлежит ИркАЗу). На разницу нужно содержать автопарк, платить зарплаты, арендовать или амортизировать оборудование.

По официальной статистике, среднестатистический человек за год производит не менее 1,4 кубометра мусора. По неофициальной, среднестатистический иркутянин в год выбрасывает почти три куба ТБО. Поэтому в частном секторе «мусорный кризис» антикризисному управлению не поддается. На отвал фактически произведенных человеком трех кубометров мусора в год (а не теоретических 1.4 кубометров), нужно в Иркутске потратить 60 рублей, в Ангарске - 240 рублей. Стоимость отвала кубометра мусора на шелеховском полигоне будет просто заоблачной.

Говорить о том, чей полигон самый замусоренный и опасный, полагаю, излишне.

«В Иркутске на полигоне резину не режут, металл не сдают. Все это сваливается в одну кучу и горит, пополняя воздух изрядным количеством метана, - поделился с «Капиталистом» представитель одной из компаний-мусороперевозчиков. - Полиэтилен летает по свалке и лесу, стекло и металл не сегментируется, в итоге шины водители вспарывают через день, а каждая шина мусоровоза - это выброшенные на ветер 8-9 тысяч рублей».

Как же заниматься этим весьма убыточным бизнесом? Мусорные управленцы (по научному wasted-managers) в один голос говорят: «Уменьшая объем отвалов». Работая в Шелехове, «СибЭкоТранс», утилизирует только 30-35% мусора, и стоимость отвала кубометра сокращается до 80-100 рублей.

Шелехов в плане реформы ЖКХ оказался наиболее продвинутым городом агломерации, поэтому подавляющее количество горожан живут в «управляемых домах», оплачивая вывоз мусора по тарифу 230 рублей на человека в год. Как следствие - в городе металлургов очень чисто, а свалки возникают в частном секторе, где за подобные услуги платить не принято.

Сложившейся ситуации в свое время помог «экологический» грант, учрежденный акционерным обществом «СУАЛ» и одной из американских некоммерческих организаций. «СибЭкоТранс» выставил заявку на покупку оборудования для первичной переработки ПЭТ-бутылок и вторичных полимеров в обмен на обязательство бесплатно обслуживать жилой, муниципальный и коммерческий сектор в течение года.

На «бюджетный» кредит иркутской мэрии компания докупила прессы и в течение двух лет благополучно отдала кредиты и выполнила обязательства перед инвесторами.

ОЧЕНЬ СПЕЦИФИЧНЫЙ БИЗНЕС

Чтобы лезть в мусорный бизнес нужно иметь очень трезвую голову. Кроме того, что работа с ТБО как щитом закрыта лицензиями на обращение с опасными отходами, в мусорном бизнесе весьма актуальны технологии и знания.

Бизнес можно отстроить так, что водители будут заниматься в основном сливом топлива из бака, а можно так, что в кузов 70-контейнерного КАМАЗа при прессовании поместится 140 контейнеров.  Тогда сделав один круг, водитель выполнит дневную норму, на втором круге сможет сделать сменную норму 4 машин конкурентов. Вместо четырех раз КАМАЗ съездит на полигон дважды, выбросит 140 кубометров мусора вместо 280, сэкономив на отвалах до 15 тысяч рублей за смену.

 

В целом «мусорный» рынок агломерации что называется «устаканен», но пространство для развития может появиться в следующем году в Иркутске.

Пытаясь найти под ногами золотое дно, необходимо понимать, что мусор - это не то,        чем хотели бы заниматься 90% физически сильныхмужчин. Самый большой дефицит на рынке труда – сорокалетние водители с умением ремонтировать вверенную им технику. В компаниях, занимающихся вывозом мусора, вряд ли будут разговаривать с молодым соискателем тяжелой работы со стабильным заработком - скорее порекомендуют устроиться в фирму такси.

Для координации работы водителей есть диспетчер, менеджер и главный механик. У главного механика в подчинении просто механики, в паре с водителем работает дворник.

В общем, есть некоторое количество «рецептов» на этой кухне, но неблагодарный мусорный бизнес как раз тот случай, когда исключения правил не подтверждают.

Например, в старых домах, откуда МУП вывозит мусор по тарифу в 130 рублей за кубометр, факт освобождения контейнеров фиксируется документально, на фотоаппарат. Фотоснимки - весомый аргумент при беседе с недовольными жильцами, которые отходы производят всей семьей, а платить предпочитают только за ответственного квартиросъемщика.

– Бизнес этот не особенно сытный и калорийный, - говорит Игорь Алексеев, директор фирмы «СибЭкоТранс». – Но если разумно подойти, он может стать относительно выгодным. Но суетный очень, да и техника российская часто ломается.

     
 

Стоит постоянно ломающаяся техника 2,5 миллиона рублей за КАМАЗ. Чтобы убирать Иркутск, требуется около 60 КАМАЗов (150 миллионов) плюс крупногабаритные ЗИЛы, собирающие строительный мусор и старую мебель. Итого только на автопарк придется потратить около 300 миллионов рублей. Резервный парк - это еще плюс 25%.

Средняя зарплата водителя мусоровоза начинается от 25 тысяч рублей, причем «прирабатывается» новый водитель несколько месяцев. Об эффективной работе, когда водитель начинает делать объемы на 40 тысяч рублей в месяц, можно говорить через полгода-год. График - трое суток через трое, работа довольно опасная - иногда от нервных жильцов, разбуженных шумом в шесть утра, может «прилететь» не только ругань, но и вполне конкретная стеклянная бутылка. Через некоторое время запах помойки въедается в кожу так, что ванна и душ снимают его лишь на время.

Мириться с такими условиями работы готовы далеко не все, поэтому «мусорные» бизнесмены весьма скептически относятся к появлению на рынке новых игроков. Компании, вставшие на ноги, могут хотя бы гарантии дать и поломанную машину на маршруте заменить. А у вновь образованной фирмочки с двумя КАМАЗами форс-мажор возникнет после первой же поездки на иркутский полигон.

Очень показательной была шелеховская история 2006 года, когда после реорганизации вновь образованное шелеховское акционерное общество с муниципальными мусоровозами в активах смогло предложить городской администрации «красную цену» в 162 рубля за кубометр. «СибЭкоТранс» выиграл тендер, предложив за те же услуги 125 руб., чем сэкономил около 3 млн. руб. городскому бюджету.

Екатерина Анисимова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (26) Август - Сентябрь 2008 года


  • Число просмотров: 2677

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть