Архив журнала «Капиталист»
Бизнес-файлы
НА ПУТИ ДРУГ К ДРУГУ
Чарльз Хэнди "Слон и блоха". Будущее крупных корпораций и мелкого бизнеса
"Пальцами блох ловить! Пальцами!" и "Слоны — животные полезные" — отношение власти к малому и крупному бизнесу у нас в течение долгого времени заставляет вспомнить именно эти цитаты из "Собачьего сердца". Противоречивые изменения в хозяйстве страны заставили миллионы людей задуматься о своем месте в мире.
Новая книга Хэнди устремлена из прошлого в будущее. В прошлом автора — обретение своего "Я", карьерные поиски, закончившиеся поисками смысла жизни. В настоящем автора - состояние "блохи", индивидуума, владеющего собственным делом.
В прошлом мира бизнеса - стремление компаний-слонов отказаться от доли оперативного контроля через аутсорсинг. Хэнди мечтает о трилистнике — организации с тремя интегрированными листьями: центральный сердечник в окаймлении контрактов и вспомогательной рабочей силы.
Слон - животное большое и стадное. По сути, такими же "животными" являются и корпорации, где царят незыблемые порядки и формализованные системы, и для которых масштабы и предсказуемость действий - гаранты эффективности. Слоны дружат и ссорятся со слонами, слоны поглощают слонов - иными словами, слоны живут только в мире слонов.
На смену старым "слонам" приходят "слоны" новой формации, которые, хотя и с опозданием, но все-таки обнаруживают, что "не нужно все делать самим, если это могут сделать за них другие, причем лучше и дешевле, так как это их специальность".
Кто такие "блохи"? Это независимые деятели, одни из них владеют собственным малым бизнесом, другие работают сами по себе или в партнерстве. "Блохи" - это обязательно креативные личности. За счет индивидуальных ключевых компетенций и микроструктуры они более полно используют свои умения и таланты, лучше справляются с трудностями, поскольку более гибки и динамичны. Пока "слоны" еще набирают проектную команду, "блохи" могут уже закончить проект и двигаться дальше. Возможно, это упрощенный взгляд, однако он отображает именно те особенности, которые позволяют "блохе" опередить "слона".
Термин "блоха" относится скорее даже не к месту работы, а к отношению к работе, к возможности самостоятельно выбирать, где и что делать, как и в каких объемах. Именно в этом и заключается главное преимущество "блох" перед постоянно занятыми наемными работниками: "блохи" имеют возможность выбирать из множества контрактов, предлагаемых рынком, работать сразу на нескольких "слонов", создавая тем самым собственный портфель заказов и получая от этого портфеля самые разнообразные выгоды - будь то время, деньги или что-то еще. Речь идет о том, чтобы взять контроль над своей жизнью в свои руки.
Многие компании передают на аутсорсинг неключевые (а иногда и ключевые) процессы и все чаще прибегают к услугам консультантов и фрилансеров. "Блоха" может продавать свой опыт организации или лицу, предложившему наивысшую цену, и при этом так организовывать свой рабочий день, как сама того пожелает. Теперь ее жизнь будет построена вокруг личности, вокруг "я", а не вокруг корпорации.
Тогда почему бы, видя столь явные выгоды, всем "слонам" полностью не переключиться на услуги "блох"? К чему содержать постоянный персонал, когда проще и быстрее получить выполненное задание от "блохи", привлеченной на время? Далее Хэнди находит ответы на эти вопросы.
- Число просмотров: 1751