Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Опыт

КАК СПРЯТАТЬ ИЗЛИШЕК "ВМЕНЕННОЙ" ПЛОЩАДИ

Методы маскировки

Пара лишних квадратных метров - и... фирма автоматически лишается права применять ЕНВД. Предпринимателям, попавшим в подобную ситуацию, вроде бы остается только с головой окунуться в налоговое разнообразие общего режима или в проблемные расходы "упрощенки". Однако избежать такой участи все же можно.

Методы маскировки лишних квадратных метров, сообщает Buhnews.ru, построены на одном общем принципе: плательщик ЕНВД должен убедить проверяющих, что на этих площадях он не торгует и не оказывает услуг общественного питания (естественно, подтвердив свои доводы документами, наиболее действенным из которых является договор аренды).                  

ОБЩИЙ СПОСОБ

При сдаче площадей в аренду главное не ошибиться, какую именно ее часть можно сдать в аренду без ущерба для основного вида деятельности.

Владельцы магазинов и маркетов без вреда могут сдать любую площадь, если арендатор будет заниматься именно торговлей. Правда, предоставляя в аренду часть зала стороннему лицу, арендодатель может рассчитывать на получение доходов только в виде арендной платы. Она же, в свою очередь, облагается "общими" налогами или единым "упрощенным", ведь передача в аренду торговых мест, имеющих зал обслуживания, не включена в список "вмененных" видов деятельности (письмо Минфина от 14 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/209). Платить все налоги только с арендной платы, безусловно, лучше, чем с доходов всего магазина, однако данный вариант вряд ли принесет ощутимую экономию в налогах.

Очевидно, что выгоднее сдать в аренду площади доверенному лицу и установить небольшую арендную плату. Налоги в данном случае будут поменьше, да и выручку с арендатора можно будет получить другим способом. Однако не стоит забывать, что налоговые органы имеют право контролировать сделки между взаимозависимыми лицами (п. 2 ст. 40 НК). Проверить они могут не только арендодателя, но и арендатора, поэтому лучше предпочесть "золотую" середину.

В договоре аренды надо установить размер вознаграждения, сравнимый с рыночной ценой по аренде торговых площадей. В дополнение к нему можно заключить еще один встречный - договор на оказание услуг или выполнение работ, в котором стороны поменяются ролями: заказчиком в нем будет являться арендодатель, а исполнителем - арендатор. Какие именно услуги будут оказываться по такому договору, стороны решают сами, например, консультационные, информационные, или по той же самой аренде имущества. Главное, чтобы размер вознаграждения по обоим встречным договорам отличался не намного. Ведь тогда прибыль у каждой из сторон будет минимальна, да и уменьшить ее можно будет на расходы (административно-управленческие, коммунальные), которые приходятся на часть площади, сданной в аренду. Это даст возможность сторонам "нивелировать" полученную прибыль до убытка и таким образом "избавиться" от налога.

Если договоры аренды и оказания услуг заключены на одну и ту же сумму, то не придется уплачивать и НДС. Налог к начислению будет равен налогу, принимаемому к зачету. Однако лучше все-таки воспользоваться освобождением от НДС по статье 145 Налогового кодекса. Ведь доход от предоставления в аренду небольшой части торгового зала за три месяца не превысит двух миллионов рублей, а что касается выручки по "вмененному" виду деятельности, то при расчете размера доходов на право освобождения от НДС она не учитывается.

Не стоит забывать и о налоге на имущество, поскольку часть помещения, сдаваемого в аренду, от него не освобождается. Здесь единственный метод оптимизации - низкая налоговая ставка и небольшая площадь.

Может возникнуть еще одна проблема, связанная с кассовым аппаратом. Ведь и арендатор, и арендодатель обязаны своевременно приходовать выручку и пробивать ее через кассовый аппарат. А для этих целей придется обособить собственные и арендуемые торговые площади и установить в каждом из них отдельные кассы. В небольших магазинах, где продажа товаров идет "через прилавок", такой порядок расчетов не создаст проблем. В супермаркетах, где напротив, делить торговый зал и кассы затруднительно, можно воспользоваться системой единого расчетного кассового центра.

Для этого продавцы заключают договор с посредником на расчетно-кассовое обслуживание. Выручка будет пробиваться через одну кассу, а в дальнейшем распределяться между продавцами. Однако на практике определить, где чьи доходы, даже с использованием отдельных счетчиков не всегда просто. На кассовом аппарате можно разделить выручку от двух, трех, максимум от четырех продавцов, а если их больше? К  тому же контролеры наверняка попытаются оштрафовать  продавцов, которые не применяют ККТ, а поручили это посреднику. Тогда наверняка "отбиваться" от штрафа предпринимателям придется уже в суде.

ПОМОЩЬ ТОРГОВЫХ АВТОМАТОВ

Если лишние площади не очень большие, то на них можно установить торговые автоматы по продаже горячих и холодных напитков, шоколада и иных полуфабрикатов. С прошлого года такие автоматы относятся к объектам общественного питания, не имеющим зала обслуживания. Данный вид деятельности облагается ЕНВД, а единый налог рассчитывается исходя из численности сотрудников, обслуживающих торговые автоматы (письмо Минфина от 2 марта 2006 г. № 03-11-04/3/103).

Площадь под торговыми автоматами исключается из расчета налога по услугам торговли или общественного питания, оказываемым через зал обслуживания. Ведь при осуществлении нескольких видов деятельности, переведенных на "вмененку", учет показателей для уплаты налога ведется раздельно (письмо Минфина от 20 декабря 2004 г. № 03-06-05-04/76).

Конечно, базовая доходность торговых автоматов - 4500 рублей в месяц, что выше аналогичного показателя для розничной торговли (1800 рублей в месяц за квадратный метр) и услуг общественного питания (1000 рублей в месяц за квадратный метр). Однако согласитесь, это предпочтительнее, чем традиционная система налогообложения.

АЗАРТНЫЕ ИГРЫ ВО БЛАГО

Организации, предлагающие услуги общественного питания, могут установить не только торговые автоматы, но и игровые. Но здесь далеко не так все просто, ведь для оказания подобных услуг необходимо получить лицензию на организацию и проведение азартных игр. Те, у кого нет лицензии, могут предоставить лишние площади арендаторам, которые самостоятельно разместят на них игровое оборудование. Что, в общем-то, лучше и сделать. 

Правда, в данном случае налоговики могут все же  настаивать на включении таких площадей в "расчетную"  для ЕНВД. И довод о том, что часть площади сдается в  аренду, они могут не принять во внимание, ведь к  услугам общественного питания относится не только  изготовление и продажа кулинарной продукции и  кондитерских изделий, но и услуги по проведению  досуга. В числе последних — музыкальное обслуживание,  предоставление настольных игр, игровых автоматов,  бильярда (см. Общероссийский классификатор услуг  населению ОК 002-93, письмо Минфина от 11 марта 2005  г. № 03-06-05-04/55).

Правда, с налоговиками можно и поспорить. Во-первых, игровые автоматы, установленные в кафе или баре, предназначены не для оказания услуг общественного питания, а для проведения азартных игр. Такой вывод сделал ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 23 апреля 2003 г. № Ф04/1845-574/А45-2003. По мнению суда, это дает право организации исключить площадь под игровыми автоматами из расчета единого налога.

Во-вторых, для того чтобы учесть при налогообложении "досуговые" площади, на них посетители должны потреблять кулинарную продукцию. В противном случае место для проведения досуга не может увеличивать площадь зала обслуживания. На это налоговикам указали судьи в постановлении ФАС Уральского округа от 30 ноября 2004 г. № Ф09-5095/04-АК. В принятом судебном решении они разрешили при расчете налога не учитывать  площади, на которых размещались бильярдные столы. Но ничто не мешает налогоплательщику воспользоваться этими аргументами при размещении на "досуговых" площадях игровых автоматов, поясняют эксперты журнала "Расчет".

ВЗАИМОВЫГОДНАЯ РОЗНИЦА

Можно выделить часть зала обслуживания арендатору и для оказания тех же услуг общественного питания, но без ущерба для собственного бизнеса. Ведь столовым, кафе, барам и ресторанам вряд ли помешает барная стойка, даже если она уже есть. Клиентов в этом случае только прибавится. В баре могут продаваться не только покупные товары, но и продукция собственного производства, например, коктейли и горячие напитки. В этом случае по услугам общепита ЕНВД будет уплачивать арендатор и арендодатель. Первый - с излишков, а второй - с остальной допустимой площади.

Если в этом вопросе не найден консенсус или нет желания приглашать арендатора, то можно уменьшить площадь зала обслуживания и без его участия, разместив не бар, а торговую точку. Продавать можно любой штучный товар: воду, шоколад и т. д., ведь реализация товаров без их видоизменения относится к услугам розничной торговли, а не к общественному питанию. Так считают Минфин и налоговики (письма Минфина от 11 марта 2005 г. № 03-06-05-04/55, УФНС по Московской области от 2 сентября 2004 г. № 04-27/137). В этом случае площадь торговой точки не учитывается в общей площади зала обслуживания. Единый налог с розничной продажи рассчитывается с использованием показателя базовой доходности - торгового места.

Следует учесть, что по этому виду деятельности показатель базовой доходности выше, чем по услугам общественного питания. Базовая доходность в месяц по розничной торговле, осуществляемой через объекты, не имеющие торговых залов, составляет 9000 рублей.


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (18) Апрель - Май 2007 года


  • Число просмотров: 2033

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть