Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Франчайзинг

ОПЫТ ЖИВУЧЕСТИ ПО СХОДНОЙ ЦЕНЕ

Порой кажется, что вокруг уже все придумано, и все бизнес-нишы заняты... Как начать новое дело, с пользой вложив деньги? Как минимизировать риски на старте? В прошлом номере нашего журнала мы начали рассказ о франчайзинге ("Старт под чужим именем", "Капиталист", N1 (17), февраль-март 2007). Продолжаем знакомить наших читателей этой системой ведения бизнеса, дающей ряд преимуществ, особенно на стартовых позициях.

Готовя этот материал, мы сходили в магазин франшиз. Есть такой в Сети. Оказалось, что сегодня для расширения бизнеса под своей маркой предпринимателей привлекают около 320 компаний - зарубежных, столичных, региональных. Они продают лицензии на производство блинов и мороженого, на открытие гипермаркетов и магазинов эконом-класса, ищут торговцев для продажи мебели, одежды и кроссовок.

А ведь всего года два назад на продажу в России были выставлены не более сотни франшиз. Франчайзинг, как одна из самых эффективных и прибыльных форм развития бизнеса, входит в моду.

В Иркутской области до конца 90-х франчайзинговые отношения практически отсутствовали. Однако в последние годы интерес к этому инструменту ведения бизнеса, хотя пока и не массовый, но появился. Сейчас только в Иркутске действуют порядка двух десятков франчайзи - в сфере услуг, общепите, торговле одеждой и обувью.

— К сожалению, не многие бизнесмены, находящиеся в поиске - куда бы вложить деньги, в курсе того, какие плюсы имеет франчайзинг. Ведь осваивать новое производство очень тяжело, а взять готовые наработки - это минимизировать все риски, - в интервью нашему журналу говорит кандидат экономических наук, эксперт по франчайзингу Вера Ягодкина.          

Тем не менее франчайзинг в России активно развивается. Если еще недавно свои франшизные пакеты предлагали иностранные, а из российских - сплошь московские компании, то в последнее время появились и региональные франшизы. Франчайзеры теперь базируются в Самаре, Челябинске, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, других городах. Из ближайших к Иркутску - Новосибирск, где действует несколько местных франчайзинговых сетей.

К примеру, новосибирская сеть салонов мобильной связи  "Билли Мобилли" предлагает организацию в других  регионах розничных супермаркетов мобильной связи  "SMS" (стоимость франшизы 15 тыс. у.е.). Компания  "Подорожник" производит продукты питания и занимается  организацией быстрого питания на улицах города  (стоимость франшизы 25 тыс. у.е.). А новосибирская  сеть ресторанов быстрого питания "Нью-Йорк Пицца"  является самой крупной за Уралом (стоимость франшизы  15 тыс. долл., общий объем инвестиций 70 тыс. долл.).

За что платятся такие деньги, - спросите? Покупая франшизу, можно рассчитывать на поддержку со стороны продавца - крупной производственной компании или разветвленной и известной торговой сети, ведь вместе с торговой маркой, брендом, покупатель получает и технологию ведения бизнеса, сертифицированных поставщиков продукции или услуг, при этом сохраняя определенную экономическую самостоятельность.

Если и дальше брать новосибирцев в качестве примера, то за 15 тысяч долларов франчайзингового взноса специалисты "Нью-Йорк Пицца" помогут франчайзи на всех этапах подготовки пиццерии к открытию и последующей работе. Плюс к этому использование раскрученной марки и отработанных технологий. Кстати, договор с этой компанией предусматривает лишь единовременное вознаграждение без традиционных для франчайзинга последующих ежемесячных отчислений (роялти).

СИСТЕМА ПЛОДИТ МАЛЫЙ БИЗНЕС

По мнению экспертов, именно франчайзинг является  самым быстрым способом организации бизнеса в  нынешней рыночной системе. Для начинающего  предпринимателя это действительно эффективный метод  вхождения в бизнес, потому что он предусматривает  прежде всего очень высокую надежность.

Франшизная система по сути дела умножает, плодит малый бизнес. Без преувеличения можно сказать, что владельцы франшизы культивируют своего рода родительские отношения к своему франчайзи, опекают его. Поэтому малые предприятия в этой системе более устойчивы и живучи, так как приобрели переданный франчайзером опыт выживания. Кроме того, имея в партнерах сильного франчайзера, бизнесмен автоматически избавляется от проблем, связанных с внедрением новых подходов ведения бизнеса, поиском товара, следованием моде, обновлением коллекции и т.д.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

А теперь стоит заострить внимание на некоторых тонкостях.

Итак, суть франшизы довольно проста: компания, добившаяся успеха в производстве определенных видов товаров или оказании каких-либо услуг, собирается расширить рамки своей хозяйственной деятельности. Вместо того, чтобы открывать свои филиалы в различных местах, компания продает свой хозяйственный опыт и созданную рыночную репутацию другим компаниям или отдельным лицам.

Чтобы приобрести франшизу, покупатель должен внести так называемый паушальный взнос - единовременное вознаграждение франчайзера в виде определенной твердо зафиксированной в договоре суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей  франчайзи.

Кроме единовременного платежа, предусмотрены и ежемесячные выплаты франчайзеру - роялти. Это вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок, определяемых франчайзером на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки. Ежемесячные выплаты могут рассчитываться также, исходя из прибыли франчайзи, и достигать 15% от полученных доходов.

СКОЛЬКО СТОИТ ФРАНШИЗА?

В России сейчас наиболее распространены франшизы в сфере торговли, общественного питания (рестораны, кафе, фаст-фуды) и услуг, менее всего в производстве. Также предлагается немало франшиз туристических  агентств, салонов красоты, аптек, компаний,  оказывающих услуги сотовой связи, в сфере реализации  нефтепродуктов. Если покупатель франшизы располагает  миллионом долларов и больше, то можно задуматься и об  открытии франчайзи "Макдональдс" или торгового центра  "Метро Кэш энд Керри".

 Разброс цен на франшизы огромен и зависит от множества факторов - от территории использования франшизы (монопольное право на франшизу на оговоренной территории стоит в несколько раз дороже), от узнаваемости и известности бренда, от месторасположения и размера франчайзи и т.д.

По данным Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ), для того чтобы открыть франчайзи, сегодня нужно изыскать от 30 до 70 тысяч долларов, Общая стоимость переключения прежнего бизнеса на работу под новым брэндом может колебаться в пределах от 100 до 300 тысяч долларов.

Но среди покупателей как раз наибольшим спросом пользуются относительно недорогие франшизы, в ценовой категории от 10 до 70 тысяч долларов.

ФРАНШИЗА ПЛЮС

Покупатель франшизы решает для себя многие организационные и маркетинговые вопросы, ведь франшиза - это программа, которая включает помощь в создании и развитии бизнеса, рекламу, марку, производственную и маркетинговую технологии и обучение персонала. По сути, в этой схеме начинающий бизнесмен получает продуманную и проверенную программу действий. Обычно доля банкротств, в таком случае, в разы меньше, чем в других партнерских схемах, поскольку существующая сеть защищает новичка, помогает ему стартовать, предоставляя свои рекомендации и устанавливая стандарты.

По статистике, из всех вновь образованных фирм в мире 85% прекращает свою деятельность в течение первых пяти лет. А из тех, кто работает по франчайзинговой схеме - лишь 14%. Кроме того, франчайзинговые системы наиболее устойчивы к экономическим кризисам. После дефолта 1998 года с российского рынка ушло около 50% всех независимых хозяйствующих субъектов, и только 5% - франчайзинговых компаний. Причем, значительная часть франчайзеров возобновила свою деятельность, как только экономическая ситуация в стране стабилизировалась и вырос потребительский спрос.

К неоспоримым преимуществам франчайзинга можно также отнести ряд других моментов: возможность стать самостоятельным бизнесменом при всесторонней поддержке опытного франчайзера; франчайзер может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам как товарным, так и денежным.

Большинство франчайзеров помогают своим партнерам на подготовительном этапе, консультируя их по вопросам выбора местоположения будущего предприятия, его оборудования, организации складских запасов. Прибавьте к этому мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под узнаваемым товарным знаком или фирменным наименованием.

За умеренную плату можно приобщаться к результатам широкомасштабных рекламных мероприятий, научных разработок и маркетинговых исследований, проводимых франчайзером. Кроме того, помимо федеральной рекламы, которую оплачивает продавец франшизы, местные франчайзи могут проводить региональные рекламные компании с оплатой до 50% расходов франчайзером.

Франчайзер проконсультирует франчайзи по всем вопросам ведения бизнеса, предупредит о возможности принятия экономически ошибочных решений. Для него продажа франшиз - это возможность проводить единую торговую и маркетинговую политику, что способствует росту продаж и дальнейшему продвижению бренда. Франчайзинг помогает расширить торговую сеть и оптимизировать систему сбыта и многое другое.

ФРАНШИЗА МИНУС

Однако договор франчайзинга ограничивает экономическую самостоятельность предпринимателя и возможность творческого подхода к развитию бизнеса. Для генератора идей франшиза - не лучший выбор.

Для франчайзи одним из основных недостатков является невыполнение контракта по франчайзинговому договору. Покупатель франшизы должен соблюдать правила франчайзинговой системы, которые сформулированы в договоре, и их должны выполнять все франчайзи без исключения. Франчайзи могут вносить свои предложения, но не могут менять систему.

Это далеко не все недостатки франчайзинговых отношений. Перечислим еще некоторые. Многие франчайзеры требуют от покупателя франшизы приобретать продукцию исключительно у них или у поставщиков, определенных франчайзером. Не разрешается приобретение товара из альтернативных источников, даже при условии соблюдения всех стандартов. В результате франчайзеры получают на этом дополнительные доходы.

Зачастую под видом продажи франшиз компании  элементарно реализуют произведенное оборудование,  например, холодильное для магазинов. Нередко  франчайзеры требуют от франчайзи брать помещения в  субаренду у них. В свою очередь, франчайзеры арендует  эти помещения у арендодателя.

Тем не менее, при всех своих недостатках франчайзинг более живуч и менее подвержен экономическим колебаниям. И именно развитие франчайзинговых  отношений в России может дать дополнительный и мощный  толчок к кооперации крупного бизнеса и малого  предпринимательства. 

Однако, обращают внимание эксперты, франчайзинг не  является единственным способом начать свой бизнес -  компанию можно создать без помощи крупных сетей или  просто купить. Поэтому каждый инвестор, желающий  создать бизнес на основе франчайзинга, должен  проанализировать все моменты и сделать решение -  стоит ли ему присоединяться к той или иной сети.

                         

Климентий Конкин


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (18) Апрель - Май 2007 года


  • Число просмотров: 2121

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть