Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Деловой туризм

От конвешн-бюро до marriott

Движение продолжается

Деловой туризм, по оценкам экспертов, самый быстрорастущий сегмент мирового туризма. Сейчас доля бизнес-туристов составляет около трети от всего тур-потока, при этом их участие в денежном обороте отрасли оценивается на уровне 60%.

Для Иркутска, где развитие туризма названо одним из приоритетных и стратегических направлений, перспективы делового туризма вполне ясны. Осталось выстроить эффективный диалог властей и предпринимателей.

Байкальской ассоциацией делового туризма озвучена идея создания в столице Восточной Сибири конвеншн-бюро – структуры частно-государственного партнерства, работающей в интересах города и в тесном сотрудничестве с бизнесом.

   
 
  

Андрей Шаповалов:

– Сегодня уже невозможно представить деловой туризм без столь важного инструмента как конвеншн-бюро.

– Конвеншн-бюро (его еще называют конгресс-бюро) – структура, которая создается для решения сразу нескольких задач по развитию делового туризма в городе: поддержка компаний занимающихся развитием делового туризма (деловые центры, гостиницы, турфирмы и т.д.), помощь в создании инфраструктуры и подготовке кадров, продвижение имиджа города, – говорит Андрей Шаповалов, президент Байкальской ассоциации делового туризма.

Задача конвеншн-бюро, по словам Андрея Шаповалова, сформировать пакеты услуг для перспективных заказчиков мероприятий и предлагать их, используя различные возможности - специализированные выставки, контакты с профессиональными организаторами мероприятий и т.д. Для решения таких задач и необходима структура, которая скоординирует усилия деловых и выставочных центров, гостиниц, транспортных компаний, турфирм, всех, кто заинтересован работать в этом направлении, а так же возьмет на себя функции активного продвижения Иркутска на рынке делового туризма.

– Такая форма работы позволяет задействовать интеллектуальные, административные и финансовые ресурсы власти одновременно с интеллектуальными и финансовыми ресурсами бизнеса, – подчеркивает президент Байкальской ассоциации делового туризма. – Этот подход лежит в основе работы всех конвеншн-бюро и дает очень хорошие результаты на протяжении уже более чем ста лет.

СТО ЛЕТ ОПЫТА

Первое конвеншн-бюро, по информации Андрея Шаповалова, было открыто еще в 1896 году в Детройте (США), откуда такая форма работы распространилась по всему миру и сегодня уже невозможно себе представить деловой туризм без столь важного и полезного инструмента, каким являются конвеншн-бюро.

Ежегодно Иркутскую область посещают около 500 тыс. туристов, объем рынка составляет около 5 млрд руб. В регионе работает более 200 туркомпаний, специализирующихся как на внутреннем, так и на выездном туризме.

Финансирование конвеншн-бюро происходит по разным схемам. Где-то все расходы на продвижение города и содержание бюро берут на себя муниципалитеты. Но чаще расходы делятся между властью и бизнесом, как, например, в Мадриде, где 80% расходов берет на себя муниципальный бюджет, а остальное финансируется из членских взносов компаний, заинтересованных в развитии делового туризма. Формы финансирования разные, в зависимости от конкретных условий в конкретном городе, но везде такие расходы предусмотрены в городских бюджетах.

В России конвеншн-бюро, как и сам деловой туризм, только начинают развиваться. Подобные структуры появились в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Калининграде. Очень интересный опыт есть у Екатеринбурга, причем там инициатором создания конгресс-бюро выступили как раз городские власти.

– Конечно, говоря о развитии делового туризма в Иркутске, мы понимаем, что не все у нас так радужно, – считает Андрей Шаповалов. – Инфраструктура города пока далека, к примеру, от мадридской или женевской, но есть и надежда. Сегодня администрация областного центра уже готова обсуждать возможность первых шагов в этом направлении, а это значит, что процесс понемногу начинает двигаться и это внушает оптимизм.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА

Марина Еремеева:

– В наших планах скоординировать действия между бизнесом и властью для повышения деловой активности в городе, в том числе и в туриндустрии.

Администрацией Иркутска разработан план мероприятий, способствующий развитию туризма в городе. План предусматривает комплекс мер: скоординировать действия между бизнесом и властью с целью повышения деловой активности в городе, в том числе в сфере туристской индустрии; создать благоприятный климат для привлечения инвестиций в инфраструктуру туризма и экономику города; содействовать формированию имиджа Иркутска как туристского центра и центра российской и международной деловой активности; сформировать базу данных о туристских ресурсах; благоустройство территории (ремонт дорог и фасадов домов), разработать новые экскурсионные маршруты. В бюджете на эти мероприятия заложено более 300 млн рублей.

– Для удобства иностранных туристов мы планируем продублировать названия главных улиц латиницей, – говорит Марина Еремеева, замначальника Главного экономического управления, начальник отдела инвестиционных ресурсов и поддержки предпринимательства. – Поскольку сегодня турист приезжает к нам не организованными группами, как раньше, а по одному - два человека, то специально для них разрабатываются индивидуальные экскурсионные маршруты с различной направленностью (этнической, исторической, археологической). Чтобы гости Иркутска могли самостоятельно ориентироваться в городе, мы установим сенсорные терминалы с электронной картой местности в здании аэропорта и Дома Европы.

По данным агентства по туризму Иркутской области, на начало 2008 года в регионе действует 212 гостиниц, в том числе в самом Иркутске - 67, с номерным фондом более трех с половиной тысяч мест.

Кроме того, по словам Марины Еремеевой, будет создана информационная база по Иркутску с указанием номеров телефонов и адресов гостиниц, ресторанов и кафе, музеев, театров, клубов и т.д. Уже издан первый путеводитель по городу на двух языках - русском и английском. Прорабатывается вариант путеводителя на немецком и французском языках. В ближайших планах администрации города и запуск отдельного сайта (www.irktour.ru) по туризму, где будет представлена информация на русском и английском языках.

Сейчас администрация Иркутска активно продвигает бренд столицы Восточной Сибири на туристическом рынке, а также поддерживает предпринимателей, принимающих участие в туристических выставках. Им возмещается до 50% расходов.

ПО ДОРОГЕ К ЗВЕЗДАМ

Значительные перемены, особенно в связи с созданием туристско-рекреационной зоны в Большом Голоустном, ожидают и гостиничный сектор Иркутска. По заявлению руководителя областного агентства по туризму Ирины Рютиной, в ближайшее время планируется построить отели уровня «4-5 звезд».

 

Ирина Рютина:

– Не все владельцы готовы к реконструкции квадратного метра гостиничного номера по средней цене в 250 долларов.

– Сегодня у нас преобладают гостиницы старого советского образца, их около 52 процентов. А полностью реконструированных отелей не более восьми процентов, - говорит Ирина Рютина. - Так реконструкция одного квадратного метра гостиничного номера в среднем обходится в 250 долларов (где-то доходит до 800 долларов), а ресторана, без которого не обойтись ни одной достойной гостинице, – не менее 500 долларов. Конечно, не все владельцы гостиниц готовы к таким большим тратам. Поэтому преодолеть сложившуюся негативную ситуацию можно только путем серьезных инвестиционных вложений в гостиничную индустрию.

Среднегодовая загрузка местных отелей колеблется в пределах 40-45% (для сравнения в Москве 70-80%). Исходя их этих данных, эксперты ставят под сомнение существование в Иркутске гостиниц «4-5 звезд». Как говорят местные туроператоры, такие отели строятся в курортных городах или городах-миллионниках, где высокая деловая активность. Кроме того, не все иркутские гостиницы проходят государственную аттестацию на категорию звезд. Поскольку прохождение классификации отдано на усмотрение владельца.

– Основная клиентура отелей «4-5 звезд» в мире, это как раз туристы, путешествующие с деловыми целями, - утверждает Андрей Шаповалов. – Если такие отели строить в расчете на туристов, которые хотят только полюбоваться Иркутском или Байкалом, то я бы порекомендовал инвесторам более внимательно изучить ситуацию на местном рынке и пообщаться с туроператорами. Если же речь идет о развитии Иркутска как делового центра и о строительстве гостиниц, предусматривающих обслуживание деловых путешественников, то такие гостиницы нужны. Но только это должно быть не 20-30 отелей по 200-300 номеров в каждом, а более компактные гостиницы с высоким уровнем сервиса.

КТО ПРИЕХАЛ

(Число туристов, посетивших Иркутскую область в 2007 г., в тыс. чел.)

Россияне

477,2

Иностранцы

51,8

Общий прирост по сравнению с 2006 г. +10%

Источник: агентство по туризму Иркутской области

 

В получении «звезд», по словам Андрея Шаповалова, сегодня заинтересованы отели, входящие в гостиничные цепи, а также те, кто борется за клиентов верхнего сегмента обслуживания на конкурентных рынках – в Москве, Питере. Начали движение в этом направлении и сочинские гостиницы. Но в целом по стране из почти шести тысяч гостиниц сертификацию прошли не более

300. И объясняется это невысокой конкуренцией среди гостиниц. Как только гостиницы вынуждены будут вести серьезную конкурентную борьбу за клиента, сразу появится и желание пройти классификацию.

БРЕНДЫ ПРОТИВ МЕСТНЫХ

Иркутские гостиницы уже стоят на пороге этой так называемой «борьбы за клиента». В город уже пришли две фирмы - французская Accor Group и американская гостиничная сеть Marriott International. Смогут ли иркутяне конкурировать с западными сетями, не вытеснят ли их с местного рынка?

– Это непростой вопрос. В области брендов ни одна иркутская гостиница не в состоянии конкурировать с Accor или Marriott, – убежден президент

Байкальской ассоциации делового туризма. – Клиент в первую очередь обратит внимание на широко известное имя, которое в его представлении ассоциируется с высоким качеством сервиса. Вот тут и может быть подвох. Я убежден, что обе гостиницы будут иметь оригинальные архитектурные проекты, современное оборудование, высокий дизайн, качественные технологии, безусловно.

Но главная проблема, делится мнением Андрей Шаповалов, может возникнуть с линейным персоналом, который будет обслуживать клиента в этих гостиницах. Его из Франции или Америки не привезут. И даже несмотря на существующие обучающие программы для персонала это станет проблемой N1. Подобные программы в России работают не так эффективно, как хотелось бы всем.

Отели, открывающиеся в Иркутске под известными брендами, могут не оправдать ожидания клиентов, поэтому иркутян вряд ли вытеснят с рынка.

Уже не первый год отели самых известных брендов работают в Москве. Профессиональные тренеры постоянно работают с персоналом этих отелей, однако, многим туристам уже известно выражение «московский сервис». И имеет оно отнюдь не позитивную окраску...

Одним словом, отели, открывающиеся в Иркутске под известными брендами, также могут не обеспечить соотношение «цена-качество» и не оправдать ожидания клиентов, привлеченных как раз надеждой на высокий уровень обслуживания. Поэтому иркутян вряд ли вытеснят с рынка. С другой стороны, конкуренция заставит местные отели мобилизовать свои усилия и работать над качеством услуг.

 

 

Наталья Орлова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 3 (25) Июнь - Июль 2008 года


  • Число просмотров: 2470

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть