Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Состояние — Территория бизнеса

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ. ГДЕ СВОБОДНО?

Решив начать свой бизнес, человек в первую очередь должен найти ответы на массу вопросов. И прежде всего: чем заняться и есть ли место для его будущего бизнеса? Предлагаем информацию от специалистов и опыт тех, кто совем недавно тоже только начинал. Надеемся, что они помогут будущим предпринимателям объективно оценить свои возможности и сделать правильные выводы.

Как стать бизнесменом? В какой сфере можно наиболее эффективно реализовать свои возможности? Насколько конкурента молодая фирма? Какие ресурсы необходимы начинающему предпринимателю? Какие товары или услуги актуальны на рынке именно сегодня? Сколько стоит вхождение в бизнес? И деньги ли главное? - эти и другие вопросы волнуют предпринимателей на начальном этапе открытия собственного дела. Ответы на них будем искать вместе.

Ежедневно в Иркутской области открывается четыре малых предприятия и регистрируется до 120 индивидуальных предпринимателей. Динамика роста каждый год отмечается не только в количестве предприятий малого бизнеса и ИП, но и в объемах выпуска товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (на 20% за год), выручки (на 28%) и средней заработной платы (на 33%).

Владислав Лачкарев

Причины роста, по словам начальника отдела по развитию малого предпринимательства департамента инновационной деятельности, науки и высшей школы Иркутской области Владислава Лачкарева, в благоприятных изменениях в экономике и социальной сфере региона. Улучшается инвестиционный климат, банки стали активно кредитовать малый бизнес, развивается сфера b2b (услуги для бизнеса: юридические, консалтинговые, рекламные, информационные). Администрация области успешно реализует целевую государственную программу по поддержке бизнеса. В этом году на ее исполнение в бюджете заложено 25 млн. рублей, благодаря победе в конкурсе, проведенном Министерством экономического развития и торговли РФ, на финансирование программы поступит дополнительно 3,75 млн рублей из федеральной казны.

Территориальное распределение предприятий малого бизнеса достаточно неравномерно. Основное количество предприятий базируется в Иркутске, Ангарске, Братске. Однако точки роста есть на других территориях.

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 Но в нашей области много других, достаточно свободных отраслей. Почему же в них еще мало предпринимателей? Специалисты утверждают, что на рынок вообще выйти сложно. Трудности могут быть связаны с отсутствием необходимого персонала, с финансированием, с позиционированием на рынке и отношениями с партнерами.

— Но я абсолютно убежден, — говорит Владислав Лачкарев, — что нет отрасли, закрытой для новых участников. Всегда, в любой сфере и в любом регионе может появиться новая компания, которая потеснит старожилов рынка. Это может быть связано с эффективностью менеджмента, взвешенностью маркетинговой политики, грамотным использованием своих "ключевых факторов успеха".

В сравнении с Европой или той же Японией, где уже практически все ниши заняты, отмечает Владислав Лачкарев, в России сейчас сложилась уникальная ситуация, можно войти в любую отрасль и создать успешное предприятие. Главное, будущий предприниматель должен ответить себе на следующие вопросы: "Что я умею делать и смогу ли я продать результаты своего труда? Что нужно людям, и смогу ли я это им предложить? За счет чего моя фирма выживет в конкурентной борьбе? Какой у меня есть ресурс, позволяющий надолго закрепиться на рынке?". Нужно оценить свои слабые и сильные стороны, увлечения и возможности. Не забывайте о поговорке: "Все жалуются на недостаток денег, никто не жалуется на недостаток ума". К примеру, кому-то досталась в наследство квартира в центре города — можно открыть кафе. В данном случае квартира и есть ресурс. У кого-то есть связи, на которых также можно построить бизнес.

— Вариантов много, - продолжает Владислав Лачкарев, — поэтому, я не делю отрасли на "провальные" и "перспективные". Конкуренция и меняющийся потребительский спрос заставляет развиваться предприятия во всех отраслях. И те фирмы, которые этого не делают — уходят с рынка, и место занимают их более прогрессивные конкуренты. Каждый день происходят слияния, поглощения, банкротства и рождение новых компаний. И этот процесс непрерывен и необратим.

К примеру, то, что в Иркутской области официально зарегистрировано 26 гостиниц (в секторе малого бизнеса) и 28 мест прочего проживания вовсе не означает, что на рынке нет места для объединенной системы апарт-отелей. Также как есть место и для гостиниц с повышенным уровнем сервиса и для гостиниц, работающих в низкой ценовой категории.

 

РЕПУТАЦИЯ — РЕЦЕПТ ДОЛГОЛЕТИЯ

Имея в активе заемный капитал в 20 млн рублей, технику, участок земли и результаты маркетингового исследования "Какое жилье нужно потребителю", около года назад на сформировавшийся местный строительный рынок зашла небольшая строительная фирма, которая начала возводить загородный коттеджный поселок.

Денис Волков

— На сегодняшний день у нас нет прямых конкурентов, - отмечает директор той компании Денис Волков, — мы заняли свободную нишу малоэтажного строительства. Этот рынок еще не насыщен, к тому же мы держим самую низкую цену на квадратный метр. Эта ценовая политика оправдана.

Однозначного ответа на вопрос, что труднее: разрабатывать новые направления или делать то, что делают все, нет. По словам Дениса Волкова, конкурировать со старожилами рынка можно, но неясны перспективы. Давно работающие компании имеют имя, кредит доверия потребителей, у них наработаны связи с поставщиками, есть постоянные партнеры, доступ к финансовым ресурсам.

В свою очередь, хотя осваивать новые ниши более трудоемко и затратно, такие проекты быстрее окупаются. Другой вопрос, как правильно выбрать новое направление. Компания, по словам ее директора, провела маркетинговое исследование. Его результаты показали, что пришло время строить загородные поселки, на них есть спрос.

На сегодняшний день малоэтажное строительство в Иркутске и пригороде еще слабо развито. Один из тормозящих факторов — долго утверждавшийся Генплан Иркутска, в связи с чем затормозилось выделение площадок. Да вообще в строительной отрасли сложностей хватает: дефицит стройматериалов в сезон, трудности в поиске подрядчиков, соблюдающих сроки, договоренности и имеющих всю разрешительную документацию.

Успешность молодой компании, ее выживаемость зависят не от того, сложен рынок или прост, есть конкуренты или ты в свободном плавании. Как отмечает Денис Волков, главные составляющие успеха не во внешних факторах, а во внутренних. Для их фирмы главное — иметь сплоченную команду, где каждый увлечен тем, что делает. А уже результат деятельности такой команды и будет работать на главную составляющую — статус надежного партера. Без репутации ни у одного предприятия нет долгой жизни, тем более в строительной сфере.

— Опыт малого бизнеса показывает, что открыть свое дело — не сложно, а вот закрепиться на рынке и обеспечить устойчивое развитие предприятия — гораздо сложнее, говорит Владислав Лачкарев. - Более 40 процентов банкротств происходит из-за общей некомпетентности предпринимателей (нечеткая предпринимательская идея, незнание основ предпринимательской деятельности и т.д.).

 

НЕ НАВЯЗЫВАТЬ ПРОДУКТ

Резеда Умарова

— Самое главное для предпринимателя, — считает директор одного из иркутских туристических агентств Резеда Умарова, -- желание работать и зарабатывать, хотеть самореализоваться, остальное, как говориться приложится. Открывая собственную фирму, предпринимателю немаловажно иметь опыт работы в данной отрасли и соответствующие знания. Если говорить о туристическом бизнесе, то он достаточно сложный: жесткая конкуренция, ярко выраженная сезонность, значительные расходы на рекламу, постоянно меняющееся законодательство. Не успели турфирмы получить новые лицензии, как вышел закон о финансовых гарантиях для туристов.

 И получается, что с одной стороны турбизнес привлекателен для новичков тем, что не требует каких-то значительных вложений в сравнении, допустим, с производством. Основные статьи расходов турфирмы — содержание офиса, зарплата сотрудников, реклама. А с другой, его прибыльность зависит от многих факторов, на которые не всегда может повлиять даже опытный руководитель.

— Один из них - поток туристов. Чем больше клиентов, тем успешнее развивается фирма. Здесь стоит учитывать один важный момент. Задача аге нта — не навязать тот продукт, который есть, а дать человеку то, что он хочет. А для этого нужно уметь понимать и любить, слушать и слышать клиента, — считает Резеда Умарова.

Зависимость турбизнеса бизнеса от других ощущается особо остро, например, при работе с авиаперевозчиками, поскольку повышение тарифов зачастую процесс непредсказуемый. Но говоря о перспективах, можно быть уверенным, что туристический рынок в ближайшие годы будет активно развиваться.

 

ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ

 Хотя официальной статистике по франчайзингу в России не существует, так как нет закона о франчайзинге и регулятора соответствующего рынка, тем не менее специализированные источники называют цифру 320. Именно столько компаний на территории России — зарубежных, столичных, региональных — предлагают возможность открытия нового бизнеса под своей маркой. Это говорит о том, что франчайзинг становится в нашей стране все более популярной моделью бизнеса.

Для сравнения, в США около двух тысяч франчайзеров, в Канаде - 1200, в Японии - тысяча.

— Идей для бизнеса много, — считает Владислав Лачкарев, достаточно зайти на специализированные сайты в интернете, чтобы убедиться в этом. А вот шансы успешно реализовать данные идеи, зависят от самих предпринимателей.

 Если нет готовности вывести на рынок новый продукт или новую услугу самостоятельно, как вариант можно использовать схему франчайзинга, серия статей о котором вышла в прошлых номерах нашего журнала ("Капиталист", N1(17), N2(18), N3(19) за 2007 год). — Самое главное для предпринимателя, — считает директор одного из иркутских туристических агентств Резеда Умарова, — желание работать и зарабатывать, хотеть самореализоваться, остальное, как говориться приложится. Открывая собственную фирму, предпринимателю немаловажно иметь опыт работы в данной отрасли и соответствующие знания. Если говорить о туристическом бизнесе, то он достаточно сложный: жесткая конкуренция, ярко выраженная сезонность, значительные расходы на рекламу, постоянно меняющееся законодательство. Не успели турфирмы получить новые лицензии, как вышел закон о финансовых гарантиях для туристов. Наиболее жесткая конкуренция наблюдается сегодня среди предприятий оптово-розничной торговли. Как доказательство: в последнее время в этой сфере появляется все меньшее число новых фирм. По словам Владислава Лачкарева, происходит укрупнение бизнесов, в качестве игроков на рынок торговли заходят крупные национальные и международные торговые сети. К тому же торговых фирм и так слишком много — около половины от общего числа предприятий.

 

 

Наталья Бочарова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (20) Август - Сентябрь 2007 года


  • Число просмотров: 1799

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть