Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Кластеры

Новый механизм как светлое будущее малого бизнеса

Наш журнал продолжает следить за тем, как в регионе развивается движение (пока назовем его так) по созданию кластеров — объединений малых предприятий, которые, оставаясь независимыми, осуществляют единую систему управления активами и сообща осваивают новые рынки.

"А пойдемте-ка мы в кластер!" — пока такая фраза еще вызывает недоумение и некоторую настороженность. Но, по мнению экспертов, уже очень скоро это будет совершенно естественно восприниматься как предложение, от которого не стоит отказываться. Ангарские предприниматели одними из первых в области опробовали на себе "кластеризацию" и — получили результаты, которые их не разочаровали. Областной администрацией Ангарск признан лидером области по развитию кластерного движения. О ТТХ нового бизнес-инструмента мы и поговорим сегодня.

 "В современной экономике, особенно в условиях глобализации ... на первое место выходят кластеры — системы взаимосвязей фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей". Согласитесь, этот постулат профессора Гарвардского университета Майкла Портера до боли нам что-то напоминает? Правильно, еще из русских народных сказок нам известно, что один в поле не воин и так далее. Так что, по сути принцип кластеров нам знаком с детства и, что немаловажно, является частью менталитета. Только теперь "общечеловеческие ценности" трансформированы и превращены в бизнес-механизм, который при грамотном использовании становится мощным трамплином для становящегося на ноги малого бизнеса.

 ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН

 Итак, в чем отличительные особенности кластера: это ассоциация (некоммерческое партнерство), основанная на принципе доверия между участниками и решения спорных вопросов через третейский суд. В нем нет общего собственника, а членство — добровольно. Все участники работают над созданием мощного брэнда, продукция под которым всегда должна быть качеством выше, чем принято в регионе (а это — стимул для конкуренции). Экономический эффект кластера — перераспределение производства, снижение транзакционных издержек, экономия от масштабности работы.

 

Особенно важный аспект заключается в том, что участие в кластере для малого предприятия — выход на качественно новый уровень общения с органами власти как в конкретном муниципалитете, так и в регионе и далее — в стране. Как следствие — новый, более значимый статус и новые возможности для развития бизнеса.

 — На сегодня в Ангарске более 1340 малых и средних предприятий, и просто физически невозможно знать каждое "в лицо", а уж тем более — его проблемы и планы перспективного развития, — в интервью "Капиталисту" комментирует ситуацию первый заместитель главы администрации Ангарска, в том числе курирующая вопросы малого бизнеса, Татьяна Поронова. — Объединение бизнесменов в кластеры, в том числе, при котором небольшие фирмы кооперируются с мощными предприятиями, позволит власти оперативнее реагировать на потребности предпринимательства, формировать программы перспективного развития, бюджеты с учетом запросов малого бизнеса. На уровне Федерации малое предприятие никто слушать не станет, но если с вопросом кластера выйдет муниципалитет, шансы решения проблемы значительно увеличиваются.

 ПЕРВАЯ ПРАКТИКА

 На практике так получилось у двух мебельных предприятий, задумавших создать кластер: они получили возможность съездить в Милан и наладить отношения с партнерами по бизнесу. Это как раз был тот случай, когда положительный пример оказался заразительным.

 Впоследствии в Ангарске началось активное формирование нескольких кластеров в разных сферах. Потом вопрос был вынесен как один из основных на Второй Ангарский экономический форум, который прошел весной этого года под девизом "Бизнес на пути к открытости, партнерству и развитию". По итогам обсуждения доклада по кластерам Александра Левицкого, участника Координационного совета по развитию предпринимательства, и работы тематического "круглого стола", были разработаны "правила поведения" при кластеризации для обеих сторон — бизнеса и власти.

 — О кластерах в России активно заговорили год назад, хотя мировая практика уже показала их эффективность Например, "Кока-кола", "Тойота" — это успешные кластеры. — рассказывает Александр Рудин, председатель Координационного совета по развитию предпринимательства при администрации Ангарска. — Ангарские кластеры пока юридически не оформлены, но у них уже есть главное — уважающие друг друга партнеры, общие интересные идеи и наработки стратегий развития. Мы надеемся, что Совет при губернаторе даст толчок для развития кластеризации в регионе,

 По словам Александра Рудина, в Ангарске на сегодняшнем этапе, кроме кластеров, намерены работать и над созданием ассоциаций — "младших братьев" кластеров. Отличие ассоциаций от кластеров в том, что их задача — не в зарабатывании денег, а в решении многих других вопросов, связанных со становлением бизнеса. Именно ассоциации учат предпринимателей работать в группах, уважать коллег, работать на общий результат. После такой "школы" из 10-12 ассоциаций можно будет и кластеры формировать. В Ангарске уверены, что именно за такими структурами будущее малого бизнеса.

 ПРИМЕР МИРОВОГО КЛАСТЕРА

 Калифорния является лидером среди штатов США в сфере сельского хозяйства с 1948 года.

 * В составе калифорнийского сельскохозяйственного кластера 250 компаний: поставщики, фермерские хозяйства по выращиванию винограда, производители удобрений, ирригационных систем, компании по переработке винограда и производству вина, производители тары, этикеток, рекламные компании, компании туристического сектора

 * Доля кластера в производстве сельскохозяйственной продукции региона составляет 14%

 * В кластере задействованы 1,1 млн. человек

 * Средний личный годовой доход работающего $60 тыс

 ПРИМЕР АНГАРСКОГО КЛАСТЕРА

 В формировании кластеров выделяются несколько стадий: агитация и мотивация потенциальных участников, разработка общей стратегии, пилотных проектов, стратегических проектов, стадия саморегуляции. В Ангарске фактически сформированы три кластера. Один из них "Курочка рядом".

 УЧАСТНИКИ

 Птицефабрика "ЗАРЯ" (производитель), ООО "ФСК-стиль" (крупнооптовая торговля), ООО "РТС КУРОЧКА РЯДОМ" (розничная торговля), ЧП Арцивенко О.В. (розничная торговля), ЧП Васильев А.С. (транспортные услуги).

ЦЕЛИ

Снижение фактора сезонности, в том числе за счет поставок на экспорт (Монголия), региональная экспансия, достижения эффекта масштаба (экономия на закупках), внедрение стандартов качества (поставлять продукцию максимально допустимой свежести), снижение транзакционных издержек на всей цепочке от производителя до конечного потребителя, создание ветеринарного склада для контроля ввозимого в регион яйца.

 СТРУКТУРА

 Основная функция (стратегическое планирование, маркетинг, обеспечение объема продаж) — число занятых около 200 человек. Франчайзинг — число занятых около 100 человек;

 АУТСОРСИНГ

Крупнооптовые закупки, аренда складов, логистика, транспорт, реклама, работа с персоналом, работа с инвесторами, поиск и согласование торговых площадей -- семь сервисных компаний. Численность более 70 человек
       ПРОЙДЕННЫЕ ЭТАПЫ 

Достигнута договоренность о создании кластера (в форме управляющей компании), сформирована стратегия развития кластера — международная и региональная

 СЛОЖНОСТИ 

В понимании участниками кластера стратегии на уровне участника и стратегии всего кластера (необходимо четкое разделение стратегий и выделение нового направления), формирование рабочей группы, представляющей интересы всех участников кластера, а не интересы центральной компании, территориальная удаленность участников.

 

Александр Левицкий
Александр Левицкий, представитель Ангарска в экспертной рабочей группе по развитию кластеризации в Иркутской области, директор Торгово-финансовой компании "Финэксперт", автор доклада по кластерам на Втором Ангарском экономическом Форуме в 2007 году:

 

 Задача нашей рабочей группы, которая является постоянно действующим консультативно-совещательным органом при администрации Иркутской области, — изучить мировой опыт и адаптировать самые эффективные идеи и механизмы под специфику Иркутской области, сформировав Программу на несколько лет. Также эксперты должны будут проводить экспертизы кластерных проектов и вырабатывать рекомендации для эффективного взаимодействия предпринимателей, власти и вузов, которые готовят экономистов.

 Уже сейчас определены более 23 направлений, по которым можно создавать и развивать кластеры в регионе. В частности, сельское хозяйство, лесопереработка, химия и нефтехимия, туризм.

 Ожидаемые результаты кластерных проектов: улучшение торгового баланса региона, повышение уровня экспорта и замещение импорта, улучшение основных показателей деятельности предприятий (объем реализации, рентабельность, фондоотдача, увеличение объема налоговых поступлений), увеличение объема привлекаемых инвестиций, в том числе зарубежных, достижение устойчивых контактов с финансовыми и кредитными учреждениями на основе сформированного имиджа кластеров.

 

 

Александр Рудин
Александр Рудин, председатель Координационного совета по развитию предприни-мательства при администрации Ангарска:

 — Кластеры — новый механизм для российского бизнеса. Они поддерживаются на Федеральном и областном уровнях. В Ангарске к процессу подключился Координационный совет по развитию предпринимательства. Он стал идеологом и активным продвиженцем идеи кластеров, вынес ее как один из главных вопросов на Второй Ангарский экономический форум. Именно в наш совет пришли первые предприниматели с идеей создать кластеры. Мы и в дальнейшем намерены содействовать в этом вопросе: организовывать помощь квалифицированных юристов, обучение, проведение семинаров.

 

 

Анна Любимова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (21) Октябрь - Ноябрь 2007 года


  • Число просмотров: 2570

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть