Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Малый бизнес

Поддержка без энтузиазма

Вердикт КСП региона

Контрольно-счетная палата (КСП) Иркутской области проверила использование бюджетных средств, выделенных в 2006 году и за девять месяцев 2007 года на реализацию целевой программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области на 2006-2010 годы". В результате проверки КСП было сделано множество замечаний. Остановимся на главных.

 

  Областную государственную целевую программу «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010 годы» (кстати, седьмую по счету) Законодательное собрание региона утвердило в декабре 2005 года, почти перед самым Новым годом.

«Эксперты называют эту программу «прорывом», программой развития, – представляя программу, сообщил тогда начальник департамента малого предпринимательства администрации губернатора региона Алексей Альмухамедов. – В ней содержатся мероприятия, направленные не только на увеличение числа малых предприятий, но и на повышение конкурентоспособности уже действующих. По сравнению с прежними в программе есть новые разделы – по повышению конкурентоспособности предпринимательской среды, продвижению малых предприятий на новые рынки, внедрению новых технологий, инновационному развитию».

Здесь же было добавлено, что проект программы получил положительные заключения от Всемирного банка и регионального представительства минэкономразвития России.

Прошли два года и проверка Контрольно-счетной палаты...

По словам аудитора КСП Елены Тарасовой, еще на финансирование предыдущей целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области на 2003-2005 годы» из областного бюджета было выделено всего 59,8% от объема, утвержденного программой. Фактически в рамках той программы шла только информационная поддержка малого бизнеса.

Энтузиазма в отношении финансирования программы поддержки малого бизнеса у областных властей не прибавилось и позже–в 2006 году расходы областного бюджета на ее реализацию составили 4,7 млн рублей или 27% от объема, утвержденного программой, а за девять месяцев прошлого года - 10 млн рублей или 40,4% от годового объема.

Кроме того, на средства областного бюджета (26 млн рублей) в 2005-2006 годах был создан бизнес-инкубатор, но активная работа по размещению в нем малых предприятий, по информации КСП, была начата только в прошлом году.

В результате программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области на 2006-2010 годы» была признана неэффективной. Ее обновленный вариант будет вынесен на утверждение на июньской сессии Заксобрания региона.

Мы попросили руководителей, которые в разное время возглавляли структуру в администрации региона, занимающиюся малым и средним бизнесом, прокомментировать ситуацию.

Алексей Альмухамедов (руководил департаментом предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации Иркутской области с марта 2004 года по октябрь 2006):

   
 

Алексей Альмухамедов:

– Когда работа Совета по предпринимательству была блокирована, произошла потеря общественного контроля над реализацией программы.

  

– На момент разработки, а это был 2005 год, программа была весьма прогрессивной. Но в нашем государстве, и Иркутская область не исключение, в последнее время произошли большие изменения. Был принят новый федеральный закон о малом бизнесе, у региональных администраций появились новые полномочия в сфере поддержки предпринимательства. Поэтому назрела необходимость внести в программу корректировки.

Скажу более–механизм такой корректировки был изначально заложен в программу. И значительная роль в контроле над реализацией программы была отведена Совету по предпринимательству при губернаторе области. В него входили представители большинства общественных организаций малого бизнеса области.

Однако при г-не Третьяке (заместитель губернатора региона в 2006-2007 гг.–ред.) работа Совета была фактически блокирована. Вскоре совет был реорганизован, фактически распущен, из-за чего произошла потеря общественного контроля над реализацией программы.

Однако в целом направление программы–преимущественно инновационное–я считаю правильным. Сегодня именно оно является приоритетом и на федеральном уровне.

Вообще, при разработке программы была поставлена высокая планка. Например, недостаточно было просто объявить конкурс на размещение инновационных субъектов в бизнес-инкубатор. Нужна была серьезная работа по поиску инновационных идей, их доработке, оказание помощи в преобразовании идеи в жизнеспособную бизнес-концепцию. Первые предприятия, размещенные в инкубаторе, соответствовали данным критериям. Некоторые проекты уже реализованы, например, компании «Сиском Софт» и «Нитек Групп».

Почему бизнес-инкубатор начал работать только в 2007 году? Это не совсем так! Первые 12 предприятий были размещены на площадях бизнес-инкубатора еще в августе 2006 года. Однако дальше дело застопорилось и застопорилось на чисто бюрократических уловках.

Судите сами: создание инкубатора заняло два с небольшим месяца, а положение же об управляющей компании согласовывалось практически год.

В результате управляющую компанию в срок не определили, и основные механизмы инкубатора не заработали. Будем надеяться, что для нового губернатора развитие малого бизнеса, в частности инновационное предпринимательство, станет одним из приоритетов.

   
 
   

Владислав Лачкарев:

– Нельзя забывать, что перед жатвой нужно что-то сеять.

Владислав Лачкарев (руководил отделом по развитию малого предпринимательства департамента инновационной деятельности, науки и высшей школы Иркутской области с ноября 2006 года по январь 2008 года):

– Вопрос недофинансирования программы из областного бюджета обсуждается много лет. Нехватка средств, вызванная дефицитом регионального бюджета, приводит к тому, что не проводятся мероприятия, которые могли бы оказать существенный вклад в развитие малого бизнеса региона. Хотя во всех развитых странах первоначальный стимул развития предпринимательству дает именно государство.

Конечно, не обязательно раздавать деньги, эта поддержка может выражаться в льготных режимах налогообложения, в помощи по выходу на иностранные рынки, в программе по подготовке необходимых кадров и т.д. Президент России ставит задачу: «...к 2020 году доля среднего класса должна составить 60-70%...».

Если исходить из постулата, что основой среднего класса является именно малый и средний бизнес, то нельзя забывать, что перед жатвой нужно что-то сеять.

А вообще, работа по поиску дополнительного финансирования проводилась всегда. Например, в 2007 году Иркутская область выиграла конкурса Министерства экономического развития и торговли РФ на получение субсидии из федерального бюджета в размере 3,75 млн рублей.

Александр Белан, действующий начальник отдела по развитию малого предпринимательства департамента предпринимательства, инноваций, науки и высшей школы администрации Иркутской области:

   
 

Александр Белан:

– Мероприятия новой программы будут направлены на создание условий для развития предпринимательства.

  

– Нынешняя программа разрабатывалась с учетом предложений органов местного самоуправления, общественных организаций предпринимателей и структурных подразделений органов исполнительной власти. Среди основных проблем, определенных в ходе опроса субъектов малого предпринимательства, были названы недостаток информации, нехватка квалифицированного персонала, трудности, связанные с получением банковских кредитов и т.д. Поэтому мероприятия программы, в первую очередь, были направлены на обучающие семинары, информационное обеспечение, пропаганду положительного имиджа предпринимателя.

Мероприятия новой программы будут направлены как на создание условий для развития предпринимательства, так и непосредственно на поддержку субъектов малого предпринимательства. Что конкретно имеется в виду?

Одна из проблем, с которой сегодня сталкиваются предприниматели, сложности при получении кредитов, где требуется поручительство. Для этого в области будет создан гарантийный фонд, который заключает договор с предпринимателем и обеспечивает 50% от суммы кредита. Фонд сам не выдает кредиты, но помогает решить вопросы отсутствия залогового обеспечения. Создание гарантийного фонда может помочь решить проблему получения кредита стартующими малыми предприятиями с небольшой кредитной историей и недостаточным залоговым обеспечением.

Кроме финансовой поддержки бюджетные средства будут направлены на формирование и развитие организаций инфраструктуры поддержки, информационную поддержку, подготовку и переподготовку кадров, поддержку предпринимателей в области инноваций, промышленного производства и ремесленничества, предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, пропаганду и формирование положительного имиджа, поддержку муниципальных программ.

Для полноты картины обратимся и к самим предпринимателям, вернее–к результатам социологического исследования, которое провело экспертное управление губернатора области совместно с Байкальским центром социологических и маркетинговых исследований «Результат». В ходе его в крупных городах области было опрошено 450 респондентов. С помощью опроса изучалась эффективность системы государственной поддержки малого предпринимательства в нашем регионе.

Это результаты исследования:

• 97,1% респондентов не получали государственную поддержку или не имеют представления о ней

• 61% респондентов считает, что бюджетная поддержка в жизни их бизнеса не играет никакой роли. Если к ним прибавить затруднившихся ответить, то это уже 83% респондентов. «Играет незначительную роль» - ответило 10,6 % респондентов. «Играет большую роль» - только у 2,7 %;

• 69% респондентов не знает, сколько бюджетных средств выделяется для развития малого бизнеса, и на какие цели они расходуются

• 50% респондентов считают эффективными и справедливыми такие принципы господдержки как гласность, конкурсность, системность, направленность, паритетность участия (софинансирование со стороны других инвесторов).

Таково мнение предпринимателей нашего региона. Было бы правильно учесть и его как при модернизации действующей программы поддержки малого предпринимательства, так и при ее выполнении–до 2010 года.

Наталья Орлова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 3 (25) Июнь - Июль 2008 года


  • Число просмотров: 1866

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть