Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Так это было

«Жидкий хлеб» из Иркутска

Имя «Ефимыч» знакомо многим иркутским любителям пива – именно так называется питейное заведение в центре города. А сегодняшняя история о том, как пивоварение в Иркутской губернии благодаря интересу местных купцов развилось в целую отрасль, руку к чему приложил и небезызвестный Ефимыч.

 

Виноторговля в Восточной Сибири была важнейшим источником первоначального капитала. Доходы, получаемые с водки, оказывали большое влияние на формирование крупной буржуазии Иркутска. Виноторговлей занимались купцы Хаминов, Мыльников, Зазубрин, Белоголовые.

   
  
Братья Белоголовые  

В 1863 году в России повсеместно отменили откупы и ввели акцизы на торговлю вино-водочной продукцией. До этого момента купцы обычно выплачивали четыре тысячи рублей за право производства и торговли вином. Это называлось откупом. Но откупная система оказалась несовершенной. При откупе случались отравления, но еще чаще ревизоры обирали откупщиков до нитки. После отмены откупов всей вино-водочной деятельностью занималось Управление первого акцизного округа Восточной Сибири.

Пиво- и медоваренная промышленность оставалась золушкой этого ведомства, поскольку доходы от нее были несравнимо ниже, чем от водки. Например, отчетность по каждому пивному заводу правительство стало требовать только с 1903 года.

Пренебрежение правительства к пивоварению вызывало у подданных империи сожаление. Летописцы Пежемский и Кротов писали: «Известно, что предки наши любили попивать доброе пивцо, которое варили из своего хлеба и хмеля, зато мало пили вина, несмотря на то, что оно было дешевле на 5 и 8 рублей ассигнациями ведро. Этот прекрасный обычай выжила откупная администрация с запрещением варить повсеместно пиво (введенная при Петре великом - В.Т.), к сожалению нас, потомков. Каждый праздник, частный или общий, не был без пива, если праздник престольный, то предки наши праздновали его отлично, они не напивались допьяна, потому что мало пили вина, а довольствовались своим полухмельным пивом и любили досыта поесть пирогов-курников».

 До Отечественной войны 1812 года в Иркутске на каждые 745 человек приходилось по одному питейному заведению. С 1843 года государство стало поощрять частных лиц, устраивавших собственные винокуренные заводы. Главным продуктом этих предприятий являлось, так называемое, сорокаградусное вино. И с середины 1840-х годов, когда Восточная Сибирь испытала золотую лихорадку, число питейных заведений населения значительно возросло.

НЕОСНОВНОЕ ДЕЛО НЕВЕЛИКОГО КАЧЕСТВА

 
   
 
   

Так выглядели этикетки тех сортов пива, которые на рубеже XIX - XX веков варились и в Иркутске. На фото этикетки пива, производимого на заводе графини Игнатьевой (Украина, Хмельницкая область).

  

Пивом до великих реформ Александра II в нашей губернии занимались мало. Первые пивоваренные компании действовали у купцов Ситникова и Полевого (пивоварня находилась вместе со стекольным заводом), у Верхотина и Белоголового (пивной заводик работал на одной площади с суконной фабрикой) и не являлись самостоятельными предприятиями. Нередко владелец пивоварни занимался различными подрядами, его предприятие было многопрофильным, а пиво являлось, как бы сейчас сказали, одним из сегментов сети бакалеи.

Часто товарищества начинали заниматься винокурением и пивоварением с одной единственной целью – поправить доходную часть своего бюджета и сбалансировать расходы, связанные с основной деятельностью. К примеру, вино и пиво производили Российско-Американская компания, золотопромышленные компании Забайкалья. Самый знаменитый винокуренный завод под Иркутском в селе Тельма находился бок о бок с суконной фабрикой.

В итоге всю территорию губернии покрывали небольшие пивоварни, которые были по сути мануфактурами – предприятиями, где использовался ручной труд.

К примеру, завод купчихи Таисии Михайловны Мамонтовой состоял из главного цеха, где происходило изготовление браги, солодовни, сушильни, амбаров для хранения стеклянной посуды, припасов и пивного погребка. Погребок сочетал функции склада и пивного магазина. Как многие владельцы пивоварней, Мамонтова не занималась делами завода, она сдавала его в аренду. На должности пивоваренных заводчиков и специалистов предпочитали приглашать иностранцев. Владельцы пивзаводов ценили подданных Австро-венгерской монархии, а поэтому у последних проблем с трудоустройством вообще не возникало.

Историки отмечают, что пиво в те годы, вплоть до 1890-х, было невысокого качества, мутным и быстро портящимся, а поэтому у большинства иркутян, которые были представителями торгово-промышленного класса, не пользовалось спросом. В основном его потребляли низшие сословия – рабочие, извозчики и солдаты.

По данным различных исследователей, к 1870-м годам в Иркутске четыре завода выпускали пять сортов пива: «Баварское», «Мартовское», «Мюнхенское», «Русское» и «Пильзенское». К началу XX века разница этих марок пива заключалась только в том, где приобретался хмель. Например, для «Баварского» пива хмель закупался в Привиленском крае, а для «Мартовского» – в Австрии.

Общая сумма доходов от пива составляла 165 тысяч рублей, что являлось седьмой доходной строкой в губернии, уступавшей место таким отраслям, как золотопромышленность, хлебная торговля, производство водки, торговля бакалеей, рыбная ловля, кожевенное производство.

ЭКСПЕРИМЕНТ АПОЛЛОНА БЕЛОГОЛОВОГО

На определенном этапе развития пивоварения особых успехов достигла династия крупных купцов и промышленников Белоголовых. Наибольшего в этом добился Аполлон Андреевич, внук Василия Белоголового – основателя торговых предприятий семьи. Именно Аполлону Андреевичу принадлежал небольшой суконный и пивоваренный заводик в селе Тельма. Интересы Белоголового прямым образом соприкасались с кяхтинской торговлей и деятельностью Нижегородской ярмарки.

Главный продукт, которым занимался купец, был чай. Снабжение чайных и продажа чайных аксессуаров в розницу привела Белоголового к мысли попробовать сочетать продажу чая с пивом. Для этого он организовал несколько чайных в союзе с трактирщиками и кабатчиками в тех местах, где и начал проводить свой эксперимент.

Союз, организованный на такой основе, позволял Белоголовому экономить средства и не вкладываться в капитальное строительство новых заведений. Старые места продажи, уже получившие среди населения положительную репутацию, снабжались чаем, пивом и закусками, что коренным образом меняло торговый характер всего дела и приносило неплохие доходы.

Опыт купца Белоголового понравился многим и, наряду с производством пива, иркутские купцы начали организовывать продажу пива в доходных местах, увеличивая прибыль с оборотов в несколько раз, не затрачивая дополнительных средств на капитальное развитие дела. По существу, купцы брали в аренду часть какой-либо хорошо отлаженной сети услуг и на ее основе развивали продажу пива, являющегося слабоалкогольным напитком. По этой причине такая деятельность не особенно контролировалась акцизным ведомством.

ТОТ САМЫЙ ЕФИМЫЧ

Наибольшую известность на поприще реализации пивной продукции получил человек, с чьим прозвищем иркутяне связывали открытие множества чайных, пивных и бакалейных – Яков Ефимыч Метелев.

   
 
  

г. Иркутск, улица Большая, дом 3. Чайная Ефимыча.

Ныне – ул.Маркса, 3

Всему деловому Иркутску был известен Торговый дом Щелкунова и Метелева, который наряду с торговлей пивом занимался продажей хайтинского фарфора, предметов электротехники, огнеупорного кирпича, мануфактуры, скобяных изделий и галантереи.

Упоминание о доме купца Метелева, состоявшем из нескольких строений на улице Большой, N3-5, встречается в различных хрониках и промышленных ежегодниках дореволюционного Иркутска 147 раз!

Эти дореволюционные публикации касались торгово-предпринимательской деятельности Ефимыча.

Вместе с Щелкуновым Яков Ефимыч впервые в городе оснастил свои магазины огнями электрического освещения и сделал электрическую рекламу своему бизнесу. Ему же принадлежит идея подсветки витрин магазинов в ночное время суток. Ефимыч учредил стипендию для наиболее успешных и предприимчивых студентов, поощрял журналистов писавших о сибирской промышленности в местной прессы. Яков Ефимыч совместно с купцом Щелкуновым организовал целую сеть реализации товаров, скупку сырья, продажу готовых гастрономических изделий. Их лавки и витрины заполняли центральную часть города.

Но наибольшую популярность в народе Ефимыч получил за содержание чайной в собственном доме на улице

Большой, буквально в пяти минутах ходьбы от резиденции генерал-губернаторов Восточной Сибири. Естественно, это было образцовое заведение, где подавали пиво, заслуживавшее внимание официальных лиц и достаточно титулованных особ. Кстати, в наши дни это здание сохранило не только облик, но так же и профиль деятельности.

ЕФИМЫЧ ТОЛКНУЛ ПИВО В НЬЮ-ЙОРК

Сведений о личной жизни Ефимыча сохранилось немного. Кроме вышеприведенного, известно, что он был приветливым хозяином и радушным ресторатором. А в начале ХХ века Ефимыч с известнейшими пивоварами Иркутска, такими как Доренберг, Чижевский, Сошников, Белоголовый, Зицерман занимался реализацией местного пива даже на международной арене.

В краеведческом музее прибалтийского города Лиепа (ранее Либава), что находится в Крузене, всем посетителям демонстрируют экспонат приоритета русского бизнеса в мире – это этикетки от бутылки из-под пива, производившегося и разливавшегося в Иркутске.

В 1911, а затем в 1914 годах из Либавы ходил прямой круизный рейс на Нью-Йорк, где пассажирам подавали иркутское пиво марки «Портер». По прибытию лайнера в Нью-Йорк, «Портер» поступал в продажу в местных магазинах и пользовался у деловой элиты Америки неизменным спросом.

Известно три вида «Портера», продаваемого в бутылках в Новом Свете, с черными, серыми и зелеными этикетками. Вероятнее всего, это пиво производили на единственном в Иркутске паровом заводе Доренберга, а распространением пива занимался неутомимый Яков Ефимыч.

ПОЛМИЛЛИОНА ВЕДЕР

В Америке пиво «Портер из Иркутска» называли «жидким хлебом». Пиво содержало большой процент экстракта, возбуждало умственные функции, принижало чувство голода, а также физического и психологического утомления. «Портер» рекомендовался американским больным, поскольку большое количество хмеля вызывало выделение кишечного сока, усиливало деятельность почек и вызывало при постоянном употреблении полнокровие, что считалось необходимым для лечения таких недугов, как анемия, истощение, худоба.

Есть версия, что подобные положительные качества иркутским пивоварам удавалось добиться благодаря веществам, аналогичным современному фармпрепарату под названием альгин, который получают из водорослей. В настоящее время альгин не только способствует длительной сохранности пива, но и позволяет долго не опадать шапке пены в бокале пива. Скорее всего, заменители альгина получались при брожении сибирских трав и мхов, что было хорошо известно деревенским пивоварам, которые будучи в гостях у Ефимыча проговорились о своем секрете.

В начале ХХ века в Иркутске было шесть пивзаводов. Наибольшую международную известность получили – первый Троицкий завод и завод в селе Тыреть, расположенный по Трансибу и принадлежавший Клавдии Ивановне Патушинской. Свое пиво эти заводы продавали в специализированных заведениях, состоявших при ресторациях и магазинах по улицам Большая (Ефимыч), Графа Кутайсова, Пестеревской (К.И. Патушинская), Баснина, Ланской, Амурской и Горной.

В 1900-х годах иркутские пивовары готовили от 204,5 тысяч до почти 500 тысяч ведер пива в год (ведро равнялось 12 литрам). Основная продукция продавалась через розничные лавки при гастрономических и бакалейных магазинах.

Владимир Титов, кандидат исторических наук, доцент

 

От редакции. В одном из следующих номеров нашего журнала мы продолжим рассказ об Ефимыче – иркутском предпринимателе Якове Метелеве – с помощью Юрия Коренева, главы Ассоциации рестораторов Иркутска.

 

ИРКУТСКИЙ «ПОРТЕР»

Рецептура пива, специально разливавшегося для атлантических круизов в начале XX века.

Из сусла способом кипячения и добавления 14-15% экстракта, сильно сдабриваемого хмелем, получали брагу, которую на 15 дней оставляли остывать при температуре 40С. Затем жидкость переливали в бочки – на девять месяцев, в течение которых через каждые десять недель процедуру переливки в новые бочки повторяли. На конечной стадии приготовления пива в каждую бочку добавляли по одному литру 90% спирта, после чего через фильтр пиво разливали в бутылки. В Иркутске сырьем для такого пива были ячмень, пшено и рис.


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 3 (25) Июнь - Июль 2008 года


  • Число просмотров: 3319

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть