Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Так это было

ИРКУТСКИЕ СТРАНИЦЫ Итальянской истории

Приключения итальянцев в Сибири — так, слегка перефразировав известный киносценарий, можно назвать сегодняшнюю тему нашей исторической рубрики. Правда, в отличие от комедийных персонажей, их реально существовавшие соотечественники ехали в Сибирь в трудные для своей страны годы не клады искать, а строить.

Проследить путь иркутской итальянской диаспоры — от строителей в конце XIX века до предпринимателей в 20-30 годы следующего века — оказалось делом непростым. Выходцы с северо-востока Италии и их дети, пережившие вместе с сибиряками революцию, гражданскую войну, участвовавшие в грандиозном строительстве в годы первых советских пятилеток, вдруг были признаны шпионами ("Итальянцы же, чего от них еще ожидать?").  

"Электро-Иллюзион" - один из первых в Иркутске  кинематографов, который в 1908 году открыл итальянец  Антонио Дон-Отелло (ныне кинотеатр "Хроника", на  пересеычении улиц Карла Маркса и Грязнова).

Начиная с периода энкавэдэшных репрессии, изучение истории итальянцев в Иркутске, равно, как в Красноярске, Чите, Владивостоке превращается в сложнейшую головоломку, состоящую из переплетения множества имен, названий предприятий и учреждений, географии и политики. Не принес каких-либо результатов просмотр архивных фондов Государственного архива Иркутской области. Такие фонды, как N31 - по управлению строительной и дорожной деятельности (1859-1919), N72 — управления Забайкальской железной дороги (1900-1921), N789 — лютеранский приход в Иркутске и N р-213 — отдел труда по советской Сибири, содержат отрывочные и не всегда правдоподобные данные об итальянцах. 

Пришлось обращаться к знатоку итальянской сибириады, коренной иркутянке Эльвире Каменщиковой, которая уже 25 лет вместе со своей неизменной спутницей по расследованию, внучкой одного из итальянских каменотесов Альбиной Руго занимается поиском и изучением материалов, связанных с итальянским землячеством в Иркутске в первой четверти прошлого века. Несмотря на то, что у Каменщиковой вышли две книги — "Итальянцы на берегах Байкала" (2003 г.) и "В поисках Минизини" (2005 г.) информации об итальянцах как о предпринимателях сохранилось совсем немного. Поэтому не замахиваясь на глубину исследования, расскажем всего о нескольких иркутских страницах итальянской истории.

КАМЕНОТЕСЫ НА БЕРЕГУ БАЙКАЛА 

В 90-е года XIX века во времена строительства Транссиба к нам в Сибирь приехало немало итальянцев, выходцев северо-восточной области Фриули, которые считались одними из лучших в мире каменотесов. 

Конец 1880-х годов — время глобального обнищания северной Италии. Люди уходили на заработки, уезжали семьями, поскольку терять им было нечего. В те годы сокращение населения Италии за счет эмиграции достигло чудовищных размеров — в пятьдесят раз. 

Вот по стечению этих обстоятельств на берегах Байкала зазвучала итальянская речь. Во время строительства Кругобайкальской железной дороги колония итальянцев насчитывала около тысячи человек. 

Популярный иркутский фотограф Джованни Минизини
(фото  1932 года) 

Работали они в очень тяжелых условиях, жили в бараках. Когда рубили тоннели, постоянными спутниками итальянских каменотесов были динамит, камнепады и обвалы. Как результат - одинокие могилы вдоль железной дороги, которые можно обнаружить и сейчас.

Итальянцы отвечали за кладку на подпорных стенках и верхних сводах тоннелей. Трудились непрерывно, не требовали праздничных дней и водки. Жены каменотесов обычно жили вблизи строительных площадок, готовили еду, устраивали быт. 

На строительстве итальянцы работали по договору, то есть были подрядчиками и субподрядчиками, поэтому уровень оплаты у них был выше, чем у русских рабочих. При выполнении одинаковых заданий ("уроков") итальянцы получали 4 рубля, тогда как русские только 1 рубль 50 копеек. Для сравнения: к примеру, на сибирских приисках прожиточный минимум взрослого мужчины, который не желал отказывать себе в чем-либо, не превышал 90 копеек. Семейные тратили намного больше, но даже при дополнительных расходах 4 рубля считались вполне приличной суммой. Тем более, выходцы с Аппенинского полуострова работали без праздников, выходных, не пили. 

Однако последнее обстоятельство - это не особенность характера, а скорее специфика пребывания иностранцев в России. Ведь один неверный поступок, и можно было оказаться выдворенным за пределы той страны, где иностранному строителю платили на два с половиной раза больше, чем местному. 

В свободное время итальянцы учили русский язык, неженатые знакомились с местными девушками, устраивали шумные "макаронные" вечера. 

1905 год поставил точку на праве пребывания итальянцев на железной дороге. Началась Русско-японская война, и всех иностранцев удалили со стратегического объекта. 

Но по существу, дома, в Италии, их никто не ждал. И часть итальянских рабочих пожелала остаться в России: они здесь женились, растили детей и устраивали новую для себя жизнь, замысловато поворачия собственную судьбу. 

В 1920-30 годы в Иркутске был известен фотограф Джованни Минизини, обладавший редким даром: он умел расположить к себе практически любого человека. Джованни родился в Италии в конце 1880-х и в возрасте десяти лет отправился с матерью, братьями и сестрами в Сибирь, где его отец Джузеппе Минизини трудился на строительстве Транссиба. 

Но работа каменотеса - тяжелый труд, и поэтому когда пришло время вставать на ноги, Джованни Минизини выбрал собственный путь в жизни. Сначала молодой Минизини устроился билетером, а затем шарманщиком в электрокинотеатр "Иллюзион", который принадлежал принадлежал другому итальянцу — Антонио Микеле Донателло. 

ФОТОРЫНОК ИРКУТСКА 

Иркутск начала ХХ века по части представленных здесь последних достижений технической мысли был вполне современным городом. А к примеру, оборот рынка фотографических услуг сравнивался с оборотами самого большого фотоцентра России — одесского. 

Занятие фотографией и кинопрокатом вообще было делом доходным и достаточно прибыльным. Но стартовый капитал все же был необходим. Каждый зарабатывал его по-разному. Общепринятый способ, через который проходила большая половина профессиональных иркутских фотопредпринимателей - это приобретение фотоаппарата-"пятиминутки", громоздкого по своим размерам сооружения, позволявшего делать фотопортреты одного-максимум трех лиц за 12-15 минут.

Работали "пятиминутчики" прямо на улице, под открытым небом. Принцип работы отличался от стационарных фотоателье тем, что фотографировали не на пленку или специальные фотографические пластины, а, сразу, на фотобумагу. Качество снимков было низкое, но те, кто их получал, радовались как дети. Стоил такой аппарат дорого. Но с его помощью можно было безбедно жить, а можно было полученные средства использовать в качестве стартового капитала для развития собственной сети фотоателье. 

РЕЦЕПТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 

В те годы в Иркутске постоянно открывались новые выставки, кинотеатры, читались специальные лекции по фотоделу. Перед революцией в городе работало 13 кинематографов, из них три самых крупных располагались на Большой улице: новый театр "Иллюзион", "Электро-иллюзион" и "Художественный декаданс". Два первых принадлежали фирме "Дон-Отелло и Алексеев". Но предприимчивый итальянец Антонио Дон-Отелло впоследствие, 15 января 1917 года, приобрел у турка К.С.Ягджоглу и синематограф "Художественный", назвав его в свою честь. 

Дон-Отелло, имея связи с зарубежными агентами, регулярно обновлял репертуар своих заведений. Кроме того, он самостоятельно снимал и показывал иркутской публике хроникальные фильмы местной тематики. В витринах "Иллюзиона" демонстрировались фотографии на злободневные темы. 

Владелец "Иллюзиона" начинал карьеру циркачом в провинциальных городках юга России. Постепенно добрался до Москвы, занялся фотографией. Когда конкуренты вынудили Донателло свернуть деятельность, он решил уехать в Иркутск, где жила обширная итальянская колония. 

За долгие годы частной предпринимательской деятельности в России Донателло выработал своеобразный рецепт своего коммерческого успеха: в делах никогда не общаться со своим кругом, а тем более с собственной диаспорой, всегда искать выход на первых лиц конкурирующей фирмы и находиться в соперничестве только с сильными, крупными организациями. Это не даст повода к расслаблению и потери бдительности. В бизнесе играть по правилам тех, кто представляет этническое большинство, и не жаловаться на трудности иностранца. 

В Иркутске Донателло фотографировал, снимал фильмы на местные темы, преподавал. К сожалению, смутные времена, начавшиеся для итальянцев после событий 1918 года, не закончились и в 1920-е. В эти времена кинотеатры Донателла уже были отобраны на общественные нужды. Сам кинематографист, покидая нашу страну, увез с собой в Харбин все свое творческое наследие, безвозвратно растворившееся в водовороте Второй мировой войны.

ОТ БИЛЕТЕРА ДО ИЗВЕСТНОГО ФОТОГРАФА

В 1905 году Минизини, сын каменотеса, принял решение поступить учеником к известному заезжему фотографу Густаву Энне. Через несколько лет Минизини уже купил собственную фотостудию. До 1930 года учитель и ученик работали сообща, поддерживали тесные дружеские отношения, а затем уехали каждый к себе на родину. Один в Германию, другой в Италию. 

Коллектив фотоателье Минизини (Иркутск, ул. 3-я  Красноармейская —  ныне ул. Грязнова) 

Постепенно предприятие Минизини стало популярным среди иркутян до такой степени, что они предпочитали даже ходить чаще к нему, чем в кинотеатры Донателло. Приемная в мастерской потрясала воображение современников своей роскошью: зеркала в красивых рамах, кресла обшитые шелком, ковер. 

Минизини женился, родились дети. 

Но меняется государственная политика в отношении предпринимательства — НЭП сворачивается. Вводится жесткий народный контроль за внутренним распорядком любых фирм. А налог на частную предпринимательскую деятельность повышают до восьми тысяч рублей. Для сравнения: в Иркутске в 1930-х семь тысяч рублей стоил небольшой дом. Правда, некоторые фотографы зарабатывали в месяц до полутора тысяч. 

Пятиминутчик за работой
(фото середины 1930-х годов)  
В начале 1930-х годов Наркомат внутренних дел еще не трогал иностранцев. Эту временную передышку использовали многие, в том числе и Минизини, для ликвидации своего дела. 

Итальянцу, прожившему большую часть жизин в Иркутске теперь нужно было продать добротный дом, передать русским ученикам отлаженное фотографическое дело и умудриться вывезти из Советского Союза накопленные сбережения. Но это были планы. 

На самом же деле итальянским фотографам приходилось оставлять все нажитое здесь, а самим опять с нуля начинать жизнь на новом месте. Так семья Минизини в 1932 году оказалась в Италии, в городе Буя. А в 1956 году в возрасте 69 лет Джованни скончался.  

 

От редакции. Джованни Минизини, несмотря на то, что потерял много из нажитого, вовремя успел уехать из Советсткого Союза. Вот как о дальнейшей судьбе итальянцев в Иркутске в книге "В поисках Минизини" пишет Эльвира Каменщикова: 

"В ноябре 1937 года для итальянского землячества наступили черные времена. За несколько месяцев их предупредили: они будут высланы за пределы Советского Союза к месту постоянного проживания, т.е. в Италию. Но многие из членов семей итальянцев никогда в Италии не были, родились в России... Жены и дети, родившиеся в браке, даже на итальянском языке не говорили"... Так многие иркутские итальянцы и члены их семей накануне войны оказались высланы в фашистскую Италию.  

 

В подготовке материала использована книга Эльвиры Каменщиковой "В поисках Минизини" (Иркутск, 2005)

Фото: из книг Эльвиры Каменщиковой "Итальянцы на  берегах Байкала" (Иркутск, 2003), "В поисках  Минизини" (Иркутск, 2005), с сайта "Виртуальный  Иркутск".  

Владимир Титов, кандидат исторических наук


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 6 (22) Декабрь 2007 - Январь 2008 2007 года


  • Число просмотров: 3431

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть